Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Рабочая программа для 10 класса  (учебник Гольцовой) -35 часов (1час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_10_klass_bazovyy.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к тематическому планированию
по русскому языку

(10 класс, базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений, учебник Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы», программа рассчитана на 35 часов в год, час в неделю.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования .направлено на достижение следующих целей:

– воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

– развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

– углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

– овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

– применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании развернутого тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
  2. овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
  3. освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Тематический план предусматривает 35ч в объеме 1час в неделю.

В соответствии с этим реализуется: примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10–11 классов, на основании которой содержатся требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и учитывается  направленность классов по уровням обучения.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, планируемые результаты, что представлено в схематической форме.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Федерального государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковедческих фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Для освоения содержания среднего (полного) образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-след-ственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения, осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Инновационное развитие методики преподавания русского языка ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, объективно оценивать свои учебные достижения, соотносить приложенные усилия с полученными результатами и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:

1. Космарская, И. В., Руденко, А. И. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в текстах (9–11 классы). – М., 1998 г.

2. Балашова, Л. В., Ягубова, М. Н. Подготовка к государственному централизованному тестированию. – Саратов, 2002.

3. Меркин, Б. Г., Смирнова, Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: Русское слово, 2004.

4. 120 текстов для школьных изложений. – М., 1998.

5. Таблицы, схемы.

6. Сборники диктантов для 10–11 классов.

7. Лингвистические справочники и словари.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.

Требования к уровню подготовки учащихся

10–11 классов

должны знать:

– связь языка и истории, культуры русского и других народов;

– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктиационные нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

владеть: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;

использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

– развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

№/

дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип/форма

урока

Элементы содержания

Лингвистическая компетенция

Коммуникативная компетенция

Правописная компетенция

Контрольно-оценочная деятельность

Домашнее задание

орфо-графия

пунктуа-ция

вид

форма

1

Язык как знаковая система и общественное явление.

1

Урок  усвоения новых знаний

Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.

Основные функции русского языка, его значение  как государственного и одного из мировых языков

Монолог на лингвистическую тему.  Составление тезисов и плана. Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах

Орфограммы в корне слова

Правила цитирова-ния

Тематический

Анализ текстов Д.С.Лихачева о языке

Назвать имена ученых, которые внесли свой вклад развитие науки о языке. Подготовить доклад об одном из них

2

Слово и его значение.

Однозначность и многозначность слов.

1

Повторительно-обобщающий урок

Представление о лексическом значении слова. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи. Словарные пометы. Полисемия как явление языка. Прямое и переносное значение слова. Способы появления переносного значения слова. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи многозначного слова.

Формировать представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, углублять знания о лингвистике как науке Знать лексическое значение слова, однозначность

и многозначность слова.

Уметь работать с толковым словарем.

Передача содержания информации адекватно поставленной цели. Уметь применять полученные знания в собственной речевой практике, в том числе

в профессиональ-но ориентиро-ванной сфере общения. Целенаправлен-ный поиск информации в словарях и другой справочной литературе

Орфограммы в корне слова Словарные слова

Правила цитирова- ния

Тематический

Анализ текстов Д.С.Лихачева о языке

§ 2, упр.4- по заданию

3

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Р/р. Практическая работа. Лингвистический анализ поэтического текста.

1

Повторительно-обобщающий урок.  Урок развития речи

Тропы. Эпитеты, постоянные эпитеты. Метафоры. Метонимия. Сравнение. Перифраза. Средства выразительности в поэтической речи.

Знать изобразительно-выразительные средства

на основе переносного лексического значения. 

Уметь проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС

Орфограммы в корне слова. Словарные слова

Знаки пренина-ния при однород-ных членах предложе-ния

тематический

Написать сочинение-миниатюру с использованием изобразительно-выразительных средств

§ 3, упр.7,8,9 – по заданию.

4

Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление.

Антонимы и их употребление.

Антитеза.

1

Повторительно-обобщающий урок

Омонимы. Причины появления омонимов в языке. Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Выразительные возможности омонимии в художественном тексте. Омонимы и многозначные слова Паронимы. Паронимический ряд. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Синонимы. Идеографические (смысловые) синонимы. Стилистические синонимы. Синонимический ряд. Антонимы и их употребление.

Антитеза.

Знать омографы, омофоны, омоформы.

Уметь работать со словарем омонимов Знать паронимы.

Уметь преду-преждать речевые ошибки, связан-ные с употребле-ниием паронимов, применять в прак-тике речевого об-щения основные лексические нор-мы современного русского литера-турного языка. Знать типы антонимов, антитезу

Уметь использовать омонимы как лексическое средство выразительности в тексте. Целенаправлен-ный поиск информации в словарях и другой справочной литературе. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности Уметь использовать антонимы как лексическое средство выразительности в тексте, антитезу.

Опознава-тельные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

тематический

Творческая работа

§ 4-7, упр. 13, 14, 17 – по заданию, 19,20, 21 – устно, упр.24 - письменно

5

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Р/р. Лингвистический анализ текста.

1

Урок  усвоения новых знаний Урок развития речи

Лексика исконно русская и заимст-вованная. Исконно русская лексика: индоевропейский пласт, славянский пласт, восточно-славянский пласт, собственно рус-ская лексика. За-имствованная лек-сика. Старославя-низмы и их особая роль в лексичес-кой системе языка. Общеупотреби-тельные слова — основа лексической системы современного русского языка. Диалектизмы. Жаргонизмы. Термины. Профессионализ-мы.

Знать исконно русскую лексику, старославянизмы, заимствованную лексику.

Уметь работать со словарем иностранных слов, этимологическим словарем Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики.

Уметь определять лексические особенности текста

Уметь находить в тексте старославянизмы

и видеть их роль в создании текстов высокого стиля, объяснять взаимосвязь фактов языка и истории Изучающее чтение теоретического материала.

 Выполнение тренировочных упражнений.

Уяснение стилистических особенностей лексики, имеющей ограниченную сферу употребления.

Опознава-тельные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

текущий

Словарный диктант

§8,9,10  упр.30,31,32 –подготовиться к словарному диктанту, упр. 33, 34 – письменно, упр.38, 39 – по заданию

6

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

1

Урок  закрепления изученного

Фразеологизмы. Фразеология. Источники фразеологии.

