Создание и репродукция текста
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Репродукция и текстопорождение - особые виды учебной деятельности,предполагающие осмысление цели и основных этапов смыслового и языкового анализа исходного текста,создания авторского текста,поэтому методологическоой основой элективног курса является теория деятельности.,включающая понятие содержательного общения, связанного с формированием способа деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reprodukciya_teksta.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Репродукция и создание текста»
Учитель русского языка и
литературы
Кириенко Е.Г.
Пояснительная записка
Актуальность элективного курса для старшей ступени обучения «Репродукция и Создание авторского текста» обусловлена прежде всего необходимостью дальнейшего формирования навыков репродукции, лингвистического анализа и порождения текста . Развитие способности текстопорождения невозможно без систематизации знаний, связанных с лексикой, синтаксисом, стилистикой, текстологией (понятие текста, структуры текста, жанров авторского текста, приемов создания текста), именно поэтому программу элективного курса можно рассматривать как синтезирующую основные лингвистические умения и навыки школьников.
Репродукция и текстопорождение – особые виды учебной деятельности, предполагающие осмысление цели и основных этапов смыслового и языкового анализа исходного текста, создания авторского текста, поэтому методологической основой элективного курса является теория деятельности, включающая понятие содержательного обобщения, связанного с формированием способа деятельности. Все темы курса строятся с учетом постепенного развития необходимых навыков репродукции и текстопорождения: смысловой и языковой анализ ,обдумывание темы ,создание структуры авторского текста, отбор языковых средств, овладения различными приемами создания связного текста в зависимости от цели автора ,редактирование.За счет включения школьников в активную исследовательскую и авторскую деятельность повысится эффективность освоения этих навыков.
Основная цель элективного курса – системное и осознанное овладение навыками репродукции и создания текста. Элективный курс призван решить следующие задачи:
- Систематизация знаний по текстологии(текст, его смысловые типы, стили, структура, языковые средства, способы связи предложений в тексте)
- Создание алгоритмов, связанных с процессом создания авторского текста определенного смыслового типа и стиля;
- Системное развитие и совершенствование навыков текстопорождения;
- Системное развитие навыков репродукции текста;
В ходе реализации программы элективного курса учащиеся должны знать:
- Содержательные, структурные и языковые особенности текстов различных смысловых типов и стилей;
- Цели и содержание основных этапов создания авторского текста;
- Приемы создания связного текста;
- Средства выразительности языка, их функциональность.
Учащиеся должны уметь:
- Применять на практике теоретические знания, связанные с основными смысловыми типами и стилями текста;
- Выявлять основные авторские идеи и языковые средства выразительности (смысловой и языковой анализ исходного текста)
- Использовать средства языковой выразительности в процессе создания авторских текстов;
- Структурировать текст;
- Использовать на практике различные приемы создания связного текста;
- Редактировать написанное.
Элективный курс рассчитан на 30 часов.
Тематический план курса
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | Формы и виды учебной деятельности | Планируемый результат |
1 | Раздел первый. Теория текста. Понятие текста и основных смысловых типов текста. | 2 1 | Лекция учителя, систематизация основных смысловых типов текста, выявление в наблюдении над текстами основных особенностей каждого типа. | Модель «Публицистический текст как смысловая и языковая система», Модель «Художественный текст как эстетическая система», модель «Смысловые типы текста». |
2 | Стили литературного языка. Уроки мастерства. | 1 2 | Наблюдение над текстами различных стилей, систематизация особенностей каждого стиля в зависимости от сферы употребления, структуры и языковых средств. | Модель «Стили литературного языка». |
3 | Раздел второй. Репродукция текста. Смысловой анализ текста. | 7 2 | Тренировочные упражнения, связанные с развитием умения определять основные проблемы текста, а также основные мысли автора. | Понятие смыслового анализа исходного текста. Совершенствование умений определения основных авторских идей в связи с заявленной в тексте проблемой и темой. |
4 | Тезис и аргументы. | 1 | Лекция учителя, тренировочные упражнения, связанные с умением определять различные варианты авторских аргументов. | Совершенствование умений выявлять взаимосвязь тезиса и аргументов. |
5 | Языковые средства выразительности . Уроки мастерства. | 1 2 | Исследовательские задания, цель которых - систематизация знаний, связанных с выразительными средствами языка ,наблюдение над их функциональностью в тексте. | Модель «Функции основных изобразительно-выразительных средств языка». |
