Обобщающая работа по орфографии в старших классах
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
АННОТАЦИЯ
Как научить учащихся грамотно писать, знать и умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают у многих учителей. Автор данной работы, опираясь на материалы различных методических пособий и используя собственный опыт, предлагает систему обобщающего повторения орфографии в старших классах. Работа носит практический характер, так как включает обобщающие схемы и таблицы и снабжена системой упражнений. Данные материалы могли бы быть использованы в работе молодого учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchaya_rabota_po_orfografii_v_starshih_klassah.docx | 40.83 КБ |
prilozhenie_1.doc | 156.41 КБ |
prilozhenie_2.doc | 102.35 КБ |
prilozhenie_3.doc | 104.93 КБ |
prilozhenie_4.docx | 14.19 КБ |
prilozhenie_42.doc | 63.19 КБ |
prilozhenie_5.doc | 69.96 КБ |
prilozhenie_5_2.doc | 75.66 КБ |
prilozhenie_6.doc | 78.28 КБ |
prilozhenie_62.doc | 41.92 КБ |
prilozhenie_7.doc | 44.77 КБ |
prilozhenie_8.doc | 54.45 КБ |
prilozhenie_82.doc | 46.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Известный отечественный языковед Л.В. Щерба говорил: «Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо...» Однако же с безграмотностью мы встречаемся всюду. Да это и неудивительно. По какому бы учебнику ни занимался ученик в среднем звене школы, как бы ни старался учитель выработать навыки грамотного письма у учащихся 5-9 классов, но если в старших классах на уроках русского языка не будет уделяться должного внимания систематическому повторению учебного материала по формированию практических умений, ни о какой грамотности не может быть и речи. В этом плане работу учителя можно сравнить с работой маляра: первый слой краски не всегда способен закрыть грязь и огрехи видны, как бы ни старался мастер. Только второй слой придаёт работе блеск и завершённость. Таким образом, уроки русского языка в старших классах представляют собой завершающий этап обучения, обойтись без которого никак нельзя.
Как же рационально использовать то минимальное количество часов, которое предоставляет учителю старших классов учебный план? Думается, что бессистемное повторение пользы не принесет. Ведь, к сожалению, многие учителя поступают следующим образом: пишут диктант, а на следующем занятии отрабатывают ошибки. Ошибок много, они на разные правила - вот понемногу о каждом из этих правил и говорят. Какая уж тут польза!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В старших классах необходимо не просто повторение, а обобщающее изучение орфографических и пунктуационных норм и сопутствующая работа по грамматике (правильное образование форм слов, построение словосочетаний и предложений).
Цель данной работы - осмыслить систему занятий по русскому языку в 10 классе: «крупноблочное» рассмотрение большинства орфографических тем, преодоление разрозненности, дробности частных орфографических правил. В эту систему необходимо включить ряд занятий по грамматике, на которых речь пойдёт о типичных ошибках в образовании форм слов. Это так называемые морфологические нормы. В 10 классе необходимо найти также часы для отработки орфоэпических и лексических норм. Таким образом, на этом этапе будет вестись работа над словом: произношение, значение, образование и правописание.
Работу по закреплению правил пунктуации и по искоренению типичных грамматических ошибок в построении словосочетаний и предложений, думается, лучше перенести в 11 класс. Впрочем, для тех, кто не согласен с данной точкой зрения, можно предложить прекрасное учебное пособие под редакцией Т.Л. Служевской, в котором есть материал для комплексного повторения орфографии и пунктуации.
Итак, рассмотрим систему уроков по выработке орфографических навыков. Из огромного количества орфограмм выделим наиболее важные, сгруппируем их.
1.Гласные в корне (корни с чередованием, гласные проверяемые и непроверяемые). – 1 ч. 2 .Согласные в корне (непроизносимые, парные глухие и звонкие согласные проверяемые и непроверяемые). Диктант - 1 ч.