Свободные словосочетания, фразеологические единства, фразеологические сращения, фразеологические  сочетания, виды словарей

Знать основные признаки и ис-точники появле-ния фразеологиз-мов. Уметь употреблять фра-зеологизмы в речи, работать

со словарями Знать энциклопедичес-кие

и лингвистические словари, толковые словари и словари аспектные (специальные)

Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения Ознакомительное чтение теоретического материала. Составление плана. Подготовка монологического высказывания: «Словари и их виды». Сообщения учащихся из рубрики «Из истории русского языкознания».

Опознава-тельные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

текущий

Творческая работа Фразеологичес-кая викторина

§ 11, 12

Задания по группам

7

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

1

Урок  закрепления изученного

понятие о звуке речи и фонеме, классификации фонетических единиц русского языка, позиционных чередованиях звуков речи, интонационных особенностях русской речи, основных требованиях к интонационно правильной и выразительной речи, изобразительных средствах фонетики русского языка,

Знать классификацию фонетических единиц русского языка.

Уметь производить фонетический разбор

Совершенствовать способность к самооценке через наблюдение за собственной речью

Опознава-тельные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

Текущий контроль

Практическая работа: диктант по упр. 356 (1 абзац), фонетический разбор слова.  

§ 13, упр. 47, упр.356 (текст 2, абзац 2)

8

Орфоэпия, основные правила произношения.

Орфоэпия. Орфоэпическая норма..

1

Урок  усвоения новых знаний

Орфоэпия как один из разделов науки о языке; Орфоэпические нормы современного русского языка

Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Уметь давать в необходимых случаях исторический комментарий к языковым явлениям. Извлекать необходимую информацию из справочной литературы

Опознава-тельные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

тематический

тестирование

§ 14, упр. 49, вопросы на стр. 40,

9

Морфемика и словообразование.

Состав слова.

1

Урок  усвоения новых знаний

Морфемный анализ слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор слова.

иметь представление о корневых и аффиксальных, словоизменитель-ных и словообра-зовательных морфемах, вариантах морфем, о системе современного русского словообразования, о продуктивных способах образования частей речи в русском языке, о словообразовательных средствах выразительности речи, проводить морфемный и словообразовательный анализ

Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся.

Самостоятельная работа с учебником на выявление новой информации.

 Составление устного монологического высказывания на лингвистическую тему.

 Наблюдение над лингвистическим материалом. Выявление омонимичных, синонимичных и антонимичных аффиксов.

Орфограммы в приставках

Изученные пункто-граммы

текущий

Словарный диктант

§ 15, ответить на вопросы на стр. 47,49, упр. 62, упр. 500, упр.67

10

Словообразование. Формообразование. Понятие парадигмы

 

1

Урок  усвоения новых знаний

Процесс образования новых слов в русском языке. Морфологические способы образования слов. Неморфологические способы образования слов. Словообразова-тельный разбор. Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Окончание как главный способ передачи грамматических значений и средство связи слов в предложении. Формообразующие суффиксы. Аналитический способ формообразования Супплетивизм (изменение) основы.

Знать морфологические и неморфологичес-кие способы словообразования.

Уметь пользоваться словообразовательным словарем и проводить словообразовательный разбор Знать парадигму, формообразую-щий аффикс, супплетивизм основы.

Уметь пользоваться грамматико-орфографическим словарем

Изучающее чтение статьи учебника.

Составление опорного конспекта по материалам статьи учебника. Сообщение учащихся по теме: «Словообразова-тельные словари».

Корневые орфограм-мы

Изученные пункто-граммы

тематический

Составление  таблицы Словарный диктант

§15,16, 17 упр.76,77,  по вариантам: упр.78,80,85 – написать изложение- миниатюру по тексту.

11

Морфология. Орфография.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

Принципы русской орфографии. Русская орфография. Правописание слов и их значимых частей; слитные, полуслитные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв;

правила переноса слов. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические написания. Традиционные написания. Дифференцирующие написания

Знать основные виды орфограмм.

Уметь применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка.

Компетенция: языковедческая

Комментированное чтение статьи учебника.

— Выполнение тренировочных упражнений.

— Сообщение учащихся по теме: «Из истории русского языкознания» (Я.К.Грот).

корневые орфограм-мы

Изученные пункто-граммы

тематический

Дифференцированная работа по вопросам и заданиям для повторения (репродуктив-ный уровень — задания № 1, 4; творческий уровень — задание № 2; вопросы для обсуждения — задание № 3).

§ 20,упр.94,  упр. 106 – по заданию

12

Употребление гласных после шипящих.

Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё  и сочетания ЙО в различных морфемах.  

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание гласных после шипящих в различных частях слова. Закрепление навыков морфемного разбора Правописание гласных Ы — И после Ц в различных частях слова. Правописание О — Е в различных частях слова. Написание буквы Э, написание гласной Е, написание гласной Ё, написание сочетания ЙО

Уметь применять в практике письма нормы правописания гласных после шипящих и  ц. Уметь применять в практике письма нормы употребления букв Э, Е, Ё  и сочетания ЙО в различных морфемах.  

 Актуализация знаний, имеющихся у учащихся.

Закрепление правописных навыков, работа по алгоритму Составление опорного конспекта содержания теоретического материала учебника.

 

Употребление гласных после шипящих и Ц

Изученные пункто-граммы

тематический

Тест, словарный диктант

§21-23 упр.121, 116, работа со словарем

13

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

1

Повторительно-обобщающий урок

Фонетика: звонкие и глухие сог-ласные, позицион-ные чередования согласных. Правописание звонких и глухих согласных Морфемика: части слова.

Знать позиционное чередование гласных и согласных звуков.

Владеть орфографическими навыками, опирающимися на фонетические принципы. Уметь применять в практике письма нормы правописания непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ, двойных согласных.

Совершенствова-ние способности осуществления речевого самоконтроля в устных и письменных высказываниях с точки зрения нормированного языкового оформления; уметь объяснять графически правописание

Опозна-вательные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

тематический

Комментированное письмо  с графическим разбором орфограмм, словарный диктант

§  24 -26, упр.131,135, 129, 143, 145, подготовка к словарному  диктанту

14

Правописание гласных и согласных в приставках.

