Выступление на межрегиональном семинаре
статья по русскому языку по теме

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

ВинокуровойНаталии Михайловны

по реализации   компетентностного подхода

в преподавании  предметов

образовательной области « Филология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mezhregionalnom_seminare..doc343 КБ

Предварительный просмотр:

І. ВВЕДЕНИЕ.

За последние десятилетия в обществе произошли глубокие перемены, которые не могли не затронуть такую сферу деятельности человека как образование.

Новое время ставит новые задачи.

Попробуем представить себе «эталон выпускника», которого так ждет современное общество. Назовем некоторые его характеристики. Это должна быть разносторонне развитая, творческая, самостоятельно и критично мыслящая личность, которая способна реализовать собственный творческий потенциал в быстро меняющихся социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества, т.е. выпускник должен быть компетентным во всех сферах – вот идеал современной личности.

Обучение и преподавание русского языка как предмета не остается в стороне, когда происходит переход к так называемому компетентностному подходу к построению и оценке  образовательного процесса. Именно на уроках русского языка  происходит формирование базовых компетенций.

        Гипотеза:

- компетентностный подход в преподавании русского языка позволит направить обучение  на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности  ученика, которая проявляется в способности  осуществлять деятельность в меняющихся условиях (в области русского языка – это способность обучающихся использовать языковые  знания, умения и навыки в различных речевых ситуациях)

 Ожидаемый результат:

- развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, формирование у школьников личной гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

- ориентация обучающихся на усвоение не только определенной суммы знаний, но и на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков (требования к уровню подготовки выпускников заявлены в  «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года») .

В последнее время нам  с вами часто приходится  наблюдать следы языкового импорта. Происходит   лингвоцид – убийство языка.

 Да, конечно, далеко ушло сознание человека. Лексическое поле стало свободным, но, к сожалению, часто приходится сталкиваться с несовершенной функциональностью слова ,с лексикой , лишенной смысла.

 ( «как бы», «типа», «короче», президент «в декабре месяце» и др.).

Согласитесь, современный дети  тоже не утруждают себя задачей создать что-нибудь нравственное и корректное, прослеживается несформированность мыслительной и речевой деятельности.

Конечно, можно вспомнить и слова А.С.Пушкина: «Без грамматической ошибки я русскую речь не люблю». Но в каком же смысле это сказано было?

Естественно , жизнь языка меняется. И остро чувствуют языковую материю специалисты и истинные ценители русского слова, русской речи. Как хочется  вспомнить слова Галича: «Там, где живет русский язык, живет Русь».

1.1 Истоки компетентностного подхода в образовании. 
                   Понятие терминов „компетентность” и „компетенция”.

В последнее время дискуссии  о ключевых компетенциях и о компетентностной ориентации образования, споры о правильности использования терминов «компетентность» и « компетенция» приобрели массовый характер.

 Впервые понятие компетентностного подхода появилось в середине ХХ века в бизнесе, где этот термин был использован для описания особенностей, связанных с прекрасным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц. Было отмечено, что эти люди не только успешные  и эффективные исполнители, но их отличают следующие качества: глубокие знания, эффективная, высокое самосознание, развитые  социальные навыки.

 Понятие компетенции применительно к теории языка было введено в научный обиход в 60-х годах ХХ века американским лингвистом Н.М.Хомским

  В 1960-1970 г.г. в научных трудах  ученых-лингвистов был поднят вопрос о  разграничении  понятий « компетентность» и «компетенция». 

КОМПЕТЕНЦИЯ – в аспекте специфики русского языка  можно понимать как «совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе обучения русскому языку  как учебному предмету и которые обеспечивают владение им». Такое понимание термина «компетенция» в методике преподавания русского языка и в школьной практике дает возможность более точного, строгого определения целей обучения, позволяет выявить уровень владения языком, т.е. ответить на вопрос, как обучающийся владеет языком.

         КОМПЕТЕНТНОСТЬ определяется как способность к какой-либо деятельности, сформированная на основе полученных знаний, умений, навыков и способов деятельности для решения теоретических и практических задач.

1.2. Компетентностный подход к преподаванию русского языка.

„Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Он нужен всем, всегда и везде.”

Компетентностный подход в области русского языка  – это способность человека использовать языковые ЗУН в различных жизненных речевых ситуациях.

В наше время в теории и практике преподавания русского языка в школе выделяются следующие компетенции: языковая и/или лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.  Содержание этих компетенций  находим в СТАНДАРТЕ среднего (полного) общего и профильного образования по русскому языку.

а) ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ- способность ученика употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

     Эти задачи традиционно решаются в школе. Вводятся новые пласты лексики, пополняется фразеологический запас, обогащается грамматический строй речи обучающихся, которые усваивают морфологические нормы, нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь детей обогащается синонимическими формами и конструкциями.

б) ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  - представление «о том, как русский язык устроен, что и как в нем изменяется».

 Одна из задач развития личности - «учить мыслить». Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности ребенка, развитие логического мышления, памяти, воображения ученика, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.

в) кОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТеНЦИЯ – работа по развитию речи школьников. Учителю следует продумывать      следующие моменты: как ввести ребенка в речевую ситуацию, как привить умение ориентироваться в ней (ясно представить себе собеседника), создать условия речевой активности, поставить задачи общения. Практика общения так важна для того, чтобы ребенок мог овладеть коммуникативно-речевыми умениями.

г) КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Современный период развития методики преподавания русского языка характеризует обостренный интерес к культуроносной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение речевым этикетом.

Формирование культуроведческой компетенции в преподавании русского языка преследует иные цели:

 - постижение национальной культуры своего народа,

 - познание ее самобытности,

 - формирование одной из самых важных ценностных ориентаций – осознание значимости родного языка в жизни народа,

 - привитие любви и бережного отношения к родному языку,

 - развитие национального самосознания  и  ощущения причастности к великой культуре своего народа посредством родного языка.

Зададим вопросы: « Возможна ли реализация названных компетенций в отрыве друг от друга? Можно ли так организовать обучение русскому языку, чтобы сначала сформировать языковую, затем коммуникативную, а позже – культуроведческую и лингвистическую компетенции?» Ответ известен: нет.    

2. Методическая теория и практика.

2.1. Комплексный анализ текста.

Важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. На основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на их базе формируются навыки порождения текста. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое  единство познания системы, структуры языка и развития речи .

Как я организую работу обучающихся по комплексному анализу текста?  К каждому тексту подбираются  вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

 Получив текст и задания к нему, ученик определяет тему, идею, анализирует его структуру, лексику, типичные синтаксические конструкции, особенности авторского языка. 

Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы   по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок  должен использовать  знания, полученные в 5 – 9 классах. Обучающийся, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое,   работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает  орфографическую зоркость.

Комплексная работа по тексту предполагает реализацию коммуникативной (развитие речи), языковой (знание основ языка) компетенций.  Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за тем, как «живет» слово  в контексте.  Научившись же осмысленно читать  чужой текст и комментировать авторские приемы, ученик  развивает и свои умения по  созданию связных текстов.

Так как познавательные особенности каждого ребенка индивидуальны,  школьники  к получению результата идут по-разному. Некоторые анализируют тексты с помощью вопросов учителя, другие  (более подготовленные) самостоятельно подбирают фрагменты из  произведений, изучаемых на уроках литературы, и готовят вопросы для комплексного анализа отобранных текстов. Иногда дети, исследуя тексты из произведений писателей-классиков, создают свой авторский текст как конечный результат определенного этапа  деятельности (индивидуальной или совместной с учителем).

Комплексный анализ текста  в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения  увлекательным.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста  полезен при подготовке к сочинению и изложению, так как он помогает до конца понять текст и его особенности, грамотно пересказать письменно.

Уроки, где проводится комплексный анализ текста, позволяют  активно и в новой  для ребенка языковой ситуации формировать коммуникативные умения. В первую очередь это коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями (умеют понимать текст), стараются понять замысел автора. Задания по комплексному анализу текста  помогают отрабатывать коммуникативные позиции слушателя (читателя), критика.

 Главный результат работы, которую  выполняет школьник в процессе анализа текста, - это способы действий, т. е. умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить  влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить  собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста полезно проводить следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Иногда ученики получают задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по плану. Памятка «План анализа текста» и сам  текст должны быть как дома, так и в классе.

Комплексная работа с текстом в течение всего учебного года позволяет успешно вести подготовку к итоговой аттестации за курс обучения. Особое внимание следует обратить  на анализ текстов публицистического стиля, содержание которых может вызвать интерес у школьников, стать основой изложения с дополнительными творческими заданиями, сочинения-рассуждения. Многие тексты, отобранные для комплексного анализа, направлены на эстетическое воспитание учащихся, на формирование у них не только коммуникативной, но и культуроведческой компетенции.

Вопросы и задания.

  1. Выразительно прочитайте текст.  К какому стилю он принадлежит и почему?  Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных признаков.
  2. По содержанию текста определите его автора и назовите произведение. Кому из героев принадлежит данный монолог, в чем его особенность?
  3. Отметьте в тексте слова эмоционально-оценочной лексики. Какое настроение они создают?
  4. Какие ещё средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?
  5. Найдите в тексте  лексические и грамматические повторы, объясните их роль.
  6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и графически обозначьте и объясните орфограммы.
  7. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные причастия с безударной гласной перед суффиксами – Л – и – Н– / –НН– . Объясните, каким правилом вы руководствовались при написании этих слов.
  8. Расскажите о спряжении глаголов, приведите примеры из текста.
  9. Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Объясните их написание.
  10. Подчеркните в тексте все обособленные обстоятельства, укажите, чем они выражены, и объясните, почему их нужно обособлять.
  11. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения (БСП), в которых использованы двоеточие и точка с запятой. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях и расскажите о других случаях употребления в БСП двоеточия и точки с запятой.
  12. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Комплексная работа с текстом даёт положительные результаты, позволяет совершенствовать языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции на уроках русского языка.