З. Гласные и согласные в приставках (пре- и при-, приставки на з- (с-), единообразное написание прочих приставок). - 2 ч.
4. Разделительные ъ и ь . – 1 ч.
5. О — ё после шипящих. - 2 ч.
6. ь после шипящих на конце слова – 1 ч.
7. е и и в окончаниях существительных (+ ошибки в образовании
пад. множ. числа некоторых существительных; ошибки в
образовании род. пад. множ. числа некоторых существительных Диктант 1-ч.
- Гласные в личных окончаниях глагола. Гласные в суффиксах глаголов в формах инфинитива и прошедшего времени. – 2ч.
9.- Н- и -нн- в разных частях речи. -1ч. Диктант - 1 ч.
10.Не или ни? – 1ч.
11..Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.- 1ч. Диктант -1ч.
12. Слитное, раздельное и дефисное написание приставок в наречиях; отличие наречий от омонимичных частей речи. – 1ч.
13.Слитное и дефисное написание сложных слов. -1 ч.
14.Правописание производных предлогов и союзов.- 1ч.
15.Правописание числительных (+ правильное образование форм числительных в различных падежах). – 1ч. Диктант -1ч._
_____________
26 часов
В 11 классе, как уже было сказано, идёт обобщающее изучение пунктуации и отработка навыков постановки знаков препинания.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
- Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах.
- Обособление определений, приложений, обстоятельств.
- Вводные слова и предложения.
- Знаки препинания в ССП.
- Знаки препинания в СПП.
- Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
- Запятая перед союзом как.
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
В 11 классе наряду с работой по постановке знаков препинания необходимы также занятия по грамматике (правильное построение словосочетаний и предложений):
- некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим;
- родит. падеж при глаголах с отрицанием;
- управление при словах, близких по значению;
- построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными;
- замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами;
- некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений.
В 11 классе необходимо также больше занятий посвятить работе над сочинением - рассуждением по данному тексту (рецензия, отзыв, эссе). Следует использовать для этого и уроки литературы. Только в таком случае можно подготовить выпускников к ЕГЭ.
Вернемся к системе занятий по русскому языку в 10 классе. «Крупноблочное» рассмотрение орфографических тем предполагает в первую очередь составление обобщающих таблиц и схем. Можно, конечно, использовать уже готовые таблицы из пособия Каменковой С.К. «Грамматика русского языка» или Скобликовой Е.С. «Обобщающая работа по орфографии». Но эти таблицы, на мой взгляд, не совсем совершенны. Опытный учитель пытается учесть все нюансы при работе над определённой орфографической темой и создаёт вместе с учениками свои таблицы. Участие старшеклассников при составлении таблицы или схемы обязательно: только в этом случае логические связи помогают удержать в памяти образ таблицы, в нужный момент она возникает в зрительной памяти ученика, как фотография.
Итак, возьмём несколько орфограмм, в которых ошибки встречаются наиболее часто.
1. 0 — ё после шипящих. Учащиеся должны уметь видеть в слове его морфемы и различать речи. Эти навыки следует довести до автоматизма. Только в этом случае таблица поможет выбрать правильное правописание. Схема состоит из трёх частей:
а) гласные в корне;
б) гласные в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий на -О;
в) гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и отглагольных слов (см. приложение - табл. № 1).
После того как таблица составлена, необходимы тренировочные упражнения:
- почему различается правописание таких внешне сходных по структуре слов, как: ручонка, печёнка, тушёнка, книжонка?
ножовка, размежёвка, ночёвка, дешёвка, решётка, трещотка?
- вставить пропущенные буквы:
уч . ный реш . тка
ч . лн трущ . ба
ш . рох изж . га
ш . рстка ш . мпол
ш. пот щ. тка и т.д.
- найти ошибки:
чёрный
решётка
трещётка
кошолка
чёпорный
шорох
холщёвый
мячом
щёголь
сгущёнка
тушонка и т.д.