 

1

Повторительно-обобщающий урок

Приставки, не меняющие своего написания. Приставки на -З и -С. Гласные в приставках, зависящие от ударения Условия написания приставки ПРЕ-. Условия написания приставки ПРИ-.

Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок.

Чтение материала учебника.

Составление алгоритмической таблицы написания ПРЕ- и ПРИ-.

Орфограммы в приставках

Изученные пункто-граммы

Обобщаю-щий

Самостоятель-ная работа: звукопись в художественном тексте (М.И.Цветаева. «Расстояние: версты, мили…»).

§ 27, 28,29 упр.149- письменно, 151,152, 153 – устно; задание по части «С» ЕГЭ (вступление)

15

Правописание Ъ и Ь.

 Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

1

Урок обобщения и контроля.

Правописание разделительного твердого знака. Правописание разделительного мягкого знака. Правописание мягкого знака для обозначения мягкости предшествующего согласного Основные правила переноса слов Наименования, все слова которых пишутся с большой буквы. Наименования, первое слово которых пишется с большой букв

Уметь применять в практике письма нормы правописания ъ и ь. Уметь применять в практике письма нормы употребления прописной буквы Уметь применять в практике письма правила переноса слов

Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, применять знания и навыки в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения

Опозна-вательные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

Обобщающий

Выполнение тренировочных упражнений с последующим комментарием.

 Упражнения на конструирова-ние.Распределительный диктант.

Объяснитель-ный диктант Словарный диктант с последующей самопроверкой

§ 30 – 32,  упр.175,169 – устно, 166, 168-  по  заданию

16

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Урок контроля

орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности

Опозна-вательные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

итоговый

Контрольный диктант с грамматичес-ким заданием

Монологичес-кое высказы-вание на линг-вистическую тему

17

Имя существительное как часть речи.

Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

1

Урок обобщения и повторения.

Лексико-грамматические разряды имен существительных: собственные — нарицательные, одушевленные — неодушевленные, конкретные — отвлеченные — собирательные — вещественные; род имен существительных, число имен существительных, падеж имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Падежные окончания И — Е у существительных 1, 2, 3 склонений в единственном числе; падежные окончания имен существительных во множественном числе.

Знать основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имен существительных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи Уметь применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов

Чтение материала учебника.

Тренировочные упражнения, работа по алгоритму. Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности

Опозна-вательные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

тематический

Составление плана-конспекта теоретической части учебного материала.

Тренировочные аналитические упражнения. Проверочный диктант с последующей самопроверкой

§ 33, 34,35,36 упр.193, 194, Упр.215 – по заданию

18

Имя прилагательное как часть речи.

стихотворения.

— Тренировочные упражнения на закрепление правописных навыков.

1

Урок обобщения и повторения.

Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные. Особенности их образования и функционирования в речи. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая формы. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.

Знать основные теоретические сведения об имени прилагательном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имен прилагательных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи

Углубить знания о взаимосвязи основных единиц языка, языковой норме; уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности

Опозна-вательные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

текущий

Практическая работа: морфологический разбор имен прилагательных

Упражнение на конструирова-ние: дифференцированное задание по вариантам.

 Развитие речи выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер», анализ изобразительно-выразительных средств

§37, 38 упр.218, 222, 220

19

Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.

1

Урок обобщения и повторения.

Правописание

суффиксов -К- / -СК-.

Правописание суффиксов -ЕВ- / -ИВ-.

Правописание суффиксов -ЧИВ- / -ЛИВ-.

Правописание суффиксов -ОВ- / -ОВАТ- / -ОВИТ-.

Правописание суффиксов -ЕНЬК- / -ОНЬК-. Слитное написание сложных имен прилагательных. Дефисное написание сложных имен прилагательных.

Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов Уметь применять в практике письма нормы правописания сложных имен прилагательных.

Составление связного монологического высказывания на лингвистическую тему.

Ознакомительное чтение, составление правописного алгоритма.

Правописание суффиксов имен прилага-тельных.

Изученные пункто-граммы

тематический

Самостоятель-ная дифференциро-ванная проверочная работа

§ 39, 40,41,  упр.235, 236, 241

20

Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных.

1

Урок обобщения и повторения.

Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Их изменение и функционирование в речи. Морфологический разбор имен числительных. Склонение имен числительных.

Слитное написание имен числительных. Раздельное написание имен числительных. Дефисное написание имен числительных.

Имена числительные количественные, порядковые, собирательные, простые, сложные, составные. Склонение имен числительных; слитные, дефисные, раздельные написания имен числительных

Подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему. Отработка навыков образования падежных форм имен числительных и включение числительных в речевой контекст

Правописание  числительных

Изученные пункто-граммы

тематический

тест

§ 42, 43,44 упр.249

21

 Употребление имен числительных в речи.

1

Урок развития речи

Функционирова-ние в речи числительного «один». Употребление в речи числительного «оба». Употребление в речи собирательных числительных. Сочетание количественных и собирательных числительных с именами существительными (нормы управления).

Совершенствова-ние понимания особенностей функционирова-ния числительных в речи

Особенности употребления числительных в речи

Правописание  числительных

Изученные пункто-граммы

тематический

Лингвистичес-кий анализ текста

§ 45, упр.253, вопросы  и задания  на стр. 163

22

Местоимение как часть речи. Развитие связной письменной речи.

Сочинение-миниатюра

1

Урок обобщения и повторения. Урок развития речи

Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирова-ния местоимений в речи.

Закрепление навыков морфологического разбора Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы.

составление сложного плана текста, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему Совершенствование навыков употребления местоимений в речи Стилистические особенности употребления местоимений; совершенствование навыков выразительного чтения (стихотворение А.С. Пушкина).

Правописание местоиме-ний Орфограммы в тексте

Изученные пункто-граммы

тематический Обобщаю-щий

распределительный диктант Сочинение-миниатюра

§ 46,47 упр.260, 262,259, 258

23

Глагол как часть речи.

Правописание глаголов.

1

Урок обобщения и повторения.

Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность — непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразова-ние глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание личных

окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов глаголов.

Определение грамматических особенностей глаголов Правописание личных окончаний глаголов, правописание ь в глагольных формах, правописание суффиксов глагола

Самостоятельная работа с учебником, составление сложного плана, плана-схемы, опорного конспекта (по выбору учащегося) учебного текста; подготовка связного высказывания на лингвистическую тему; взаимооценка прозвучавших сообщений.

