Доклад " Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"
статья
Доклад "Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки
к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_form_kontrolya.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тарбагатайская СОШ»
Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки
к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)
Вяткина Е. В.
учитель истории и обществознания
2018 год
«Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить,
вовлекай меня - и я научусь».
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.
Подготовка к ВПР
В современном школьном образовании помимо ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая форма контроля и диагностики УУД учащихся – ВПР. По мнению разработчиков данных контрольно-измерительных материалов в старших классах такая работа должна способствовать формированию у учащихся стремления к углубленному изучению всех предметов, а не только тех, которые они выбрали для сдачи ЕГЭ. В младших классах такая работа должна способствовать выявлению не только уровня знаний, полученных входе изучения предмета, но и определения уровня сформированности универсальных учебных действий, компетенций и личных качеств учащихся.
В основе ВПР лежит системно-деятельный, компетентностный и уровневый подходы, наряду с предметными результатами оцениваются и метапредметные УУД:
•Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
•Общеучебные универсальные учебные (познавательные ) действия:
-поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия,
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности -определение основной и второстепенной информации;
-моделирование, преобразование модели.
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
Логические универсальные действия:
-анализ объектов в целях выделения признаков;
-синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
-подведение под понятие;
-выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений; доказательство.
•Коммуникативные действия:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Диагностическая работа нацелена на выявление уровня
•овладения школьниками базовыми историческими знаниями,
•умения применять историко-культурный подход к оценке социальных явлений,
•умения применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений,
•умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Диагностическая работа проверяет знание обучающимися истории и культуры родного края.
Какими же ресурсами мы можем воспользоваться для подготовки обучающихся к ВПР по истории и обществознанию.
Во-первых, это сайт ФИПИ, где размещается демоверсия ВПР по истории в 11 классе, также кодификатор заданий и спецификация проверяемых знаний и умений.
Во-вторых, это ВПР статград (https://vpr.statgrad.org/), где дана вся нормативно-правовая база организации ВПР, размещены материалы ВПР 2018 года.
В- третьих, Незнайка, где также есть ВПР по истории и обществознанию, и также как и в вариантах ОГЭ, ЕГЭ даны подробные разборы предложенных заданий, что будет способствовать организации самостоятельной подготовки школьников к ВПР.
В-четвёртых, Решу ВПР, где есть банк заданий по истории 5 и 11 класса. Сайт содержит 15 вариантов заданий, которые обновляются ежемесячно, возможность составлять индивидуальный тест, проверить решение.
Также в интернете есть сборники ВПР по истории и обществознанию доступные для скачивания.
Как подготовить учащихся к ВПР
1) Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
2) Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, например, стартовую и текущую диагностику образовательных результатов.
3) Провести поэлементный анализ проверочных работ.
4) Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
5) Подобрать задания, вызывающие затруднения (создать тренажёр). Принципы при отборе заданий: разнообразие заданий; достаточное их количество; разноуровневость заданий.
6) Включение во все уроки заданий по работе с текстами; заданий, развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.
7) Планомерная работа по формированию у учащихся регулятивных, познавательных УУД.
8) Выполнение диагностических заданий, приближенных к ВПР. (Примеры из практики)
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Как показала практика экзамен по обществознанию среди учащихся 9х кл. востребованный и массовый из тех, что сдавали по выбору. Так же не менее популярен экзамен по обществознанию и 11-х классах. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей.
В связи с этим подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию (также и к истории) стала не менее актуальна, чем подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике и русскому языку. Естественно, что это подвигло к выработке определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Успешно освоить предмет и пройти основной государственный экзамен и единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс:
- уроки в рамках школьной программы (работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов);
- консультационные часы, подготовка к олимпиадам, элективные занятия. На этом этапе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;
Таким образом, подготовка ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, были апробированы различные формы и методы подачи материала и его отработки.
Методика подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ преследует следующие цели:
- Достаточно полно и фундаментально усвоить теоретический курс данного предмета.
- Закрепить все необходимые навыки практического применения полученных знаний.
- Научиться работать со всеми типами тестовых заданий.
- Выработать умения выполнять творческие задания.
- Научить учащихся психологическим особенностям собственного восприятия ОГЭ и ЕГЭ.