Последнее упражнение рекомендуется использовать только на заключительном этапе закрепления, когда ученик уже хорошо знает правило и умеет быстро применять его. Только в этом случае задание найти ошибки формирует орфографическую зоркость.
2. Приставки пре- , при-
Основное правило правописания данных приставок усваивается учащимися легко. Тем не менее ошибок на правописание пре-, при- очень много. Работая над этой орфограммой, учитель должен довести до автоматизма правописание словарных слов: президиум, престиж, привилегия, приоритет, презент, примитивный, преамбула, прерогатива, претендовать и т.д.
Но самое главное - должна быть составлена полная таблица написания слов, в которых гласная в приставках пре- и при- зависит от значения слов (см. приложение - табл. № 2). В учебнике же даётся только несколько примеров.
Старшеклассники должны знать и те пары слов, которых нет в учебнике (прекрасный - прикрасы жизни, пречудный – причудливый, превредный - привередливый и т.д.). Особое внимание следует уделить правописанию слов преуменьшить — приуменьшить (здесь значение приставки влияет на правописание слова). Некоторые методисты считают, что и слова преумножить - приумножить пишутся по такому же принципу. Однако в учебнике Н.С. Валгиной «Русский язык». – «Неолит», 2002 говорится, что в этих словах «значения приставок в современном русском языке не разграничиваются, поэтому в орфографическом словаре рекомендуется написание приумножить». Тренировочные упражнения на правописание этих приставок такие же:
- вставить пропущенные буквы:
пр . вилегия
пр . ступить к занятиям
пр . кращение споров
пр . зирать труса и т.д.;
- контрольные диктовки словарных слов:
пр . людия
пр . амбула
пр . рогатива
пр .словутый
пр . стиж
пр . оритет
пр . тензия и т. д.;
3) найти ошибки:
премудрый пескарь премитивный взгляд привозмочь усталость преамбула договора претерпеть изменения претерпеться к боли ;
3. Одна из труднейших орфограмм - правописание -Н- и -НН-.
Этому есть ряд причин:
- соответствующие правила очень дробны, особенно те, которые касаются причастий и отглагольных прилагательных;
в практике школьного изучения отымённые и отглагольные прилагательные рассматриваются разобщённо (в 6 и 7 классах) и даже после изучения причастий и отглагольных прилагательных не сравниваются между собой; поэтому может оказаться неясным, какую группу правил нужно применять при выборе определённого написания;
- правило употребления —н- и —нн- в отымённых прилагательных
ориентирует на определённые суффиксы (-ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн-), а
как различать гласные в этих суффиксах - не раскрывается, что без дополнительных объяснений лишает это правило эффективности. Ученик,
как бы руководствуясь правилом, может написать «серебренный»,
«глиненный», а не серебряный, кожаный, глиняный .
На осознание указанных моментов рассчитаны приводимые таблицы (см. приложение - табл. № 3, 4).
Определенные трудности есть и в закреплении написания частиц не и ни. Дело в том, что в школьных учебниках особенности употребления частиц не и ни характеризуются только в общих чертах. Кроме отрицательного значения у не и функции усиления отрицания у ни, в учебнике Баранова М.Т. затрагивается лишь употребление не в конструкциях с «двойным» отрицанием типа не мог не поехать и использование ни в придаточных предложениях при усилительном обобщённо-утвердительном их значении типа: кто ни взглянет..., куда ни поеду...
В учебнике Бабайцевой В.В. и Чесноковой Л.Д., кроме указанных случаев употребления, фиксируется ещё использование не в восклицательных предложениях типа Где он только не ездил! Кто не бывал в наших краях!
Не рассматриваются случаи, когда значения частиц затемнены. Так, например, в сочетаниях с частицами чуть, едва, вряд ли отрицательное значение частиц ослабляется, и семантика соответствующих выражений приближается к утвердительной. Ср.: Чуть не на каждом шагу, едва ли не лучший.