Опозна-вательные признаки орфограмм Правописание глаголов

Изученные пункто-граммы

тематический

Дифференцированное аналитическое задание по группам: работа с вопросами и заданиями на повторение и обобщение

§48,49  упр.283,281,

282

24

Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий.

1

Урок обобщения и повторения.

Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Совершенствова-ние орфографических навыков,  Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Повторение и обобщение знаний учащихся  о глагольных формах; формирование умений  образовывать причастия  разных форм. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов.

Ознакомительное чтение теоретической статьи учебника. Составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему.

Правописание причастий

Знаки препина-ния при причаст-ном обороте

тематический

Составление таблицы

§ 50, 51, 52    упр.296,298, упр. 299 -наизусть,

25

 Деепричастие как глагольная форма. Развитие письменной речи учащихся.

Изложение с творческим заданием (упр. 304).

1

Урок обобщения и повторения Урок развития речи.

Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Две основы глагола. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов

Повторение и обобщение  знаний  о глагольных формах; формирование навыков  образования деепричастий Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных стилей

Ознакомительное чтение теоретической статьи учебника; составление сложного плана-конспекта.

Подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему.

Знать особенность текстов по стилю и типу; уметь отмечать стилевые черты, языковые средства текста;

Правописание деепричас-тий

Знаки препина-ния при деепричаст-ном обороте

Трениро-вочные упраж-нения.

Упражне-ние на конструи-рование.

Упражне-ние на совершен-ствование правопис-ных навыков.

Составление таблицы Изложение с творческим заданием (упр. 304).

§ 53, упр.304 вопросы на стр. 195

26

 Наречие как часть речи.

Правописание наречий.

1

Урок обобщения и повторения.

Определение. Обстоятельственные наречия. Определительные наречия. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий.

Гласные на конце наречий. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Повторение и обобщение знаний учащихся  о наречии как  части речи; закрепление правописных навыков; формирование  умения образовывать наречия и употреблять их в речи.

Ознакомительное чтение текста учебного пособия; составление плана текста; подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему

Правописание наречий

Изученные пункто-граммы, обособле-ние обстоя-тельств

тематический

Распределительное письмо (выписать наречия, распределить по группам).

 Задание на конструирова-ние (образовать наречия, указать способ образования).

§54, 55, упр.316,318 вопросы и задания на  стр.204

27

Слова категории состояния.

1

Урок обобщения и повторения

Определение. Особенности. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния

Повторение и обобщение знаний учащихся  о словах категории состояния; закрепление правописных навыков;

Связное высказывание на лингвистическую тему.

Самостоятельная работа с учебником.

Опозна-вательные признаки орфограмм

Изученные пункто-граммы

тематический

Тренировочные упражнения. Словарный диктант

§ 56, упр. 322, вопросы на стр. 207

28

Служебные части речи.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

1

Урок обобщения и повторения

Определение. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Морфологический разбор предлогов Дефисное написание предлогов. Слитное написание производных предлогов. Раздельное написание производных предлогов. Производные предлоги и самостоятельные части речи.

Предлоги простые и сложные, производные и непроизводные; отношения пространственные, временные причинные, целевые Уметь применять в практике письма нормы правописания предлогов

Самостоятельное чтение теоретического материала учебника; составление устного монологического высказывания на лингвистическую тему.

Развитие речи: упражнение на употребление предлогов в речи.

Правописание предлогов

Изученные пункто-граммы

тематический

Выполнение тренировочных упражнений.

 Закрепление навыков определения морфологических признаков предлогов.

§ 57, 58, упр.332, Написать сочинение по предложен-ному тексту

29

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.

1

Урок обобщения и повторения

Служебные функции союзов. Виды союзов по происхождению Виды союзов по структуре.Виды союзов по синтаксическим функциямГруппы сочинительных союзов. Группы подчинительных союзов. Союзы и союзные слова. Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи.

синтаксический разбор предложений с сочинительными и подчинительными союзами; союзы, союзные слова; союзы производные и непроизводные, простые и составные, сочинительные и подчинительные Уметь применять в практике письма нормы правописания союзов

Ознакомительное чтение теоретического материала учебника; составление опорного конспекта; подготовка к созданию устного монологического высказывания на лингвистическую тему

Правописание союзов

Знаки препина-ния  в СП, осложнен-ных предложе-ниях

тематический

Аналитическая работа Стилистическая работа Самостоятель-ная работа с последующей взаимопровер-кой (работа в парах)

§59, 60, упр.337

Работа с тестами ЕГЭ

30

Частицы.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1

Урок обобщения и повторения

Определение. Функционирование в речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами.

Значение частиц НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ. Употребление частицы НИ.

Частицы восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие раздельное и дефисное написание частиц Уметь применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи.

Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности

Правописание частиц

Изученные пункто-граммы

текущий

Тренировочные упражнения.

 Выборочное письмо; распределительный диктант, отработка грамматических умений и навыков.

Самостоятель-ная работа над закреплением орфографических умений и навыков

§ 61, 62, 63 упр.340

31

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

1

Урок обобщения и повторения

Значение частиц НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ. Употребление частицы НИ.

Уметь применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи

Составление схемы-алгоритма слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи.

— Составление схемы-алгоритма слитного и раздельного написания НИ с различными частями речи

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

Изученные пункто-граммы

тематический

Повторение и обобщение темы: фронтальная работа по вопросам и заданиям для повторения. Тестирование по теме

§64, упр. 350

32

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

1

Урок обобщения и повторения

Междометия. Группы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова. Переход междометий и звукоподражательных слов в разряд знаменательных слов. Морфологический разбор междометия.

Формирование навыков разбора и правописания междометий

Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности

Правописание междоме-тий

Изученные пункто-граммы

тематический

Тренировочные упражнения: объяснительное письмо; комментированное письмо; упражнение на конструирова-ние.

§ 65 упр.353, упр. 356- подготовка к диктанту

33

Контрольный диктант (один из текстов упр. 356) по выбору учителя.

