«Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало своих «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать у них творческие способности и, конечно, диагностировать их знания и умения на любом этапе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_uchitelya_rahmatullinoy_v.e..doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной научно-практический семинар учителей-словесников
«Новые формы контроля и диагностики учебных достижений учащихся»
Направление работы: «Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»
Тема: «Виды работы
с текстом:
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МОУ «Клязьмогородецкая СОШ»
Ковровского района)
Рахматуллиной В.Е.)
-ноябрь 2009г-
Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало своих «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать у них творческие способности и, конечно, диагностировать их знания и умения на любом этапе обучения.
Сегодня я хочу с вами поделиться опытом своих наработок по одной из актуальных проблем нашего времени «Изменение видов и форм контроля на уроках русского языка, диагностирующих качество языкового образования»
Основной упор по направлению данной работы я делаю на текст, т.к. анализ результатов экзаменов за курс основной школы убеждает нас в том, что именно кропотливая работа с текстом служит надёжным средством подготовки наших ребят к итоговой государственной аттестации.
Мы знаем, что на экзамене учащиеся работают с тремя видами текстов: изложение, текст с тестами и сочинение. И ошибки в выполнении ряда заданий прежде всего связаны с тем, что многие из ребят, слушая или читая текс, не могут глубоко понять его содержание.
Следовательно, для них трудным оказываются задания речеведческого характера. И вот комплексная работа с текстом в течение всего года является замечательным диагностирующим материалом учебных достижений учащихся при подготовке к предстоящим испытаниям.
Но как же сделать так, чтобы уроки, посвящённые контролю и диагностике умений учащихся использовать основные приёмы информационной переработки текста и грамотного изложения содержания, стали интереснее и эффективнее?
Такие уроки-«КИМы» можно построить в увлекательных формах:
- Урок - «взгляд»
- Урок – «диалог с текстом»
- Урок – «размышление над словом»
- Урок - «творческая зарисовка»
- Урок – «экспресс» и т.д.
Вашему вниманию я предлагаю презентацию одного из таких уроков-«КИМов» в форме урока - «версии». Я выбрала именно «версию», которая как бы «демонстрирует», опираясь на уровень развития детей данного класса, мини-экзамен в 9 классе (исключая изложение, но частично заменяя его на такие виды работ, где будет проводиться работа по «расшифровке» и компрессии текста).
Учитель должен непременно принимать то, что далеко не любой текст может выдержать «нагрузку» пристального внимания к каждому слову, каждому предложению, поэтому на диагностирующие уроки нужно тщательнее выбирать содержание текста.
Текс очерка Д.Гранина «О милосердии» я выбрала не случайно.
Тема злободневна и актуальна именно для учащихся этого класса, где много равнодушия, невнимания по отношению друг к другу.
Урок запланирован как зачётный урок развития речи «Виды работы с текстом»
Цели:
- Проверить лингвистическую (умение проводить элементарный
лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание) компетенции учащихся на данном этапе освоения учебного материала;
- Побудить учащихся задуматься о гуманной модели поведения и взаимоотношения между людьми, способствуя тем самым формированию их нравственных позиций.
Форма работы – групповая и коллективная.
Виды работ с текстом использовались разные:
- Экспресс-опрос
- Цифровой диктант
- Текстовый контроль
- Диалог с текстом
- Творческий эскиз
Подробнее остановлюсь на каждом виде работ с текстом.
1.Лингвистическая разминка (коллективное выполнение) состояла из двух видов заданий:
- Экспресс-опроса (быстрый вопрос-задание – быстрый ответ)
По тексту были предложены задания группы А с выбором ответа, нужно было показать точность понимания текста (главная мысль, стиль, тип, лексическое значение слов, средства речевой выразительности)
- Цифрового диктанта (задания группы В с выбором краткого ответа, который нужно было записать цифрами в тетради (вводные слова, обособленные члены, сложные предложения)
2.Диалог с текстом (работа в группах – помогали консультанты-эксперты, помощники из числа более «сильных» учащихся)
Задания по группам на листочках.
