«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Гавриленко Надежда Ильинична
Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой
 Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc113 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt338 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой

Тема: «Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого:

простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/

Оборудование: презентация по теме урока; справочные материалы; тесты; учебник.

Цели:    создать условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия в распознавании видов сказуемого, понимая лексическое и грамматическое значения, определении способов выражения сказуемого;

развитие творческого потенциала обучающихся;

             Воспитание гордости за богатство родного языка.

Ход урока     

Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли.

                   Кон.Дмит. Ушинский.

 

1.Ооргмомент. Проверка дом.задания

 

И трудиться мы будем в творческой мастерской и мастерской построения знаний,  надеюсь у нас будут все условия   для восхождения каждого из нас к новому знанию и новому опыту   путём самостоятельного или коллективного открытия"

1) И мы открываем врата в творческую мастерскую.

Выразительно прочитайте стихотворение М.Лермонтова

На севере диком стоит одиноко

   На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

   Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

   В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

   Прекрасная пальма растет.

- лексическую работу выполняет _____________

-орфографическую ______________

- мы будем работать по группам 1) рисуем картину, которую помогает увидеть нам поэт, какие изобразительно-выразительные средства помогают вам ее нарисовать;

                                                               2) рассмотрите репродукцию картины Ивана Ив. Шишкина «На севере диком» , сравните картину и стихотворение М.Лермонтова. Что их объединяет и что отличает?

     

Подведение итогов творческого этапа

Каждый из нас получил опыт творческого труда

2. И мы открываем следующую дверь: в мастерскую построения знаний

- подчеркните грамматическую основу

Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина - ещё и знак счастья и мира.

- чем выражено подлежащее?

- чем выражено сказуемое?

- в чем особенность сказуемого в данном предложении

- сформулируйте тему нашего занятия

Объявляется  цель урока

- теперь обратитесь к пар. 17 на стр.132, просмотрите рубрику «Теоретические сведения», проанализируйте и определите, какая информация вам уже знакома, а какая новая, назовите виды сказуемого, определите морфологические способы выражения сказуемого.

- спишите, подчеркните грамматическую основу, проанализируйте чем выражено сказуемое:

Я б тогда не стала гнуться и качаться.
Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.

На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах.

Рябина! Воспета ты в песнях!

- Попробуйте сформулировать алгоритм различения видов сказуемого.

3. Закрепление

- Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие исследуемый нами материал /по одному примеру/.

 Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре славян есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают рябиновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки.

Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Дом.зад.: 1.Составить план устного сообщения «Виды сказуемого и морфологические способы выражения» (стр.132 + алгоритм),

2. подобрать и записать в тетрадь по 2 примера на каждый вид сказуемого из учебника биологии  

4. Рефлексия /тест/

5. Итог урока:

Помните эпиграф к работе в нашей мастерской? / Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли.                   Кон.Дмит. Ушинский/.

 Получился ли труд полным мысли?

Попробуйте создать Синквейн

.


Приложение

Подлежащее выражено словосочетанием:
A) Мокрый дождя не боится.
B) У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
C) Наконец пришло и послезавтра.
D) Трубка его погасла.
E) Жил старик со старухой у самого синего моря.
Правильный ответ: B

Подлежащее выражено словосочетанием:
A) Хорошее всегда вызывает желание лучшего.
B) Семеро одного не ждут.
C) Наконец пришло и послезавтра.
D) Шли два приятеля вечернею порой.
E) Ненависть сжигает человека.
Правильный ответ: D

Подлежащее выражено междометием:
A) Хорошее всегда вызывает желание лучшего.
B) Семеро одного не ждут.
C) Наконец пришло и послезавтра.
D) Шли два приятеля вечернею порой.
E) Их заглушало глухое и грозное «ура».
Правильный ответ: E

Укажите предложение с составным именным сказуемым:
A) Погода была прекраснейшая.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) Пусть сердцу вечно снится май.
D) Среди болота поднимался лесной островок.
E) Буду петь я и радость, и горе.
Правильный ответ: A

