Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса по программе В.В. Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-t_planir_6_kl.docx | 109.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:
• определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфо графических и пунктуационных правил;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
• воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную ин формацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
говорение:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
письмо:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности тек ста и связи предложений;
• исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова место имением или синонимом, заменой синтаксической конструкции; текст.
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
- составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем;
- обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразо вательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаго лов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значе нием, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой си туации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фра зеологизмов, эпитетов и др.);
- анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- проводить лексический разбор слова;
морфология:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
орфография:
• обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим сло варем;
- владеть приемом поморфемного письма;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по пред ложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи.
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графиче ские обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изучен ные пунктуационные правила
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакци ей С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2009
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2008
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010
- Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2004
- Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
- Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
- Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
- Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
- Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2005
- Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2004
- Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы - М.: Дрофа, 2005
- Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
для учащихся:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2008
- Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2008
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2008
- Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.: Дрофа, 2006
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
- Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005
- Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994
- Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И. Львова. - М.: Просвещение, 2006
Формы контроля (текущего и итогового):
- диктанты (словарный, объяснительный, предупреди тельный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями);
- тест;
- ком плексный анализ текста;
- сочинение по плану, по опорным словам;
- устное сообщение на лин гвистическую тему.
Календарно –тематическое планирование уроков в 6 классе
№ | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
Введение | ||||||||||
1 | Русский язык – один из богатейших языков мира. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Лексические и фразеологические новации последних лет. | Понимать: язык – развивающееся явление Знать: об исторических изменениях, об этимологии Уметь: работать с этимологическими словарями | Работа с текстом. Создание устных сообщений на основе афоризмов. | Русский язык как развивающееся явление. | Выучить наизусть высказывание о русском языке Упр.8 | 01.09 | |
Систематизация изученного в 5 классе | ||||||||||
2-3 | Орфография. Морфемика. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Орфография как система правил правописания. Виды морфем. Понятие о норме. | Уметь: членить слово на морфемы, определять значение морфем, давать структурно-грамматическую характеристику словам, работать с орфографическим, морфемным, словообразовательным словарями | Словарно-орфографическая работа Составление таблицы Анализ пословиц Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | Устное высказывание о единообразном написании морфем в русском языке. | Упр.30 Упр.42 | 01.09 02.09 | |
4 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Знаки препинания, их функции. | Уметь: определять синтаксическую функцию, строить схемы, давать полную характеристику предложению. | Комплексный анализ текста | Составить предложения, в которых существительное КНИГА выполняло бы роль разных членов предложения. | Упр.9, упр.15 | 05.09 | |
5 | Р.р. Признаки текста | 1 | Урок развития речи | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль. Микротема. | Уметь: аргументировано доказывать признаки текста, определять стиль, тип, способы связи предложений в тексте. | Работа с текстом Подготовить устное сообщение о признаках текста. | Расширение словарного запаса | §1, упр.6 | 07.09 | |
6 | Вводный контроль. Контрольный диктант | 1 | Урок контроля знаний | Проверка знаний, навыков и умений за курс 5 класса. | Результаты работы выявят темы, слабо усвоенные учениками, что потребует включения их в тренировочные упражнения на последующих уроках, особенно систематического повторения и контроля. | Проверка уровня усвоения базового материала (без заданий повышенной трудности) | Диктант | Текст № 1 (рабочая тетрадь) | 07.09 | |
Морфология. Части речи | ||||||||||
7 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Система частей речи. Принципы выделения частей речи. | Умет: опознавать части речи, употреблять их в предложении. | Заполнение таблицы | §67, 68 Упр.48, 49 | 08.09 | ||
8 | Слово и его формы. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Грамматическое значение слова. Слово и его формы. | Уметь: объяснять способы образования слов, различать однокоренные слова и формы слова, соблюдать нормы управления и согласования. | Распределительный диктант | § 69 Упр. 56 | 08.09 | ||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ||||||||||
9 | Имя существительное как самостоятельная часть речи | 1 | Урок закрепления изученного | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль в предложении. Употребление в речи. | Уметь: опознавать существительные, различать одушевленные/неодушевленные, определять синтаксическую функцию, употреблять в речи. | Поисковое чтение. Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | §70-72 Упр.62, упр. 67 | 09.09 | ||
10 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Урок закрепления изученного | Собственные и нарицательные имена существительные. | Уметь: правильно писать собственные/нарицательные существительные, уместно употреблять в речи. | Составление текста Написать письмо другу, оформить адрес | §70-72 Упр.64, упр. 68 | 12.09 | ||
11 | Род имен существительных. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего рода. Существительные общего рода. | Знать: о принадлежности слова к одному из родов Уметь: определять род, согласовывать слова общего рода. | Заполнение таблицы Составление словосочетаний и предложений | Работа с текстами басен И.А. Крылова | §73-75 Упр.70, 72 | 14.09 | |