6 | Языковой анализ текста. Уроки мастерства. | 6 | Тренировочные упражнения ,связанные с определением функциональности языковых средств выразительности . | Совершенствование навыков языкового анализа исходного текста. |
7 | Раздел третий. Создание текста. Уроки мастерства | 7 2 | Исследование основных целей, содержания, структурных и языковых особенностей авторского текста на примере анализа текстов-образцов. | Алгоритмы»Основные этапы создания авторского текста» Модель структуры текста сочинения-рассуждения к части С ЕГЭ. |
8 | Цель, тема, проблема, поднятая в тексте, структура текста. | 1 | Творческие упражнения , связанные с осмыслением цели , темы, проблемы и структуры авторских текстов. | Совершенствование навыков осмысления цели, темы, и создания структуры авторского текста. |
9 | Приемы создания связного текста | 3 | Творческие упражнения, связанные с деятельностью текстопорождения | Совершенствование приемов создания связного текста. |
10 | Диалог с автором текста | 1 | Творческие упражнения письменного диалога с автором текста. | Совершенствование умения выражения собственного мнения в связи с основной проблемой исходного текста части С ЕГЭ. |
11 | Целостность текста | 1 | Творческие упражнения, связанные с созданием целостного текста. Систематизация знаний о структурной и языковой целостности текста. | Совершенствование навыков достижения структурной и языковой целостности текста , обусловленных его целью и содержанием. |
12 | Раздел четвертый. Редактирование текста. | 1 | Творческие упражнения, связанные с редактированием текста,совершенствованием написанного . Навыки само- и взаиморецензии. | Совершенствование навыков редактирование текста. |
Содержание курса
Раздел первый .Теория текста. Понятие текста, основных признаков текста, цельность, выраженность , отграниченность, связность, грамматическая и смысловая целостность, упорядоченность(структурность), содержательность. Способы связи предложений в тексте (грамматическая связь, смысловая связь). Стили литературного языка (сфера употребления, специфика языковых средств). Выявление в реальных текстах основных особенностей определенного типа и стиля.
Раздел второй. Репродукция текста. Тема, проблема и основная мысль текста. Тезис и аргументы. Виды аргументов. Систематизация основных изобразительно-выразительных средств языка в зависимости от их функционирования в текстах различных типов и стилей. Языковой анализ текста: цель, содержание, функциональный подход.
Раздел третий. Создание текста. Обусловленность содержания, структуры и языковых средств текста его целью, смысловым типом и стилем. Систематизация приемов структурирования текста и применение их на практике. Текстопорождающие упражнения, развивающие навыки создания связного текста («спор с воображаемым оппонентом»,»от тезиса к разнообразию аргументов»,ищу парадокс», «языковое богатство» и так далее).
Раздел четвертый. Редактирование текста. Приемы само- и взаиморецензии.Редактирование текста: его цель, содержание, приемы.
Литература
1.Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа// Русская словесность.М.,1997
2.ВласенковА.И.,Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов.
3.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности Учебное пособие для 10-11 классов М.; Просвещение 1997.
4.Капленко В.Н. Аспекты лингвистического анализа поэтического текста. Учебное пособие.Ектеринбург,2001.
5.Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. Методическое пособие.
6.Львова С.И. Уроки словесности.5-9 класс Учебно-методическое пособие .
7.Петров А.В. Текстопорождение: образовательный эффект погружения в совместную деятельность.
8.Служевская Т.Л. Уроки русской словесности .Практикум по культуре речи. СПб,1997.
9.ТрошеваТ.Б. Русский язык: система подготовки к ЕГЭ. Пермь,2004
10.ТрошеваТ.Б. Сочинение-рассуждение. Пермь,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)
Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....
План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)
Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....
электив по русскому языку 9 класс "Создание и редактирование текста"
Подготовка к ГИА...
Практическая работа по форматированию текстовых документов: создание рамок в тексте
Практическая работа нацелена на отработку различных приемов создания рамок в тексте.Для этого предлагается файл-заготовка и задание с образцом форматирования....
Создание экспрессивности художественного текста на невербальном уровне
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, пре...
Проект "Übung macht den Meister" (Из опыта совместной работы учителя и учащихся по созданию упражнений к тексту)
Увлекательная испанская сказка "Смерть на яблоне", изложенная на немецком языке, использована для проектной работы с учащимися 7-9 классов: читаем сказку, переводим, отвечаем на вопросы, иллюстрируем,...
Факультативное занятие "Выразительные возможности словообразовательных средств и роль звукописи при создании экспрессии поэтических текстов М. Цветаевой»
Особое место среди средств речевой выразительности занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов,...