Планирование по русскому языку в 7 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме

 

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский// Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2002. – С. 10-62).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по русскому языку

Автор программы - В.В. Бабайцева. Программа для расширенного изучения предмета «Русский язык. 7 класс».

2010-2011 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. На изучение русского языка в 7-ом классе согласно действующему Базисному учебному плану отводится 4 учебных часа в неделю, а в данной рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, а именно: планирование составлено из расчёта 5 учебных часов в неделю (соответственно, в году всего - 170 учебных часов).

Увеличение количества часов осуществлялось за счёт дополнительных часов из школьного компонента. Так, предусмотрено увеличение учебного времени по следующим темам:

«Причастие и деепричастие как особые формы глагола» - так как названная тема является наиболее сложной в курсе морфологии русского языка;

Расширен раздел «Русская речь», так как он позволяет наиболее полно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 9-ом классе (напомним, что 1-ая и 3-я части заданий непосредственно связаны с написанием изложения и сочинения, т.е. с творческой работой). В данном разделе предполагается расширение знаний о типах речи: описание общего вида местности, трудовых процессов, действий в спорте. Учащиеся знакомятся с рассказом на основе услышанного, особенностями сообщения и отзыва, характеристикой литературного героя. Стилистика представлена общей характеристикой публицистического стиля.

Добавлены также часы на текущее повторение орфографии и пунктуации в течение всего учебного года, что является само по себе закономерным и крайне необходимым звеном в общей образовательной цепи.

Авторская программа под редакцией В.В. Бабайцевой реализуется в учебном комплексе, состоящем из трёх учебных пособий - «Русский язык. Теория. 5-9 кл.» / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М. : Дрофа, 2007; «Русский язык. Практика. 7 кл.» / С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. С.Н. Пименовой. - М. : Дрофа, 2007; «Русская речь. 7 кл.» / Е.И. Никитина. - М. : Дрофа, 2007. Таким образом, названный учебно-методический комплекс представляет собой единый учебник, решающий задачи обучения русскому языку в школе, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий их мышление, совершенствующий речь.


Тема урока

Дата

Элементы содержания

Формы контроля

I четверть.

1

Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость

01.09. - 03.09.

Познакомить со структурой и содержанием нового учебного пособия, дать понятие о богатстве, выразительности, образности русского языка.

Повторение изученного в 5-6 классах.

2

Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис.

01.09. - 03.09.

Самостоятельные и служебные части речи, их грамматические и морфологические особенности. Синтаксическая роль самостоятельных частей речи в предложении.

Выборочный диктант.

3

Повторение изученного в 5-6 классах. Пунктуация.

01.09. - 03.09.

Повторить понятие о предлож., грам. основа предлож., его хар-ки, вспомнить понятие пунктограммы.

Схематический диктант.

4

Р/Р Что такое текст.

01.09. - 03.09.

Повторение основных признаков текста, совершенствование умения анализировать текст, определять его типовую принадлежность.

5

Повторение изученного в 5-6 классах. Лексика и фразеология.

01.09. - 03.09.

Повторение предмета изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке; понятия «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «профессиональные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова».

Распределительный диктант.

6

Повторение изученного в 5-6 классах. Фонетика и орфография.

06.09. – 10.09.

Повторение предмета изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке; порядок фонетического разбора слова; знать предмет изучения орфографии, перечень фонетических опознавательных признаков орфограмм-букв (гласных, согласных, ъ и ь разделительных).

7

Повторение изученного в 5-6 классах. Словообразование и орфография.

06.09. – 10.09.

Повторение предмета изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов; знать о связи орфографии со словообразованием; порядок морфемного и словообразовательного разбора.

Схематический диктант.

8

Повторение изученного в 5-6 классах. Морфология и орфография. Подготовка К/д.

06.09. – 10.09.

Повторение предмета изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи; знать формы изменения глагола; как определяется вид, спряжение глагола; общее и различное у склоняемых частей речи, об отличии местоимений от других склоняемых слов; знать о связи орфографии с морфологией; порядок морфологического разбора изученных частей речи.

Выборочный диктант.

9

Контрольный диктант «Повторение изученного в 5-6 классах».

06.09. – 10.09.

Выявить уровень усвоения учащимися изученных орфограмм.