12 | Число имен существительных. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. | Знать: категорию числа имен существительных Уметь: употреблять в речи с соблюдением орфоэпической нормы. | Составление устного высказывания | §73-75 Упр.79, 80 | 14.09 | ||
13-14 | Падеж и склонение имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Тест . | 2 | Урок усвоения нового материала. | Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных. Правописание окончаний существительных. | Знать: способ определения склонения имен существительных Уметь: задавать падежные вопросы, выбирать безударные гласные в падежных окончаниях, выделять как особую группу сущ.на -ИЕ, -ИЙ, -ИЯ. | Словарный диктант Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | §76-77 Упр.85 упр.94, 99 | 15.09 15.09 | ||
15 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 2 | Урок усвоения нового материала. | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Уметь: определять морфему с орфограммой, применять правило | Словарный диктант Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | Упр. 122 | 16.09 | ||
16 | Р.р. Темы широкие и узкие. | 2 | Урок развития речи | Темы широкие и узкие. Коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. | Знать: понятия широкой темы и узкой темы Уметь: вычленять из широких тем узкие, делить текст на абзацы. | Работа с текстом Сочинение-миниатюра проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение | Расширение словарного запаса | §2, упр. 14 | 19.09 | |
17 | Разносклоняемые существительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Осмысление лексического значения и выявление возможных форм изменения данных существительных. Орфограмма «Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ». | Знать: разносклоняемые существительные Уметь: обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ. | Объяснительный диктант Проверить умение обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ | §78 Упр. 99 | 21.09 | ||
18 | Несклоняемые существительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Существительные, относящиеся к неизменяемым. Число и падеж неизменяемых существительных. | Знать: происхождение несклоняемых существительных, способы определения их рода. Уметь: употреблять несклоняемые существительные | Составление словарных статей | §79 Упр. 106 | 21.09 | ||
19 | Проверочная работа. Комплексный анализ текста. | 1 | Урок контроля знаний | Морфологические признаки существительного. Правописание существительных. | Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание существительных и пунктуацию в тексте. | Текст № 11 (рабочая тетрадь) Проверить умения анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание существительных и пунктуацию в тексте. | Упр.104 | 22.09 | ||
20 21 22 | Словообразование имен существительных с помощью суффиксов Словообразование имен существительных с помощью суффиксов Словообразование имен существительных с помощью суффиксов. Тест. | 3 | Уроки усвоения нового материала | Группировка слов по словообразовательному значению суффиксов. Введение понятий исходное слово и словообразовательная морфема. Орфограмма «Согласные буквы в суффиксах –чик-, -щик-». Орфограмма «Буква Ь перед суффиксами –чик-, -щик-». Правило правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-. Орфограмма «Буква и – е в суффиксах –ек-, -ик-». | Знать: условия выбора орфограммы Уметь: группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать | Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) Объяснительный диктант Проверить умение группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать | Повторить способы словообразования. | §80 Упр.115, 117 Упр. 120 Упр. 125 | 22.09 23.09 26.09 | |
23 | Р.р. Простой и сложный план | 1 | Урок развития речи | Способы развития темы в тексте. Структура текста | Знать отличия простого плана от сложного; уметь составлять план анализируемого текста, пересказывать текст по плану | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | §3, упр. 20 | 28.09 | ||
24 25 | Словообразование имен существительных с помощью приставок Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | 2 | Уроки усвоения нового материала | Приставочный и приставочно-суффиксальные способы образования существительных. Освоение слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Введение нового способа орфографического действия – замена слова синонимом и анализ смысла предложения с точки зрения противопоставления. | Знать: условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными Уметь: применять правило, различать НЕ как приставку, частицу, часть корня | Тест Осложненное списывание Проверить умение и навыки слитного или раздельного написания НЕ с существительными | Смысл предложения с точки зрения наличия противопоставления | §81 Упр. 129 Упр. 133, 136 | 28.09 29.09 | |
26 | Образование сложных существительных | 1 | Урок усвоения нового материала | Сложение. Правописание сложных слов с соединительной гласной, сложносокращенных слов и существительных с усеченным корнем пол-. | Знать: способы образования существительных путем сложения Уметь: образовывать сложные существительные, правильно их писать | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | § 81 Упр.142 | 29.09 | ||
27 28 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи. | Уметь: опознавать имена существительные, образовывать, использовать в речи. | Работа с текстом Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | Упр. 146, 151 Упр. 154 | 30.09 03.10 | ||
29 30 | Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта | 1 1 | Урок контроля знаний Урок коррекции знаний | Правописание имен существительных Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении. | Диктант с грамматическим заданием Проверить: Умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении, выполнять морфологический, морфемный и словообразовательные разборы, синтаксический разбор. | Упр. 155 Текст № 12 (рабочая тетрадь) | 05.10 05.10 | ||
ГЛАГОЛ | ||||||||||
31 | Понятие о глаголе. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизация изученного, анализ особенностей функционирования глагола в речи, освоение тематических групп глаголов. | Уметь: опознавать глагол и использовать в речи | Выборочный диктант Проверить умение опознавать глагол и использовать его в речи | Основы глагола. Глаголы с тремя основами. | § 82, упр.164 | 06.10 | |
32 | Морфологические признаки глагола. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение известных учащимся признаков глагола: спряжение, время, число, род. Знакомство с новыми глагольными категориями: наклонение, лицо, вид, возвратность. | Уметь: группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи. | Комментированное письмо Проверить умения группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи | Категория залога. | § 82, упр.171 | 06.10 | |
33 | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Орфограмма «НЕ с глаголами». | Уметь: находить орфограмму, безошибочно писать. | Работа с толковым словарем. | Смысловое значение частицы НЕ. | § 82, упр.177 | 07.10 | |
34 | Р.р. Способы развития темы в тексте. Подготовка к изложению | 1 | Уроки развития речи | Способы развития темы в тексте. Структура текста. Анализ авторских языковых средств. | Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | Работа с текстом. Изложение Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | Текст № 4 (рабочая тетрадь) | 10.10 | ||
