Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по культуре речи
материал по русскому языку (11 класс) по теме
В данной работе я хочу познакомить с дидактическими материалами по культуре речи.
Цель данной работы: развитие речевых навыков учащихся, необходимых и при сдаче экзамена, и в общении. Задачи: 1) познакомить с нормами русского литературного языка; 2) потренировать учащихся в правильном выборе предложенных речевых конструкций.
Работу по данной теме я выстраиваю последовательно. Начинаю со знакомства с основными нормами русского литературного языка.После этого уже можно использовать карточки с заданиями. Карточки можно рассматривать как рабочий материал для повторения. В этом случае проверка осуществляется сразу после выполнения работы. Это экономит время на уроке и позволяет быстро проанализировать допущенные ошибки. Также можно использовать карточки в качестве проверки знаний учащихся. По каждой группе норм имеется несколько вариантов заданий, что, в первую очередь, уменьшает возможность для списывания. На выполнение работы даётся 10 минут (по количеству заданий, их 7, с возможностью самопроверки, плюс 3 минуты). Как показывает практика, этого времени бывает достаточно. Таким образом, время на уроке тратится минимально. При оценивании работы считаются допущенные ошибки:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_materialy.docx | 75.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфоэпические нормы
Вариант №1
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
1) дОлбит 2) дрУжна 3) дремотА 4) щепА
2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) арАхис 2) балОванный 3) черпАть 4) вероисповЕдание
3. В каком слове ударение на первом слоге?
1) щавель 2) экскурс 3) эксперт 4) цыган
4. Укажите слово, в котором ударение не падает на последний слог?
1) взорвалась 2) убрала 3) создала 4) донельзя
5. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?
1) аТелье 2) коФе 3) котТедж 4) свиТер
6. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) обеспечение 2) плесневеть 3) принудить 4) подобрала
7. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) анатом 2) начата 3) заржаветь 4) зимовщик
Орфоэпические нормы
Вариант №2
1. Укажите глагол, в котором ударение падает на основу.
1) взяла 2) собрала 3) выгнала 4) врала
2. В каком слове ударение на последнем слоге?
1) факсимиле 2) свекла 3) щебень 4) фарфор
3. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) диспансер 2) крапива 3) прожита 4) псевдоним
4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?
1) Тембр 2) морФема 3) шиНель 4) кРем
5. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) камбала 2) облегчить 3) пуловер 4) танцовщица
6. Укажите слово, в котором на месте выделенной буквы произносится [о].
1) житиЕ 2) остриЕ 3) одновремЕнный 4) предрЕкший
7. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения.
1) комбайнер 2) жалюзи 3) апостроф 4) зубчатый
Орфоэпические нормы
Вариант №3
1. Укажите глагол в форме женского рода прошедшего времени, в котором ударение поставлено правильно.
1) звАла 2) брАла 3) ждАла 4) знАла
2. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) статуя 2) каталог 3) иконопись 4) пуловер
3. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) мельком 2) черпать 3) хлопковый 4) надолго
4. Укажите слово, в котором выделенный согласный произносится твердо.
1) кРем 2) гроТеск 3) шиНель 4) эффект
5. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) нефтепровод 2) лососевый 3) обетованный 4) ходатайство
6. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения.
1) искристый 2) иначе 3) лубочный 4) кухонный
7. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?
- углубить, каталог, диспансер
- намерение, закупорить, брала
- приняли, апостроф, алфавит
- дедовский, догнала, феномен
Орфоэпические нормы
Вариант №4
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) кренится 2) кормящий 3) туфля 4) мещанин
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) съезд рЕкторов 3) на пОхоронах
2)совет дирЕкторов 4) из аэропортА
3. В каком слове ударение на втором слоге?
1) некролог 2) диспансер 3) черпать 4) факсимиле
4. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?
1) Тезисы 2) буТерброд 3) Терраса 4) Термос
5. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) христианин 2) поняла 3) красивее 4) откупорить
6. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения.