Первой группе было предложено задание-«Расшифровка текста»
Ребята знакомы с условиями «расшифровки текста»
Условия «расшифровки» текста:
- Определить смысловую нагрузку каждого слова, словосочетания, предложения;
- «Вычерпать» полную смысловую информацию из каждого слова, словосочетания, предложения;
- Нельзя придумывать ничего того, что невозможно узнать из предложения;
- Весь материал, который вам удалось выявить, следует изложить в виде связного текста.
Второй группе – комрессия мини-текста
Задание:
1. Выделить основную и второстепенную информацию.
2. Записать микротему.
3. Компрессировать текст.
4.Указать приёмы компрессии, использованных вами.
Такие виды работ с тексом, как «расшифровка» и «компрессия» - это форма обработки текста, которая позволяет проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются:
-умение определить круг предметов «явлений действительности», отражаемой в тексте;
-умение адекватно воспринимать авторский замысел;
-умение вычленять главное в информации;
-умение компрессировать текст разными приёмами;
-умение лаконично излагать содержание текста, уместно используя языковые средства.
И всё это можно проконтролировать, используя минимум затраченного времени (10-15мин.), да ещё привлечь «сильных» учащихся как консультантов-экспертов, т.е. ребятам интересно, они активны и, общаясь друг с другом, развивают свою речь, учатся слышать других и совместно исправлять допускаемые ошибки.
4. «Текстовый контроль» (задания группы В, требующие краткий открытый ответ)
(слова с чередующимися гласными в корне, замена слова нейтральным стилистическим синонимом, определение количества грамматических основ, замена одного вида связи в словосочетаниях другим, нахождение одиночных деепричастий, однородных членов предложения и т.д.)
Текстовые задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции учащихся, базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.
5. «Творческий эскиз» (задания дифференцированные, на выбор):
-для «сильных» учащихся
Написать творческий эскиз-ответ на вопрос Д.Гранина «Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу душу»?
-для «слабых» учащихся – карточки-заготовки
Ребятам предлагается доработать заготовку эскиза-ответа на вопрос
«В чём я вижу причины снижения нашей отзывчивости по отношению к окружающим нас людям».
Такие творческие задания проверяют коммуникативную компетентность учащихся, в частности умение строить собственное высказывание типа рассуждения. От каждой группы по выбору экспертов зачитываются самые интересные работы.
Чтобы дать консультантам время подвести итоги и поработать с оценочными картами в своих группах, я знакомлю класс со своей поэтической зарисовкой на обсуждаемую тему:
Людской душе необходимо
Иметь могучий, яркий свет,
Чтоб милосердным быть со всеми
На протяженье многих лет.
И пусть твердят, что это чувство
Неактуальное давно.
Нет прав у нас так равнодушно
Взирать на окружающее зло.
А чтоб любовь и состраданье
Теплом согрели нам сердца,
Я вас прошу без назиданья
Сочувствовать и верить людям до конца!
6.Домашнее задание тоже диагностического характера:
«Милосердие» в словаре даётся как « устар.», т.е. устаревшее понятие. Слова стареют неслучайно. «Милосердие. Что оно – немодно? Не нужно?» Напишите небольшое по объёму (50 слов) сочинение – рассуждение на данную тему. Выразите свою позицию по ней, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения. Можно использовать информацию с нашего урока.
Таким образом, в течение урока я смогла проверить, используя данные виды работ с текстом, лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции учащихся.
Заканчивая, я хочу сказать, что воспитание человека, умеющего понимать текст,- работа долгая, кропотливая, и проводиться она может на разном материале и в разных формах. И если мы, учителя, будем сами по-творчески относиться к подготовке и проведению таких диагностических заданий, которые детям интересны, то результат будет на лицо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)
В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...
Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики учебных достижений в современных условиях.
Выступление на районном МО учителей математики.В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач.По любому предмету, в том числе и мат...
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках русского языка в свете требований стандартов нового поколения.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования.По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым гру...
«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»
В статье автор пытается найти ответы на вопрос:«Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?»...
Доклад " Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"
Доклад "Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"...
« Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».
Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...