К/Д № 1

10

Работа над ошибками.

06.09. – 10.09.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Причастие.

11

Понятие о причастии.

13.09. - 17.09.

Знакомство с признаками причастия как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), отработка умения опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий.

Выборочный диктант.

12

Признаки прилагательного у причастия.

13.09. - 17.09.

Знакомство с грамматическими признаками прилагательного у причастия, формирование умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных

Орфографический диктант.

13

Признаки глагола у причастия.

13.09. - 17.09.

Углубление и  закрепление понятия о причастии как самостоятельной части речи, совершенствование навыка опознавать причасти в тексте.

14

Признаки глагола у причастия.

13.09. - 17.09.

Углубление и  закрепление понятия о причастии как самостоятельной части речи, совершенствование навыка опознавать причасти в тексте.

Тест.

15

Р/Р Типы речи. Описание. Подготовка к домашнему сочинению по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

13.09. - 17.09.

Знать об описании как о смысловом типе текста Отбор материала, составление плана.

Домашнее сочинение.

16

Причастный оборот. Понятие о причастном обороте.

20.09. – 24.09.

Знакомство с понятием причастный оборот, формирование умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота.

17

Причастный оборот. Понятие о причастном обороте.

20.09. – 24.09.

Закрепление знаний о причастном обороте, его роли в предложении; формирование  практического умения выделять запятыми причастный оборот.

18

Р/Р Типы речи. Описание. Описание общего вида местности.

20.09. – 24.09.

Знакомство с композиционными признаками текста-описания местности, совершенствование умения создавать текст в заданном стиле.

19

Р/Р Устное сочинение- описание по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

20.09. – 24.09.

Работа с текстом(определение темы, составление плана).

20

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

20.09. – 24.09.

Закрепление знаний о причастном обороте, его роли в предложении; формирование  практического умения выделять запятыми причастный оборот.

21

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

27.09. - 01.10.

Закрепление знаний о причастном обороте, его роли в предложении; формирование  практического умения выделять запятыми причастный оборот.

Тест.

22

Правописание НЕ с причастиями.

27.09. - 01.10.

Знакомство с правилом написания не с причастиями; формирование навыка написания частицы и приставки не в причастии.

23

Правописание НЕ с причастиями.

27.09. - 01.10.

Отработка алгоритма применения правила на основе оппозиции «полное одиночное причастие – причастный оборот», совершенствование пунктуационных навыков учащихся.

Распределительный диктант.

24

Действительные и страдательные причастия.

27.09. - 01.10.

Знакомство со значением действительных и страдательных причастий, формирование умения различать действительные и страдательные причастия, употреблять их в речи.

25

Действительные и страдательные причастия.

27.09. - 01.10.

Закрепление умения различать действительные и страдательные причастия, употреблять их в речи.

Распределительный диктант.

26

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.

04.10. – 08.10.

Знакомство  со способами образованием действительных причастий  настоящего времени, овладение навыками написания гласных в суффиксах  причастий.

27

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.

04.10. – 08.10.

Закрепить умение образовывать действительные причастия настоящего времени; правильно выбирать и писать гласные у (ю) и а (я) в действительных причастиях настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

28

Р/Р Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Золотая осень».

04.10. – 08.10.

Подготовка к написанию сочинения по картине В.Д. Поленова «Золотая осень».

29

Р/Р Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Золотая осень».

04.10. – 08.10.

Работа с текстом(определение темы, составление плана).

Сочинение.

30

Работа над ошибками.

04.10. – 08.10.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

31

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.

11.10. – 15.10.

Знакомство с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-,-ем-, -им-).

32

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.

11.10. – 15.10.

Закрепить умение образовывать страдательные причастия настоящего времени; заменять действительные причастия настоящего времени страдательными; правильно выбирать и писать гласные е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Выборочный диктант.

33

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени.

11.10. – 15.10.

Знакомство с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени, отработка навыков написания гласных перед суффиксами причастий.

34

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени.

11.10. – 15.10.

Закрепить умение образовывать действительные причастия прошедшего времени; разграничивать действительные причастия настоящего, и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями; заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.

Выборочный диктант.

35

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.

11.10. – 15.10.

Знакомство со способами образования страдательных причастий прошедшего времени и написанием их суффиксов.