1) созыв 2) газопровод 3) творог 4) иконопись
7. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
- кухонный, досуха, плесневеть 3) жалюзи, столяр, врала
- ждала, досуг, ревень 4) агент, заем, шофер
Орфоэпические нормы
Вариант №5
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) эксперт 2) чистильщик 3) завидно 4) дефис
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) усугУбить 2) тАможня 3) христиАнин 4) хозЯева
3. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) статуя 2) черпать 3) отняла 4) щавель
4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?
1) муЗей 2) Тесты 3) акаДемик 4) Тема
5. В каком слове ударение на четвёртом слоге?
1) осведомить 2) демократия 3) аристократия 4) заиндеветь
6. Укажите слово, в котором на месте ЧН возможно двоякое произношение — [шн] и [чн].
1) булочная 2) яичница 3) скворечник 4) пустячный
7. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки?
1) макраМе, шосСе, Теннис
2) моДернизация, шиНель, кашНе
3) каФе, коФе, гроТеск
4) инТеграция, Дефис, Деликатесы
Лексические нормы
Вариант №1
1. Какое слово имеет значение «бездеятельный, безынициативный»?
1) меланхоличный 2) ординарный 3) лаконичный 4) инертный
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами»?
1) эгоист 2) меценат 3) альтруист 4) филантроп
3. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
- горячий кофе 3) шёлковые волосы
- шёлковая рубашка 4) золотые часы
4. В каком ряду нет фразеологического оборота?
1) переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой
2) с ног до головы 4) жить на широкую ногу
5. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?
1)часы идут 3) человек прошёл
2) дождь прошёл 4) век прошёл
6. В каком предложении вместо слова голосистый нужно употребить слово голосовой?
1) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.
2) Певец обладал замечательными голосистыми данными.
3) Владимир Маяковский был одним из голосистых поэтов своего времени.
4) Голосистая буря пронеслась над ущельем.
7. В каком предложении вместо слова черепаший нужно употребить слово черепаховый?
1) На первое подали черепаший суп.
2) Он приближался к цели черепашьим шагом.
3) Черепашьи детёныши давно уже вывелись.
4) Черепаший панцирь обладает особой прочностью.
Лексические нормы
Вариант №2
1. Какое лингвистическое понятие иллюстрирует слова грецкий — гре ческий?
1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы
2. Какое значение имеет слово ландшафт?
- гористая местность
- общий вид местности
- местность с деревьями и кустарниками
- растительность
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, помогающий нуждающимся, занимающийся благотворительностью»?
1) меценат 2) альтруист 3) филантроп 4) пацифист
4. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
- крутой кипяток 3) тяжёлая поклажа
- крутой подъём 4) шёлковая ткань
5. В каком предложении употребление заимствованного слова уместно?
1) Вчера к нам с дружеским визитом приходили гости.
2) Амортизационные отчисления необходимо производить ежемесячно.
3) Во многих районах города вода оказалась в минимуме.
4) Он мне с апогеем рассказывал об этом.
6. В каком примере выделенное слово употреблено в переносном значении?
1) зал полон 3) тонкие пальцы
2) зал аплодирует стоя 4) крутой берег
7. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?
1) Я увидел явные очертания гор.
2) Это была явная ложь.
3) Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.
4) Ребёнок этот был явным вундеркиндом.
Лексические нормы
Вариант №3
1. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова контуры — очертания?
1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто проповедует национальную и расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?
1) террорист 2) шовинист 3) пацифист 4) милитарист
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «необходимый, постоянный признак, принадлежность»?
1) атрибут 2) атавизм 3) аспект 4) ассоциация
4. В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?
1) золотая осень 3) золотой браслет
2) золотые руки 4) золотой характер
5. В каком предложении вместо слова экономичный нужно употребить слово экономный?
1) Была создана новая экономичная машина.
2) Несколькими экономичными штрихами автор рисует яркую картину действительности.
3) Новые стройматериалы весьма экономичны в строительстве.
4) Этот метод очень экономичен в сельском хозяйстве.
6. В каком предложении вместо слова двойной нужно употребить слово двойственный?
1)Наш агроном первый вздумал весь большой участок засадить двойным рядом лип.
2)Он отбросил книгу со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долгое время.
3)Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт двойную игру.
4)В этом городе все старинные купеческие фамилии были двойные.
7. Какой пример не содержит фразеологического оборота?
