урок развития речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок развития речи в 5 классе по теме "Рассуждение как тип речи", разработанный по программе и учебнику С.И.Львовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Рассуждение

Цели: изучение структурно-смысловых и языковых особенностей текстов-рассуждений,

           обучение построению текстов данного типа речи;

           развитие связной монологической речи и коммуникативной активности учащихся;

           воспитание речевой культуры.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, проектор; индивидуальные дифференцированные карточки.

Ход урока

Ⅰ. Оргмомент

Ⅱ.Опрос

      а) Работа по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.

      б) Работа с текстами.

1) Зима.  Я иду по улице. У Лены в руке шарик.

2) До марта скованы пруды,
   Но как теплы дома!
   В сугробы кутает сады
   Заботливо зима.
   Снег осыпается с берез
   В дремотной тишине.
   Картины летние мороз
   Рисует на окне.
 (Зима. Е. Русаков)

Задания.

– Какая группа предложений является текстом? Почему?

– Какие бывают тексты?

- К какому типу речи принадлежит  данный текст?

-Выпишите слова со следующими орфограммами: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением», «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах».

Ⅲ. Работа по теме урока

1. Целеполагание.

2. Лексическая работа

Задание: объясните значение слова РАССУЖДАТЬ, разберите по составу слово РАССУЖДЕНИЕ.

3. Составление таблицы «Композиционное и языковое оформление рассуждения»

Задание: заполнить таблицу, проанализировав схему «Строение рассуждения» и текст

Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка”. Прочитайте текст. (Учащийся громко читает).

Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое имя.

Ответьте на вопросы:

1. Найдите мысль, которую нужно доказать.

2. Укажите доказательства и примеры.

3. Какое предложение в тексте будет выводом?

Композиционная часть

Языковое оформление

Тезис

Я считаю…

Я думаю…

По моему мнению, …

Доказательства (аргументы)

Докажем это.

Это можно доказать так…

Во-первых,…

Во-вторых, …

Вывод

Итак, …

Следовательно,…

Таким образом, …

Ⅳ.Физкультминутка

Представим себе, что мы на минутку оказались героями этой сказки. Перед нами – те же задачи : испечь каравай (давайте хорошо перемешаем тесто), выткать ковер (покажем), и превратить классную комнату в озеро.

Ⅴ. Закрепление

  1. Работа с текстом в парах – упр. 531
  2. Р.р. Творческая работа – мини-сочинение «Почему зиму называют сказочным временем  года?»

Резерв* Игра-соревнование “Лучший редактор”.

Задание: представьте , что вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным.

Ⅵ.Обобщение

-Какова структура рассуждения?

-Какие речевые обороты употребляются в текстах-рассуждениях?

Ⅶ. Итоги

Ⅷ. Д/з:правило на с.93, на «3» - упр. 544 (написать текст, используя данные предложения); на «4,5» - упр. 543 ( по данному началу составить 3 текста)

Приложение (индивидуальные карточки дифференцированного характера)

Разбейте текст на предложения. (Знаки препинания не проставлены.)

Выпишите одно из предложений. Сделайте его синтаксический разбор.

Жила-была на свете лягушка-квакушка сидела она в болоте ловила комаров да мошку весною громко квакала вместе со своими подругами и весь век она прожила бы благополучно конечно если бы ее не съел аист но случилось одно происшествие. (В.Гаршин)

Разбейте текст на предложения. (Знаки препинания не проставлены). Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте  синтаксический разбор одного предложения.

Жила-была на свет..  лягушка-квакушка с..дела она в болоте л..вила комаров да мошку весною громко квакала вместе со своими подругами и весь век она прож..ла бы благополучно конечно если бы ее не с..ел аист но случилось одно происшествие. (В.Гаршин)

1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены): 

  1. А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
  2. Б) Сад отцветал и темнел.
  3. В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
  4. Г) Лучи солнца греют лицо и руки.

2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно: 

  1. А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
  2. Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
  3. Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.
  4. Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.

3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно: 

  1. А) Музыка в траве приутихла.
  2. Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
  3. В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
  4. Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.

4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены): 

  1. А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.
  2. Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.
  3. В) Нет, я поеду решительно сказала Наташа.
  4. Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?

Дружный ли наш класс?

Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых, всегда помогаем друг другу. В– третьих, все дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся, помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы дружные ребята! А вы как думаете?

Дружный ли наш класс?

 Все классы должны быть дружными. А наш класс недружный. Попробую вам доказать.

Во-первых, наш класс недружный потому, что на каждой перемене спорят, обзываются и даже дерутся.

Во-вторых, не в полном составе участвует в трудовых делах, многие не являются без уважительных причин.

В-третьих, ребята плохо выполняют свои поручения.

А самое главное, наш класс не всегда здоровается с учителями и директором.

Значит, наш класс недружный.

Дружный ли наш класс?

 Наш класс дружный. Мы всегда помогаем друг другу. Когда в классе уборка, мы все приходим. Допустим, если бы мы были недружными, то никогда не победили бы другие классы в спортивных состязаниях. Значит, наш класс дружный. На переменке мы играем. Не правда ли, наш класс дружный? Надеюсь, я убедила вас?

Дружный ли наш класс?

Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых, всегда помогаем друг другу. В– третьих, все дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся, помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы дружные ребята! А вы как думаете?

Дружный ли наш класс?

 Наш класс дружный. Мы всегда помогаем друг другу. Когда в классе уборка, мы все приходим. Допустим, если бы мы были недружными, то никогда не победили бы другие классы в спортивных состязаниях. Значит, наш класс дружный. На переменке мы играем. Не правда ли, наш класс дружный? Надеюсь, я убедила вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...