Цифровой диктант.

36

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.

18.10. – 22.10.

Закрепление умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени; находить страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий. Подготовка к К/Д.

37

Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи. Морфемный состав причастий».

18.10. – 22.10.

Выявить уровень усвоения учащимися изученных орфограмм.

К/Д № 2

38

Работа над ошибками.

18.10. – 22.10.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

39

Р/Р Контрольное сочинение- описание по картине И.И. Шишкина «Парк в Павловске».

18.10. – 22.10.

Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Парк в Павловске». Работа с текстом(определение темы, составление плана).

40

Р/Р Контрольное сочинение- описание по картине И.И. Шишкина «Парк в Павловске».

18.10. – 22.10.

Написание сочинения по картине И.И. Шишкина «Парк в Павловске».

Контрольное сочинение №1

41

Работа над ошибками.

18.10. – 22.10.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

42

Правописание гласных перед ННиН.

25.10 - 29.10

Знакомство с условиями  выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед н в названных причастиях.

43

НниН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

25.10. - 29.10

Повторение способов разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.

Тест.

44

НниН в суффиксах СППВ и отглагольных прилагательных.

25.10. - 29.10

Формирование умения отличать краткие страдательные   причастия от кратких  прилагательных, навыка написания н, нн в них.

Орфографический диктант.

45

Краткие причастия.

25.10. - 29.10

Знакомство с понятием краткие причастия, их синтаксической ролью в предложении; формирование умения различать полные и краткие причастия.

46

Краткие причастия.

25.10. - 29.10

Закрепить знания о том, что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму; знать формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении; сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий;

47

Р/Р Описание действий.

25.10. - 29.10

Типовая схема текста о трудовых процессах. Пересказ. Синтаксические особенности текста. Описание трудовых процессов, составные части текста. Темы сочинения.

48

Правописание НИ в причастиях.

08.11. – 12.11.

Правописание НИ в причастиях.

49

Правописание НИ в причастиях.

08.11. – 12.11.

Правописание НИ в причастиях.

Распределительный диктант.

50

Р/Р Описание действий. Композиция рассуждения. Сочинение-рассуждение на заданную тему.

08.11. – 12.11.

Типовая схема текста о трудовых процессах. Пересказ. Синтаксические особенности текста. Описание трудовых процессов, составные части текста. Темы сочинения.

51

Р/Р Описание действий. Композиция рассуждения. Сочинение-рассуждение на заданную тему.

08.11. – 12.11.

Отбор материала, составление плана .Написание сочинения-рассуждения.

52

Работа над ошибками.

08.11. – 12.11.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

53

Морфологический разбор

08.11. – 12.11.

Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль.

54

Морфологический разбор

15.11. – 19.11.

Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль.

55

Повторение изученного в разделе «Причастие».

15.11. – 19.11.

Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий.

56

Повторение изученного в разделе «Причастие».

15.11. – 19.11.

Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий.

57

Контрольная работа по теме: «Причастие».

15.11. – 19.11.

58

Анализ контрольной работы

15.11. – 19.11.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

59

Р/Р Типы речи. Повествование. Рассказ на основе услышанного.

15.11. – 19.11.

Типовая композиция рассказа. Специфика рассказа на основе услышанного. Назначение в нем введения.

60

Р/Р Сжатое изложение на основе услышанного текста

22.11. - 26.11.

Работа с текстом (определение темы, идеи, составление плана).

61

Р/Р Сжатое изложение на основе услышанного текста

22.11. - 26.11.

Написание изложения.

Изложение

62

Работа над ошибками.

22.11. - 26.11.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

63

Понятие о деепричастии.

22.11. - 26.11.

Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий.

64

Понятие о деепричастии.

22.11. - 26.11.

Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий.

Распределительный диктант.

65

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

22.11. - 26.11.

Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий.

66

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

29.11. – 03.12.

Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий.

67

Деепричастный оборот.

29.11. – 03.12.

Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми.

Схематический диктант.

68

Деепричастный оборот.

29.11. – 03.12.

Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми.

Распределительный диктант.

69

Словообразование деепричастий.

29.11. – 03.12.

Словообразование деепричастий; развить морфемные навыки учащихся; усвоить орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия».

