Понятие о союзах
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Это первый урок по теме "Союз"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuzy.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Понятие о союзе»

Цель урока: расширение знаний о союзе как части речи

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с разрядами союзов по значению и по составу,

- формировать умение определять роль союзов в предложении.

Развивающие:

- развивать мышление, речь

Воспитывающие:

- воспитывать умение работать в парах.

ХОД УРОКА

  1. Повторение изученного, подготовка к восприятию нового материала.

- Прочитайте текст Н. Сладкова.

Шапки долой!

        Всю зиму стоят лесные пни в снегу увязнув по уши. Шапки снежные надвинув на брови смотр..т сердито и недовольно .А весной когда пригре..т солнышко пни загуляют. Высунут(?)ся из снега шапки белые набекрень заломив и до того раззадор..тся – пар идёт! В апреле встанут они во весь рост удар..т шапками о землю.  Проп..дай, шапка, была не была. Ра(с,сс)тупись лесной народ! Пни гуляют!

- О чём этот текст?

- Определите основную мысль текста.

- Определите стиль текста.

- Какой основной приём использует автор, описывая наступление весны? (олицетворение)

- Кем вы представляете пни? Как обыгран здесь фразеологизм  шапки долой ?

- Разделите текст на абзацы. Спишите, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

(Проверка.)

- Найдите в тексте служебные части речи.

- Какова роль предлогов в предложениях?

- Какова роль союза  А ?

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Этимология .

- В энциклопедии «Русский язык» можно узнать, что  союз – это калька с  латинского конйюктио, что означает  соединение. А в «Кратком этимологическом словаре русского языка» под редакцией А.Г.Бархударова сообщается, что слово  союз заимствовано из старославянского и образовано с помощью приставки СЪ от ЮЗ. Что значило последнее слово? Вспомните современные слова  узы, узел, вязать; у всех них значение тесной связи, объединения, соединения.  Союз как грамматический термин -  одно из  пяти значений  многозначного слова. Ведь и он связывает, соединяет .

- Что связывает, соединяет союз?

  1. Роль союзов в предложении.

-  Из данных частей составьте три предложения, укажите роль союзов.

Солнце выглянуло из-за туч             и осветило окрестности.

                                                                  и засверкали капли дождя на листьях  

                                                                  деревьев .

                                                                 когда отгремели раскаты грома.

- Для чего надо знать, что соединяет союз?

- Составьте схемы, объясняющие постановку знаков препинания в этих предложениях.

  1. Разряды союзов.

А)        - В зависимости от роль союза в предложении они делятся по значению на 2 разряда: сочинительные и подчинительные.  Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения или простые предложения в составе сложноподчинённого. Подчинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложноподчинённого.

- Вернёмся к предыдущему заданию. Укажите разряды союзов по значению.

Б)         - По составу союзы делятся на 2 группы: простые и составные.  Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.

 В) - Распределите союзы на два столбика: простые и составные.

           Как  будто, потому  что, чтобы, оттого  что, или, а, и, либо, зато, однако, так  как.

- Составьте с данными союзами три предложения, укажите разряд союзов по значению, объясните пунктуацию.

  1. Закрепление изученного.

-  Соберите пословицы (Работа проводится в парах; пословицы распечатаны , каждая пословица разрезана на две части.)

  1. Перо пишет, а ум водит.
  2. Надо поклониться, чтобы воды напиться.
  3. Не будет скуки, если заняты руки.
  4. Бездельник здоров за едой и болен на  работе.
  5. В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
  6. Не мил и свет, когда друга нет.
  7. Медный кувшин падает и не разбивается, но звон слышен далеко.

- Объясните смысл каждой пословицы.

- Спишите пословицы, расставляя знаки препинания.

- Определите разряды союзов по составу , по значению.

- Укажите роль союзов в предложении, объясните пунктуацию.

  1. Домашнее задание

П. 54, упр. 317

  1. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке закончив предложения:

Теперь я могу…

Я бы хотел…

Было трудно…

Было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о союзе

План-конспект урока русского языка в 7 классе...

Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова

Урок включает несколько этапов: расширяет и углубляет общие сведения о сложноподчиненном предложении; совершенствуются навыки определения типов  плостых предложении в сложном; определение союзов и сою...

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

Опорный конспект. Понятие о союзе.

Презентация поможет при подготовке первого урока по теме "Союз" в 7 классе...

Урок русского языка в 7 классе по теме «Общее понятие о союзе»

Методическая подструктура урока в 7 классе по теме «Общее понятие о союзе»  по программе М.М. Разумовской и др....

Урок русского языка 7 класс Тема: Понятие о союзе.

Цели урока:1.     Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представлен...