1) У него в Министерстве своя рука. 3) К рукам прибрать.
2) Взять себя в руки. 4) Трудиться не покладая рук.
Лексические нормы
Вариант №4
1. В каком ряду не все слова входят в синонимический ряд?
- большой, крупный, огромный, колоссальный
- преимущество, превосходство, перевес
- кроткий, незлобный, безгневный, ангелоподобный, добродушный
- крикнуть, рявкнуть, гаркнуть, взреветь
2. В каком случае значение слова определено неверно?
- аудиенция — официальный приём у высокопоставленного лица;
- аншлаг — юмористическая передача;
- афера — недобросовестное мошенническое предприятие, дело, действие;
- аналогия — сходство между явлениями или понятиями.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «богатый покровитель науки и искусства»?
1) бизнесмен 2) олигарх 3) меценат 4) продюсер
4. В каком примере слово голова употреблено в прямом значении?
- Он у нас всему делу голова. 3) Он человек с головой.
- Голова пехотной колонны. 4) Надел шляпу на голову.
5. Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреб лён без ошибок.
- Он умел отстаивать свою точку мнения.
- Он сдал экзамен с горем пополам.
- Она не хочет уповать на лаврах.
- Чаша его терпения наконец лопнула.
6. В каком ряду слова являются синонимичными?
- обаятельный, очаровательный, смешной
- выразить, сформулировать, назвать
- мысли, чувства, думы
- воплотить, привести, реализовать
7. В каком предложении вместо слова дипломатичный нужно употре бить слово дипломатический?
- Из уклончивого и чересчур дипломатичного выступления со трудника осталось неясным, какие же перемены ожидают коллектив в ближайшее время.
- Осторожные и дипломатичные выражения помогли смягчить
сложную ситуацию на переговорах. - Дипломатичный этикет нарушался людьми, которые не владели
знаниями о нормах речевого поведения, принятых в этой стране.
4)Это был исключительно интеллигентный человек, мягкий, тонкий, весьма дипломатичный.
Лексические нормы
Вариант №5
1. В каком ряду представлены синонимы?
- жизненный — житейский
- высокомерие — надменность
- высокий — низкий
- комнату заставили мебелью — меня заставили учиться
2. Значение какого слова указано неверно?
- коррумпированный — незаконно обогащающийся чиновник или политик;
- аншлаг — концерт или спектакль в честь кого-либо;
- скрупулёзный — точный до мелочей, чрезвычайно тщательный;
- меценат — богатый покровитель наук и искусств.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая ма териальную и духовную культуру народов»?
1) мифология 2) этнография 3) библиография
4) экология
4. В каком примере слово ключ употреблено в прямом значении?
- ключ к шифру 3) в оптимистическом ключе
- гаечный ключ 4) действовать в едином ключе
5. В каком предложении употребление разговорной и просторечной лексики уместно?
- Наши спортсмены начисто проиграли последние соревнования.
- Директор в своём выступлении обратил внимание на тот факт, что некоторые ученики отлынивают от уборки территории.
3) Благодаря инвестициям завод начал работу без раскачки.
4) Как здорово, что мы всем классом идём в поход.
6. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?
- Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.
- Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.
- Он произнёс эти слова ледовым голосом.
- Изменение ледовых условий в арктических морях представляет
большой научный интерес.
7. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?
- Учреждение выплачивает расходы по командировке.
- Заработную плату выплатили с опозданием.
- В конце года сотрудникам выплатили премию.
- Писателю в издательстве выплатили гонорар.