Затемнено отрицательное значение в придаточных предложениях с союзом пока: Занимались, пока не прозвенел звонок.
В обоих учебниках есть неудачные объяснения, а также элементы нецелесообразности в логике изложения и расположения материала.
В целом беглое рассмотрение особенностей употребления частиц НЕ и НИ, может быть, и является оправданным на «средних» этапах обучения, но на завершающих этапах данный вопрос, несомненно, требует обстоятельного рассмотрения: ошибки в правописании этих частиц являются очень стойкими.
Думается, что приведенная таблица поможет объяснить все трудные случаи написания не и ни (см. приложение - табл. № 5).
Работая над орфограммой «Слитное и раздельное написание не», тоже можно воспользоваться таблицей (см. приложение - табл. № 6).
Не все детали таблицы есть в школьных учебниках. Даже в «Пособии для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» под. ред. Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. нет, например, такого важного правила, как правописание не со словами на —мый: независимые страны; «независимое от внешних условий развитие; ни от чего не завиимый результат. Этот материал есть только в учебнике под ред.Валгиной Н.С. и в «Справочнике по орфографии и пунктуации» под ред. Розенталя Д.Э. В представленной таблице правило изложено чётче и короче (см. приложение - табл. № 7). Работа над этой орфограммой необходима, так как примеры на данное правило есть и в ЕГЭ, и в различного рода тестах на вступительных экзаменах в вузы.
Как тренировочные можно использовать тесты под ред. Ткаченко Н.Г.: указать раздельное написание частицы не:
(не) склоняемые в русском языке слова;
(не) проходимая в весеннюю пору грязь;
(не) стерпимая для ребёнка боль;
(не) делимое на три число;
(не) видимые (не) вооружённым глазом микроорганизмы;
(не) приемлемые для нас условия;
(ни) чем (не) возместимая потеря и т.д.
5. Очень неполно дано в действующих учебниках и правописание омонимичных элементов
(потому - | по тому |
затем | - за тем |
тоже | - то же |
также | - так же |
чтобы | - что бы |
зато | - за то |
притом | - при том) |
В учебнике Баранова М.Т. рассматривается только правописание союзов также, тоже, чтобы. При этом правописание тоже и то же, чтобы и что бы не иллюстрируется в тексте правил примерами.
В учебнике Бабайцевой В.В. и Чесноковой Л.Д. затрагивается несколько большее число фактов: правописание союзов тоже, также, чтобы и частей союзов оттого (оттого что) и потому (потому что). Однако тоже ни одним примером не иллюстрируется употребление также и так же, чтобы и что бы, оттого что и от того.
Подробнее этот материал рассматривается в «Пособии для старших классов» под ред. Грекова В.Ф. и др. авторов, но разница в правописании также и так же (одного из труднейших случаев темы) тоже объясняется очень скупо. Акцент ставится только на том, что при раздельном написании частицу же можно опустить, и на наличии слова как.
Думается, что предложенная таблица облегчит учащимся понимание разницы в правописании тоже - то же, также - так же (см. приложение - №8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, объём представленной работы не позволяет остановиться подробнее на других трудных орфограммах, да и цель её не в том, чтобы дать подробный курс русского языка, а рассмотреть только те вопросы, которым обычно уделяется мало внимания на уроках в среднем звене школы. А именно они, как показывает практика, вызывают большие трудности у выпускников и у абитуриентов. Хочется думать, что таблицы (приложение к данной работе) помогут и начинающему учителю.
Предлагаемая система обобщающего повторения орфографии, как показывает опыт, помогает повысить грамотность учащихся.