1

Урок контроля

орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка

Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности

Орфограммы в тексте

Пункто-граммы в тексте

итоговый

Контрольный диктант

Индивидуаль-ные задания

34

Контрольное тестирование (итоговое)

1

Урок контроля

орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка

Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности

контрольный тест

индивидуальные задания

35

Итоговый урок

§


Формы и средства контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

  1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
  2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
  3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы, тесты.

 - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

-    комплексный анализ текста;

-    сочинения различных типов речи

-    изложение с элементами сочинения;

-    тест;

-    устное высказывание на лингвистическую тему.

Стартовый контрольный диктант

с грамматическими заданиями.

 И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час все общего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита — все разбрелись по своим углам; у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садов ник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и ку чер спал на конюшне. Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребя тишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встре тить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не мешал бы, если б только води лись воры в этом краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобеди мый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, по смотрит бессмысленно, с удивлением, на обе стороны и пе ревернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.

А другой быстро, без всяких предварительных приготов лений, вскочит обеими ногами со своего ложа, как будто бо ясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с ква сом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, силь но начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на по стель, как подстреленный.

(275 слов)                                             

     (И. Гончаров)

Дополнительные задания:

1. Произведите синтаксический разбор:

вариант 1 — 2-го предложения 2-го абзаца; вариант 2 — 2-го предложения 5-го абзаца.

2. Произведите фонетический разбор слов:

вариант 1 — роются; вариант 2 — несется.

3. Произведите морфемный разбор слов:

вариант 1 — удивлением; вариант 2 — прикрыв.

 

Тексты для комплексного анализа

1. Повторите правописание приставок, написание безударных гласных в корне слова, в окончаниях глаголов, правописание гласных после                                             шипящих в корне и в окончаниях существительных, слитное и раздельное написание наречий, НН-Н в прилагательных и причастиях, не с глаголами.

Д...РЕВНЯ

П…следний день3 июня мес...ца; на тысячу вёрст кругом Россия - р...дной край.

Ровной с...невой3 залито всё небо; одно лишь облачко на нём - не то плывёт не то та...т. Бе...ветрие, т...плынь... воздух   молоко п...рное!

Жаворонки звенят; воркуют з...бастые голуби; молча реют2 ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки (не) лают и стоят смирно п...виливая хвостами.        

 И дымком (то) пахн...т и тр...вой  и дёгтем маленько  и маленько кож...и. Конопля...ики2 уже вошли в силу и пускают свой т...ж...лый но пр...ятный2 дух4. Глубокий  но пологий овраг. По бокам в (не) сколько рядов г...ловастые (к) низу и...щепле...ые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие кам...шки словно дро...ат скво..ь светлую ря..ь. (В) дали на конце-крае земли и неба  с...неватая черта большой реки.

(В) доль оврага   по одной ст...р...не опрятные амбарчики  кл...тушки с плотно закрытыми дверями; по другой ст...р...не пять (шесть) сосновых изб с т...совыми крышами. Над каждой крыш...и высокий шест скв...ре...ницы1; над каждым крылеч...ком выр...зной железный  крут...гривый к...нёк. (Не) ровные стёкла окон отл...вают  цв.. .тами радуги.

Кувшины с букетами намалёва...ы на ставнях. Перед каждой избой чи...о ст...ит и...правная лавочка; на з...вал...нках2  кошки св...рнулись клубочком  н...стор...жив прозрачные ушки; за высокими порогами пр...хладно т...мнеютсени.

Я л...жу у самого края оврага на разос...ла...ой попоне; кругом целые вороха только что скоше...ого1  до истомы душистого сена. Д...гадливые хозяева  разбросали сено перед избами: пусть ещё (не) много посохн...т на пр…пеке  а там и в сарай! То (то) буд…т спать на нём славно!  

                                                                                                           (224 слова)

                                                                              (И.С. Тургенев "Деревня")

2. Повторите правописание приставок пре-,при-, чередование гласных в корнях -тер- -тир-, -равн- - -ровн-, слитное и раздельное написание частицы не со всеми частями речи. Повторите правила пунктуации: знаки препинания при однородных членах, в сложноподчинённом предложении и правила обособления причастного оборота.

НА ЯРМАРКУ

          Одиноко3 в стороне т...щился3 на истомле...ых волах воз навале...ный мешками пенькою полотном и разною домашнею поклажею3 за которым брёл в чистой полотая...ой рубашке и запачка...ных полотая...ых шароварах его хозяин. Ленивою рукой обт...рал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с дли...ых усов напудре...ых тем (не) умолимым парикмахером который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит (не) сколько тысяч уже лет весь род человеческий. Рядом с ним шла пр...вяза...ая к возу кобыла смире...ый2 вид которой обличал пр...ююн...ые2 лета её.

          Много встречных и особливо молодых парубков брались за шапку пор...внявшись2 с нашим мужиком. Однако ж (не) седые усы и (не) важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза (не) много вверх, чтоб увидеть

причину такой почтительности на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком с чёрными бровями ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами с беспечно улыбавшимися розовыми губками с повяза...ыми на голове красными и синими лентами которые вместе с дли...ыми косами и пучком полевых цветов богатою короною покоились на её очаровательной головке.

Всё казалось занимало её; всё было ей чудно  ново... и хорошенькие глазки бе...пр...ста...о бегали с одного предмета на другой. Как (не) рассеят...ся! В первый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый3 раз на ярмарке!.. Но н... один3 из прохожих и проезжих (не) знал чего ей стоило упр...сить отца взять с собою который и душою рад бы был это сделать прежде если бы (не) злая мачеха выучившаяся держать его3 в руках так (же) ловко как он вожжи своей старой кобылы тащившейся за долгое служение теперь на продажу.

                                                             (257 слов)

                                                     (Н.В. Гоголь)

3.Повторите правописание приставок на З, С; приставки пре-, при-, ъ после приставок, чередование гласных в корнях -раст- - -рос-; -мир--мер-, Н - НН в прилагательных и причастиях,  -ться, -тся в глаголах..Повторите правила пунктуации: знаки препинания при деепричастных оборотах, при других обособленных членах, при однородных членах, вводных словах и предложениях, в сложных предложениях.

ВОРОБЕЙ

         Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака б...жала (в) переди меня.

