местоимение ( 6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Даны конспекты уроков по теме " Местоимения". "отрицательные местоимения"" неопределённые местоимения" материал похож но отличается формой урока. Его можно использовать при повторении , закреплении и объяснении темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimeniya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка уроков теме «Местоимение» 6 класс учителя русского языка и литературы Аюповой Т А
1 Тема : Отрицательные местоимения
Цели урока:
Познавательная: развивать умение распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогом.
Развивающая: расширение активного запаса учащихся, тренировка в употреблении отрицательных местоимений в речи.
Воспитательная: формирование интереса к УНТ, идее значительности народной мудрости.
Ход урока
1 Оргмомент. ( приветствие . постановка цели урока)
Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений, научимся распознавать приставки Не и НИ в местоимениях, потренируемся в употреблении местоимений в речи..
2. Объяснение темы. Совсем недавно вы начали изучать местоимения. Давайте вспомним,
1. Что такое местоимение? ( Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, на его признаки, количество, но не называет его) 2. Какие разряды местоимений вам известны? ( лич, возвр .притяж. вопросит. относит. неопред.)
Повторим разряды местоимений.( показ карточки « Определи разряд»)
А хотите послушать сказку , которая называется « Умные спорщики»?
« В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге , нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?» А второй и говорит : « Ну, что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу! В каком –то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?» Третий посмеялся и говорит: « Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шёл, никого не встречал , никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось». « Эх вы , Глупые спорщики, - сказал четвёртый.- Что вы спорите? Ведь не о чем спорить –то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего.»
Беседа.
Ребята. Встретились вам местоимения, которые вы уже знаете?. Назовите их. Почему же они так называются, неопределённые? Могли мы определить, о чём идёт речь? А есть разряды местоимений , которые всё отрицают. Они называются отрицательными. В сказке они вам встретились. Запишем тему урока « Отрицательные местоимения» ( СЛАЙД) Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нигде и др.
3. Работа с учебником.
А теперь давайте посмотрим, как образуются отрицательные местоимения. Откроем учебник « Практика» № 129. упр 646( 543).
Прочитайте предложения. Найдите выделенные слова. А теперь пальчиком закройте НЕ и скажите . какие местоимения получились?(когда, чего, какое) А какие это местоимения по разряду? ( вопросительные). Значит, отрицательные местоимения образуются от вопросительных кто? что? какой? где? когда ? откуда? при помощи приставки НЕ и НИ. изменяются они так же , как и вопросительные. Какими членами предложения они являются? (Подлежащими. Дополнениями. Обстоятельствами)
4.А теперь посмотрим на экран. (Слайд)
ничегО никогО нЕчего нЕкого
Произнесите их вслух. Когда в отрицательных местоимениях пишем И , а когда Е? Отчего зависит выбор гласной? Запомните : Некого и нечего не имеют формы именительного падежа.
А если между местоимением есть предлог, как мы их будем писать? ( раздельно) ВЫВОД: От чего зависит выбор гласной в приставке? ( от ударения)
5.Посмотрим на экран. (СЛАЙД)
Подберите к глаголам, подходящие по смыслу отрицательные местоимения.. Объясните их правописание. Запишем на доске.
Не спрашивал……. (никого) Ссориться ……… ( не с кем) Не сомневался……. ( ни в чем) Сердиться……… ( не на кого)
Вопрос. В каких словосочетаниях отрицание чувствуется сильнее: там, где при глаголе есть отрицание или там . где его нет? Какие местоимения используются с НЕ или с НИ?
(СЛАЙД) 6.Программированное задание. Работа с сигнальными карточками
Выберите правильный ответ. Я буду показывать словосочетание , а вы поднимите карточку. Е или И.. и объясните
Не нашёл н..чего Сожалеть н..чего. Не спорю н.. с кем. Н..сколько не испугался. Надеяться н.. на кого.
ФИЗМИНУТКА.
На уроках не скучаем- Правила мы изучаем. Вот немного отдохнём И опять учить начнём. Головой мы покачаем, И кистями повращаем, Глаза на миг закроем И широко раскроем. Пальцами пошевелим Друг на друга поглядим. По лицу себя погладим И на место тихо сядем.
7.Синтаксическая пятиминутка. ( СЛАЙД)
У доски произвести морфологический разбор М. ( чьи-то- м,чьи?чей,неопр. Мн. Ч. И.п.опред.)1 чел.
КЛАСС
Определить, каким членом предложения будет являться М. какого оно разряда?
1. В комнате раздались чьи-то шаги. 2 Никто ничего не видел. 3 Я никого здесь не знаю 4 Он заметил человека, который быстро уходил. Найдите сложное предложение. Определите тип.
8. Убери « лишнее» слово. ( СЛАЙД)
1. Каждый, всякий, себя. (себя) 2.Никто, некто, некоторый. ( никто) 3.Ничей, нисколько, этот. ( этот) 4.Мой , твой, кто-то (кто-то)
9.Обобщение.
Какие местоимения называются отрицательными? От каких местоимений они образуются? Когда в них пишется НИ , когда НЕ? Когда отрицательные местоимения пишутся раздельно?
10 Итог урока.
Услышим скоро мы звонок Пора заканчивать урок.
Д-з. КРОССВОРД
Оценка.
Ребята. Попробуйте оценить сами, поняли вы тему или нет. У вас на партах лежат картинки с изображением человечка.. Если вы поняли тему, то покажите человечка, который смотрит весело. А если нет , хмуро . Благодарю за урок!
2. Тема: Неопределённые местоимения ( проверка домашнего задания.)
Цель- повторение неопределённых местоимений, совершенствование орфографических навыков, , формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике..
Ход урока 1. Оргмомент. (постановка цели урока, приветствие)
Сегодня на уроке мы с вами повторим домашнее задание. Итак, вы изучаете местоимение.
1. Что называется местоимением?
2. Какие разряды местоимений вы изучили?( лич., возвр, притяж, вопрос., относ, и неопр.)
3. Работа в группах. Решение учебной задачи.
Некто что-то кое-кто кое у кого Нечто какой-либо кое-кому кое к кому Некоторый сколько-нибудь кое-кем кое с кем.
Задание общее. Записать местоимения в тетрадь. Проанализировать их ( на что указывают, как пишутся)
1 группа. Произнесите вслух слова 1 столбика, сделайте вывод, как они произносятся, пишутся, на что указывают. ( вывод: местоимения указывают на неопределённые лица, предметы, количество, НЕ пишутся слитно и под ударением)
2 группа. Произнесите вслух слова 2 столбика, определите . на что указывают и как пишутся местоимения .( местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки и количества, имеют суффикс и пишутся через дефис)
3 группа Произнесите вслух слова 3 столбика . Определите на что указывают и как пишутся местоимения. ( местоимения указывают на неопределённые предметы и признаки . имеют приставки и пишутся через дефис)
Задание ( индивидуальное, слабому ученику)-4 столбик( объяснить, почему раздельно пишутся местоимения)
Вывод Какие же местоимения называются неопределёнными? ( которые указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки , количества)
4. Проверка домашнего упражнения.. А при выполнении домашнего упражнения обратим ещё раз внимание на правописание неопределённых местоимений.. Читаем задание и объясняем упр ?
Схематический диктант.(экран) Подчеркнуть местоимения как члены предложения и определить разряд.
1. В комнате раздались чьи-то шаги. 2. Мой дом находится далеко от речки 3. Кто написал поэму « Полтава»? 4 Чувствовать себя хорошо.
Итог. Услышим скоро мы звонок Пора заканчивать урок. Заключение О чём сегодня мы говорили на уроке?( о неопределённых местоимениях, ) Как они пишутся? (слитно, раздельно и через дефис) А теперь , если вы поняли тему хорошо, то поднимите улыбающегося человечка, а если нет, то нахмурившегося. А дома ещё раз повторите правила правописания неопределённых местоимений. Благодарю за урок!
3. Тема: Неопределённые местоимения. (повторение неопределённых местоимений) Цели Обучающая: повторение неопределённых местоимений, совершенствование орфографических навыков, формирование практических умений, навыков , обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике. Развивающая: развитие логического мышления, коммуникативных умений , познавательного интереса у обучающихся. Воспитательная: воспитание бережного отношения к слову.. Оборудование: компьютерная презентация, карточки,кроссворды. Ход урока. 1. Оргмомент.( приветствие, постановка цели урока) Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания о местоимениях, повторим неопределённые местоимения, потренируемся в нахождении неопределённых местоимений
2. Фронтальный опрос. Что называется местоимением? Какие разряды местоимений вам известны? Какие местоимения называются неопределёнными? От каких местоимений они образуются? Как пишутся неопределённые М. с предлогами?
3.Кроссворд. « Знатоки местоимений»
У вас на карточках есть вопросы . Отгадаем кроссворд.
4.Схематический диктант. Задание. Выписать местоимения и определить их разряд. Какими членами предложения они являются. Предложение с неопределённым местоимением разберём по членам. ( у доски)
1.В комнате раздались чьи-то шаги. 2. Я не знаю, где он был. 3. Мой дом находится далеко от речки. 4. Кто написал поэму « Полтава»? 5. Чувствовал себя хорошо.
5. Работа в группах.( слайд) Решение учебной задачи.
Некто что-то кое-кто кое у кого Нечто какой-либо кое-кому кое к кому Некоторый сколько-нибудь кое-кем кое с кем
Задание. Запишите М. в тетрадь и графически обозначьте орфограмму.
1. группа Произнесите вслух слова 1 столбика. На что они указывают? ( на неопределённые предметы, лица, количества, пишется слитно и пишем НЕ под ударением ) Почему они пишутся слитно?
2группа Произнесите вслух слова 3 столбика , определите , на что указывают и как пишутся. ( на неопределённые предметы и признаки, имеют приставки и пишутся через дефис)
3.( индивидуальное)
А 4 столбик прочитайте и скажите , почему местоимения пишутся раздельно.
6.Орфографическая зоркость
Задание ( слайд) Убери лишнее слово.
1. мой, твой, себя 2. кое с кем , некто, я. 3. который , сколько, чей-либо. 4. кто-то , где-нибудь, некто.
А хотите послушать сказку ? « Умные спорщики»
Какие здесь М. употребляются? Как они пишутся? А какое местоимение всё отрицало? Это и будет темой вашего следующего урока. А пока, даю вам домашнее задание: составить рассказ , в котором было бы много неопределённых местоимений на разные темы , например, представьте себе , что вы остались одни в тёмной комнате, что вы слышите, что чувствуете, опишите, используя эти местоимения. .
Итог урока. Услышим скоро мы звонок Пора заканчивать урок.
Ребята, попробуйте оценит сами, хорошо вы поняли тему или нет.. У вас на партах лежат картинки с изображениями человечков. Если поняли, то поднимите весёлых человечков, а если нет, то нахмурившегося.
Оценки за урок наиболее активным ребятам. Благодарю за урок!
приложение
|
|
Главная | О нас | Новости | Услуги | Пишите нам | творческая мастерская | Абитуриенту | Атесттация ГИА | Страница соц-педагога
© Все права защищены. Web-4-U - Бесплатн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение"...
Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...