Подготовка к сочинению по картине И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Павлова Елена Ильинична

1) знакомство с картиной И.К.Айвазовского «Буря на море ночью», развитие кругозора в области ИЗО;

2) формирование навыков работы методом тройного дневника и закрепление знаний по разбору слов по составу;

3) обогащение словарного запаса, развитие чувства понимания прекрасного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_ayvazovskomu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  развития речи

Подготовка к сочинению по картине И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».

Цели урока: 1) знакомство с картиной И.К.Айвазовского «Буря на море ночью», развитие кругозора в области ИЗО;

2) формирование навыков работы методом тройного дневника и закрепление знаний по разбору слов по составу;

3) обогащение словарного запаса, развитие чувства понимания прекрасного.

Оборудование: презентация урока, проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, диск с музыкальной композицией «Шторм» Ванессы Мей, репродукция картины И.К.Айвазовского «Буря на море ночью», стихотворение М.Сеспеля «Тинесе».

Ход урока.

I.Оргмомент. 

Доброе утро, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с картиной И.К.Айвазовского «Буря на море ночью», прослушаем музыкальную композицию «Шторм» Ванессы Мей, а также с стихотворением М.Сеспеля, чтобы написать сочинение – описание по картине «Буря на море ночью». Для того чтобы ваши записи были в одном месте, будем работать методом тройного дневника, где некоторые слова, связанные с нашей темой, будем разбирать по составу, чтобы глубже понять значение слова.

II. Изучение новой темы.

  1. Работа по методу  тройного дневника.

Вопрос

Ответ

Разбор слова по составу.

1

Что такое пейзаж?

Пейзаж (от французского местность, страна) – изображение природы.

Пейзаж

2

Что значит слово марина?

Марина (от итальянского и латинского морской) – картина, изображающая морской вид.

Морской

3

Кто такой маринист?

Художник – изображающий морские виды.

Маринист

4

Знаете ли вы художников-маринистов?

Уильям Тернер – англичанин, Айвазовский И.К. – русско-армянский художник – самые яркие представители этого жанра.

Художник

5

Есть ли другие профессии, где людей называют маринистами?

Во Франции существует официальное звание художника морского флота, присваиваемое министром обороны выдающихся художникам-маринистам и фотографам, иллюстраторам, граверам (Гравер (фр.) – художник, который вырезает изображения на различных материалах), скульпторам, которые работают по морской тематике.

Тема

  1. Знакомство с некоторыми картинами Айвазовского. Прослушивание музыкальной композиции «Шторм» Ванессы Мей во время рассматривания картины Айвазовского «Буря на море ночью».
  2. Продолжение дневниковой работы.

6

Почему Айвазовского можно назвать маринистом?

Айвазовский рисовал картины, где изображал море.

Изображение

7

Что вы видите на картине «Буря на море ночью»?

Одинокий парусный корабль среди бушующего моря.

Корабль

8

Что такое буря, шторм?

Буря (шторм) – очень сильный ветер, волнение на море.

Волнение

9

Какие цвета преобладают на картине?

Море и небо по краям темные, в середине под светом луны море серебристое, вокруг яркой луны желтовато-розовые облака с бледно-зеленоватыми отливами, корабль тоже темный. Различаются и коричневатые оттенки.

Серебристый

  1. Повторное прослушивание композиции Ванессы Мей, во время которого учитель читает стихотворение М.Сеспеля «Тинесе».

Вĕçсĕр-хĕрсĕр тинĕсĕм,

Хуп-хуран, сип-симĕсĕн,

Кăпăк тумлăн, хумлăн, хумлăн

Çырана çапса, хăюллăн

Хумлă сулнăксемпе сулăн,

Хумлă кăпăкпа вĕре.

Ман çунатлă вутлă чунăм,

Çĕн çĕре чĕнен чĕре

Кĕрешу вăйне анчах

Кăмăллать çак тĕнчере.

Тинĕс, тинĕс, вăйлăрах

Хыççăн-хыççăн хум пăрах.

Тамăк вутлăн, тамăк çутлăн,

Вут-кăварлăн, хар-хаяррăн,

Тайăн-тайăн, çырăн-варăн

Хутлă хумлăн сулăн-уткăн.

Кĕрешӳ сассипеле —

Вăйлă мĕкĕрлеш саспа

Йăвăр пĕл[ĕ]тсене силле,

Хумсемпе çапа-çапа

Чуллă çырана тапрат,

Хулăм чулсене ташлат.

 …

Тинĕс, тинĕс, эс хаяррăн

Сăвăçăн юнне-чунне

Вăйлă хумлă юрăпа,

Кĕрешме чĕнен саспа

Нишлĕлĕхсенчен тасат.

……………

Тинĕс, тинĕс, вăйлăраххăн,

Хăвăртраххăн, çăмăлраххăн,

Чул пулсан — хăватлăраххăн,

Хыççăн, хыççăн хум хумла!

