Модуль "Стили речи"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Бурматова Ольга Владимировна

Модуль "Стили речи" предназначен для самостоятельного изучения темы курса "Речь: разновидности речи", а также может быть использован для обобщения и систематизации изученного.

Система модуля включает презентацию с гиперссылками на глоссарий и документы Word с учебной схемой, примерами, с заданиями самостоятельной и контрольной работ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умения УМ 1. Определять стиль речи по речевой ситуации УМ 2. Определять стиль речи по речевой ситуации и языковым средствам (Выполнять стилистический анализ текста).


Предварительный просмотр:

Примеры

ПР. 1  Книжные слова характеризуются, с одной стороны, связью с книжными стилями речи, а с другой, большей или меньшей их неуместностью в разговорно-бытовом стиле речи. Для правильного употребления слов очень важно различать, во-первых, стилистическую окраску слова, его принадлежность к определённому стилю речи и, во-вторых, эмоционально-экспрессивную окраску, связанную с отношением говорящего к высказыванию. Следовательно, чтобы не нарушить стилистических норм, необходимо уметь выбрать наиболее уместное средство для выражения данного содержания.

Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст научного стиля, так как применяется в высказываниях, обращённых ко многим людям, интересующимся нормами литературной речи. Этим стилем пользуются в научной литературе, а именно: в учебнике по русскому языку или справочнике. Задача речи – сообщение теоретической информации, объяснение правильного употребления слов в речи или стилистических нормах.

ПР. 2   Ох уж эти любители сомнительной славы! Как они хотят запечатлеть собственные имена в самых неподобающих местах: на молоденькой берёзке, на скалах, на древних стенах. Вот, мол, смотрите, и я бывал тут.

Вот прекрасный уголок – Таэваскоя. Большое озеро, корабельные сосны, отвесные скалы. Но вот скалы все испещрены автографами. Чудесная тишина лесного озера была сразу нарушена. Будто ворвались сюда с улюлюканьем грубые люди и надругались над природой.

А вот классический крымский пейзаж. Любуешься задумчивыми соснами, убегающими вверх по холму виноградниками, не можешь налюбоваться на санаторий, похожий на сказочный белый замок. И как пощёчина – эти надписи, начисто стирающие красоту.

И не понимает сей надругатель, что проявил просто-напросто невежество, бескультурье, неуважение к нашей земле и к нашим людям.

 Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст  публицистического стиля, так как применяется в условиях массовой коммуникации, в официальной обстановке, а именно: в газете или журнале. Задача речи –воздействовать на чувства читателей, привлечь внимание к проблеме варварского отношения к природе.

ПР. 3   -Слушай, Коля, а не махнуть ли нам сегодня на рыбалку? Ты говорил, что в километрах десяти есть глубокий омут. Может, туда закатимся с ночевкой? Нам бы хоть двадцать окуней наловить и ушицы сварить на берегу. Как ты на это смотришь, Коля?

-Я так на это смотрю: до двенадцати – сборы, затем запрягаю в дрожки Воронка, и – айда.

Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст разговорного стиля, так как применяется в непринуждённой беседе двух человек, в неофициальной обстановке. Задача речи – предложить провести время на рыбалке, поделиться впечатлениями.

ПР. 4 Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам далёких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представилась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза в траву. Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в своих волнах воздуха…

   Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст художественного стиля, так как применяется в общении со многими людьми, в художественном произведении. Задача речи – нарисовать картину степи, выразить своё отношение к ней, воздействовать на чувства и воображение читателей.

ПР. 5  Придвиньте машину к стене, обращая внимание на то, чтобы отсутствовали перегибы, зажимы труб, закрепите сливную трубу на борту раковины с минимальной высотой над уровнем пола 50см и диаметром больше диаметра сливной трубки.

Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст делового  стиля, так как применяется в условиях общения со многими людьми, в официальной обстановке, а именно: в инструкции к стиральной машине.

Задача речи – сообщение информации практического характера, указания, как выполнять подключение стиральной машины.



Предварительный просмотр:

Задания для самостоятельной работы

  1. Выполни стилистический анализ текстов.

Текст 1

Выстроились в ряд покривившиеся берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся хозяева этого птичьего «посёлка», оглашая окрестность неумолчным гомоном. За бревенчатым забором возвышается колокольня старой церквушки. До самого леса, узкой лентой синеющего на горизонте, раскинулись побуревшие поля с остатками нестаявшего снега.

 

Текст 2

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали ,крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

Текст 4

Гроза - атмосферное явление,  бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Так же говорят о чём-то очень опасном, наводящем ужас, внушающем сильный страх.

Текст 4

Италия-государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат среднеземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная; в горах - леса, на равнинах - поля, сады, виноградники.

