Встречи с живописью на уроках русского языка. Как сделать их интересными для школьников.
консультация по теме
Решение вопроса нестандартного использования живописи на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение вопроса нестандартного использования живописи на уроках русского языка. | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Встречи с живописью на уроках русского языка.
Как их сделать для школьников
интересными.
Е.В. Котельникова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №100 им. С.Е. Цветкова»,
г. Новокузнецк
Доброго дня всем: вам, уважаемые члены жюри, конкурсантам, моим любимым друзьям-коллегам и, конечно же, вам, дорогим гостям этого зала! Напоминаю, что вы присутствуете на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы.
Все мы, собравшиеся здесь,- педагоги, учителя. И где бы мы с вами ни выступали, в каких бы конкурсах ни участвовали, какие бы уроки ни проводили, отбросив ложную скромность, скажем прямо: как бы хотелось, чтобы любое наше выступление и каждый урок, проводимый нами, были встречены по меньшей мере именно так... (Музыкальный фон "Бурные аплодисменты").
Но, к сожалению, порой бывает все несколько иначе: заливистая трель школьного звонка, извещающего о начале урока, улыбки на лицах и застывший вопрос в глазах твоих любимых учеников "А чем же вы нас удивите или порадуете сегодня?" И легкое детское разочарование, когда ты объявляешь тему урока: "Откройте тетради, (Музыкальный фон "Мелом пишут на доске") запишите число, тема сегодняшнего урока "Подготовка к сочинению-описанию картины..." И в этот момент происходит примерно следующее... (Музыкальный фон "Недовольные детские голоса").
1 СЛАЙД (обложка)
Обеспокоившись таким положением вещей, мне пришлось серьезно призадуматься о том, как же сделать встречи с живописью на уроках русского языка для моих учеников менее болезненными, интересными и запоминающимися. Итак, какого же нестандартное решение вопроса использования живописи на уроках русского языка.
2 СЛАЙД (высказывание)
Произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотно и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а тренировать свой вкус.
3 СЛАЙД (дети на уроке)
Русский язык - это, пожалуй тот предмет, возможности которого поистине безграничны. И, конечно же, очень важную роль в этой учебной дисциплине играют уроки развития речи.
4 СЛАЙД (Культура речи)
Культура речи не ограничивается только грамотностью письма и правильным произношением, а, непременно, выступает как необходимый элемент целостной культуры личности.
5 СЛАЙД (фамилии педагогов)
Анализ педагогической литературы показывает, что многие педагоги, психологи и методисты считают необходимым использовать произведения живописи на уроках русского языка и литературы, так как картины художников способствуют познанию жизни, развития мышления и речи, наблюдательности, внимания.
Таким образом, произведение живописи является не просто иллюстративным материалом на уроке русского языка, а представляет собой средство, которое органично связано с предметом и целями обучения, которое стимулирует речемыслительную деятельность школьников.
6 СЛАЙД (равно успех)
Успешность работы по произведениям живописи на уроках русского языка зависит не только от того, какие репродукции будут предложены для рассмотрения, но и как произойдет первая встреча учеников с картиной.
7 СЛАЙД (2 картины)
И чего, греха таить, не все программные картины, пусть даже именитых мастеров могут вызвать эстетическое наслаждение.
8 СЛАЙД (учебники)
К сожалению, методические рекомендации к учебникам по русскому языку не предполагают разнообразие нестандартных упражнений, связанных с живописью. В связи с этим мной подготовлены дидактические материалы, позволяющие учителям – словесникам использовать предметы живописи на уроках русского языка в нестандартных формах: творческий диктант по картине, спектакли – миниатюры по картинам. Предлагается также лингвокраеведческая работа, в результате которой происходит приобщение школьников к национальной культуре, воспитывается любовь к малой родине и к стране в целом.
Предлагаемая концепция не претендует на коренную перестройку традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых разделов курса. Языковой материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование к русскому языку, находит место в урочной и во внеурочной деятельности учащихся.
9 СЛАЙД (театр и школа)
Нетрадиционные формы уроков развития речи под общим названием "Театр одной картины" реализуются мною, как правило, в начале работы над той или иной картиной. Такие уроки проходят в необычной, нестандартной обстановке. Подобная смена привычного интерьера целесообразна, так как она создает атмосферу праздника, устраняет психологический барьер, порой возникающий в традиционной обстановке из-за боязни совершения ошибки, создается благоприятный психологический климат.