Морфологические нормы
Вариант №1
1. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
- восемь яблоков 3) более слабый
- пара сапогов 4) ягоды стали слаже
2. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
- более красивый пейзаж
- обоих учеников
- более восемьдесят пяти килограмм
- новые договоры
3. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
- семь килограмм баклажан
- наиболее удобным способом
- новые драйвера
- пятеро учениц
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- наиболее удачно 3) больная мозоль
- делав что нужно 4) положите на стол
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- обеих рук
- осенние яблоки более кислее
- погиб в бою
- великие учители человечества
6. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
- любоваться многоводным Миссисипи
- мы увидели гнездо, разорившее хищником
- килограмм абрикосов
- обей ученицы выполнили домашнее задание
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двое людей 3) большая мозоль
2) наиболее важнейший 4) директора предприятий
Морфологические нормы
Вариант №2
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- обеих берегов 3) петь звонче
- пара джинсов 4) ягода слаще
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- моложе брата
- наши ребяты
- трёхсот шестидесяти пяти человек
- пара тапок
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- с ихней девочкой 3) бегите быстрее
- более практичный 4) на красивом бра
4. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
- отдыхали у побережий 3) приедь быстрее
- пять банок шпрот 4) этот пример более интересен
5. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
- пятидесятистами рублями 3) пара чулков
- ляжьте на диван 4) пара носков
6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
- старые тренера 3) положите сумки
- пять апельсинов 4) чёрная вуаль
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) на лбу 3) шестисот семи человек
2) усечённые конуса 4) погиб
Морфологические нормы
Вариант №3
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- новые драйверы 3) обеих книг
- большие скорости 4) положьте в сумки
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- звук исчез 3) трое ножниц
- без погон 4) с двести рублями
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- красивый тюль 3) менее пятиста лет
- наивысший балл 4) директора школ
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- пирог с повидлой 3) с их балкона
- перед обеими странами 4) много килограммов абрикосов
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более лучше 3) оглох
2) пара джинсов 4) девятисот девяноста девяти деревьев
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- двое людей 3) большая мозоль
- наиболее важнейший 4) директора предприятий
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- двухтысячные года 3) северные флота
- нет мест 4) кладите на место
Морфологические нормы
Вариант №4
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- пара джинсов
- пришли на митинг около восьмисот человек
- эти ягоды слаще
- вовремя не получил своего бюллетня
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- говорили о вас 3) пирожок с повидлом
- ложитё на полку 4) обтреплется край книги
3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
- пара чулок 3) более пятидесяти рублей
- поезжай сегодня 4) рисунок более красивее
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- пластмассовые вёдра
- худший вариант
- семисот шестидесяти семи деревьев
- килограмм вафлей
5. Укажите пример, в котором нормы формообразования нарушены.
- нет абрикосов 3) современные принтеры
- пять сотней книг 4) наиумнейший
6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
- вкусные торты 3) пятьюстами деревьями
- палец с мозолем 4) в две тысячи четвёртом году
7. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
1) семиста рублей 3) пятеро учеников
2) двадцать петлей 4) опытные тренера
Морфологические нормы
Вариант №5
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- сестра моложе брата
- семьюстами пятьюдесятью восемью
- вопреки прогнозов погода улучшилась
- опытные шофёры
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- цветок быстро увянул
- наилучшее средство
- сдобные крендели
- к трёмстам шестидесяти восьми килограммам
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- самый лучший вариант 3) красивые торта
- пятисот пятидесяти страниц 4) пять ампер
4. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
- ихние компьютеры
- более угрюмее
- пачка макарон
- пятисот пятьдесят пятая страница
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- по окончанию школы поступил в институт
- несколько брелоков
- современный модный тюль
- семидесяти пяти килограммов
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- пять килограммов помидоров 3) он более моложе
- старый дуб засох 4) вкусные торты
7. Укажите пример, в котором нормы формообразования нарушены.
- наиболее уместный 3) двести двадцать вольт
- голос стал звонче 4) ехайте в город
Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)
Вариант №1
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,
- не забудьте повторить правила орфографии и пунктуации.
- необходимо повторение всего школьного курса.
- советы учеников могут вам помочь.
- нужно воспользоваться словарями.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Осознавая свои ошибки,
- это обогащает опыт каждого.
- может обнаружиться неожиданное решение.
- накапливается жизненный опыт.
- человек не повторит их в дальнейшем.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Познакомившись с этимологией некоторых русских слов,
- выясняется, что многие из них являются заимствованными.
- это часто помогает их правильному написанию.
- начинаешь обращать внимание на их орфографию.
- поражает то, что многие из них взяты из других языков.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая любимую музыку,
- всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.
- время как будто перестаёт существовать.
- каждый раз открываешь в ней что-то новое.
- она, как это ни удивительно, никогда не надоедает.
5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Путешествуя на автомобиле,
- не забудьте изучить план местности.