В заключение хочется привести высказывание Т.А. Злобиной, с которым я полностью согласна: «Нельзя добиться глубоких знаний и прочных навыков, если в памяти учащихся систематически не воспроизводится изученное, если старые навыки не закрепляются на всё новом и новом языковом материале…И хотя значение повторения обосновано сейчас с предельной полнотой, хотя методисты и учителя единодушно признают значение целенаправленного и систематического повторения ,это всё же не избавляет нас от необходимости на каждом этапе развития нашей школы, на каждом этапе уточнения содержания русского языка снова и снова ставить вопросы: что повторять? как повторять? когда повторять? - и каждый раз отвечать на них по-новому, учитывая достижения современной методики и психологии, учитывая передовой учительский опыт».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бабайцева В.В., Сальникова О.А. Русский язык: Тренинг по орфографии: Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. «Дрофа», 2004.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 кл. - М., «Дрофа», 2003.
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация.- М., «Неолит», «Большая Медведица», 2002.
Злобина Т.А. Повторение на уроках русского языка. - М., «Просвещение», 1978.
Каменкова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). «Лист», 2000.
Капырина Г.Ф., Шибанова А.Е. Русский язык абитуриентам. Рекомендации по подготовке к вступительному экзамену. - М., Учебный центр довузовского образования, «Азъ», 2002.
Мякшева О.В., Дмитриева О.И., Орлова Н.М., Волков А.А. Орфография, пунктуация, культура речи, стилистика: обобщение знаний, отработка навыков, подготовка к ЕГЭ (для учащихся и абитуриентов). - Саратов: «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2004.
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. - Челябинск:Юж.- -Урал. кн. издательство, 1994.
Русова Н.Ю. Как стать грамотным. Таблицы. Упражнения. - М., «Айрис- пресс», 2004.
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. - М., «Просвещение, 1997.
Служевская Т.Л. Что повторить? Выбирайте! - М., «Просвещение» «Учебная литература», 1997.
Темиз Я.В. Практикум по русскому языку в тестах, таблицах, с> упражнениях. - М., «Мегатрон», 1998.
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. 1 и 2 часть. «Айрис», 2000.
Шишкин Е.В. Пишите без ошибок. Ускоренный курс русского языка. «Айрис-пресс», 2003.
Предварительный просмотр:
№ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ
О — ё после шипящих
шёлк - | |||
( 1 ) Ш ё шелка; шёпот - |
( 2 ) | ˄ Ш в о и о | |
шептать | в существ., прилагат. и наречиях | ||
исключения: | на о | ||
шорох шов шомпол крыжовник | -ок- крючок, снежок -онк- речонка, книжонка | ||
мажорный | -онок- зайчонок, медвежонок | ||
шоры шорник шорты обжора прожорливый | -об- трущоба -от- трещотка -ов- парчовый - о- горячо | ||
чокаться чопорный джонка | |||
-ом | плащом | ||
пижон | -ой | свечой | |
крюшон |
но -ёр | ||
запомнить:
| ретушёр | ||
ожёг –глаг. ожог - сущ. | дирижёр стажёр |
В
в глаголах и отглагольных словах :
Ш в ё и е
т ечёт - глагол ;
испечённый - прич.;
тушёнка тушёный тушить
Предварительный просмотр:
№№
№ 2 пре- | при- |
1) предать | 1) придать |
(выдать, изменить) - | (добавить) |
предать друга; | придать блеск поверхности; |
предать (отдать - высок.) | |
предать земле, | |
предаваться унынию; | |
2) пребывать | 2) прибывать |
(находиться) - | (приезжать) - |
пребывать в Москве; | прибывать в Москву; |
3) претворить | 3) притворить |
(воплотить в жизнь) - | (закрыть) - |
претворить планы; | притворить дверь; |
4) преемник | 4) приёмник |
(тот, кто перенимает) - | (тот, кто принимает) - |