70

Словообразование деепричастий.

29.11. – 03.12.

Словообразование деепричастий; развить морфемные навыки учащихся; усвоить орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия».

71

Р/Р Как создавать киносценарий в разных формах? Подготовка к домашнему сочинению- сценарию (продолжение кинофильма).

29.11. – 03.12.

Повторить киноведческие термины, касающиеся кино сценария; написать киносценарий по рассказу И. С. Соколова-Микитова.

72

Р/Р Как создавать киносценарий в разных формах? Подготовка к домашнему сочинению- сценарию (продолжение кинофильма).

06.12. – 10.12.

Повторить киноведческие термины, касающиеся кино сценария; написать киносценарий по рассказу И. С. Соколова-Микитова.

Сочинение

73

Морфологический разбор деепричастия.

06.12. – 10.12.

Морфологические признаки  деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.

74

Морфологический разбор деепричастия.

06.12. – 10.12.

Морфологические признаки  деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.

75

Повторение изученного в разделе «Деепричастие».

06.12. – 10.12.

Способы образования деепричастий. Правописание нес деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте.

76

Повторение изученного в разделе «Деепричастие».

06.12. – 10.12.

Способы образования деепричастий. Правописание нес деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте.

77

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».

06.12. – 10.12.

Способы образования деепричастий. Правописание не с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте.

К/Д № 3

78

Работа над ошибками.

13.12. – 17.12.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

79

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

13.12. – 17.12.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

80

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

13.12. – 17.12.

Повторение такого способа словообразования как переход из самостоятельных частей речи в служебные,  совершенствование общеучебных навыков (работа с книгой, со словарём)

81

Повторение пунктуации.

13.12. – 17.12.

Повторение такого способа словообразования как переход из самостоятельных частей речи в служебные,  совершенствование общеучебных навыков (работа с книгой, со словарём)

82

Повторение пунктуации.

13.12. – 17.12.

Повторение такого способа словообразования как переход из самостоятельных частей речи в служебные,  совершенствование общеучебных навыков (работа с книгой, со словарём)

83

Р/Р Контрольное изложение №1 (близкое к тексту).

13.12. – 17.12.

Тема, основная мысль текста, связь предложений, сцепляющие слова, сравнения при помощи союзов «как», «будто», «словно», «точно».

Контрольное изложение №1

84

Р/Р Контрольное изложение №1 (близкое к тексту).

20.12. – 24.12.

Тема, основная мысль текста, связь предложений, сцепляющие слова, сравнения при помощи союзов «как», «будто», «словно», «точно».

85

Работа над ошибками.

20.12. – 24.12.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

86

Служебные части речи. Понятие о служебных частях речи.

20.12. – 24.12.

Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи.

87

Понятие о предлоге.

20.12. – 24.12.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении.

88

Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге.

20.12. – 24.12.

Особенности научно-популярной книги: термины, научный стиль изложения, фразеологизмы, развернутый план отзыва.

89

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от других частей речи.

20.12. – 24.12.

Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиями. Слитное и раздельное написание производных предлогов. (в течение, ввиду, вследствие и др.) Дефис в предлогах из-за, из-под.

90

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от других частей речи.

27.12. - 30.12

Производные и непроизводные предлоги.

Простые и составные предлоги.

91

Морфологический разбор предлога.

27.12. - 30.12

Морфологический разбор предлога.

92

Повторение изученного в разделе «Предлог».

27.12. - 30.12

Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов. Правописание производных предлогов. Различие на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний.

93

Повторение изученного в разделе «Предлог».

27.12. - 30.12

Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов. Правописание производных предлогов. Различие на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний.

94

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Предлог».

27.12. - 30.12

Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов. Правописание производных предлогов. Различие на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний.

Контрольный диктант №4

95

Работа над ошибками.

27.12. - 30.12

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

96

Р/Р Сочинение-отзыв о понравившейся книге.

Особенности научно-популярной книги: термины, научный стиль изложения, фразеологизмы, развернутый план отзыва.

97

Союз. Понятие о союзе.

Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы-синонимы.

98

Сочинительные союзы.

Группы сочинительных союзов, их назначение.

99

Сочинительные союзы.

Группы сочинительных союзов, их назначение.

100

Р/Р Культура  речи пользователя Интернет.