Текст 5

Природу надо любить, кем бы ты ни стал. Любовь к природе поможет тебе и в твоей будущей профессии, и в жизни.

       Сколько радости доставит тебе лес, если ты по-настоящему поймешь и почувствуешь его красоту!

        Равнодушный к природе человек не задумываясь будет вырубать леса, чтобы проложить дорогу. А человек, любящий природу, обязательно придумает что-нибудь, чтоб и дорогу проложить, и лес не погубить. А это очень важно!



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

1. Выполни стилистический анализ текстов.

Текст 1

Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника.

Текст 2

В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою ночью. И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.(По Куприну.)

2.  Проведи соответствия между текстами и
названиями стилей:

  1. Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9класса, учится  в

     школе №154  с 1 класса...  

  1. Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик...
  2. Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родной – волшебное слово. Оно.. 
  3. Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.  
  4. Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями...

  1. Художественный

  1. Научный

  1. Публицистический

  1. Разговорный

  1. Официально-деловой

3.  По данному началу закончите тексты, предложенные в предыдущем задании, учитывая цели, речевую ситуацию, используя определенные языковые средства.

4.  Найди неуместные по стилистической окраске слова.

У ручья вымахала красавица Роза. На ветку перед ней взгромоздился Соловей. С восхищением он уставился на Розу, расхваливая её красоту. Соловьиные верещания звучали над ручьём, и тот поддакивал им тихим бульканьем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умения УМ 1. Определять стиль речи по речевой ситуации УМ 2. Определять стиль речи по речевой ситуации и языковым средствам (Выполнять стилистический анализ текста).


Предварительный просмотр:

Модуль СР. Стили речи  

Вход

Модули:         

Стили речи

Разговорный стиль

Книжные стили

Художественный

Научный

Деловой

Публицистический

Выход

Понятия

Пусть

Имя понятия, обозначение

Определяющее понятие и видовые признаки

Стиль речи

Разновидности речи  по условиям и задачам общения

Стилистика

Наука, изучающая стили речи, их зависимость от речевой ситуации.

Речевая ситуация

Зависимость высказывания от условий общения, характера обстановки и функции речи.

Разговорный стиль

Используется в непринуждённых беседах с одним – двумя знакомыми людьми, чаще всего в домашней, неофициальной обстановке. Задача речи – поделиться впечатлениями.

Книжные стили

Обращены ко многим людям, ко всем желающим знать о предмете речи. Используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах.

Художественный стиль

Один из книжных стилей, используется в художественных произведениях. Задача речи – нарисовать словами картину, выразить своё отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.

Научный стиль

Один из книжных стилей, используется в научных трудах, учебниках и учебной литературе, в выступлениях на научные темы ( лекциях, докладах). Задача речи  - сообщить научную информацию, объяснить причины явлений.

Деловой стиль

Публицистический стиль

Один из книжных стилей, используется в сфере деловых, служебных отношений, в деловых бумагах (объявлениях, заявлениях, отчётах и т. п.), в законодательных документах. Задача речи  - сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания (инструкции), как выполнять то или иное дело.

Один из книжных стилей, используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Задача речи  - воздействовать на массовое сознание посредством общественно значимой информации.

Утверждения

УТВ 1.

 

Умения

УМ 1. Определять стиль речи по речевой ситуации

Примеры

ПР. 1  Книжные слова характеризуются, с одной стороны, связью с книжными стилями речи, а с другой, большей или меньшей их неуместностью в разговорно-бытовом стиле речи. Для правильного употребления слов очень важно различать, во-первых, стилистическую окраску слова, его принадлежность к определённому стилю речи и, во-вторых, эмоционально-экспрессивную окраску, связанную с отношением говорящего к высказыванию. Следовательно, чтобы не нарушить стилистических норм, необходимо уметь выбрать наиболее уместное средство для выражения данного содержания.

Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст научного стиля, так как применяется в высказываниях, обращённых ко многим людям, интересующимся нормами литературной речи. Этим стилем пользуются в научной литературе, а именно: в учебнике по русскому языку или справочнике. Задача речи – сообщение теоретической информации, объяснение правильного употребления слов в речи или стилистических нормах.

ПР. 2   Ох уж эти любители сомнительной славы! Как они хотят запечатлеть собственные имена в самых неподобающих местах: на молоденькой берёзке, на скалах, на древних стенах. Вот, мол, смотрите, и я бывал тут.

Вот прекрасный уголок – Таэваскоя. Большое озеро, корабельные сосны, отвесные скалы. Но вот скалы все испещрены автографами. Чудесная тишина лесного озера была сразу нарушена. Будто ворвались сюда с улюлюканьем грубые люди и надругались над природой.

А вот классический крымский пейзаж. Любуешься задумчивыми соснами, убегающими вверх по холму виноградниками, не можешь налюбоваться на санаторий, похожий на сказочный белый замок. И как пощёчина – эти надписи, начисто стирающие красоту.