- у неё было хорошее настроение.
- сначала определяется маршрут.
- вам должно быть комфортно.
6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь толковым словарём,
- сначала читается вступительная статья.
- меня поразило богатство нашего языка.
- обратите внимание на иллюстративный материал.
- многие слова окажутся вам неизвестными.
7. Укажите предложение с деепричастным оборотом, которое не содер жит ошибки.
- Отдохнув, набравшись сил, работа стала выполняться быстрее.
- Приехав на отдых, мы сначала позаботились о жилье.
- Починив карандаш, он быстро сломался.
- Войдя в трамвай и немного проехав, в него вошли контролёры.
Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)
Вариант №2
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя дополнительную литературу,
- написание реферата не будет для вас проблемой.
- вы легко справитесь с заданием.
- учащимся пришлось долго искать нужные сведения.
- это помогает в подготовке к экзаменам.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Сделавшись 100 - 50 тысяч лет назад творцом, художником,
- у первобытного человека изменилось сознание.
- начинается преобразование человека.
- человек остаётся им и по сей день.
- возможно, вначале человеком двигали только практические цели.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь фразеологическим словарем,
- меня поразило богатство языка.
- сначала читается вступительная статья.
- объясните значение этого выражения.
- некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исследуя творчество Пушкина,
- удивляешься разносторонности таланта поэта.
- обнаруживаются черты классицизма, сентиментализма и роман тизма.
- многогранность его таланта вызывает восхищение.
- литературоведа ждёт ещё много открытий.
5. Укажите предложение с деепричастным оборотом, которое не содержит ошибки.
- Увлекаясь многими науками, палеонтология более всего привлекала его.
- Боясь опоздать на экзамен, он проснулся очень рано.
- Пышно разрастаясь летом, можно долго любоваться южными па лисадниками.
- Посещая чужие страны, красота их природы восхищает нас.
6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Спеша на экзамен,
- волнение не должно вас одолевать.
- оказалось, что я забыл шпаргалки.
- не забывайте то, что выучили.
- часы бежали стремительно.
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Спасаясь от жары,
- нужна тень.
- горячий зелёный чай может помочь.
- помогают кондиционеры.
- животные могут впадать в летнюю спячку.
Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)
Вариант №3
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над сочинением,
- сначала составляется план.
- продумайте его композицию.
- вам нужны дополнительные материалы.
- ничто не должно вас отвлекать.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Тщательно исследовав найденное вещество,
- учёные установили, что оно содержит редчайшие элементы.
- его химический состав оказался необычным.
- установлен его химический состав.
- невозможно определить его применение.
3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Решая задачу,
- прочитайте внимательно условие.
- используются справочники.
- нельзя пользоваться калькулятором.
- может быть несколько ответов.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая русскую классическую литературу,
- вы обогатите себя знаниями истории нашей родины.
- есть чему поучиться у многих героев.
- восхищает стиль таких писателей, как Чехов, Бунин, Короленко.
- воссоздаются быт и нравы нашего народа.
5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя творчество Пушкина,
- литературоведов ждёт ещё много открытий.
- обнаруживаются черты многих жанров и направлений.
- невольно поражаешься разносторонности его таланта.
- талант его вызывает восхищение.
6. Укажите предложение с деепричастным оборотом, которое не содер жит ошибки.
- Познакомившись с результатами исследования, многое становится ясным.
- Прочитав статью известного журналиста, у меня осталось впечат ление недосказанности.
- Пройдя несколько километров, усталость свалила нас с ног.
- Имея чувство времени, многое можешь успеть сделать.
7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
С головы до ног оглядев меня,
- лицо его выражало полное разочарование.
- мне показалось странным это молчание.
- она попросила впредь предупреждать о приезде.
- ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)
Вариант №4
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Посмотрев новый фильм Э. Рязанова,
- нам стало грустно.
- он очень всем понравился.
- возникло желание прочитать сценарий.
- мы решили высказать режиссёру своё мнение.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,
- вам помогают толковые и другие словари.
- написание сочинения — одно из самых сложных заданий.
- изучите все разделы курса и правила орфографии и пунктуации.