35 36 | Инфинитив как неизменяемая форма Основа инфинитива | 2 | Урок усвоения знаний | Усвоение понятия об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Формальные показатели – суффиксы –ТЬ , - ТИ. Основа инфинитива. | Формирование умения находить инфинитив по личной форме глагола. | Морфемный анализ. | § 83, упр.181 § 83, упр.187, 188 | 12.10 12.10 | ||
37 38 | Р.р. Контрольное сочинение по картине Написание контрольного сочинения | 2 | Урок развития речи и контроля знаний | Анализ тем сочинений. Составление плана. Словесное рисование. | Уметь создавать собственное сочинение, писать по плану | Сочинение Проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение | 13.10 13.10 | |||
39 | Возвратные глаголы | 1 | Урок усвоения знаний | Семантика возвратных глаголов. | Понимать значение возвратных глаголов; Уметь употреблять в речи | Работа над морфемным анализом возвратных глаголов. | Категория переходности и непереходности | § 84, упр.193 | 14.10 | |
40 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | Совершенствование навыка обозначения на письме сочетания [ца] в глаголах. Усвоение возникновения орфограммы, алгоритм применения правила. | Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | Словообразующая и формообразующая функция постфикса –СЯ. | Стр.73 (опорный материал), упр.197 | 17.10 | |
41 42 | Глаголы совершенного и несовершенного вида Образование видовых пар. Тест | 2 | Урок усвоения новых знаний | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. | Усвоение основных значений глагола, передаваемых с помощью категории вида; норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах. | Комментированное письмо Проверить знание норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах. | § 85, упр.203 § 85, упр. 214 | 26.10 26.10 | ||
43 44 | Р.р. Способы развития темы в тексте. Подготовка к изложению Изложение, близкое к тексту | 2 | Уроки развития речи | Способы развития темы в тексте. Структура текста. Анализ авторских языковых средств. | Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | Работа с текстом. Изложение Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | Текст № 4 (рабочая тетрадь) | 27.10 27.10 | ||
44 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Повторить: инфинитив как неизменяемая форма. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие наклонение глагола и выработать умение их различать. | Знать об изменении глагола в изъявительном наклонении по временам; уметь правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении. | Распределительный диктант | § 86, упр. 221 | 28.10 | ||
45 46 47 | Времена глагола: прошедшее, будущее, настоящее.Повторить: инфинитив. Морфемный разбор. Прошедшее время. Повторение: Тест (возвратные глаголы)Правописание гласной перед суффиксом –л-. | 1 1 1 | Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний | Углубление понятия о категории времени глагола. Усвоить основные и дополнительные значения форм времени глагола. Активное использование учениками термина момент речи. Повторение материала о прошедшем времени, его значении, образовании, изменении, чередовании звуков при образовании форм прошедшего времени. | Знать способы образования и изменения глаголов прошедшего времени. Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. | Редактирование предложений. | Относительное время. Значения относительного времени: одновременность, предшествование, следование (последование). | § 87, упр. 227 § 87, упр.232 § 87, упр.233 | 31.10 02.11 02.11 | |
48 | Р.р. Что такое эпиграф? | 1 | Урок развития речи | Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Эпиграф как выразитель основной мысли текта. | Знать, что такое эпиграф. Уметь правильно подбирать и оформлять эпиграф. | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | § 4, упр. 29 | 03.11 | ||
49 50 51 | Настоящее и будущее время глагола. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Мягкий знак в окончании глаголов 2 лица единственного числа. | 1 1 | Уроки усвоения новых знаний | Образование форм настоящего и будущего времени. Изменение по лицам и числам. Орфограмма «Мягкий знак в окончании глагола 2 лица ед.числа» | Знать способы образования глаголов настоящего времени. Уметь определять грамматическое значение глагола в настоящем времени; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. Знать способы образования форм будущего времени. Уметь образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола. | Диктант «Проверяю себя» Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Знакомство со структурой предложений, имеющих обобщенное значение лица. Выражение значения трех лиц у глаголов в прошедшем времени при отсутствии морфологической категории лица. Число в словоформах с неопределенно-личным значением | § 89. Упр.241 Упр.253 Упр.254 | 03.11 07.11 09.11 | |
52 | Проверочная работа Комплексный анализ текста | 1 | Урок контроля знаний | Комплексный анализ текста. | Проверить усвоение материала по теме «Времена глагола» | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Текст № 5 (рабочая тетрадь) | 09.11 | ||
53 54 55 56 57 | Спряжение глаголов Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений Правописание личных окончаний глаголов Тренировочные упражнения | 1 1 1 2 | Уроки усвоения новых знаний Уроки закрепления изученного | Способ определения спряжения глаголов. Гласная в личном окончании глагола. | Совершенствование умения по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид; умение по инфинитиву определять спряжение глагола и правильно писать личные глагольные окончания ( Орфограмма «Безударная гласная в личном окончании глагола»). | Словарная работа Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | § 91, упр. 255 Упр.260 Упр.262 Упр. 267 Упр. 269 | 10.11 10.11 11.11 14.11 16.11 | ||
58 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности изменения разноспрягаемых глаголов | Освоение особенностей структуры и языкового оформления деловых бумаг, совершенствование умения понимать содержание деловых документов, без которого невозможно стать функционально грамотным человеком. | Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?» | § 92, упр.271 | 16.11 | ||
59 60 | Контрольный диктант № 2 по теме «Глагол» Анализ контрольного диктанта | 1 1 | Урок контроля знаний Урок коррекции знаний | Правописание глагола, его морфологические признаки. Синтаксическая роль. Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении; объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Упр. 274 | 17.11 17.11 | ||
61 | Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | 1 | Урок развития речи | Толкование лексического значения слова с помощью описания | Усвоить понятия лексические синонимы, текстовые синонимы, родовидовые слова, антонимы, описательный оборот. Выработать умение подбирать описательные обороты к ключевым словам текста. | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Расширение словарного запаса | § 5, упр.50 | 18.11 | |
61 63 | Условное наклонение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, образование. изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Определение места частицы БЫ (Б) в предложении. | Знать значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении. Уметь находить глаголы в условном наклонении, различать формы изъявительного и условного наклонений. Усвоить нормы согласования глагола-сказуемого в форме условного наклонения с подлежащим.
| Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Конструирование высказываний с уместным использованием в них языковых средств, выражающих условие. | § 93, упр.276 Упр.283 | ||
64 65 | Повелительное наклонение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, образование. изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении. Орфограмма «Мягкий знак после согласных в повелительном наклонении», Орфограмма « Суффикс –и- в глаголе повелительного наклонения» | Знать значение, образование, изменение и сферу употребления глаголов в повелительном наклонении; нормы образования форм повелительного наклонения. Знать условия употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении. Уметь правильно употреблять формы повелительного наклонения в речи. | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | § 94, 288, 290 Упр. 298 | |||
66 67 | Р.р. Контрольное изложение | 2 | Урок контроля знаний | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. | Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Изложение Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Упр. 302 | |||
68 69 | Безличные глаголы | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение и употребление безличных глаголов | Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления. Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи. | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | § 95,упр. 307 Упр. 309, 310 | |||
70 71 72 73 | Словообразование глаголов Правописание суффиксов глаголов | 2 2 | Уроки усвоения новых знаний Уроки закрепления изученного | Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Орфограмма «Гласные в суффиксах – ова- (-ева-) - -ыва- (-ива-)» | Знать способы образования глаголов. Отработка навыков словообразовательного разбора; осмысление сути словообразовательного разбора: выделение словообразовательной морфемы при помощи сопоставления производного слова с исходным, более простым по морфемному составу. Усвоение номенклатуры глагольных суффиксов. Выработка умений производить морфемный и словообразовательный разборы глагола. Знать и уметь владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов. | Объяснительный диктант Творческий диктант Составление таблицы Комментированное письмо | § 96, упр.313 Упр. 317 § 97, упр.322 Упр. 326 | |||
74 75 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Глагол как часть речи. Словообразование глаголов. Правописание глаголов. | Уметь опознавать глагол в тексте, употреблять в речи, правильно выбирать орфограммы. | Морфологический разбор Проверочный тест | Упр. 336 Упр. 339 | |||
76 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Повторительно-обобщающие уроки. | Знаки препинания в простом предложении. | Углубить представление учащихся о роли знаков препинания, поработать над навыками выразительного чтения, повторить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, а также пунктуацию в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении с союзом И. | Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | Упр. 337, Упр. 333 | |||
77 78 | Контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ диктанта | 1 1 | Урок контроля знаний Урок коррекции | Правописание глагола, его морфологические признаки. Синтаксическая роль. Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении; объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Текст № 8 (рабочая тетрадь) | |||
79 | Р.р.Стили речи. Официально-деловой стиль. | 1 | Урок развития речи | Особенности официально делового стиля | Знать особенности официально-делового стиля; Уметь составлять деловые бумаги | Анализ текстов документов | Расширение словарного запаса | § 6 | ||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ||||||||||
80 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Лексические разряды прилагательных. | Знать морфологические признаки прилагательного, общее грамматическое значение, синтаксическую роль | Творческое списывание Морфологический разбор | §98, упр.344 | |||
81 | Р.Р. Роль прилагательных в художественном тексте тексте. | 1 | Урок развития речи | Роль прилагательных в тексте. Употребление в речи | Знать речевые функции прилагательных, роль в создании текста-описания Уметь употреблять в переносном значении, в качестве эпитетов | Работа с текстом Проверить умение употреблять прилагательные в речи, художественном тексте | Упр. 353 | |||
82 83 | Разряды прилагательных | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Понятие о разрядах имени прилагательного по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. | Знать разряды имен прилагательных Уметь определять разряды по значению | Распределительный диктант Проверить умение определять разряды прилагательных по значению Работа с текстом | § 98, упр. 356 Упр.361 | |||
84 85 86 | Полные и краткие имена прилагательные | 3 | Урок усвоения новых знаний Уроки закрепления изученного | Понятие краткая форма. Способы образования кратких форм, их изменение и синтаксическая роль. Освоение орфограммы «Отсутствие Ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных». Основные закономерности изменения качественных и относительных прилагательных. Алгоритм действий при применении правила правописания гласных и согласных в окончаниях прилагательных. Орфограмма «О – Е после шипящих в окончаниях прилагательных».