преемник традиций; | радиоприёмник; |
5) претерпеть | 5) притерпеться |
(пережить что-либо неприятное) - | (привыкнуть к чему-либо |
претерпеть боль; | неприятному)- |
притерпеться к боли; | |
6) преходящий | 6) приходящий |
(временный, непостоянный) - | (причастие от глаг. приходить |
преходящие ценности; | приходящий врач; |
7) презирать | 7) призирать |
(ненавидеть)- | (давать приют) - |
презирать негодяя; | призреть сироту; |
8) преклоняться | 8) приклоняться |
(глубоко уважать, восхищаться)- | (пригибаться) - |
преклоняться перед гением; | приклоняться к земле; |
9) предел мечтаний | 9) придел к дому |
(высшая точка) | (пристройка) |
Предварительный просмотр:
№3
Правописание суффиксов отымённых прилагательных
-н- |
-НН- |
|
|
1) н н длинный | |
или относительных прилагательных: | н н целинный |
куриный | |
гостиная | |
2)- ан- (указывают обычно на | 2) -онн-, -енн- |
-ян- признак по материалу) | редакционный |
кожа - кожаный | жизненный |
серебро - серебряный | исключение: |
исключения: | ветреный, |
стеклянный | но: безветренный |
оловянный | подветренный |
деревянный | примечание: |
несмотря на обозначение признака по материалу, в прилагательных | |
соломенный, тыквенный, клюквенный, брюквенный, | |
крыжовенный ˄ | |
употребляется -енн- | |
3) в отыменных прилагательных с | |
пулевым суффиксом: | |
юный | |
свиной | |
фазаний | |
бараний |
В краткой форме прилагательных пиши столько же -Н-, сколько в полной : даль туманна (туманная), дочь юна ( юная)
Предварительный просмотр:
№4
Правописание –н- и –нн- в полных
причастиях и отглагольных прилагательных
-н- Если нет условий для-нн-: жареный лещ | -нн- 1)есть (кроме не) поджаренный лещ 2)есть зависимое слово жаренный в масле лещ 3) есть –ова-, -ева- маринованный 4) сов. в. купленный исключение: раненый, но израненный раненный в плечо |
В кратких причастиях всегда –н-:
книга прочитана
В кратких отглагольных прилагательных пиши столько –н-, сколько в полных:
девочка умна и воспитанна;
речь путана
_____________________________________________________________________
Слова, которые могут быть прилагательными и причастиями:
взволнованный уверенный
организованный рассеянный
необдуманный возвышенный
ограниченный избалованный
сдержанный оправданный
озабоченный
Врачи озабочены состоянием больного.
Шторм усиливался, и лица моряков были серьёзны и озабоченны.
Предварительный просмотр:
№ 4 (продолжение)
Запомнить!!!
-Н- |
-НН- |
1) названый брат | жданный |
(но мальчик, названный Сашей) | желанный |
медленный | |
2) посажёный отец | священный |
(но посаженное дерево) | нежданный |
негаданный | |
3) смышлёный | невиданный |
неслыханный | |
4)приданое | деланный (вид) |
считанный | |
5) конченый человек | нечаянный |
отчаянный | |
6) прощёное воскресенье | окаянный |
Предварительный просмотр:
№5
не_раз приходил ни разу не приходил
НЕ или НИ ?
1. Различайте по значению
НЕ | НИ |
отрицание: | усиление отрицания: |
не уехал; не он; | а) при наличии сказуемого с отриц. |
он не москвич; | частицей не: |
мы не к вам | не слышно ни звука; |
б) при опущенном сказуемом: | |
на улице ни души (нет) |
сравните
П. Различайте по употреблению в разных синтаксических конструкциях
1. Употребление в конструкциях, где отриц. значение частицы НЕ затем нено:
в восклиц. предлож. типа: Где он только не бывал! Как не порадоваться за него!
2. В вопросительных и вопроси- тельно-побудит. предложениях типа:
Не зайти ли к нему?
Что бы нам не зайти к нему?
1.Употребление НИ при усилительном обобщённо- -утвердительном значении в придать. предложениях:
Где он ни бывал, всюду встречал радушный приём.
Как ни горько, виноват я сам.