         Вдруг она уменьшила свои ш…ги и начала краст...ся как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гн...зда ветер сильно к…чал б...рёзы аллеи и сидел (не) подвижно бе...помощно ра...топырив едва прор…тавшие крылышки.                                                                                                  

Моя с…бака медяе...о пр…бл...жалась к нему как вдруг сорвавшись с близкого дер...ва старый черногрудый Воробец камнем упал перед самой её мордой  и весь вз...ероше...ый искажё...ый с отчая...ым и жалким писком прыгнул раза два в напр...влении зубастой ра..крытой пасти.

       Он ринулся сп...сать он засл...нил собою своё детище... но все его маленькое тело тр...п...тало от ужаса голосок одичал и охрип он зам...рал он жертв...вал собою!

       Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он (не) мог ус...деть на своей высокой безопасной ветке... Сила сильнее его воли сбросила его оттуда.

       Мой Трезор ост...новился п…пятился... Видно и он пр...знал эту силу.

       Я посл...шил отозвать смущё...ого пса   и уд…лился бл...гоговея.

       Да  (не) смейтесь. Я бл...гоговел перед той маленькой героической птицей перед любовным её порывом.

       Любовь думал я сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держит...ся и движ...т...ся жизнь.

                                                                            (197 слов)

                                                                                          (И.С. Тургенев "Воробей")

 

Материалы к уроку зачёту по теме:

 «Стили русского литературного языка».

Часть 1.

Устный опрос по вопросам.

 ■    Понятие о стиле. Стилистика. Стилистические сред ства. Классификация стилей.

■   Синтаксические особенности разговорного и книж ных стилей.

■    Деловой стиль: сфера применения, речевые жанры, стилевые черты.

■    Публицистический стиль: сфера применения, рече вые жанры, стилевые черты.

■    Научный стиль: сфера применения, речевые жанры, стилевые черты.

■    Художественный стиль: лексические средства выра зительности.

■    Художественный стиль: синтаксические средства вы разительности.

■    Синтаксические   особенности   научного   и   делового стилей.

■    Публицистический стиль: лексические особенности.

■    Публицистический стиль: морфемные и морфологи ческие особенности.

■    Публицистический стиль: синтаксические особеннос ти.                           *

■   Разговорный стиль: языковые особенности.

■    Научный стиль: языковые особенности.

■   История публицистического стиля.

Часть 2.

Анализ текста

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

Как относиться к историческому и культурному на следию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт про буждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Нико лаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда ухо дил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы пе ред памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произош ло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику националь ной свободы России, признательности русских брату-грузи ну. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленингра де. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Захарова, Росси, Кваренги, Воронихина. По до роге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание го рода несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии — стоял близко от уровня фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикос нись к нему руки реставраторов — и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжа ешь. И — горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с опреде ленной эпохой, с конкретными мастерами.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной сре ды крайне ограничен в мире, и он истощается со все про грессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого ран него возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному се лу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе. И еще — с ува жения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое — пусть и непонятное тебе — родное слово.

Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение,

знание.

(Д. Лихачев)

Анализируя текст, учащиеся должны определить тему текста и способы ее выражения (заглавие, нача ло и конец текста, ключевые слова), указать синтак сические особенности текста, определить тип речи, обосновать свое мнение. Основная часть анализа по свящается определению стиля текста, его стилистиче ских средств.

Приведем фрагмент примерного анализа текста Д. С. Лихачева.

Данный текст относится к публицистическому стилю, так как в тексте присутствуют черты, характерные для это го стиля:

1) главная функция текста — воздействие на читателя, и информирование его;

2) широкое использование лексики, обозначающей по нятия культуры, морали, этики (историческое культур ное  наследие, жизненный опыт,  обнажили головы, воздвигнуты, поругание народной святыни, патри отизм и др.);

3) использование средств эмоционального воздействия с целью убеждения: эпитетов (грустные, горестные кар тины, благодарные потомки, невиданное поругание); лексических повторов (Путевой дворец Растрелли  первое  большое  здание   —  дворец); градации (любовь к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; дом, земля, родное слово);

4) использование существительных в родительном па деже в роли несогласованного  определения (поругание народной  святыни,   преступление  против  призна тельности, «запас» памятников культуры и др.);

5) употребление прилагательных в форме превосходной степени (важнейшие);

6) использование безличных предложений (И   ничего нет на этом месте);

7) для синтаксиса текста характерно использование од нородных членов (любовь  к родному  краю,  к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается   с   малого   —   с   любви   к   своей   семье, к своему жилищу, своей школе), причастных оборотов (...монастыря, построенного на месте гибели другого героя).                             I

Тексты для анализа:

Текст 1

Один из самых замечательных русских языковедов XX в. академик В. В. Виноградов (1895—1969) был уче ным, продолжавшим и развивавшим традиции той русской филологической школы, последователи которой, обладая глубокой гуманитарной эрудицией, в своих исследованиях не проводили резкой грани между проблематикой, лежа щей в сферах языкознания и литературоведения, стилисти ки и текстологии, теоретической лингвистики и практиче ского применения ее результатов. Перу В. В. Виноградова принадлежит более 300 работ, посвященных самым разным вопросам русской филологии: это фундаментальные иссле дования по истории русского языка, по его грамматике, лексике, труды о языке и стиле писателей-классиков, текс тологии, лексикографические и историографические рабо ты. Во всех этих областях ученым было сказано новое сло во; им создана школа учеников, которые продолжали и продолжают развивать его идеи.

В. В. Виноградов многие годы работал над монографией, посвященной истории слов и устойчивых выражений, заду манной им как исследование путей развития русской лекси ки и фразеологии в ее неразрывной связи с историей общест венной мысли и культуры русского народа. Начиная с 20-х гг., в течение нескольких десятилетий он любовно и тщательно собирал материалы, касающиеся истории слов и выражений, принадлежащих литературному языку, рус ским народным говорам, народной разговорной речи, исто рии славянизмов, древних и новых заимствований, индиви дуальных новообразований, профессионализмов, жарго низмов. Был собран огромный и неоценимый материал, сосредоточенный по таким источникам, которые уже тогда были редки и малодоступны. Те свои разыскания, которые В. В. Виноградов считал относительно законченными, он публиковал в виде статей и заметок в русских и зарубеж ных журналах и сборниках, многие из этих изданий сейчас стали малодоступны или вообще недоступны для читателей, некоторые просто утрачены. Однако в таком виде была опуб ликована только часть большой работы: многое осталось в рукописях, в незаконченных этюдах и набросках, просто в виде снабженных заметками выписок из художественных произведений, словарей, из работ других авторов — истори ков, этнографов, фольклористов, литературоведов; сами эти наброски и выборки, замечания к ним представляют боль шой научный и познавательный интерес.