| Знать способы образования форм прилагательных, их изменения, опознавать краткую форму, отличать ее от полной Уметь находить орфограмму в морфеме краткой формы, применять алгоритм действий при написании гласных в окончаниях прилагательных | Объяснительный диктант Проверить умение находить орфограмму в морфеме краткой формы, применять алгоритм действий при написании гласных в окончаниях прилагательных Творческий диктант Работа с текстом | Разговорный или нейтральный характер полных форм и книжный оттенок кратких форм. Три типа склонения прилагательных. | § 100, упр.364 §101, упр.371 §101, упр.374 | ||
87 88 | Р.р. Контрольное изложение | 2 | Урок контроля знаний | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. | Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Изложение Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Расширение словарного запаса | Упр.377 | ||
89 90 | Притяжательные прилагательные | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на –ИН, -ОВ. Прописная буква в прилагательных, образованных от существительных. | Уметь опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль, определять морфемный состав, применять правила правописания притяжательных прилагательных | Работа с текстом Проверить умения опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль, определять морфемный состав, применять правила правописания притяжательных прилагательных | §102, упр. 382 §103, упр385, 386 | |||
91 92 93 | Степени сравнения прилагательных. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Значение сравнительной степени. Образование сравнительной степени с помощью суффиксов и слов более и менее. Морфемный состав сравнительной степени. Изменение и синт. Роль сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в форме превосходной степени. Закономерности чередования согласных в корне. Нормы употребления превосходной степени. | Знать способы образования степеней сравнения прилагательных, изменение прилагательных в этих формах Уметь образовывать степени сравнения, определять синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдать интонацию | Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) Проверить усвоение темы «Степени сравнения прилагательных», выявить слабые места | Литературная норма образования сложной сравнительной степени. Положительная степень сравнения. | § 104, упр.392 Упр.397, 398 Упр. 400 | ||
94 | Проверочная работа Комплексный анализ текста | 1 | Урок контроля знаний | Морфологические признаки прилагательного. Правописание прилагательных. | Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание прилагательных и пунктуацию в тексте. | Работа с текстом Проверить умения анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание прилагательных и пунктуацию в тексте. | Упр. 402 | |||
95 96 97 98 99 100 101 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов. Правописание Н и НН в полных и кратких прилагательных Проверочная работа по теме «Н и НН в полных и кратких прилагательных» | 3 3 1 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного Урок контроля знаний | Словообразовательная морфема. Значение суффиксов имен прилагательных. Освоение данного способа образования прилагательных.. Правила правописания Н и НН в прилагательных. Закономерности образования прилагательных с помощью данных суффиксов. Совершенствование написания Н и НН в полных и кратких формах прилагательного. Фонетические процессы, происходящие в прилагательных на стыке корней и суффиксов –к-, -ск-. Формирование орфографических навыков. | Знать условия выбора орфограммы в суффиксах прилагательных, Уметь опознавать слова с орфограммой, применять способ действия при выборе орфограммы, применять орфографические правила | Словарно-орфографическая работа Морфемный анализ слов Словообразовательный анализ Объяснительный диктант Проверить умение опознавать слова с орфограммой, применять способ действия при выборе орфограммы, применять орфографические правила Тест Проверить усвоение материала по теме «Н и НН в прилагательных» | Повторение орфограммы «Проверяемые согласные в корне слова». Правописание гласных после шипящих и ц. | § 105, упр.411 Упр.424, 425 Упр. 412 Упр. 414 Упр.415 Упр.417, 419 Упр. 422 | ||
102 | Образование прилагательных с помощью приставок. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование прилагательных с помощью приставок. | Знать приставочный способ образования имен прилагательных Уметь безошибочно писать приставки ПРИ-ПРЕ | Объяснительный диктант Проверить умения безошибочно писать приставки ПРИ-ПРЕ | §106, упр.428 | |||
103 104 105 | Правописание НЕ с прилагательными | 3 | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | Знать условия выбора написания Не с прилагательными Уметь применять правило на письме | Комментированное письмо Тест Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) Проверить умение применять правило правописания НЕ с именами прилагательными | Значение исторического корня в прилагательных. | § 106, упр.431 Упр. 433 Упр.434(1,2) | ||
106 | Проверочная работа по теме «Правописание НЕ с прилагательными» | 1 | Урок контроля знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | Знать условия выбора написания Не с прилагательными Уметь применять правило на письме | Проверить умение применять правило правописания НЕ с именами прилагательными | Упр. 434 (3) | |||
107 108 | Образование и правописание сложных прилагательных. | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Написание соединительных гласных О – Е в сложных прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | Знать основные способы образования сложных прилагательных | Морфемный и орфографический разбор. Составление текста-описания с использованием прилагательных, обозначающих оттенки цветов. | § 107, упр.430 Упр.443 (описание вида из окна) | |||
109 110 | Систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Правописание прилагательных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль. | Уметь различать способы образования прилагательных, проводить морфемный и словообразовательный анализ, соглосовывать | Анализ художественного текста Создание лирической миниатюры «Красота природы» | Упр.449 Упр. 452 | |||
111 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Повторительно-обобщающие уроки | Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации | Знать правила орфографии и пунктуации Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | Подготовиться к диктанту | |||
112 113 | Контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ контрольного диктанта. | 1 1 | Урок контроля знаний Урок коррекции | Правописание прилагательных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль. Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием Использование интерактивной доски | Упр. 447 Упр.455 | |||
114 115 | Р.р. Сочинение-описание по картине. | 2 | Урок развития речи | Признаки текста-описания. Композиция описания. Изобразительно-выразительные средства | Уметь писать сочинение по картине, соблюдать последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма | Работа по картине. Сочинение | Упр. 454(1) | |||
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ | ||||||||||