Познакомиться с понятием норма; актуализировать ранее приобретенные знания об основных нормах русского языка

101

Подчинительные союзы.

Группы подчинительных союзов, их назначение.

102

Подчинительные союзы.

Группы подчинительных союзов, их назначение.

103

Р/Р Характеристика литературного героя.

Характеристика литературного героя, выявление особенностей в характере, внешности, речи героя.

104

Правописание союзов также, тоже, зато и др.

Слитное написание союзов. Отличие написания союзов также, тоже, чтобы, зато от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

105

Р/Р Сочинение- характеристика литературного героя.

Характеристика литературного героя, выявление особенностей в характере, внешности, речи героя. Развернутый план. Отбор цитат. Способ раскрытия характера героя.

106

Р/Р. Сочинение- характеристика литературного героя.

Характеристика литературного героя, выявление особенностей в характере, внешности, речи героя. Развернутый план. Отбор цитат. Способ раскрытия характера героя.

107

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

108

Морфологический разбор союза

Морфологический разбор союзов. Разряды союзов по строению и значению.

109

Повторение орфографии.

Повторение орфографии.

110

Повторение орфографии.

Повторение орфографии.

111

Повторение пунктуации.

Повторение пунктуации.

112

Р/Р Описание действий как вид текста. Подготовка к сочинению.

Описание действий (например, в спорте) как вид текста. Структура, языковые особенности.

113

Р/Р Описание действий как вид текста. Написание сочинения.

Описание действий (например, в спорте) как вид текста. Структура, языковые особенности.

114

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

115

Повторение пунктуации.

Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. Союз как средство связи предложений в тексте.

116

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Союз».

Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов от существительных с предлогами.

Контрольный диктант №5

117

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

118

Р/Р Стили речи. Книжные стили. Публицистический стиль речи.

Признаки публицистического стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте. Языковые особенности.

119

Р/Р Интервью - жанр публицистики.

Интервью – жанр публицистики. Типовая композиция интервью. Тематическое единство в заглавии, связности и последовательности вопросов.

120

Понятие о частице.

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении.

121

Понятие о частице.

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении.

122

Значения частиц.

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

123

Значения частиц.

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

124

Р/Р Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз.

Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста.

125

Р/Р Типы речи. Особенности научного стиля. Смысл заглавия в текстах научного стиля.

Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста.

126

Р/Р. Контрольное сочинение №2 в научном стиле.

Подготовка к написанию сочинения Работа с текстом(определение темы, составление плана).

Контрольное сочинение №2

127

Р/Р Контрольное сочинение №2 в научном стиле.

Подготовка к написанию сочинения Работа с текстом(определение темы, составление плана).

128

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

129

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.

Правописание не с различными частями речи. Орфоэпические нормы. Правописание ни с разными частями речи. Различие выражений не что иное, как …, не кто иной, как…, ничто иное как…, никто иной

130

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.

Правописание не с различными частями речи. Орфоэпические нормы. Правописание ни с разными частями речи. Различие выражений не что иное, как …, не кто иной, как…, ничто иное как…, никто иной

131

Повторение изученного в разделе «Частица».

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц не –ни. Употребление частиц с разными частями речи.

132

Р/Р Изложение с элементами сочинения.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного.

133

Р/Р Изложение с элементами сочинения.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного.

134

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

135

Повторение изученного в разделе «Частица».

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц не –ни. Употребление частиц с разными частями речи.

136

Тест или самостоятельная работа по теме «Частица».

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц не –ни. Употребление частиц с разными частями речи.

137

Междометие. Понятие о междометии.

Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий.

138

Междометие. Понятие о междометии.

Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях.

139

Повторение орфографии.

Повторить правила написания НЕ с различными частями речи, правописание  Н и НН в прилагательных, пунктуацию при обращениях, вводных словах, в сложных предложениях.

140

Повторение орфографии.

Повторить правила написания НЕ с различными частями речи, правописание  Н и НН в прилагательных, пунктуацию при обращениях, вводных словах, в сложных предложениях.

141

Повторение пунктуации.

Повторить основные синтаксические понятия. Совершенствование умения синтаксического анализа предложений, пунктуационных навыков учащихся.

142

Повторение пунктуации.