(Н. Шведова)

Текст 2

Строй языка определяется взаимодействием его грамма тики и лексики. И в той и в другой выступают, как органи ческий элемент языковой структуры, ее фонетические свойства и фонологические качества. Между грамматикой и лексикой тесная связь и соотношение. Так же, как при нято говорить о грамматическом строе языка, следует гово рить о его лексическом строе. Однако лексикология еще не может представить таких глубоких и разносторонних обоб щений и выводов из своих исследований, как наука о грам матическом строе разных языковых систем и типов. Это не соответствие отчасти объясняется тем, что история лекси ческого строя многих языков почти вовсе не изучена. Так, можно решительно утверждать, что историческая лексико логия русского языка вообще, а литературного в частности;* еще только в зародыше. Вместе с тем для построения исто рической лексикологии любого языка, в том числе и рус ского, необходимо установить более точные и определенные методы исторического исследования лексической системы и слова как элемента этой системы. Попытки систематизи ровать и свести основные семантические процессы в исто рии словаря к некоторым общим категориям и закономер ностям до сих пор не увенчались успехом. Поэтому в совре менной западноевропейской лингвистике иногда раздаются скептические уверения, что при настоящем состоянии нау ки о языке стрЬго научная классификация семантических изменений слова даже невозможна. Между тем мышление находит свое выражение и отражение в словаре так же, как и во всем строе языка. Знание идеологии социальной среды на той или иной ступени общественного развития само по себе еще не ведет прямым путем к пониманию семантиче ской системы языка этой среды. Идеология и язык не явля ются зеркальными отражениями друг друга. Известно, что в языке, наряду с отражением живых идей современности, громадную роль играют унаследованные от прошлого — иногда очень далекого — технические средства выражения. К тому же о мировоззрении давних или древних эпох обыч но у историков культуры складывается или односторонне искаженное, или чересчур абстрактное представление. Мир значений, запечатленный в формах языка, имеет в разных системах свои законы свярей, свои принципы построения. Наконец, для изучения истории даже отдельных слов необ ходимо воспроизвести полностью контексты употребления этих слов в разные периоды истории языка, а также разные виды их связей и соотношений с другими лексическими ря дами. А это — цель почти неосуществимая.

(В. Виноградов)

Текст 3

Особую роль мир женщины сыграл в судьбах русского романтизма. Романтическая эпоха отвела женщине важ нейшее место в культуре. Эпоха Просвещения поставила вопрос о защите женских прав. Женщина, ребенок, чело век из народа — таковы были типичные герои, за равенство и права которых боролся просветитель. «Подопечных» надо было воспитать, защитить и обучить, а воспитателем и за щитником был мужчина, — конечно, такой, который уже воспринял идеи «века просвещения». Пушкин любил по вторять слова французского историка и философа Гальяни о женщине: «Животное, по природе своей слабое и болез ненное».

Эпоха, начатая в России Карамзиным, отвела женщине совершенно новую роль. Поэзия Жуковского утвердила представление о женщине как о поэтическом идеале, пред мете поклонения. Вместе с романтическим вкусом к рыцар ской эпохе возникает поэтизация женщины. Просветитель утверждал равенство женщины и мужчины. Он видел в женщине человека и стремился уравнять ее в правах с от цом и мужем. Романтизм возрождал идею неравенства по лов, которое строилось по моделям рыцарской средневеко вой литературы. Женщине, возвышенной до идеала, отводи лась область высоких и тонких чувств. Мужчина же должен был быть ее защитником-служителем. Конечно, романтиче ский идеал с трудом прививался к русской реальности. Как правило, он охватывал мир дворянской девушки — чита тельницы романов, погруженной душой в условные литера турные переживания и черпающей в них «чужой восторг, чу жую грусть». Так, например, Софи Салтыкова, в будущем — жена Дельвига, в молодости пережила бурное увлечение де кабристом П. Г. Каховским. Каховский,— бедный, лишен ный связей офицер,— конечно, не мог считаться женихом светской барышни. Но молодые люди и не говорят о браке. Их связывает идеальная любовь. Все объяснение в любви проходит как обмен поэтическими цитатами.

{Ю. Лотман)

Т е к с т 4

История плохо предсказывает будущее, но хорошо объ ясняет настоящее. Мы сейчас переживаем время увлечения историей. Это не случайно: время революций антиисторич но по своей природе, время реформ всегда обращает людей к размышлениям о дорогах истории. Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре» в предгрозовой ат мосфере надвигающейся революции, приближение которой он зарегистрировал, как чуткий барометр, писал, что изу чение истории полезно только тиранам. Вместо того чтобы изучать, как было, надо познать, как должно быть. Теоре тические утопии в такие эпохи привлекают больше, чем ис торические документы.

. Когда общество проходит через эту критическую точку, и дальнейшее развитие начинает рисоваться не как со здание нового мира на развалинах старого, а в виде орга нического и непрерывного развития, история снова вступает в свои права. Но здесь происходит характерное смещение: интерес к истории пробудился, а навыки исторического исследования порой утеряны, документы забыты, старые исторические концепции не удовлетворяют, а новых нет. И тут лукавую помощь предлагают привычные приемы: выдумываются утопии, создаются условные конструкции, но уже не будущего, а прошлого. Рождается квазиистори ческая литература, которая особенно притягательна для массового сознания, потому что замещает трудную и непо нятную, не поддающуюся единому истолкованию реаль ность легко усваиваемыми мифами.

(Ю. Лотман)

Текст 5

Одно из самых больших достояний человечества и са мых больших удовольствий человека — возможность об щаться с себе подобными. Счастье общения оценивает каж дый, кому по тем или иным причинам приходится его ли шаться, долгое время оставаясь в одиночестве. Недаром одним из самых тяжелых наказаний преступника считает ся заключение его в одиночную камеру.