116 | Имя числительное как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о числительных в системе частей речи. Числительное как часть речи. | Знать о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); об отличии числительных от других частей речи с числовым значение. Уметь находить числительные в тексте; различать порядковые и количественные числительные. | Работа с текстом Проверить умения находить числительные в тексте; различать порядковые и количественные числительные. | §108, упр.460 | |||
117 | Роль числительных в речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Роль числительных в речи | Знать сферу употребления числительных. Уметь употреблять в речи | Составление предложений | Упр.462 | |||
118 | Простые, сложные и составные числительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Разряды числительных по строению | Знать об обозначении числительного одним или несколькими словами. Уметь различать простые и составные числительные. | Осложненное списывание | § 109, 463 | |||
119 | Правописание числительных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правила правописания числительных | Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Объяснительный диктант | Упр. 469 | |||
120 121 122 | Количественные числительные Склонение количественных числительных | 1 2 | Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Значение, склонение количественных числительных. Особенности употребления. Правописание. | Знать и уметь определять разряды количественных числительных. Знать об особенностях склонения количественных числительных. Уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа. | Морфологический разбор Составление деловых текстов | Тысяча, миллион, миллиард – функциональные омонимы (существительные или числительные | § 110, упр. 467 § 111, упр.480 Упр.488 | ||
123 | Проверочная работа по теме «Количественные числительные» | 1 | Урок контроля знаний | Значение, склонение количественных числительных. Особенности употребления. Правописание. | Проверить умения определять разряды количественных числительных. Знать об особенностях склонения количественных числительных. Уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа. | Тест Использование интерактивной доски | Упр. 487 | |||
124 125 | Собирательные числительные | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Значение, склонение, употребление собирательных числительных. | Знать о значении собирательных числительных, их образовании, особенностях сочетания с существительными. Уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные. | Выборочный диктант Проверить умение сочетать собирательные числительные с существительными | § 113, упр. 494 Упр. 500(1) | |||
126 127 | Р.р. Изложение, близкое к тексту. «Снегири» | 2 | Урок развития речи | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. | Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Изложение Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Упр. 501 | |||
128 129 | Порядковые числительные | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, изменение, употребление порядковых числительных. | Знать об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении, назначении в речи. Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные. | Составление автобиографии | § 114, упр.509 Упр. 511 | |||
130 | Дробные числительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение, изменение, употребление дробных числительных. | Знать о функции, составе и особенностях склонения дробных числительных. Уметь правильно употреблять их в речи. | Составление устного высказывания | § 115, упр.515, 516 | |||
131 | Систематизация и обобщение по теме «Имя числительное» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Имя числительное как часть речи | Совершенствование навыков нормированного употребления имен числительных в речи. Отработка навыков определения морфологических признаков имени числительного. | Работа с текстом Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) Проверить умение применять правила правописания числительных | Синтаксически неразложимые сочетания. Образование слов других частей речи от числительных. | Упр. 522, 524 | ||
132 133 | Контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ контрольного диктанта. | 1 1 | Урок контроля знаний Урок коррекции | Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль. Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки числительных, их роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки числительных, их роль в предложении. | Упр.530 Упр. 533 | |||
134 | Р.р. Описание помещения | 1 | Урок развития речи | Цепная и параллельная связь предложений в тексте как основа описания интерьера. | Уметь составлять текст-описание | Сочинение | ||||
135 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации | Знать правила орфографии и пунктуации Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Работа с текстом Использование интерактивной доски | Упр.534 | |||
НАРЕЧИЕ | ||||||||||
136 | Наречие как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о наречии как самостоятельной части речи. Разряды наречий по значению. Наречия как средства межфразовой связи. Обогащение синтаксического строя детской речи наречиями. | Знать морфологические признаки наречия Уметь производить морфологический разбор, употреблять в тексе | Работа с научной статьей и справочной литературой. | Отличие наречий от омонимичных форм других частей речи: предложно-падежных форм имени существительного, числительных, кратких прилагательных. | § 116, 536 | ||
137 | Смысловые группы наречий | 1 | Урок усвоения новых знаний | Разряды по значению | Знать разряды, уметь определять значение, употреблять в тексте | Составление таблицы | Упр.538 | |||
138 | Роль наречий в речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Употребление наречий в речи | Уметь употреблять в речи, составлять тексты | Сообщение по плану | Упр.540 | |||
139 | Р.р. Сочинение-рассуждение в научном стиле | 2 | Урок развития речи | Тип речи – рассуждение. Композиция сочинения рассуждения | Уметь создавать текст-рассуждение научного стиля | Сочинение | ||||
141 142 | Степени сравнения наречий | 2 | Урок усвоения новых знаний | Сопоставление форм степеней сравнения наречий и прилагательных. Морфологические омонимы. Образование и употребление наречий в сравнительной и превосходной степени. | Знать способы образования степеней Уметь образовывать степени сравнения | Работа с текстом | Форма субъективной оценки. | § 117, упр.548 Упр. 551 | ||
143 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Морфологические способы образования наречий. | Знать морфологические способы образования наречий | Объяснительный диктант | § 118, упр.554 | |||
144 145 | Правописание НЕ с наречиями Правописание наречий | 2 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с морфологическими способами образования наречий, формирование навыка правописания не с наречиями | Знать морфологические способы образования наречий, правило о слитном и раздельном написании не с наречиями. Уметь грамотно писать не с наречиями. | Работа с текстом | Упр. 555 Упр. 557 | |||
146 147 | 2 | Урок усвоения новых знаний | познакомить с условиями выбора и написания букв о и ё после шипящих на конце наречий; формировать навык написания н и нн в наре-чиях, оканчивающихся на о (ё) | Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий, а также н и нн. Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма | Распределительный диктант | Упр. 560 Упр.564 | ||||
148 | Р.р. Описание одежды, костюма | 1 | Урок развития речи | совершенствовать устную и письменную речь учащихся; формировать умение находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении текста | Знать типовую композицию рассуждения, языковые средства связи частей этого типа речи. Уметь строить текст-рас-суждение с использованием языковых явлений. | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | ||||
149 150 | Правописание дефиса в наречиях | 2 | Урок усвоения новых знаний | формирование навыка написания дефиса в наречиях | Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных. Уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных. Различать наречия с приставкой по- и суффиксом -ому- (-ему-) от омонимичных прилагательных типа по зимнему лесу – одеться по-зимнему. | Выборочный диктант | Упр. 571 Упр.574 | |||
151 | Образование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую | 1 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с неморфологическим способом образования наречий, совершенствование общеучебных навыков (работа с книгой, словарем) | Знать о неморфологическом способе образования частей речи. Уметь отличать наречия от существительного или местоимения с предлогом Знать, что есть группа наречий, которые не могут быть написаны раздельно, т. к. слов, от которых они образованы, в современном языке уже не существует. | Работа с текстом | Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа | § 119 Упр. 583 | ||
152 153 | Правописание Ь на конце наречий после шипящих | 2 | Урок усвоения новых знаний | формирование навыка написания ь после шипящих на конце наречий, повторение аналогичных правил | Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и в диалоге. | Объяснительный диктант | Знать контекстуальные антонимы и синонимы в тексте. | Упр. 591 Упр. 596 | ||
154 | Слова состояния | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные значения слов состояния. Их синтаксическая роль. | Знать основные значения слов состояния. Уметь “видеть” слова состояния в тексте, выделять грамматическую основу односоставного предложения | Работа с текстом | Введение термина безличное предложение. | § 120, упр. 601 | ||
155 | Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Наречие как часть речи. Употребление. Правописание | систематизация и обобщение знаний о наречии Знать основные орфограммы, изученные в разделе “Наречие”. Уметь определять синтаксическую роль наречий. | Создание текста определенного функционально-смыслового типа | Использование для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку | Упр. 615 | ||
156 157 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 2 | Урок контроля знаний | Правописание наречий, их морфологические признаки. Синтаксическая роль. | Уметь анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление наречий, пунктуацию в тексте | Комплексный анализ текста Проверить умения анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление наречий, пунктуацию в тексте | Упр. 617 Упр. 620 | |||
158 | Р.р. Рассказ на основе картины с элементами описания | 1 | Урок развития речи | углубить представление об описании в художественном стиле речи; совершенствовать навыки составления сочинения-описания по картине | Знать структуру описания в художественном стиле по картине. Уметь составлять текст-описание по картине. Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров | ||||
МЕСТОИМЕНИЕ | ||||||||||
157 | Местоимение как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с семантикой местоимения как самостоятельной части речи, группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью | Знать о признаках местоимения как части речи, их роли как средстве связи предложений в тексте. Разряды местоимений. Употребление местоимений в речи. Соотнесенность местоимений с существительным, прилагательным, числительным, наречием. Знать об употреблении местоимений для связи предложений в тексте, цепной связи, о связи в сложноподчиненных предложениях. | Приведение примеров, подбор аргументов | Разграничение местоимений от других частей речи, являющихся их функциональными омонимами. | §121, 122 Упр.627 | ||
158 159 | Личные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. Склонение личных местоимений. Речевой этикет: усвоение форм вежливости при употреблении местоимений ты и Вы. | Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль; особенности их склонения. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами. | Восстановление деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью, при этом используя личные местоимения в косвенных падежах. | Одушевленность / неодушевленность личных местоимений. | § 123 Упр.632 Упр.638 | ||
160 161 | Притяжательные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение притяжательных местоимений; их сопоставление с личными местоимениями и притяжательными прилагательными. Нормы использования в речи притяжательных местоимений ИХ. Местоимение СВОЙ. | Знать притяжательные местоимения, склонение притяжательных местоимений. Уметь различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных. | Приведение примеров, подбор аргументов | Культура речи (исправление речевых ошибок, характерных для некоторых говоров) | §125, упр.642 Упр.649 | ||
162 | Возвратное местоимение «себя» | 1 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя | Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя. Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме. | Уметь употреблять местоимение себя в составе фразеологических оборотов, составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме. | § 124, упр.651 | |||
163 164 | Р.р. Рассуждение в разных стилях | 2 | Уроки развития речи | обобщить и расширить представление о таком типе речи как рассуждение; закрепить и углубить сведения учащихся о научном стиле речи, вырабатывать умение строить текст-рас-суждение с использованием изучаемых языковых явлений | Знать отличительные особенности рассуждения, научного стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение в научном стиле | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной функцией | Прямой и обратный способы доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос. | |||
165 | Вопросительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение и сферы употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с другими частями речи. Нормы употребления. | Знать вопросительные местоимения, их назначение в речи. Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом их склонения; Интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями. | Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа | Вспомнить предложения вопросительные и повествовательные по цели высказывания | § 126, упр.658, 660 | ||
166 | Р.р. Описание книги | 1 | Урок развития речи | знать функционально-смысловые типы описательной речи, способы развития темы текста, его структуру | Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю | Составление устных и письменных описаний, формирование культуры устной и письменной речи | ||||