И не понимает сей надругатель, что проявил просто-напросто невежество, бескультурье, неуважение к нашей земле и к нашим людям.

 Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст  публицистического стиля, так как применяется в условиях массовой коммуникации, в официальной обстановке, а именно: в газете или журнале. Задача речи –воздействовать на чувства читателей, привлечь внимание к проблеме варварского отношения к природе.

ПР. 3   -Слушай, Коля, а не махнуть ли нам сегодня на рыбалку? Ты говорил, что в километрах десяти есть глубокий омут. Может, туда закатимся с ночевкой? Нам бы хоть двадцать окуней наловить и ушицы сварить на берегу. Как ты на это смотришь, Коля?

-Я так на это смотрю: до двенадцати – сборы, затем запрягаю в дрожки Воронка, и – айда.

Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст разговорного стиля, так как применяется в непринуждённой беседе двух человек, в неофициальной обстановке. Задача речи – предложить провести время на рыбалке, поделиться впечатлениями.

ПР. 4 Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам далёких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представилась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза в траву. Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в своих волнах воздуха…

   Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст художественного стиля, так как применяется в общении со многими людьми, в художественном произведении. Задача речи – нарисовать картину степи, выразить своё отношение к ней, воздействовать на чувства и воображение читателей.

ПР. 5  Придвиньте машину к стене, обращая внимание на то, чтобы отсутствовали перегибы, зажимы труб, закрепите сливную трубу на борту раковины с минимальной высотой над уровнем пола 50см и диаметром больше диаметра сливной трубки.

Определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Решение. Данный текст делового  стиля, так как применяется в условиях общения со многими людьми, в официальной обстановке, а именно: в инструкции к стиральной машине.

Задача речи – сообщение информации практического характера, указания, как выполнять подключение стиральной машины.

Задания для самостоятельной работы

  1. Прочитай тексты, определи стиль речи по речевой ситуации, пользуясь памяткой

« Характеристика стиля по РС»

Данный текст  ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Текст 1

Сокровищница народной мудрости

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм народного творчества с такой силой и так многогранно не появляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та бесконечная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков…

  Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого диалектологом и писателем В.И.Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры великого и могучего языка нашего. (М.Шолохов)

Текст 2

Звуки весны

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется невидимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его закону начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь невидимого дирижёра, одна за другой гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

Тихий, знакомый слышится звук: «Хорр, хорр, цвиу! Хорр, хорр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях повсюду заливаются неутомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый час на земле и , забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов-Микитов)

Текст 3.

Степями принято называть большие равнинные  пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от лугов, которых много по берегам рек и лесной зоне. Многие степные растения имеют густое опушение, предохраняющее их от чрезмерного испарения.

Текст 4

- Ой, глянь-ко, что это?

- А! То тюлень. Тюлень, сынок, подплыл на нас поглядеть.

- Знаю. А где он живет?

- В море живет. Днем рыбу промышляет, а ночью к берегу плывет, на камнях спит в местах глухих...

- А почто его бьют? Его ведь не едят.

- Шкура у него хороша и жиру много.(Ю.Казаков.)

Текст 5

Подключите прибор к электросети и загрузите тосты в приёмные отверстия.

Установите таймер в одно из положений (1-7).

Опустите загрузочный рычаг.

По окончании поджаривания тостер автоматически отключится и поднимет тосты.

 

УМ 2. Определять стиль речи по речевой ситуации и языковым средствам (Выполнять стилистический анализ текста).

Стили

Цель

Речевая ситуация

Языковые средства

Разговорный

Непосредственное общение

Диалог, дружеские письма

Простые, неполные, бессоюзные предложения, из-за широты и размытости значений слов наличие жестов, мимики, интонации, а также просторечных слов, жаргонизмов...

Научный

Предельно ясно и точно донести информацию

Учебники, статьи, монографии,  рефераты и  др.научные работы, каталоги, справочники, инструкции

Краткость и точность выражения мысли, широкое использование терминов, профессионализмов, стилистически нейтральной лексики

  Официально-

   деловой

Быстрая обработка информации в работе учреждений

Деловые бумаги различного содержания и назначения(заявления, объявления, справки, договоры, квитанции, расписки, акты)

Строгость изложения наличие клише(установившихся штампов), употребление слов в прямом значении.