Повторить основные синтаксические понятия. Совершенствование умения синтаксического анализа предложений, пунктуационных навыков учащихся.

143

Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи. Междометие».

Проверить усвоение учащимися правил написания НЕ с различными частями речи, основных синтаксических понятий.

Контрольный диктант №7

144

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

145

Фразеологизмы: значение, сфера употребления, фразеологический разбор.

Повторить и расширить ранее приобретенные знания о лексике русского языка, углубить понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

146

Разделы науки о языке. Стили речи. Орфоэпические нормы. Алфавит.

Стили речи. Орфоэпические нормы. Алфавит.

147

Разделы науки о языке. Стили речи. Орфоэпические нормы. Алфавит.

Стили речи. Орфоэпические нормы. Алфавит.

148

Комплексная работа с текстом.

Комплексная работа с текстом.

149

Комплексная работа с текстом.

Комплексная работа с текстом.

150

Фонетика и графика.

Повторить понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографических трудностей.

151

Р/Р Контрольное изложение№2(близкое к тексту).

Изложение текста публицистического стиля.

Контрольное изложение№2

152

Р/Р Контрольное изложение№2(близкое к тексту).

Изложение текста публицистического стиля.

153

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

154

Словообразование.

Совершенствование навыков словообразовательного анализа как одного из средств овладения орфографическими нормами.

155

Словообразование.

Совершенствование навыков словообразовательного анализа как одного из средств овладения орфографическими нормами.

156

Контрольный словарный диктант №2.

Контрольный словарный диктант

157

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

158

Р/Р Текст. Стили речи.

Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте.

159

Р/Р Стили речи (урок-практикум).

Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте.

160

Причастный и деепричастный оборот. Синтаксический разбор предложения.

Повторение причастного и деепричастного оборотов, синтаксического разбора предложения.

161

Причастный и деепричастный оборот. Синтаксический разбор предложения.

Повторение причастного и деепричастного оборотов, синтаксического разбора предложения.

162

Орфография. Орфограммы в корнях и в приставках.

Правописание окончаний, суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, правописание корней, правописание наречий.

163

Орфография. Орфограммы в корнях и в приставках.

Правописание окончаний, суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, правописание корней, правописание наречий.

164

Итоговый контрольный диктант №8

Проверка знаний учащихся за курс 7 класса.

контрольный диктант №8

165

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

166-

170

Резервный уроки.

Рабочая программа по русскому языку

7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский// Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2002. – С. 10-62).

Данная программа рассчитана на 5 часов в неделю (170 ч. в год) из них на развитие речи -41 час, что соответствует федеральному базисному плану.

Преподавание ведется по учебному комплексу:

Русский язык. 7 класс  учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова идр. ; под ред. Н.М.Шанского - 25 изд. – М.: Просвещение, 2003.- 221 с.

Русская речь. Развитие речи. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Е.И. Никитина. - 17-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2008. -    157 с.

Структурирование содержания

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма контроля

I.

Введение

1

 

II.

Повторение изученного в 5 классе

12

Контрольный диктант№1

III.

Морфология

62

 

1.

Причастие

25

 Контрольный диктант№2

2.

Деепричастие

11

Контрольный диктант№3

3.

Наречие

23

Контрольный диктант№4

4.

Слова категории состояния

3

5.

Служебные части речи

44

6

Предлог

12

Контрольный диктант№5

6.

Союз

14

Контрольный диктант№6

7.

 Частица

16

8.

Междометие

2

9.

Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса

10

Контрольный диктант№7

VI.

Развитие речи

30(+11)

 

 

ИТОГ

170

 

Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать/уметь:

1.    РАЗВИТИЕ    СВЯЗНОЙ    РЕЧИ

Знать основные признаки понятий:

— публицистический стиль речи;

— прямой и обратный (экспрессивный) порядок слон в предложениях текста;

— типы речи: описание общего вида местности, описание действий, рассуждение с доказательством от противного; способы выражения оценки (предметов, действий, состояний).