- задания части В требуют глубокого знания теоретического матери ала.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прочитав вторично рукопись начинающего писателя,
- мною овладели сомнения.
- корректором была обнаружена фактическая ошибка.
- мне сообщили о подготовке её к печати.
- я подумал о его таланте.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Зайдя за облака,
- вся окрестность вдруг приняла зловещий вид.
- солнце долго не появлялось.
- наступили сумерки.
- темнота укрыла лес.
5. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот употреблен правильно.
- Называя одним и тем же словом сходные предметы, возникает
многозначность. - Устанавливая родство языков, это служит ценным материалом для историков.
- Обходясь без воды, хищные птицы получают влагу из пищи.
- Придумав способ записи жестов, это помогло бы общаться людям разных национальностей.
6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю своей страны,
- летописи помогут вам в этом.
- читайте мемуары очевидцев исторических событий.
- в музеях хранится множество уникальных документов.
- архивы играют огромную роль.
7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к написанию сочинения,
- критическая литература современников вам необходима.
- делаются выписки из критики.
- нежелательно пользоваться готовыми образцами.
- непременно прочитайте сначала само произведение.
Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)
Вариант №5
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Побывав на экскурсии в Таганроге,
1) фотографии запечатлели все памятники, которые мы увидели.
2) нам попался замечательный экскурсовод, прекрасно знающий ис торию своего родного города.
- в городе бережно относятся ко всему, с чем связано имя Чехова.
- мы увидели дома, в которых жили прототипы героев чеховских произведений.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Подходя к лесу,
1) мне стало страшно.
2) пошёл сильный дождь.
- начинало темнеть.
- невольно я замедлил свои шаги.
3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над рецензией,
1) главная мысль определяется не сразу.
- была дана оценка тексту.
- определите сначала главную мысль текста.
- анализируются языковые средства выразительности текста.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прочитав вторично рассказ,
1) автор внёс существенную правку.
- мне думается, что он несовершенен.
- композиция его мне понравилась.
4) обнаружилось некоторое сходство с другими произведениями это го же автора.
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.
1) Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.
2) Познакомившись с трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.
3) Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом своей страны.
4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут нам.
6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к устному выступлению,
- разберитесь в существе вопроса.
- потребуется личная убеждённость оратора.
- у меня возникло своё видение проблемы.
- стала понятна точка зрения оппонента.
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь с работы,
- я заглянул по пути к приятелю.
- на дорогах были пробки.
- внезапно погода испортилась и полил дождь.
- магазины уже не работали.
Синтаксические нормы
Вариант №1
1. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Он мало внимания уделял на это здание.
- Оплатив проезд, я поехал дальше.
- Вчера мы как раз говорили за этот фильм.
- Склон горы, по которому мы спускались и поросший густыми па поротниками, был очень крутым.
2. Укажите предложение, в котором синтаксические нормы не нарушены.
- Беседа с заведующим кафедры длилась долго.
- Мы не виделись всего неделю, но уже соскучились за ним.
- Мы купили красивый модный тюль.
- Ему вспомнилась тайга и как он охотился на медведя.
3. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Нужно учить грамматику во избежанию ошибок.
- По приезду в Таганрог он мне позвонил.
- Сотрудника уволили согласно приказу.
- Мы ели бутерброды с вкусным салями.
4. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Похолодало, и мы надели тёплые пальто.
- Я за тобой очень скучал.
- Комиссия установила о причинах аварии.
- Шли дождь и два студента.
5. Укажите предложение без грамматической ошибки.
- На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришли первыми.
- Согласно приказа ректора заведующая кафедры уехала в командировку.
- Те времена прошли уже давным-давно, а мы хорошо помним их.
- Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной на футбол.
6. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
- Положение дел в нашей организации оставляют желать лучшего.
- Мы радовались успехами выпускников.
- У князя собрались множество народа.
- Нестерпимая жара и засуха стояли больше месяца.
7. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
- Всем, кто работал по благоустройству пришкольного сада, объявили благодарность.
- Писатель ярко и талантливо показал о том, что его волнует.
- Она прекрасная педагог.
- Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.
Синтаксические нормы
Вариант №2
1. В каком словосочетании соблюдены синтаксические нормы?