 Публицистический

Воздействие на людей, формирование правильного отношения у них к общественным явлениям

Газеты, журнальные статьи, теле-, радиопередачи, выступления на собраниях, митингах

Наличие вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, обращений, повторов, риторических вопросов, использование слов в переносном значении ,совмещение книжных и разговорного стилей

 Художественный

Эмоционально-образное воздействие на душу читателя(слушателя)

Все лирические, эпические, драматические жанры художественной литературы и устного народного творчества

Использование всех стилей и лексических пластов языка ,разнообразных художественных тропов(эпитетов, метафор, метонимий, сравнений, олицетворений, аллегорий ,гипербол, литот, антитез и т. д. )

Примеры

Пр.1 Смотрите и не говорите потом, что вы никогда не видели! Отпрашивайтесь с работы, сбегайте с уроков… Впрочем, умные начальники и учителя сами должны предупредить своих подчинённых о наступлении часа «Х». Столь же полное солнечное затмение на территории России можно было наблюдать 25 лет назад – в 1981 году. Следующего придётся ждать до 2015. Ради такого нынешнего чуда из Северной Америки только в российские астрообсерватории приехали 1000 астрономов. По данным американских газет, десятки тысяч человек купили специальные солнечные туры в Египет и Турцию, чтобы поглазеть, как Луна будет находить на Солнце.

Определи стиль речи по речевой ситуации и языковым средствам, пользуясь таблицей.

  1. Данный текст публицистического стиля, так как используется в условиях массовой коммуникации, адресован многим лицам, в официальной обстановке. Этот текст можно встретить в газете, в нём автор привлекает внимание читателей к предстоящему астрономическому событию. Задача речи – воздействие на чувства.
  2. Высказывание злободневно по тематике, яркое, эмоциональное. Языковое выражение этих особенностей следующее:
  1. Смешение книжных (территория, астрообсерватория, наступление часа «Х») и разговорных (поглазеть, наползать) слов, экспрессивная лексика (нынешнее чудо).
  2. Помимо повествовательных предложений побудительные, восклицательные предложения, по строению основы - односоставные (Смотрите и не говорите потом, что вы никогда не видели!), неполные (Следующего придётся ждать до 2015.); с вводными конструкциями (впрочем, по данным американских газет); параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

Пр.2 Справка 

дана Коровниковой Анне Викторовне в том, что она действительно учится в МС(к)ОУ «Школа №154» .

Дата: 11.01.07.

Директор школы: Мамаева Л.М.

Определи стиль речи по речевой ситуации и языковым средствам, пользуясь таблицей.

  1. Данный текст делового стиля, так как используется в сфере деловых, служебных отношений, в деловых бумагах, в официальной обстановке. Задача речи – сообщение информации.
  2. Языковые средства этого текста следующие:

Строгость изложения, наличие клише (штампов), употребление слов в прямом значении.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выполни стилистический анализ текстов.

Текст 1

Выстроились в ряд покривившиеся берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся хозяева этого птичьего «посёлка», оглашая окрестность неумолчным гомоном. За бревенчатым забором возвышается колокольня старой церквушки. До самого леса, узкой лентой синеющего на горизонте, раскинулись побуревшие поля с остатками нестаявшего снега.

 

Текст 2

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали ,крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

Текст 4

Гроза - атмосферное явление,  бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Так же говорят о чём-то очень опасном, наводящем ужас, внушающем сильный страх.

Текст 4

Италия-государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат среднеземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная; в горах - леса, на равнинах - поля, сады, виноградники.

Текст 5

Природу надо любить, кем бы ты ни стал. Любовь к природе поможет тебе и в твоей будущей профессии, и в жизни.

       Сколько радости доставит тебе лес, если ты по-настоящему поймешь и почувствуешь его красоту!

        Равнодушный к природе человек не задумываясь будет вырубать леса, чтобы проложить дорогу. А человек, любящий природу, обязательно придумает что-нибудь, чтоб и дорогу проложить, и лес не погубить. А это очень важно!

Контрольная работа

1. Выполни стилистический анализ текстов.

Текст 1

Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника.

Текст 2

В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою ночью. И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.(По Куприну.)

2.  Проведи соответствия между текстами и
названиями стилей:

  1. Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9класса, учится  в

     школе №154  с 1 класса...  

  1. Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик...
  2. Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родной – волшебное слово. Оно.. 
  3. Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.  
  4. Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями...

  1. Художественный

  1. Научный

  1. Публицистический

  1. Разговорный

  1. Официально-деловой

3.  По данному началу закончите тексты, предложенные в предыдущем задании, учитывая цели, речевую ситуацию, используя определенные языковые средства.

4.  Найди неуместные по стилистической окраске слова.

У ручья вымахала красавица Роза. На ветку перед ней взгромоздился Соловей. С восхищением он уставился на Розу, расхваливая её красоту. Соловьиные верещания звучали над ручьём, и тот поддакивал им тихим бульканьем.

Литература

  1. Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;  Под, ред. М.М.Разумовской,  П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2002
  2. Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8–9 кл. М. Дрофа, 1997 г.

                                                                                     m_sr@ Burmatova O.V.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...