Укажите предложение с составным именным сказуемым:
A) Метель была сильной и свирепой.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) Пусть сердцу вечно снится май.
D) На дворе была метель, ветер выл.E) Буду петь я и радость, и горе
Правильный ответ: A

Укажите предложение с составным именным сказуемым:
A) Небо всегда было ярким и темным.
B) Я стал часами бродить по городу.
C) В комнате было несколько человек.
D) Среди болота поднимался лесной островок.
E) Буду петь я и радость, и горе.
Правильный ответ: A

Укажите предложение с составным именным сказуемым:
A) Ветер стал теплее.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) По утрам я стал упражняться в переводах.
D) Среди болота поднимался лесной островок.
E) Буду петь я и радость, и горе.
Правильный ответ: A

Укажите предложение с составным именным сказуемым:
A) Вишневый сад теперь мой.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) Пусть сердцу вечно снится май.
D) Среди болота поднимался лесной островок.
E) Буду петь я и радость, и горе.
Правильный ответ: A

Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
A) Вишневый сад теперь мой.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) По утрам я стал упражняться в переводах.
D) Я писать обязан по мандату долга.
E) Буду петь я и радость, и горе.
Правильный ответ: E

Укажите предложение спростым глагольным сказуемым:
A) Ветер стал теплее.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) По утрам я стал упражняться в переводах.
D) Свою постылую свободу я потерять не захотел.
E) Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.
Правильный ответ: E

Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
A) Небо всегда было ярким и темным.
B) Я стал часами бродить по городу.
C) В комнате было несколько человек.
D) Я писать обязан по мандату долга.
E) День будет долог, светел и горяч.
Правильный ответ: C

Алгоритм действий
по определению типа сказуемых

 

Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

 Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двенадцатое декабря Классная работа Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли. К.Д. Ушинский

Слайд 2

«На севере диком» И.И.Шишкин М.Лермонтов На севере диком стоит од и ноко На голой вершине сосна, И дремлет, к а чаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой , она. И снится ей все, что в пустыне д а лекой, В том крае, где солнца в о сход, Одна и грустна на утесе г о рючем Прекрасная пальма р а стет.

Слайд 3

Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина - ещё и знак счастья и мира.

Слайд 4

Цель: создать условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия в распознавании видов сказуемого, понимая лексическое и грамматическое значения, определении способов выражения сказуемого

Слайд 5

обратитесь к пар. 17 на стр.132, просмотрите рубрику «Теоретические сведения», проанализируйте и определите, какая информация вам уже знакома, а какая новая, назовите виды сказуемого, определите морфологические способы выражения сказуемого

Слайд 6

Виды сказуемого. Морфологические способы его выражения Простое глагольное Глагол в форме какого-либо наклонения: В синем небе звезды блещут . Фразеологическое сочетание: вышел из себя бьет баклуши пришел в негодование Составное глагольное вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола Владимир начинал сильно беспокоиться . Составное именное глагол-связка + именная часть Погода была хорошая . Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок .

Слайд 7

Спишите, подчеркните грамматическую основу, проанализируйте чем выражено сказуемое: На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах. Я б тогда не стала гнуться и качаться. Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата. Рябина! Воспета ты в песнях!

Слайд 8

Алгоритм действий по определению типа сказуемых

Слайд 9

Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие исследуемый нами материал Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре славян есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают рябиновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Слайд 10

Дом.зад.: 1.Составить план устного сообщения «Виды сказуемого и морфологические способы выражения» (стр.132 + алгоритм), 2. подобрать и записать в тетрадь по 2 примера на каждый вид сказуемого из учебника биологии

Слайд 11

Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других - вот залог счастья и успеха в любой области деятельности. Г.Селье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой  Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/...

Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Способы выражения сказуемого

Способы выражения сказуемого...

Презентация для урока русского языка. 8 класс. Сказуемое. Способы выражения сказуемого

С помощью данной презентации учащиеся вспомнят известное им о сказуемом и узнают о способах его выражения...

Способы выражения сказуемого

Урок в 5 классе по теме "Способы выражения сказуемого"...