Человеческое общение изучается целым рядом наук: со циологией, психологией, лингвистикой, медициной, этно графией и другими. И только совместные усилия ученых позволят нам ответить на вопрос, что же такое общение, в чем его специфика, каковы закономерности этого сложного явления. Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт дает немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо.

(Н. Формановская)

Итоговый  диктант с грамматическими заданиями  за 10 класс

Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петер бургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами... Как-то не вольно напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую, на которую вы смотрите иногда с сожалением, иногда с ка кой-то сострадательной любовью, иногда же просто не заме чаете ее, но которая вдруг, на один миг, как-то нечаянно сделается неизъяснимо, чудно прекрасною, а вы, поражен ный, упоенный, невольно спрашиваете себя: какая сила за ставила блистать таким огнем эти грустные, задумчивые глаза? что вызвало кровь на эти бледные, похудевшие ще ки? что облило страстью эти нежные черты лица? отчего так вздымается эта грудь? что так внезапно вызвало силу, жизнь и красоту на лицо бедной девушки, заставило его за блистать такой улыбкой, оживиться таким сверкающим, искрометным смехом? Вы смотрите кругом, вы кого-то ищете, вы догадываетесь... Но миг проходит, и, может быть, назавтра же вы встретите опять тот же задумчивый и рассеянный взгляд, как и прежде, то же бледное лицо, ту же покорность и робость в движениях и даже раскаяние, даже следы какой-то мертвящей тоски и досады за минут ное увлечение... И жаль вам, что так скоро, так безвозврат но завяла мгновенная красота, что так обманчиво и напрас но блеснула она перед вами, — жаль оттого, что даже полю бить ее вам не было времени...

 (209 слов)                                         (Ф. Достоевский)

Грамматические задания:

  1. Подчеркните грамматические основы во втором предложении.

2. Произведите фонетический разбор слов:

 вариант 1 — ищете; вариант 2 — взгляд.

 3. Произведите морфемный разбор слов:

 вариант 1 — неизъяснимо; вариант 2 — нечаянно.

  1. Произведите морфологический разбор слов:

 вариант 1 — завяла; вариант 2 — блеснула.

Вместо традиционного диктанта с дополнительны ми заданиями можно провести тестирование по орфо графии.

Тест

1.  В каких словах пропущена буква О?

а) недок.. зуемый;                     

б) ополчение;                           

в) оп..здать;

г) нак.. вальня;

д) осн..щение.

2.  В каких словах пропущена буква А?

а)пл..вчиха;                             

б) разгореться.

в) обм..кнуть

г)ск..чок;; 

д)з..рница                                                 

3.  В каких словах пропущена буква И?

а) операция;                             г) см..тение;

б) фестиваль;                            д) компл..мент.

   в)приватизация;

4.  В каких словах пропущена буква Ё?

а) деш. .вый;                               г) крыж, .вник;

б)ч..лка;                                     д)подсч..т.

в) сгущ..нное молоко;

5.  В каких словах пропущена буква Т?

а) совес.ливый;                     г) предшественник;

б) гнусный;                          д) сладос.ный.

в) братоненавис.ник;

6.  В Каких словах пропущена буква Ъ?

а) шампин..он;                       г) в..юга;

б) транс.иранский;               д) с.ёмка.

в) сузить;

7. В каких словах пропущена буква С?

а) восстание;                         г) бесчисленный;

б) и..шарить;                         д) ..жечь.

в) ра..пороть;

8. В каких словах пропущена буква И?

а) преподобный;                    г) приостановить;

б) прекращение;

в) приусадебный;

д) пр..вратник.

9. В каких словах пропущена буква Ы?

а) контр..гра;                         г) вз..мать;

б) безыдейный;

в) небез..звестный;

д) сымпровизировать.

10.  В каких словах пропущена буква Е?

а) на сирен..;                            г)обари..;

б) к площад..;                          д) в отчет.. .

в) в лазур..;

11.  Какие слова пишутся через дефис?

а) (полу) круг;                          г) (Уж) город;

б) (экс) чемпион;                      д) (агро) техника.

в) (тонно) километр;

12.  Какие слова пишутся слитно?

а) (весенне) полевые работы;

 б)(био)технологический;

в) (дет) домовский;

г) (сложно) сочиненное предложение;

д) (детски) наивный взгляд.

13.  В каких словах пропущена буква И?

а) он стел..т;                             г)кле..шь;

б)тыувид..л;                           д) ненавид..м.

в) увид..шь;

14.  В каких словах пропущена буква А (Я)?

а) зате..нные дела;

б) колышущиеся флаги;

в) завис.щие от нас обстоятельства;

г) мел..щая кофе машина;

д) выслушанные замечания.

15. В каких словах пишется одна буква Н?

а) серебря..ый;                      г) полирова..ая мебель;

б) моще..ая мостовая;             д) ране..ый в руку боец.

в) место исследова, .о;

16. Какие слова пишутся раздельно?

а) (на) смех;                           г) (по) двое;

б) (в) трое;                             д) (по) справедливому.

в) (на) веки;

17. В каких словах пропущена буква Ь?

а) отреж..;                             г) вскач..;

б) кирпич..;                           д) не хватает стрельбищ.

в) много груш..;

18. Какие слова пишутся раздельно?

а) далеко (не) весело;             г) (не)вежливый;

б) (не) интересно;                   д) совсем (не)красивый вид.

в) (не) откуда;

19. Какие слова пишутся слитно?

а) (не) хватает мест;               в) крайне (не) обдуманное

б) постоянно                          решение;

(не) досыпать;                       г) актер (не) подражаем;

д) (не) ведая.

20. Какие слова пишутся слитно?

а) (не) смотря на жару;

б) (в) виду засухи;

в) нет такой силы, что (бы) остановить его перед трудностями;

г) (и) так каждый раз;

д) всё (же) попробуй.

Ключи к тесту: 1— б, в; 2 — в, г, д; 3 — б, в, д; 4 — а, б, в, д; 5 — а, в, г, д; 6 — д; 7 — а, б, в, г, д; 8 — в, г, д; 9 — б, в, д; 10 — д; 11 — б, в; 12 — б, в, г; 13 — в, г, д; 14 — а, в, д; 15 — а, б, в; 16 — а, г; 17 — а, г; 18 — а; 19 — б, в, г; 20 — а, б, в.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...