- крепкое кофе 3) одержал поражение
- говорил за книгу 4) согласно плану
2. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Вопреки наших уговоров он поступил так, как хотел.
- Не стоит придавать особого значения этой информации.
- Заведующий поликлиники принял нас быстро.
- Для абитуриента, желающего учиться на этом факультете, нужно будет обязательно знать английский язык.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Молнии в потёмках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.
- Когда Солнце поднялось из-за моря, оно осветило горные верши ны, покрываемые снегом.
- Метель всё усиливалась, как будто полчища снежных великанов прилетели откуда-то из-за Волги и начали размахивать широкими белыми рукавами.
- Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь.
4. В каком предложении нет грамматической ошибки (синтаксические нормы не нарушены)?
- На каникулах я поеду до бабушки в деревню, которая находится на берегу Дона.
- Вчера мы вернулись со школы поздним вечером.
- «Я за тобой скучаю», — написала я в письме.
- Наиболее древние памятники литературы, дошедшие до нас, отно сятся к XI веку.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син таксической нормы).
- Сверкнула яркая молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.
- Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.
- Тотчас стало слышно, как ветром шумит в кроне деревьев.
- Несмотря на штормовую погоду в море вышел сторожевой ко рабль.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Ни одна фотография не передавала особого отблеска, какой лежал на нём.
- Когда телега, что привезла Леонтьева на кордон, скрылась, он по смотрел вокруг и вздохнул.
- Землю, с которой вдвоём голодал, вовек разлюбить нельзя.
- Звук, который привлёк его внимание, казался очень странным.
7. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?
- Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.
- Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти,
должна была поступить в услужение. - Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.
- Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.
Синтаксические нормы
Вариант №3
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
- Когда спектакль закончился, все актёры вышли на сцену и кланя ются.
- В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
- Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.
- Шаляпин был гениальным на драматической сцене так же, как и на оперной.
2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
- Я не только читаю газеты, но и журналы.
- В «Огоньке» по-прежнему можно найти много интересного мате риала.
- Этому учащихся воспитывали в школе.
- Я взял книгу, лежащую на столе и которая принадлежала учителю.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син таксической нормы).
- Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом.
- Несмотря на ранний час улицы были полны народа.
- Стоянка наша в бухте, вопреки ожиданиям многих, затянулась.
- Эта осень ворвалась в родные места хоть и в положенное время, но всё же особенно внезапно и резко.
4. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Вопреки прогнозу пошёл дождь.
- После школы я пойду до бабушки.
- Со школы я возвратился поздно.
- Я выздоровел благодаря лечения.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением син таксической нормы).
- Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.
- Мой друг большой сластёна.
- Мы искренне радовались их успехам.
- Доминик стоял почти на самом берегу речки, круто спускающейся к видневшимся вдали скалам.
6. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?
- Ветер, который поднялся ночью, раздувал пламя костра.
- Убранство квартиры, в которой проживал он один, было весьма скудным.
- Дышали солнцем поляны, которые были усыпаны берёзовым листом.
- Крестьяне, что нас сопровождали, показали нужный нам дом.
7. Из перечисленных предложений выберите правильное.
- Я буду поступать в вуз по окончанию школы.
- Ученики, принимающие участие в олимпиаде и которые пройдут два тура, получат грамоты.
- В сквере гуляли дети, мальчики и девочки.
- Поезд прибыл согласно расписанию.
Синтаксические нормы
Вариант №4
1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно по строенное).
- В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.
- Весь домик был наполнен не только вздохами, но и тревожными скрипами.
- Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
- Сочинительный союз употребляется и соединяет однородные чле ны предложения.
2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
- Сразу же по приезду домой я созвонился с друзьями.
- Приехав на пару дней раньше и принимаясь за давно откладывае мую работу, я вдруг почувствовал непреодолимую усталость.
- Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую книгу.
- Густая сирень разрослась около его дома?
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
- До сих пор нет рецензий на премьерный спектакль театра.
- Мать тревожилась за него и за Нину.
- Зимой мы скучали по морю.
- Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменито го доктора.
4. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Не обращай внимания на такие пустяки.
- Это был характерный ему почерк.
- Иваси был несвежий.
- Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциаль ной стариной.
5. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Нельзя не отметить о высокой активности аудитории.
- Я тебе за это и говорю.
- Нужно уплатить за проезд.
- Я соскучился за семьёй.
6. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Не обращай внимания на такие пустяки.
- Это был характерный ему почерк.
- Иваси был несвежий.
- Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциаль ной стариной.
7. Укажите предложение, в котором соблюдены синтаксические нормы.
- Никто, даже самые известные медики, не могли поставить ему пра вильный диагноз.
- С большим успехом выступили как известные актёры, занятые в спектакле, а также все остальные участники.
- Лошади казаков, которые были покрыты от нестерпимой жары пеной, тяжело взбирались по крутой тропе.
- В новой статье известного учёного говорится об античной культуре и современном искусстве.
Синтаксические нормы
Вариант №5
1. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Такое поведение не свойственно для образованного человека.
- Мы пили крепкий чёрный кофе.
- Крестьянство всегда боролись против помещиков.
- Слово представлено директору школы.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
- Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.
- Все, кто в других странах любят русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
- По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).
4) О своём отношении к классической музыке написал В. П. Аксаков в очерке «Постскриптум».
3. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Поэма «Мёртвые души» были последним художественным произ ведением Н. В. Гоголя.
- Старики снисходительны до шалостей детей.
- Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
- Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить проезд.
4. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
- Положение дел в нашей организации оставляют желать лучшего.
- Мы радовались успехами выпускников.
- У князя собрались множество народа.
- Нестерпимая жара и засуха стояли больше месяца.
5. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
- Всем, кто работал по благоустройству пришкольного сада, объ явили благодарность.
- Писатель ярко и талантливо показал о том, что его волнует.
- Она прекрасная педагог.
- Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за
независимость своей родины.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого пред ложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
- У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
- Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.
- Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.
7. В каком предложении нет грамматической ошибки?
- Занятия проходили согласно расписанию.
- Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
- Крестьянство на протяжении многих веков боролись против поме щиков.
- Он в своих высказываниях недалёк к истине.
Задания | Варианты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 |
2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 4 |
3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 |
4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 |
5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
6 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 |
7 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Ответы
Орфоэпические нормы
Задания | Варианты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 |
2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 |
4 | 1 | 1 | 3 | 4 | 2 |
5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 |
6 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 |
7 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Лексические нормы
Задания | Варианты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 4 |
2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 |
3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 |
4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 |
5 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 |
6 | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 |
7 | 2 | 4 | 3 | 4 | 1 |
Морфологические нормы
Задания | Варианты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 3 | 1 | 4 | 4 | 3 |
2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 |
3 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 |
4 | 2 | 3 | 1 | 4 | 4 |
5 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 |
6 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 |
7 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 |
Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом)
Синтаксические нормы
Задания | Варианты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 |
2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 |
3 | 3 | 2 | 4 | 4 | 4 |
4 | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 |
5 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 |
6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 |
7 | 1 | 2 | 4 | 4 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы для подготовки к Единому государственному экзамену по математике.
Разработанные дидактические материалы предназначены для подготовки к Единому государственному экзамену. При составлении вариантов использовались задания из открытого банка заданий ЕГ...
Карточки и дидактические материалы для подготовки к ГИА.
В данной работе представлены карточки и дидактические материалы, которые могут быть использованы при подготовке к ГИА не только в 9 классе, но и значительно раньше. Все материалы имеют практическую на...
Дидактические материалы для подготовки к ГИА (9 класс)
С помощью дидактических материалов можно повторить действия с рациональными числами, квадратные корни, степени и все виды уравнений из 1-ой и 2- ой части ГИА....
Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по теме: "Задачи вида В1. Производная".
Разноуровневые задания....
Дидактические материалы для подготовки к ОГЭ по математике
Задачи из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ по математике для 9 класса...
Дидактические материалы по подготовке к ГИА
Данный дидактический материал предназначен для помощи учителю при организации подготовки учащихся к экзамену по матеиатике....
Сборник дидактических материалов по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Курс «Русский язык и культура речи» - один из основных в системе дисциплин, изучаемых в медицинских колледжах и училищах. Основная цель – повышение уровня речевой культуры студентов средних медицински...