2.3. Опорные конспекты, используемые на уроках  русского языках 8-9 классах.

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - это  снижение грамотности школьников,  неумение  правильно, логично выразить свою мысль. Но, даже  научив правильно писать слова и ставить нужные знаки препинания, нельзя решить данную проблему.

Реализовать такое содержание преподавания трудно. Для этого надо научить чувствовать слово, понимать закономерности языка, привить навыки владения языком адекватно речевой ситуации.

  При создании условий для успешного обучения каждый учитель ищет свои приемы и методы, чтобы разбудить в детях интерес к предмету, в данном случае – к русскому языку.

  Принимая новый класс, в первую очередь я стараюсь  узнать психофизиологические  особенности каждого ребенка (развитие памяти, мышления, внимания и т. д.) На примере своего класса хочу показать результаты обследования, проведенные  школьным психологом.

   Из обучающихся данного класса 8 учеников достигли высшего уровня  развития памяти. Слухоречевая память развита у 7 человек, зрительная память развита лучше у 5 человек, страдают все виды памяти  у 4 человек.

      Такое знакомство с классом позволяет сделать соответствующие выводы  учителю  русского языка и литературы, а именно: слабое или недостаточное развитие зрительной памяти в сравнении с памятью слухоречевой, не позволяет школьнику достигнуть более высоких результатов в обучении русскому языку, т.к. «слово» как объект внимания с трудом закрепляется в памяти обучающегося.    

Чтобы создать условия для успешного учения и развития детей, сущест вует много методов и приемов. К эффективным методам обучения русскому языку относится метод, который состоит в использовании наглядных посо бий, которые широко применяются на уроках.  Этот метод позволяет учите лю в деле обучения детей опираться не только на память слухоречевую, которая является менее устойчивой, но и на память зрительную, что в свою очередь дает толчок в развитии памяти моторной (слышу - вижу - правильно пишу).

 Существуют разные виды наглядности: иллюстрации, схемы, картины, таблицы, разные виды словарей, лото и другие настольные лингвистические игры, диапозитивы, диафильмы, учебные кинофильмы.

В своей работе я использую такой вид наглядности как опорные конспекты. Как показывает практика, использование опорных конспектов повы шает эффективность урока, потому что  в этой форме скры ты большие внутренние резервы.

В качестве положительного в использовании опорных конспектов можно назвать следующие моменты: заинтересованность обучающихся  такой формой изучения теоретического материала (по конспекту учить проще, материал быстрее и прочнее усваивается), чувство сотрудничества школьника и учителя (если конспект составляется учениками под руководством и с помощью учителя), чувство уверенности, которое рождается у детей, когда они (особенно слабые ученики) знают, что в любой момент, и в классе, и дома, могут посмотреть в справочную тетрадь и проверить себя. Дети (о чем говорилось выше) перестают быть пассивными на уроках. Они начинают мыслить, активно работать, появляется взаимопонимание между учителем и учеником. А это верная формула успеха для ребенка.   И "трудный, противный" русский язык становится понятным. Этот момент в работе учителю русского языка нельзя не учитывать, т.к. происходит самое высокое: через обучение - к воспитанию ребенка, воспитанию гордости за себя (я могу!).

В мире все взаимосвязано (единство и борьба противоположностей), и рядом с "плюсами" этой методики, безусловно, существуют и "минусы".Самый большой "минус", как считают некоторые учителя , в том, что работа по опорным конспектам не улучшает орфографическую грамотность. Основная трудность в усвоении орфографии - формирование навыка на ос нове правила, а эта работа поэтапная и кропотливая, требующая достаточного количества навыкообразующих упражнений. Именно путем много кратного повторения определенных условий происходит становление языковых явлений и навыков.

     Создание на уроке проб лемной ситуации  помогает перейти  к работе  над опорным конспектом. При этом уместно использовать и традиционные методы объяснения нового  материала: слово  учителя, эвристическая беседа, самостоятельная работа  по  материалу  учебника. Одновременно проводится и словарная работа с новыми терминами. Следствием такого сотрудничества учите ля и детей на уроке есть «рождение» опорного конспекта.