167 | Относительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение и сферы употребления относительных местоимений. Синтаксические конструкции с вопросительными и относительными местоимениями; морфологические омонимы. | Знать относительные местоимения, их употребление в речи. Уметь различать относитель-ные и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях. | Беседа, работа с текстом, проблемные задания | § 127 Упр. 664 | |||
168 | Неопределенные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Правила написания НЕ с неопределенными местоимениями, частиц –то, -либо, -нибудь, кое-. Нормы словоупотребления и оттенки значений неопределенных местоимений. | Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, образовании, написании. Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с не | работа с текстом, проблемные задания | Знать стилистические особенности употребления неопределенных местоимений в тексте. | § 128 Упр.670, 673 | ||
169 170 | Отрицательные местоимения Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Орфограммы «Безударная И в приставке отрицательных местоимений», «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». | Знать, как образуются и изменяются отрицательные местоимения. Уметь распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами | работа с текстом, проблемные задания | §129, упр.678 Упр.680, 684 | |||
171 | Р.р. Местоимения как средства связи предложений в тексте | 1 | Урок развития речи | Местоимения как средства связи предложений в тексте | Уметь анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление местоимений, пунктуацию в тексте | Комплексный анализ текста Проверить умения анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление местоимений, пунктуацию в тексте | ||||
172 | Определительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль определительных местоимений. Семантика термина определительный . | Знать об определительных местоимениях, их морфологических признаках, синтаксической роли, употреблении в речи. Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи. Знать различие определительных местоимений и составной превосходной степени прилагательного. | Уметь находить и использовать информацию, вступать в речевое общение | Особенности изменения местоимений САМ, САМЫЙ. | § 130, упр. 690 | ||
173 | Указательные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Семантика, морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений. Соотнесенность с другими частями речи. | Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи. Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средство связи предложений в тексте. | работа с текстом, проблемные задания | §131, упр.695 | |||
174 175 | Р.р. Контрольное сочинение | 2 | Урок развития речи | Знать типовую композицию рассуждения, языковые средства связи частей этого типа речи. Уметь строить текст-рас-суждение с использованием языковых явлений. | Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | ||||
176 | Правописание местоимений-наречий | 1 | Урок усвоения новых знаний | Орфография местоимений –наречий откуда, отчего, зачем, насколько и др. | работа с текстом, проблемные задания | Упр. 696 | ||||
177 | Р.р. Основные типы и стили речи. Рассказ | 1 | Урок развития речи | Знать признаки текста, виды связи в нем; стили речи. Уметь определять стили речи, их признаки. | Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю | |||||
178 179 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение разрядов местоимения, их соотнесенность с другими частями речи. Морфологический разбор местоимения. Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи. | Сбор материала для сообщения “Местоимения как средства межфразовой связи” | Упр.699, Упр.705 | ||||
180 181 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» Анализ контрольного диктанта | 1 1 | Урок контроля знаний | Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль. Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки местоимений, их роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки местоимений, их роль в предложении. | ||||
182 183 | Р.р. Как создавать киносценарий? | 2 | Урок развития речи | Киносценарий как литературное произведение | Знать киноведческие термины Уметь создавать киносценарий | Работа с текстом | Написать киносценарий на основе рассказа Г.Снегирева «Белек» | |||
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 6 КЛАССА | ||||||||||
184 | Части речи в русском языке | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении | Уметь распознавать части речи с учетом разных признаков слов, определять синтаксическую роль, образовывать самостоятельные части речи, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ | Работа с текстом Проверить умение распознавать части речи с учетом разных признаков слов, определять синтаксическую роль, образовывать самостоятельные части речи, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ | Упр. 711 | |||
185 186 187 | Блоковое повторение правил орфографии и пунктуации Правописание НЕ с различными частями речи Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи | 3 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение и систематизация изученного по орфографии и пунктуации | Знать правила орфографии и пунктуации, изученные в 5 - 6 классах Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Работа с текстом Проверить умения определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Упр.713 Упр. 731 Упр. 740 | |||
188 | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание НЕ | Упр. 754 | ||||||
189 | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных , наречий | Упр. 755 | ||||||
190 | Правописание сложных слов | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правила написания сложных слов | Упр. 756 | |||||
191 | Р.р. Текст и его признаки | 1 | Повторительно-обобщающий урок по развитию речи | Текст, тема, основная мысль, заголовок. Строение текста. Типы и стили речи. | Уметь выполнять композиционно-содержательный, стилистический анализ текста, языковой анализ, анализ правописания отдельных слов и пунктуации. | Комплексный анализ текста Проверить умение выполнять композиционно-содержательный, стилистический анализ текста, языковой анализ, анализ правописания отдельных слов и пунктуации. | ||||
192 193 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса | 2 | Урок контроля знаний | Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки самостоятельных частей речи, их роль в предложении. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки самостоятельных частей речи, их роль в предложении. | Работа над ошибками | |||
194 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | |||||
195 196 | Словари русского языка | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Работа со словарями | ||||||
197 | Культура речи | 1 | Итоговый урок | Знать принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения | Знать основные составляющие культуры речи – нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения | |||||
198-204 | Резервные уроки | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....
календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова
планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/ М.: Мнемозина, 2008 г....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс
Планирование уроков русского языка в 9 классе...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...