Открытый урок в 6 классе. Анализ текста (подготовка к ГИА)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Ухабина Мария Григорьевна

Открытый урок в 6 классе. Анализ текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_6a.docx23.11 КБ
Файл no1.pptx233.32 КБ
Office presentation icon no2.ppt882 КБ
Office presentation icon no3.ppt569.5 КБ
Office presentation icon no4.ppt168 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 «А классе

Анализ текста (подготовка к ГИА)

Цель:

систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом;

воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к нашей истории через чтение и анализ текста.

Задачи:

Образовательные: совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, морфемный разбор, синтаксический разбор простого осложнённого  предложения, умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля.

Развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге, развитие различных операций мышления (умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать), развитие различных видов мышления (теоретическое понятийное, наглядно-действенное), развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); обогащение словарного запаса научной терминологией, развитие умения рефлексии.

Воспитательные: формирование нравственных, эстетических, этических представлений, систему идеалов, отношений, формирование культуры исследовательской деятельности, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям, формирование высоконравственной гражданской позиции:

-  отработать навык анализа публицистического  текста;

-  развивать коммуникативные, аналитические навыки;

-  формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к истории.

Оборудование:

1)Компьютер, экран, мультимедийный проектор

2)Компьютерная презентация, в которой представлены необходимые теоретические сведения и задания по тексту

4)На рабочих столах учащихся экземпляры текста (Приложение 1)

5) рабочие тетради

6)План анализа текста (у каждого на парте и на доске)

7)Эпиграф

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…

Д. С. Лихачёв

План анализа текста. (Приложение 2)

1.Прочитать текст.

2.Определить тему, идею, проблему.

Уточнить лексическое значение незнакомых слов.

3.Определить тип, стиль текста, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля.

4.Выразить свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

Ход урока

I.Организационный момент. Рапорт командира.

II.Учитель объявляет тему урока

Презентация темы, целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов.

Создание положительного эмоционального настроя. Музыка. Гимн «Бородино»

III.Ученики определяют цели урока – 5 минут

1.Работа с текстом

Прочитайте выразительно текст и выполните задания к нему.

(1)Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из Москвы. 2)Захватчики везли с собой на повозках много награбленного добра. (3)Уходя из города, Наполеон приказал взорвать Кремль. (4)Это была месть непокоренному народу за неудачи завоевателей. (5)…  (6)Кремль был спасен. 7)Выйдя из Москвы, французская армия направилась на юг, чтобы двигаться по еще не разоренным местам, где можно добыть продовольствие. (8)Но русские войска преградили ей путь. (9)После ожесточенных боев они заставили французов отступать по местности, которую те сами же разорили.

ЗАДАНИЯ:

1.Докажите, что это текст. (Презентация №1) – 5 минут

Ответ: предложения связаны тематически, также они связаны по смыслу, текст можно озаглавить, определить стиль, тип речи данного текста

2.Определите стиль  данного текста. Докажите. (Презентация №2) –5 минут

Ответ: публицистический, так как передаётся важная информация с одновременным воздействием на читателя, это особый вид произведения, в нём освещаются важные вопросы в жизни, решаются нравственные вопросы

3.Каким типом речи является данный текст? Докажите.

Ответ: это повествование, так как в данном тексте рассказывается что  произошло, есть вступление, основная часть и заключение (Презентация №3) – 5 минут

Тестирование. – 5 минут

ЗаданиеА1 – А7

Выберите правильный вариант ответа.

  А1.Определите тему текста.

        1) Отечественная война 1812 года

        2) Уход французской армии из Москвы

        3) Армия Наполеона в Москве

        4) Спасение Кремля

А2.Какое предложение должно быть на месте номера (5) в этом отрывке?

1) Немногим больше месяца были французы в Москве и убедились, что она стала для них ловушкой

2)Французы вели себя как варвары

3)Но патриоты-москвичи сумели вовремя потушить фитили у большинства пороховых зарядов

4)Кремлю угрожало полное уничтожение

А3.Объясняется ли в тексте, почему Наполеон отдал приказ взорвать Кремль?

        1)Не объясняется.

        2)Объясняется в предложении (7)

        3)Объясняется в предложении (3)

        4)Объясняется в предложении (4)

А4.Этот текст нужно разделить на два абзаца. Каким предложением должен начинаться второй абзац?

        1) 4                        2) 6                3) 7                        4) 8

А5. В предложении (9) есть местоимение те. Какому существительному оно соответствует по смыслы?

        1) русские войска

        2) французы

        3) бои

        4) непокоренный народ

А6.Какой тип речи используется в предложениях 7 – 9?

А7. Выпишите из предложений 2 – 7 слова-синонимы

Выполнение заданий В1 – В6 – 10 минут

В1. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова

В2.В последнем предложении найдите слово с непроизносимой согласной

В3.Разобрать слова по составу: французская, захватчики, приказал, двигаться

В4.Выпишите № сложных предложений

В5.Из предложения №9 выпишите словосочетания со связью управление, согласование, примыкание

В6.какое сочетание слов является грамматической основой?