Необходимо сказать о «цветовом» оформлении конспекта. Дети зара нее предупреждены о работе тремя цветами: красным (выделяем самое главное  по смыслу), синим (теоретические сведения, важные для понимания), зеленым (этим цветом записываем примеры, иллюстративный материал). Хочется отметить, что цвет – очень важная характеристика ОК, это позволяет школьникам легче ориентироваться в записях, мгновенно находить отдельные звенья опорного конспекта. Например:

        ОК-1                Способы подчинительной связи в словосочетаниях.

1.

СОГЛАСОВАНИЕ

   какой?

лучший друг

Р.Ч.П.

2.

УПРАВЛЕНИЕ
о чем?

говорить о мечте

П.

3.

ПРИМЫКАНИЕ
как?

учиться хорошо

по смыслу

После составления на уроке  учителем и обучающимися ОК возникает необходимость формировать у детей умение  быстро ориентироваться в нем, видеть взаимосвязи между частями ОК. Кроме цвета, как было сказано выше, используются на уроке  различные приемы: индивидуальные ответы с опорой на конспект, взаимопроверка в парах, лингвистическая викторина, разгадывание лингвистических кроссвордов и т. д.

В этих целях в конце каждого урока я предлагаю разные виды самостоятельной работы, которые будут наиболее экономны по времени и более эффективны по результатам: тесты, буквенные, цифровые, графические диктанты, сигнальные карточки. Можно широко использовать самопроверку, взаимопроверку с использованием «ключа». Таким образом, не только учитель, но и сам обучающийся может контролировать учебную деятельность, что является залогом успешного обучения.

Следует обратить внимание на то, что ОК – это не игра в эффективность, не самоцель, а одна из форм работы  на уроке, дающая неплохие результаты. Каждый учитель, используя метод опорных конспектов, сможет найти тот способ общения со школьниками на уроке, который позволит  облегчить ему преподавание с лучшими результатами, а ученику подарит радость успеха, радость открытия.

2.4. Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы

       Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. Хорошо, когда он является для ребёнка Событием в цепочке познания. Схема проведения урока предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать ИКТ как ещё один инструмент исследования, как способ самоорганизации труда и самообразования ,индивидуальной активности каждого ученика.

            При этом увеличивается скорость подачи материала в рамках одного урока. Использование информационных технологий кардинально расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

         В настоящее время на уроках в основном используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий: презентация, информационно-обучающие программы, тесты, проекты. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше) .

Она обеспечивает учителю возможность для:

• информационной поддержки;

• иллюстрирования;

• использования разнообразных упражнений;

• экономии времени и материальных средств;

• построения канвы урока;

• расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

• концентрация внимания;

• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

• повышение интереса к изучению предмета;

• возрастание мотивации к учёбе.

2.5. Языковой портрет слова. Погружение в слово.

        Задание: почувствуйте вкус слова «доброта».

  1. Подберите магниты к слову ( тепло, мама, солнце, радость, любовь. улыбка, красота и др.)
  2. Составьте словосочетания с этим словом ( добрые сердца,  добрые мысли, добрые слова, добрые дела и др.)
  3. Дайте лексическое и грамматическое значение слова.
  4. Назовите изобразительно- выразительные возможности слова.
  5. Жизнь слова в других языках ( работа со словарями иностранных языков).
  6. Слово в контексте культуры.

Синквейн.

  1. Существительное (доброта)
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола.
  4. Предложение со словом «доброта».
  5. Существительное – ассоциация.

                 2.6. Тестовый контроль.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами),  социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Новые требования к преподаванию школьного курса русского языка и литературы во многом обусловлены переходом старшей школы на профильное обучение и сдачей итоговых экзаменов в новом для российской школы формате – как единый государственный экзамен (ЕГЭ).

В последнее время для оценки качества знаний на экзаменах все шире применяются тесты как объективные, достоверные и теоретически обоснованные методы измерения, снимающие к тому же влияние фактора субъективности.

Тесты являются не только инструментом оценки, но и инструментом диагностики, позволяющим установить причину итоговой неудачи. Кроме того, данная система может выступать в роли арбитра в спорных ситуациях.

Выполнение тестовой работы по русскому языку требует от учащихся следующих умений:

  1. анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
  2. оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  3. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  4. оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач;
  5. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»

Саратов – г.о.Саранск -2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на межрегиональном семинаре в г. Саратове" Здоровьесберегающий аспект повышения качества современного образования."

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Здоровый образ жизни ...

Межрегиональный семинар «Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ОО»

Использование видеофрагментов на уроках английского языка...

Межрегиональный семинар

Межрегиональный семинар...

В Сыктывкаре пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»

17 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...

Выступление на межрегиональном практико-ориентированном семинаре_05.04.2022

РЕГЛАМЕНТ межрегионального практико-ориентированного семинара Тема: «Выявление ключевых особенностей лучших практик и методик образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_05.04...