"Сочинение-рассуждение по тексту Ф. Искандера" в 10-11 классах
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме
Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для учащихся своеобразным образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего восприятия, отношения, оценки. На основе текстов публицистического стиля (в основном!) исследуются общественно-значимые проблемы: политические, экономические, социальные, духовные.
Тексты отбираются с учетом того, чтобы на их материале можно было не только выполнять задания речеведческого характера (у учителя и ученика есть возможность выбора), но и заниматься орфографией и пунктуацией, разными видами разбора. Упражнения можно использовать на уроках-практикумах, уроках-зачетах и при самостоятельной работе дома. Текст, предлагаемый для анализа, должен содержать разнообразную информацию о мире. Работая над текстом, выпускники учатся выражать свои мысли, чувства, размышлять о прочитанном, доказывать, аргументировать свою точку зрения.
На данном уроке и на последующих уроках возможно использовать презентацию « В помощь выпускнику». Данная работа (презентация) помещена на этом сайте. Пользуйтесь на здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-rassuzhdenie_v_11_klasse_doc.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ЕГЭ «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
Пишем сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Голомидова Маргарита Леонидовна, учитель высшей категории
МОУ «СОШ №3 п. Советский» Республики Марий Эл.
Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для учащихся своеобразным образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего восприятия, отношения, оценки. На основе текстов публицистического стиля (в основном!) исследуются общественно-значимые проблемы: политические, экономические, социальные, духовные.
Тексты отбираются с учетом того, чтобы на их материале можно было не только выполнять задания речеведческого характера (у учителя и ученика есть возможность выбора), но и заниматься орфографией и пунктуацией, разными видами разбора. Упражнения можно использовать на уроках-практикумах, уроках-зачетах и при самостоятельной работе дома. Текст, предлагаемый для анализа, должен содержать разнообразную информацию о мире. Работая над текстом, выпускники учатся выражать свои мысли, чувства, размышлять о прочитанном, доказывать, аргументировать свою точку зрения.
На данном уроке и на последующих уроках возможно использовать презентацию « В помощь выпускнику».
Цели урока:
- подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту;
- совершенствование навыков анализа текста;
- формирование умения корректно и доказательно аргументировать свою точку зрения.
Этапы урока:
1.Вспоминаем, что такое сочинение-рассуждение (тезис, доказательство, вывод)
Для работы над текстом можно предложить примерный план сочинения-рассуждения по заданному тексту:
- Вступление. Тезис. Формулировка проблемы, поставленной автором текста. (Слайд 21)
- Основная часть. Доказательство.1) Комментирование заявленной проблемы с опорой на текст. (Слайд 28-29) 2) Формулировка позиции автора текста по заявленной проблеме. (Слайд 30-31) 3) Согласие-несогласие пишущего с авторской позицией. (Слайд 32-33) 4) Аргументация собственной точки зрения (1 аргумент обязательно! литературный, второй аргумент может быть взят из любого источника) (Слайд 34)
- Заключение. Вывод. Следует обратить внимание учащихся на завершенность сочинения-рассуждения. Для этого при написании заключения необходимо обратиться к началу текста и сказать об актуальности исследуемой проблемы. (Слайд 35)
2.Работа с текстом. Прежде чем приступить к анализу текста, необходимо вспомнить, что такое тема, проблема, идея текста
( Тема-это предмет речи, это то, о чем говорится в тексте;
проблема- вопрос, требующий исследования; проблемный вопрос должен быть значим для общества. (Слайд 22- 27)
идея – это основная мысль текста, то, чему хотел научить нас автор текста.)
3. Читаем текст Ф.Искандера.
(1) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».(2) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3) Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем другое. (6) Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.
(7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8) Невероятная трогательность. (9) Разве Савельич раб? (10) Да он на самом деле хозяин положения! (11) Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность – именно от любви и преданности ему.
(13) Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15) Любовь – главнее всего.
(16) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.
(Ф.Искандер)
- Какова тема текста?
-Сформулируйте проблемы, поднятые в тексте (целесообразно заметить, что в тексте может быть не одна проблема). Хорошо, если проблема оформлена вопросительным предложением: учащимся проще будет сформулировать позицию автора, так как авторская позиция- это ответ на поставленный проблемный вопрос.
- Теперь находим авторскую позицию по проблемам текста (обратите внимание, что в текстах публицистического стиля позиция автора чаще всего находится в конце текста, в последнем предложении или в последнем абзаце).
Например, проблема: какое влияние художественное произведение оказывает на формирование личности?
Позиция автора текста по данной проблеме: любимое художественное произведение вселяет в сердце надежду, мечту, «придает жизненные силы».
После такой работы предлагаем учащимся несколько клише:
(Обращаю внимание, что хорошо подготовленному выпускнику с языковым чутьем клише не понадобятся: он сам прекрасно сформулирует свои мысли. Но написать сочинение на экзамене должны все, поэтому некоторые обороты речи будут необходимым подспорьем в работе.)
Что такое…? Вот одна из основных проблем, исследуемых автором текста….
Рассуждая о данной теме, писатель говорит о…
(Учащиеся испытывают трудности при комментировании проблемы: здесь не должно быть пересказа текста, рассуждения по всем проблемам, рассказа о действиях героев. Что можно посоветовать в этом случае? Можно вывести своеобразную формулу: взять одно ключевое предложение из текста, плюс 5-6 своих предложений по проблеме)
Размышляя таким образом, автор текста подводит нас к основной мысли: (формулировка позиции автора текста - это ответ на проблемный вопрос)…
Мне понятна позиция автора текста, и я с ним полностью согласен (а)
Вспомним произведение (название произведения и его автора) (Слайд 3-19)
Кроме того, хочется обратить внимание на…(2 аргумент)
Таким образом, можно прийти к выводу, что… (возвращаемся к вступлению)
Проблема, исследуемая автором текста, актуальна и для современного общества.
- Домашнее задание: Написать черновик сочинения. При написании обратить внимание на этическое оформление: в работе не должно быть оскорбления, угрозы, грубости, насмешки, обвинения, бранных слов. Повторить тему «Капитанская дочка» А.С.Пушкина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"
Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...
Открытый урок по русскому языку в XI классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)
Данная работа поможет учащимся отработать навыки в написании сочинения-рассуждения....
От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...
В помощь выпускнику 11 класса. Клише сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
Открытый урок по русскому языку в 11 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ).
Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ). Презентация в приложении....
Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""
Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...