1.Наполеон приказал (предложение 3)

2.Приказал  взорвать

3.Наполеон приказал взорвать

4.Взорвать Кремль

Итоги урока.

Рефлексия.

Оценки, комментарий – 5 минут

Д/з. С1.

Почему французские войска преградили путь французской армии, отступавшей из Москвы?

Напишите развёрнутый ответ из 5 –7 предложений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст как речевое произведение

Слайд 2

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума… Д. С. Лихачёв

Слайд 3

ТЕКСТ – от лат. textus -«ткань», «словесное единство» 1.Тематическое единство предложений . 2.Смысловое единство предложений. 3.Способы связи между предложениями. 4.Стиль речи. 5.Тип текста (речи). 6.Текст можно озаглавить. О сновные особенности текста

Слайд 4

ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем гово – рится , что положено в его основу. Можно задать вопрос : о чем говорится в тексте? ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это его вывод, жизненный урок. Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст? ПОМНИТЕ!

Слайд 5

ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ) ТЕКСТА – это назва - ние произведения или отдельных его час- тей . Заглавие отражает либо тему, либо основ – ную мысль текста. Заглавие помогает предположить, что будет в тексте, спрог - нозировать возможное развитие событий, понять идейный смысл текста. Заглавие текста

Слайд 6

- однотематическая лексика; -лексический повтор; -синонимы(в том числе контекстуальные); -антонимы(в том числе контекстуальные); -союзы; -местоимения; -наречия; -вводные слова, указывающие на порядок я влений (мыслей) и связь между ними Основные средства связи между пред- ложениями в тексте

Слайд 7

Словесные средства : - эпитет –художественное определение (Парус одинокий ) Метафора – скрытое сравнение (Деревья в зимнем серебре) - сравнение –уподобление одного предме - та, явления, действия другому (Глаза, как небо , голубые) - аллегория –иносказание (Правосудие – женщина с весами ) - Средства художественной изобразительности

Слайд 8

- литота – художественное преуменьшение (мужичок с ноготок) - гипербола - художественное преувеличе - н ие (море крови) - олицетворение - представление неодушев ленного предмета в виде живого существа (ветер поёт) - ирония - скрытая насмешка Средства художественной выразительности

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТИЛИ РЕЧИ

Слайд 2

Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями ,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить, рассмешить Предостеречь, посоветовать, Остановить.

Слайд 3

. Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке В неофициальной обстановке С одним человеком Общение Сообщение Воздействие С большой аудиторией Выбор стиля речи

Слайд 4

Стили речи Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль это просто …. А не какой – нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму , пьесу – Знай в них … стиль, Стиль очень интересный. Ещё есть стиль …. Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – стиль …. А правила когда мы учим, Употребляем стиль … Разговорный Художественный Публицистический Официально - деловой Научный

Слайд 5

Агафонова Е.Е. Стили речи (где? с кем? зачем?) Книжные Разговорный общение ( разговорные слова, неполные предложения,диалог ) НАУЧНЫЙ- сообщение (термины) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова) ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение) (особые слова и обороты) ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации , воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств )

Слайд 6

Агафонова Е.Е. Разговорный стиль Особенности разговорного стиля Цель - общение C фера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных. Стилевые черты - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем , какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора. Языковые средства : ограничен состав книжных слов,много просторечных слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций.

Слайд 7

Агафонова Е.Е. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Сфера употребления – язык художественной литературы . Цель использования – создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие. Языковые средства : 1.Эпитеты , сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация , инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об- ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно –вырази- тельных средств языка.

Слайд 8

Публицистический стиль Публицистика - особый тип литературных произведений , в ко- торых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Слайд 9

Публицистический стиль Сфера употребления – стиль радио , телевидения , газетных , журнальных статей . Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя . Жанры : информация, критическая заметка, репортаж ,интервью ,статья, рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон . ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ , ДОКЛАД.

Слайд 10

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Сфера употребления - используется в официальной обста- новке ( сфера законодательства , делопроизводства, административно –правовой деятельности ). Цель – сообщение , информирование . Основные жанры : законы , приказы , постановления резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт , докладная…) Особенности языка: 1.Официально – деловая лексика 2.Устойчивые , стандартизированные обороты речи 3.Точность,не допускающая иного толкования .

Слайд 11

Агафонова Е.Е. Схема научного стиля речи Речевая ситуация : ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ Стилевые черты : логичность изложения , отвлечённость и обобщённость , точность , доказательность, неэмоциональность и объективность

Слайд 12

Использованные ресурсы 1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1998. 2. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif 3. http://images.google.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы речи

Слайд 2

Типы речи Повествование Описание Рассуждение Что произошло? Несколько рисунков (фотографий) глаголы Какой? Один рисунок (фотография) прилагательные Почему? Нет рисунков, фотографий. наречия

Слайд 3

Повествование и его структура вступление Завязка Развязка КУЛЬМИНА ЦИЯ Заключение

Слайд 4

Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные

Слайд 5

Рассуждение и его структура Рассуждение – это словесное изложение , разъяснение, подтверждение какой – либо мысли . Рассуждение – очень важный тип речи : чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован- ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента , с которым вы не согласны. Композиция 1 . Тезис ( высказывается какая – то мысль ) 2 . Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли). а)… б)… в)… Убедительные, сопровождаемые примерами 3 . Вывод ( заключение )

Слайд 6

Использованные ресурсы 1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1998. 2. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif 3. http://images.google.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г. Балтийска Ухабина М. Г. АНАЛИЗ ТЕКСТА (подготовка к ГИА) Открытый урок в 6 «А» классе

Слайд 2

Домашнее задание С1. Почему французские войска преградили путь французской армии, отступавшей из Москвы? Напишите развёрнутый ответ из 5 – 7 предложений.

Слайд 3

Цель: систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к нашей истории через чтение и анализ текста.

Слайд 4

Эпиграф Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума… Д. С. Лихачёв

Слайд 5

План анализа текста Прочитать текст. Определить тему, идею, проблему. Уточнить лексическое значение незнакомых слов. Определить тип, стиль текста, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля. Выразить свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

Слайд 6

Работа с текстом Прочитайте выразительно текст и выполните задания к нему. (1)Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из Москвы. 2)Захватчики везли с собой на повозках много награбленного добра. (3)Уходя из города, Наполеон приказал взорвать Кремль. (4)Это была месть непокоренному народу за неудачи завоевателей. (5)… (6)Кремль был спасен. 7)Выйдя из Москвы, французская армия направилась на юг, чтобы двигаться по еще не разоренным местам, где можно добыть продовольствие. (8)Но русские войска преградили ей путь. (9)После ожесточенных боев они заставили французов отступать по местности, которую те сами же разорили.

Слайд 7

1 . Докажите, что это текст. Ответ: предложения связаны тематически, также они связаны по смыслу, текст можно озаглавить, определить стиль, тип речи данного текста.

Слайд 8

Определите стиль данного текста. Ответ: публицистический, так как передаётся важная информация с одновременным воздействием на читателя, это особый вид произведения, в нём освещаются важные вопросы в жизни, решаются нравственные вопросы

Слайд 9

Каким типом речи является данный текст ? Ответ: это повествование, так как в данном тексте рассказывается что произошло, есть вступление, основная часть и заключение

Слайд 10

Тестирование. Задание А1 – А7 Выберите правильный вариант ответа. А1. Определите тему текста. 1) Отечественная война 1812 года 2)Уход французской армии из Москвы 3) Армия Наполеона в Москве 4) Спасение Кремля .

Слайд 11

Тестирование. А2. Какое предложение должно быть на месте номера (5) в этом отрывке? 1) Немногим больше месяца были французы в Москве и убедились, что она стала для них ловушкой 2) Французы вели себя как варвары 3) Но патриоты-москвичи сумели вовремя потушить фитили у большинства пороховых зарядов 4) Кремлю угрожало полное уничтожение

Слайд 12

Тестирование. А3. Объясняется ли в тексте, почему Наполеон отдал приказ взорвать Кремль? 1)Не объясняется. 2)Объясняется в предложении (7) 3)Объясняется в предложении (3) 4)Объясняется в предложении (4)

Слайд 13

Тестирование. А4. Этот текст нужно разделить на два абзаца. Каким предложением должен начинаться второй абзац? 1) 4 2) 6 3) 7 4) 8

Слайд 14

Тестирование. А5. В предложении (9) есть местоимение те. Какому существительному оно соответствует по смыслы? 1) русские войска 2) французы 3) бои 4) непокоренный народ

Слайд 15

Тестирование. А6. Какой тип речи используется в предложениях 7 – 9?

Слайд 16

Тестирование А7. Выпишите из предложений 2 – 7 слова-синонимы

Слайд 17

Тестирование Выполнение заданий В1 – В6 В1. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова В2. В последнем предложении найдите слово с непроизносимой согласной В3. Разобрать слова по составу: французская, захватчики, приказал, двигаться В4. Выпишите № сложных предложений

Слайд 18

Тестирование В5. Из предложения №9 выпишите словосочетания со связью управление, согласование, примыкание В6. Какое сочетание слов является грамматической основой? 1.Наполеон приказал (предложение 3) 2.Приказал взорвать 3.Наполеон приказал взорвать 4.Взорвать Кремль

Слайд 19

Итог урока 1.Выставление оценок 2.Комментарий

Слайд 20

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока 5 класс "Форматирование текста"

Техналогическая карта урока Презентация к уроку...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

Открытый урок "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обуч...