10 СЛАЙД (фото с приглашенными)
Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, возможны и приглашенные (администрация, учителя-предметники, родители, при особенности тематики - школьный психолог, врач, библиотекарь и др.); а также реализуются с обязательным использованием всех видов наглядности (аудио, видео). Как показывает мой опыт работы, методически высоко эффективными являются уроки творчества, а именно: урок – спектакль, урок – экскурсия, урок – интервью, урок – видео путешествие и др. На мой взгляд, одной из наиболее эффективной и продуктивной формой обучения является урок – спектакль.
11 СЛАЙД (фото + книга моя)
Методика построения таких уроков основана на технологии режиссерского искусства. На таком уроке соблюдается вся композиция театрального действия.
12 СЛАЙД (композиция)
Конечно же, действие в театре не остановить, а на уроке – спектакле это вполне возможно: учитель счастливый обладатель шанса увеличить стоп – кадр; приблизить к зрителю момент, кажущийся неуловимым; дать возможность проанализировать или прокомментировать ту или иную ситуацию.
13 СЛАЙД (дети выступают)
А использование всевозможных элементов различных видов искусства обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – многоплановая и долговременная творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
14 СЛАЙД (Пластов)
Позвольте привести ряд примеров.
В 5 классе в ходе работы над подготовкой к сочинению – описанию картины А.А. Пластова «Летом» мной был предложен и проведен урок в форме спектакля с включением в него элементов интервью и видео путешествия. Ребята – пятиклассники и все приглашенные присутствовали на первом этапе работы над произведением выдающегося русского живописца. Присутствующие познакомились с жизнью и творчеством А.А. Пластова и встретились с его картиной «Летом» в необычной обстановке: они стали свидетелями открытого экзамена в Академии художеств. Экзаменаторами выступили академик Живописцев, профессор Холстова и секретарь Кисточкина; экзаменующимися – студенты Академии (роли исполняли ученики 5 класса). Экзамен выдержан в вопросно – ответной форме, причем вопросы в билетах и реплики экзаменаторов прописаны в поэтической манере (в некоторых случаях с небольшим вкраплением юмора); ответы же студентов – достоверные сведения из жизни и творчества художника, представленные в прозе. Во время монологической речи студентов было предусмотрено мультимедийное сопровождение: путешествие по местам, значимым для художника; серия картин живописца; портреты внука А.А. Пластова. Как и на любом экзамене ответы студентов оценивались. В сюжет этой театральной постановки было вписано и интервью присутствующих с внуком художника (в роли внука выступил одиннадцатиклассник); а также рассмотрен ряд картин с одноименным названием других признанных мастеров.
15 СЛАЙД (Кончаловский)
Подобная работа была проведена и в 5 классе в ходе знакомства с картиной П.П. Кончаловского «Сирень», спектакль-экскурсия "Пятилепестковое счастье" в импровизированные выставочные залы, картины для одного из которых созданы моими учениками.
16 СЛАЙД (Попов)
В 7 классе авторы учебника по русскому языку предлагают ребятам познакомиться с картиной И. Попова «Первый снег» и написать сочинение в форме дневниковых записей. И в этом случае мы прибегли к театральной постановке. Ребята одиннадцатого класса рассказали семиклассникам об особенностях ведения дневника. Ребята же седьмого класса разыграли мини – спектакль «За моим окном» (импровизированное окно, рама которого наложена на увеличенную репродукцию И. Попова «Первый снег»).
17 СЛАЙД (Сюрпризные моменты)
Каждый подобный урок завершается добрыми словами в адрес актеров, гостей, режиссера – постановщика этого спектакля и вручением небольших памятных сувениров всем присутствующим (календарик с изображением картины П.П. Кончаловского «Сирень», стикер для оформления дневника и мини версия дневника «Чем живу, о чем мечтаю, о чем думаю…»; а входе миниатюры «Экзамен в Академии художеств» все гости смогли насладиться свежим соком «Летний»). Такие сюрпризные моменты поднимают настроение и создают весьма комфортные психологические условия.
Все уроки – спектакли, проводимые мной, преследуют определенные цели: подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по предложенной картине на основе ситуативно – ролевой игры. Немаловажно, что и ребята, и я как учитель получаем удовлетворение от такого вида работы.
18 СЛАЙД (Адрес сайтов)
Более подробно с материалами уроков – спектаклей можно познакомиться на школьном и личном сайтах.
Помимо этого, изучив серию работ, посвящённых творческим диктантам и их видам, я пришла к выводу, что значение этого вида работы весьма велико и общепризнано, но, к сожалению, в практике учителей не занимает должного места. Ещё в 70 – е годы двадцатого столетия Т.А. Ладыженская, обозначая эту проблему, объясняла данный факт тем, что «учителя не располагают ни нужными текстами, ни соответствующими рекомендациями» по методике их проведения. И действительно, некоторые тексты, а также общие указания по их использованию можно найти лишь в статьях - обобщениях опыта того или иного учителя или в курсах методик и в исследованиях, которые рассказывают о видах письменных работ.
19 СЛАЙД (Брошюра Творческий диктант)
В связи с указанной проблемой я взяла на себя смелость и постаралась восполнить некоторый пробел в обеспечение учителя необходимыми ресурсами. Предлагаю вниманию учителей - словесников небольшое пособие по использованию на уроках русского языка творческих диктантов. Данная работа состоит из трех частей: Внимание на экран.
20 СЛАЙД (3 части)
Данные сборники включают в себя знакомство с биографическими и искусствоведческими материалами, а также творческие задания. Тексты диктантов написаны искусствоведами, моими учениками и мной. Тематика и содержание картин соответствуют ныне действующим программам и учебникам русского языка. Все материалы и задания к данным упражнениям могут использоваться как в предложенном виде, так и дополняться учителем, в зависимости от усвоения материала. Многие тексты могут быть адаптированы для обучающихся других классов с необходимым пояснением учителя.
Учебное пособие может быть востребовано также при создании познавательных сюжетов в форме занимательных историй, игровых диалогов, рассуждений-эссе как в классной, так и внеклассной работе по предмету.
21 СЛАЙД (Авторские пособия)
Подобный вид творческой по картинам работы включен и в ряд созданных мною сборников дидактических материалов по следующим темам: "Достоевский на уроках русского языка", "Олимпийское движение: страницы истории", "Памяти выпускника школы". В данное время продолжается работа над созданием пособий из серии "Людей великих имена" (имеются ввиду имена людей живших или живущих в нашем городе), а также сборников творческих диктантов для 7-9 классов.
Материалы, предложенные вам, уважаемые коллеги, на нашей сегодняшней встрече были представлены и получили положительную оценку на заседаниях школьного и районного методических объединений в 2011 году,
22 СЛАЙД (Сертификаты)
а также в Институте повышения квалификации при диссеминации ценного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации "Русский язык и литература: теория и методика преподавания" (представление материала в двух группах), В клубе молодых специалистов на мастер-классе (при ИПК) "Живопись на уроках русского языка" в 2012 году.
23 СЛАЙД (Сертификат)
Опыт моей работы внесен в муниципальный банк передового педагогического опыта в 2012 году. Сегодня работа "Творческий диктант по картине, или нестандартное использование живописи на уроках русского языка. 5-6 классы" подана на рецензию в Центр педагогических технологий им. К.Д. Ушинского ("Новое образование", интернет-площадка) с целью диссеминации личного опыта работы на общероссийском уровне.
24 СЛАЙД (Спасибо за внимание)
Подводя итог, необходимо сказать, что нетрадиционный урок – это органичное сочетание образования, развития и воспитания школьника. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль; однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может скоро перейти в разряд традиционного, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к предмету, следовательно, снизится и уровень эффективности подобных занятий.
У меня все, спасибо за внимание. Надеюсь, что представленный мной материал был для вас полезен интересен.
Литература
- Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров.//Русский язык в школе. 1997, №1, с.25-26.
- Кульничев С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 г.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М., 2001 г.
- Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий.// Специалист. №2, 1992 г.
- www.festival.1september.ru
- www.school-100nkz.ucoz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс
Сборник текстов в 2 частях для работы по картинам с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с искусствоведческими материалами, а также творч...
Встреча с художниками на уроках русского языка
Описание фрагментов подготовительной работы к урокам развития речи: Сочинение - описание по картине....
П.Кончаловский "Сирень". Первая встреча с картиной на уроках русского языка. 5 класс
Урок-экскурсия. П.Кончаловский "Сирень". Данная встреча предшествует работе над сочинением - описанием картины. Проводила его как внеклассное мероприятие по предмету....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЛИ КАК НЕ НАВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ
Сохранение всеми возможными способами здоровья школьника – весьма актуальный вопрос сегодняшнего дня. К сожалению, именно школа, по статистическим данным, способствует возникновению заболе...
Нетрадиционные формы работы с живописью на уроках русского языка. Фрагмент занятия.
Фрагмент занятия. Развитие речи. "Нетрадиционные формы работы с живописью на уроках русского языка"....
«Шедевры русской живописи на уроках русского языка»
Эта работа приглашает учителей русского языка в мир изобразительного искусства, столь же необходимого культурному человеку, как литература, кино или театр. Она предназначена для проверки орфографическ...
Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"
В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...