Уметь:

— правильно, интонационно выразительно читать тексты публицистического стиля;

— отличать публицистический стиль речи от художественного и делового; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи, в частности, обратный порядок слов, экспрессивный повтор, параллельный способ связи предложений, оценочные слова и выражения;

— находить в тексте фрагменты с описанием общего вида местности, описанием  действий;

— писать изложения: подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты, имеющие сложное строение, например: повествование с описанием общего вида местности, описанием  действий, с элементами рассуждения и.;

— писать сочинение-характиристику литературного героя; писать в газету заметки публицистического стиля, используя в них рассуждение с доказательством от противного,

— с учетом  стиля речи совершенствовать написанное, повышать выразительность речи, используя в тексте художественного и публицистического стиле экспрессивные средства, языковые и речевые средства (оценочную лексику, обратный порядок слов, экспрессивный повтор, параллельное строение текста и др.).

а) Орфография:

— опознавать в речевом потоке и грамотно писать наречия и причастия в полной, а также краткой форме с суффиксами, имеющими в своем составе буквы и или нн; знать условия употребления одной или двух букв н, умея в трудных случаях пользоваться словарем;

— знать условия слитного и раздельного написания не с наречиями, причастиями и деепричастиями; верно писать данные словоформы, используя в трудных случаях словарь;

— знать условия употребления, грамотно писать не-ни в составе наречий; в пределах положительных оценок употреблять частицы не-ни в составе предложений;

— знать основные случаи употребления дефиса (предлоги, сложные существительные и прилагательные, неопределенные местоимения, наречия) и грамотно употреблять его при письме;

— в пределах положительных оценок писать соотносимые словоформы разных частей речи (внизу — в  низу..., вмиг — в миг...).

б)  Пунктуация:

— безошибочно ставить знаки препинания при причастном обороте, стоящем после определяемого слова; обособлять  деепричастные обороты; закрепление правил, изученных в 6 классе.

2.   ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО   АНАЛИЗА

а) Звуко-буквенный анализ:

— производить звуко-буквенный анализ, сопоставляя произношение и написание слова;

— правильно произносить термины русского языка, употребительные слова из лексического минимума

б)  Грамматико-словообразовательный анализ:

—объяснять, как образованы причастие и деепричастие и правильно обозначать их морфемный состав;

— иметь  представление об основных  способах  образования наречий и особенностях их  написания;

— учиться опознавать знаменательные части речи и их формы, опираясь на значение типичных суффиксов и окончаний;

—   научиться опознавать в речевом потоке причастия (полную и краткую формы), деепричастия и наречия (различных  разрядов и форм), используя знания об их отличительных признаках (вопрос, общее грамматическое значение, словообразовательная структура); отличать наречия от смешиваемых с ними (омонимичных) слов и сочетаний слов;

— овладевать навыками правильного и уместного употребления в речи (устной и письменной) причастия, деепричастия и наречия;

— осознавать отличие служебных частей речи от знаменательных, сходные и отличительные признаки предлога, союза и частицы, их роль в составе словосочетания и предложения;

— учиться употреблять служебные части речи в соответствии с нормами литературного языка и стилистически целесообразно.

в)  Синтаксический анализ:

— определять синтаксическую роль причастия и деепричастия в словосочетании и предложении;

— находить грамматическую основу в предложениях, где главные члены выражены изученными частями речи;

— различать простые и сложные предложения;

— определять синтаксическую роль изучаемых частей речи в словосочетании и предложении.

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора                                                                                                                                                                             Директор МОУ «Средняя

по учебно-воспитательной                                                                                                                                                                       общеобразовательная

работе                                                                                                                                                                                                             школа № 5»

_______________________                                                                                                                                                                       _________Саватеева И.П.

«___» августа 200   г.                                                                                                                                                                                   «___» августа 200   г.      

Календарно-тематическое планирование.

Русский язык в 7В,Д классе.

Учитель Кондратьева Я.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по русскому языку 9 класс лингвистический

Данное планирование предназначено для профильных лингвистических классов....

тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Примерное тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой Русский ...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

тематическое планирование по русскому языку 11 класс

Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе составлено на основе программы для общеобразовательных школ (базовый уровень).Автор программы А.И.Власенков. 34 часа....

Планирование уроков русского языка. 7 класс

Планирование составленно на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./Сост. Е.И. Харитонова.- М.:Дрофа, 2009 (Авторы пограммы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Льво...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...

Тематическое планирование по русскому языку. 6 класс( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык)

Статус документаНастоящая программа по русскому языку для VIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывае...