Урок русского языка в 7 классе "Кто он? Портрет интересного человека"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок подготовки к сочинению-описанию внешности человека по картине А.М.Шилова "Зацвёл багульник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka._7_klass..doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область
Волоколамский район
МОУ «Спасская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Подготовка к сочинению-описанию
по картине-портрету А.М.Шилова
«Зацвёл багульник» по теме «Кто он?
Портрет интересного человека».
Выполнила:
Янченкова Марина
Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы,
МОУ «Спасская СОШ»
Спасс, 2011
Список использованной литературы.
- Сочинение по картине в 7-м классе: метод. пособие/ Л.А.Ходякова,
Е.В.Кабанова, Л.И.Новикова, Т.И.Андреюшкова; под ред проф. Л.А.Ходяковой. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. – (Библиотека учителя русского языка).
2. Энциклопедический словарь юного художника/ Составитель Н.И.
Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – с.281 – 284.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.
5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. –
Обнинск: Титул, 1996.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в началь-
ной школе. 3 – 4 кл.: Учеб.: В 2 ч. Ч. 2. – М.: Дрофа, 2001.
- Русский язык: Учеб. Для 7 кл. общеобр. учрежд./ М.М.Разумовс-
кая, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.
Леканта. – М.: Дрофа, 2002.
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине-портрету
А.М.Шилова «Зацвёл багульник» по теме «Кто он? Портрет
интересного человека».
Цели урока: 1. подготовить учащихся к сочинению-описанию внешнос-
ти человека, изображённого на картине;
2. формировать умение самостоятельно строить текст-опи-
сание картины-портрета (сочинение) на основе рабочего
материала и искусствоведческого текста;
3. обогатить речь учащихся образно-выразительными сред-
ствами русского языка, помогающими более ярко опи-
сать портрет; активизировать «портретную» лексику в
высказывании, научить уместно употреблять её в речи.
Тип урока: урок развития речи.
Методы: беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы,
словесное рисование, наблюдение, анализ текста, поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
ТСО: мультимедиа.
Оформление урока: компьютерная презентация «Портрет. Описание
внешности интересного человека»; эпиграф, слова-
ри, репродукции портретов.
Словарная работа: портрет, автопортрет, портретист, образ, характер,
фас, анфас, профиль, индивидуальность, экспрессия,
мгновение, описание, поза, контраст, символ.
Ход урока:
- Приветствие. Оргмомент.
- Сообщение темы и постановка цели.
Эпиграф:
В человеке всё должно
быть прекрасно: и лицо,
и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов.
1. Вступительная беседа.
Вопросы и задания:
- Прочитайте тему урока (читает ученик). Послушайте эпиг-
раф (читает учитель).
- Скажите, о каком человеке говорит писатель? (о красивом,
добром, необычном). Объясните, что значит интересный че-
ловек?
- Обратите внимание на нашу галерею картин. Как называ-
ются эти картины? (портреты).
- Что такое портрет? (если не могут ответить, то организует-
ся поиск значения в «Толковом словаре русского языка»
С.И.Ожегова, в «Кратком словаре художественных терми-
нов» Н.М.Сокольниковой).
2. Слово учителя:
Итак, сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-
Описания по картине-портрету (цель). На уроке мы соберём
рабочие материалы, составим план, само сочинение напише-
те дома. Запишите в тетрадях число и тему.
III. Актуализация знаний о жанре портрета. Словарная работа.
- Слово учителя:
Прежде чем начать работу по картине, мы обратимся к специальным словам, которые вы можете употребить в сочинении.
- Словарная работа (слова приведены в начале разработки урока) проводится в форме фронтального опроса (слова показаны на экране мультимедиа). Учащиеся по желанию объясняют значения известных им слов. Значения незнакомых слов находят в словарях.
IV. Наблюдение над картиной и её анализ ( в форме беседы).
- Слово учителя:
Теперь мы переходим к основному этапу нашей работы. Мы обратимся к необычной картине. Это картина Александра Шилова «Зацвёл багульник».
Рассмотрите картину. Кто на ней изображён? (пожилая женщина).
- Рассказ о художнике с демонстрацией его автопортрета,
картин (сообщение ученика).
В центре Москвы, на улице Знаменка, в одном из старинных особняков расположена картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова. Он стал известным в 70-е годы 20 века как участник больших выставок в стенах Московского манежа. Талант молодого художника-портретиста был замечен и встретил поддержку зрителей.
Александр Максович Шилов родился в Москве в 1943 году. Учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы. Окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова по классу живописи. С конца 70-х годов у Шилова был ряд персональных выставок в Москве, Ленинграде, Томске, Париже, Лиссабоне. Лучшие полотна художника – это не просто плод высокой техники и изобразительности, а мир человеческой души и мысли, выраженных в образах реальных людей. В его картинах - вся правда о наших современниках и нашем мире. Одной из таких картин является полотно «Зацвёл багульник», которое было написано в 1980 году.
- Беседа по картине.
Вопросы:
- Рассмотрите картину и скажите, какое настроение создаётся у вас при взгляде на неё?
- Нравится ли вам этот портрет?
- Какие цвета художник противопоставляет в картине-портрете?
- Почему картина названа «Зацвёл багульник»?
- Кого напоминает вам изображённая женщина?
- Как вы думаете, кого изобразил Шилов? (возможно свою бабушку, учительницу).
Слово учителя:
Да, у Шилова есть картина «Моя бабушка» (показывается),
и она похожа на пожилую женщину с картины «Зацвёл ба-
гульник», но на этой картине изображена не родственница
живописца.
Вопрос:
- Как вы думаете, кто по профессии эта женщина? (актриса, работник музея, учитель).
Слово учителя:
Эта женщина – учительница начальных классов Галина
Николаевна Лачинова, которая всю жизнь отдала любимой
работе в школе.
Вопросы:
- Но почему же картина, где изображена пожилая женщина-учительница, называется «Зацвёл багульник»? (она внимательно, удивлённо смотрит на веточки багульника, которые только-только дали первые цветы).
- Какое время года изобразил художник? (ранняя весна).
- Но ведь ранней весной распускаются и другие растения, почему же именно багульник стоит на подоконнике в кувшине? (необычны вид и название, оно мало всем знакомо, мы видим не первые зелёные листочки, а розоватые цветы).
- Обратите внимание на порядок слов в названии. Почему он такой? (обратный, на первом месте сказуемое «зацвёл» - главное по смыслу слово, нам важно увидеть начало жизни растения).
Слово учителя:
Художник вкладывает в название картины большой
смысл. Оно символично. Начало новой жизни – это
весна, когда происходит обновление в природе и в жизни
человека. А растение багульник – символ начала весны.
Посмотрите, сами веточки занимают очень мало места на
полотне. Основное пространство уделено изображению
женщины.
Вопросы:
- Для чего на картине вместе с символом начала весны показана старая женщина? (это два символа – встреча молодости и старости, главная мысль – показать закат и начало жизни).
- Давайте рассмотрим, как построена картина? Обратим внимание на передний и задний план полотна. (На переднем плане мы видим пожилую женщину и веточки зацветающего багульника, поставленные ею несколько дней назад в кувшин с водой. На заднем плане мы видим, какой вид открывается из окна квартиры женщины: противоположный дом бледно-жёлтого цвета. Кроме этого, в квартире на стене висят фотографии, на которых, возможно, изображены родные героини картины или её ученики. Картину можно разделить как бы на две части. Где пожилая женщина – тёмные краски, а где растение – светлые тона).
Слово учителя:
Верно. Такое необычное построение картины представляет контраст между светом и тенью, старостью и молодостью, прошлым и будущим. Благодаря такому расположению мы особое внимание уделяем внешности женщины.
Что вы чувствуете и о чём думаете, глядя на портрет?( что этот человек дорог автору, это добрый, умный, искренний человек).
- Собирание и систематизация рабочего материала.
Слово учителя:
Теперь мы подберём слова и словосочетания для описания внешности героини картины.
(На экране появляется таблица из двух колонок, первая колонка заполнена словами: поза, лицо, глаза, взгляд, нос, губы, волосы, характер, одежда, социальное положение. Ребята чертят таблицу в тетрадь, вместе заполняем вторую колонку).
Вывод:
Слово учителя:
На первый взгляд, перед нами обыкновенная пожилая женщина, образ которой выражен неяркими красками. Но внимательно рассмотрев картину, мы почувствовали богатый внутренний мир, душевность, которая исходит от выразительного лица, удивительных глаз героини, изучающего взгляда.
Вопрос:
- Нравится ли вам образ этой женщины? Можно ли назвать этот портрет портретом интересного человека?
- Работа с искусствоведческим текстом.
- Слово учителя:
Картина Шилова «Зацвёл багульник» привлекает внимание людей, которые изучают произведения искусства – искусствоведов. Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с текстом искусствоведа Т.А.Кутузовой и скажете, что нового о картине узнали, что думает автор о картине, какова основная мысль этого текста. (вопросы и значения слов «интеллигенция», «багульник» и сочетания «достойная жизнь» на экране мультимедиа).
- Самостоятельное чтение текста (у каждого распечатка), ответы на вопросы.
- Итог урока.
1.Вопросы:
- Можем ли мы узнать по портрету интересный перед нами человек или нет?
- Какого человека можно назвать интересным?
2. Заключительное слово учителя:
Завершить наш урок я хочу словами искусствоведа
Т.А.Кутузовой: «Уходят из жизни поколения, оста-
ётся память, остаются портреты, которые не только
нам, но и тем, кто придёт за нами, расскажут осо-
бым языком искусства о людях, о жизни, об исто-
рии России».
- Выставление оценок за работу на уроке, их обоснование; домашнее задание.
Написать сочинение по картине-портрету А.М.Шилова «Зацвёл багульник», используя рабочие материалы, искусствоведческий текст, самостоятельно составить план, обращаться при проверке к орфографическому словарю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 11 классе "Портрет профессии. Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок русского языка "Портрет профессии. Подготовка к сочинению-рассуждению" готовит учащихся к написанию сочинения определенного типа (ЕГЭ, подготовка к части С1). В ходе урока учащиеся получают знани...
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Встречи с живописью на уроках русского языка. Как сделать их интересными для школьников.
Решение вопроса нестандартного использования живописи на уроках русского языка....
Сценарий урока русского языка в 7 классе "Портрет причастия"
Сценарий урока возможно использовать на этапе повторения темы "Причастие" в 7 классе....
презентация к уроку русского языка в 7 классе "Описание внешности человека"
Данную презентацию можно использовать при подготовке к сочинению-описанию внешности человека...
урок русского языка в 7 классе "Наречие - интересная часть речи"
Урок-семинар, рассчитанный на 2 урока, создан в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка урока русского языка в 10 классе «Нуждается ли человек в милосердии: дискуссии на тему»
Тип урока: комбинированный, интегрированный (русский язык, литература).Форма урока: урок – диспут.Оборудование: словарь по теме урока, презентация с Женевскими конвенциями о правах человек...