Эс хăюллăн, вăйлă хумлăн,

Йăвăр саслă, йăвăр чуллăн

Чуллă çырана тулла.

Мĕкĕр, ахăр, кар-карла,

Вăйлă сулăмлăн, хăюллăн,

Хыççăн-хыççăн хум пăрах:

Кĕрешӳ вăйне анчах

Кăмăллать ман вутлă чунăм...

            (1921 ç. утăн 12-мĕшĕ Евпатори)

  1. Продолжение дневниковой работы.

10

Какие чувства у вас вызывают картина, музыка и стихотворение, посвященные морю?

Чувства тревоги, страха и восхищения могуществом стихии.

Чувство

11

Какие прилагательные можно подобрать для описания шторма, моря?

Страшный, могучий величественный, гневный…

Величественный

Музыкальная пауза.

Релаксация под музыкальную композицию Поля Морио «История любви».

Поднимаемся, подтягиваемся, удобно усаживаемся на стульях, закрываем глаза, расслабляемся, слушаем музыку и меня:

«Перед вами дверь. Вы открываете его и…оказываетесь на необитаемом острове. Здесь растут прекрасные орхидеи, высокие пальмы, щебечут райские птицы. Вы идете к песчаному берегу. Снимаете обувь и входите в воду. Ногами чувствуете прикосновение моря. На душе спокойно и радостно. Вы счастливы, вы любите всех, вы чувствуете, что все окружающие вас люди тоже вас любят. Появляется дверь, открывается, и вы опять входите в класс. Открываем глаза.

6.Групповая работа.

1 группа – «Описание моря»

-Какие краски использовал художник для изображения моря?

-Что вы видите на море?

- Какие чувства у вас вызывает море?

2 группа– «Описание неба»

-Какое пространство занимает небо?

-Какого оно цвета?

-Символом чего является луна на этой картине?

3 группа– «Описание корабля»

-Где расположен корабль на картине?

-Как вы думаете, что чувствуют матросы во время шторма?

-Какие чувства вызывает у вас этот корабль?

7.Составление плана сочинения – описания

«Картина И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».

1.Кто такие маринисты?

2.Айвазовский- великий маринист.

3.Картина Айвазовского «Буря на море ночью»:

            а) описание моря;

            б) описание неба;

            в) описание корабля.

4. Чувства, которые вызывает картина.

5. Мое отношение к картине.

IV.Домашняя работа -сочинения – описания

«Картина И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».

Вопрос

Ответ

Разбор слова по составу.

1

Что такое пейзаж?

Пейзаж

2

Что значит слово марина?

Марина (от итальянского и латинского морской) – картина, изображающая морской вид.

Морской

3

Кто такой маринист?

Маринист

4

Знаете ли вы художников-маринистов?

Уильям Тернер – англичанин, Айвазовский И.К. – русско-армянский художник – самые яркие представители этого жанра.

Художник

5

Есть ли другие профессии, где людей называют маринистами?

Во Франции существует официальное звание художника морского флота, присваиваемое министром обороны выдающихся художникам-маринистам и фотографам, иллюстраторам, граверам, скульпторам, которые работают по морской тематике.

Гравер (фр.) – художник, который вырезает изображения на различных материалах.

6

Почему Айвазовского можно назвать маринистом?

Изображение

7

Что вы видите на картине «Буря на море ночью»?

Корабль

8

Что такое буря, шторм?

Волнение

9

Какие цвета преобладают на картине?

Серебристый

10

Какие чувства у вас вызывают картина, музыка и стихотворение, посвященные морю?

Чувство

11

Какие прилагательные можно подобрать для описания шторма, моря?

Величественный

1 группа – «Описание моря»

-Какие краски использовал художник для изображения моря?

-Что вы видите на море?

- Какие чувства у вас вызывает море?

2 группа– «Описание неба»

-Какое пространство занимает небо?

-Какого оно цвета?

-Символом чего является луна на этой картине?

3 группа– «Описание корабля»

-Где расположен корабль на картине?

-Как вы думаете, что чувствуют матросы во время шторма?

-Какие чувства вызывает у вас этот корабль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе...

Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)

Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....

Урок развития речи Подготовка к сочинению в 7 классе "Я сижу на берегу моря"

Подготовка учащихся к написанию сочинения, создание эмоционального  фона для развития творческих возможностей учащихся.  Знакомство детей с репродукциями известных художников, изображающих м...

Подготовка к сочинению по картине И.К. Айвазовского "Рыбаки на берегу моря".

Разработка содержит репродукциии картин художника, вопросы к анализу каждого фрагмента картины, орфографичнскую работу, художественный текст по теме сочинения. Презентация содержит гиперссылки на целю...

Подготовка к сочинению по картине И.К. Айвазовского "Рыбаки на берегу моря". Конспект урока.

В данном урока используется в основном фронтальная работа, учитель обращается к жизненному опыту или воображению детей, чтобы пробудить в их сознании представление о морской стихии. Также ведётся слов...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...