2. Во фразеологических сочетаниях типа:
ни то ни сё, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо, ни день ни ночь , ни много ни мало, ни больше ни меньше, откуда ни возьмись. во что бы то ни стало
Предварительный просмотр:
№ 5 (продолжение)
| 3.В сочетаниях с частицами | В устойчивых наречных |
чуть(не) | сочетаниях, куда входят отриц.местоимения с предлогом : | |
едва(не) |
| |
вряд ли (не) | остался ни с чем | |
пропал ни за что | ||
чуть не на каждом шагу | мне это ни к чему | |
чуть не через минуту | я ни при чём | |
едва ли не лучший | ||
4.В сочетании с союзом пока: | ||
посиди, пока не приду | ||
5. В составных и повторяющихся союзах: не только – но и если не - то не то – не то | ||
6.В предложениях с двойным | ||
отрицанием | ||
не мог не прийти | ||
нельзя не сказать |
Предварительный просмотр:
№ 6 Правописание не
Слитно | Раздельно |
1. Со словами, кот. без не не употребляются: невежда, ненавидеть неряшливый | 1.Всегда раздельно
не я, не всякий
-с сравнит, степенью - не ниже |
2. Если нет условий для раздельного написания невесёлый (грустный) | 2.С сущ., прилаг. и нареч. на –О(Е) а)есть противопоставление не правда, а ложь |
совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно — усиливают качество весьма невесёлый | б) есть слова далеко не вовсе не отнюдь не нисколько не ничуть не никому не и т.д. вовсе не интересный никому не интересный |
нет условий для раздельного написания непроверенные тетради | 3. С причастиями а) как с прилаг. б) в) есть зависимые слова кем не проверенные учителем тетради |
с отрицат. местоимениями и наречиями а) ничего не скажу - нечего сказать, ни к кому не пойду - не к кому пойти б) нигде – негде, никуда - некуда |
п
Предварительный просмотр:
№7
Н€ со словами на -МЫЙ
раздельно, если:
а) есть зависимое слово в твор. падеже (творительный действующего или творительный орудия):
не видимые мною слёзы, но невидимые миру слёзы;
б) есть отрицание:
никому не видимые слёзы
исключения:
никем непобедимая страна
ни для кого непостижимый случай
ни при каких условиях неповторимый эксперимент
(эти слова без не не употребляются)
Предварительный просмотр:
№8
Как различить «также» и «так же»?
1. Также
а) также = тоже
Я также думаю, что он прав.
б) при однородных членах в сочетании с союзом «а»
Он прекрасно говорит по-французски, а также по-английски
П. Так же
а) так же, как...
Я думаю так же, как он.
б) абсолютно
все
почти
так же
практически
совершенно
точно
точь-в-точь
Я думаю абсолютно так же
в) глагол, требующий наличия управляемого или примыкае- + так же
мого слова
Он поступил так же.
Я думаю так же.
Все сделали бы так же.
Предварительный просмотр:
№ 8 (продолжение)
Как различить «тоже» и «то же»? Раздельно только:
- если после «то же» можно вставить слово самое (или оно уже есть в предложении)
самое
У меня то же дело, что и вчера.
- в сочетании одно и то же:
Он говорит одно и то же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над изложениями в старших классах школы глухих.
В этой методической разработке подробно излагается система работы над изложениями в старших классах при подготовке глухих учащихся к ГИА. Система работы над изложением, в котором выделяется несколько ...
Самостоятельная работа по орфографии в 11 классе.
Самостоятельная работа выполнена в виде теста, аналогичного заданиям части А по орфографии на ЕГЭ....
Тестовая работа по орфографии в 11 классе. (Подготовка к ЕГЭ)
Тест по орфографии помогает выпускникам отработать задания ЕГЭ А13 - А17...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида
В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы в классе фортепиано
Методическая разработка раскрывает основные принципы и приемы работы над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано...
Самостоятельная работа по орфографии (приставки). 10 класс
Повторение орфографии и работа с текстом...