Как показывает практика, сложности возникают в первую очередь у тех учащихся, которые при подготовке к экзамену не уделяют времени для знакомства с форматом экзамена. То есть невнимательно смотрят демоверсию, в которой даны критерии оценивания заданий второй части, либо вообще не знакомятся с ней. Кто должен обратить их внимание на существование контрольно-измерительных материалов? Ответ на этот вопрос однозначный – учитель. Но с другой стороны каждый ученик несет ответственность за собственный выбор экзамена. В рамках основного курса подготовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на приличном уровне сложно. И вот здесь есть моменты, которые помогают преодолеть эту сложность. Очень важно для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ сформированный интерес и мотивация учащихся. Можно предположить, что результаты экзамена по обществознанию у учащихся с высокой мотивацией, возможно, будут выше, чем у остальных учащихся класса.
Применяются: школьная лекция, семинары по проблемным темам, комбинированные занятия, дискуссии, зачёты по изученным блокам, работа со схемами и таблицами, устные ответы. В школьной лекции даётся в концентрированной форме фактический материал, основной понятийный аппарат, примеры из общественной жизни. Комбинированное занятие включают в себя элементы лекции, дискуссии, индивидуальных заданий, работы с тестами. По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут письменные фронтальные зачёты, которые проводятся в тестовой форме, а так же задания из второй части экзаменационных работ. Учащиеся получают навыки выполнения заданий 1-го и 2-го уровня сложности. Тестовые задания подбираются в соответствии с изученными темами. После теста делается работа над ошибками. Анализ выполнения работы позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и нюансы в освоении материала и доработать их во время консультационного часа и элективного курса. В 11-м классе все методические приёмы остаются прежними, только расширяется практическая часть. В тестах выполняются все типы заданий. Особое внимание уделяется навыкам выполнения творческих заданий (план к теме, эссе.). Учащиеся получают алгоритм работы с этими заданиями. Для закрепления пройденных тем, наряду со стандартными тестами применяются тематические со всеми типами заданий.
Для тренировки работы с тестами используются КИМ(ы) демоверсий, сборники ОГЭ и ЕГЭ, тематические сборники ОГЭ и ЕГЭ.
Учащимся 9 и 11-х классов, помимо учебных занятий, предложено посещать индивидуальные консультации. Предусматривается работа с источниками, различными документами, тестами, заданиями. В процессе подготовки к экзамену очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Курс предполагает проблемное изложение учебного материала, чередование фронтальных бесед с групповой работой на занятиях, использование интерактивных форм обучения и т. д.
В течение 10-11 классов необходимо пройти на внеурочных занятиях все темы кодификатора, затрагивая уровень повышенной сложности и больше заниматься практическим выполнением заданий.
Вне зависимости от профиля, все учащиеся испытывают трудности в написании эссе. Начиная с первых дней обучения, в старшей школе ребята получают домашнее задание написать эссе. Естественно, что перед этим каждый учащийся получает консультацию по алгоритму выполнения этого задания с разбором возможных ошибок и определением необходимых элементов, получает памятку. В 10-м классе высказывания соответствуют изученной теме. Только в конце 10-го класса - начале 11-го даются высказывания по всем изучаемым линиям. Эссе разбираются с учетом критерий оценивания.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в течение 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и задания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, прорешивая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов.
Учитель планирует индивидуальную работы с учащимися, которая проводится в виде:
● индивидуальных дополнительных занятий;
● корректировки рабочей программы (в случае необходимости);
● выдачи дифференцированных домашних заданий, в том числе с использованием открытого банка заданий ГИА;
● пробных экзаменов;
● проведения проверочных мероприятий по ликвидации проблемных моментов;
● обучения заполнения бланков и т. д.
(Примеры из практики)
Учитель должен обратить внимание на проблемы в преподавании предмета и находиться в состоянии постоянного профессионального совершенствования, использовать такие формы повышения профессиональных компетенций, как дистанционные курсы повышения квалификации, внедрение в свою работу информационно-коммуникационные технологии, электронные формы учебников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики учебных достижений в современных условиях.
Выступление на районном МО учителей математики.В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач.По любому предмету, в том числе и мат...
«Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»
Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода...
Доклад по теме "Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса"
Доклад может быть использован на заседании МО учителей русского языка и литературы....
Выступление на городском семинаре «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса»
Краткая анатация Воспитательной системы школы...
« Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».
Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...
«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»
laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...