подготовка к егэ - начало
материал по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Задание А1
Орфоэпические нормы
Существительное
1.Установите аналогию с однокоренным словом
ДоговОр — приговОр, поговОрка (искл. — зАговор).
2. Правильно склоняйте существительное
Нет (чего?) простЫнь грАбель
3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании
бинтА, блинА, жезлА, ломтЯ, фитилЯ
4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге
квартАл, коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр
5. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -к-, -л-, -н-, -ок-) имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании)
прАв, правА, прАво, прАвы;
6.Глаголы в форме прошедшего времени и краткие причастия имеют ударение на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании)
Дал, далА, дАло, дали; пОнял, понялА, пОняло, пОняли; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;
прОдан, проданА, прОдано, прОданы
Приставка вы ударная в глаголах: выбежал, выскочу. Иногда в существительных ударение притягивается предлогами на, за, под, по, из, без: ПО морю, Из дому, бЕз году, дО ночи.
Задание А2
Лексические нормы (паронимы)
При подготовке обязательна работа с толковым словарем. Важно проводить аналогии и ассоциации.1. В каком предложении вместо слова бездельница нужно употребить безделица?
Ветрена мельница да баба-бездельница мелют без устали.
У бездельницы все дни бесконечные.
Твой подарок мне — сущая бездельница.
Стара мельница, а не бездельница.
Задание А3
Морфологические нормы
Проверяется знание основных морфологических норм русского литературного языка.
Ошибки, допускаемые в образовании формы слова:
1) сравнительной и превосходной степени прилагательных;
2) собирательных числительных;
3) целых и дробных числительных;
4) родительного падежа числительных;
5) именительного и родительного падежа множественного числа существительных;
6) косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.
Прилагательные
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!
Неправильно говорить: наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейший
Числительные
- При склонении у сложных числительных изменяются обе части (четырёхсот (Р.п.), четыремстам (Д.п.), четырьмястами (Т.п.), о четырехстах (П.п.),
- При склонении составных числительных изменяется каждое слово (трём тысячам семистам пятидесяти двум (Д.п.), пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (Творительный падеж);
- При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трёх (каких?) седьмых; пяти (каким?) девятым).
- Числительные полтора (ж.р. — полторы) и полтораста в Именительном и Винительном падеже имеют указанную форму, а во всех остальных падежах — форму полутора и полутораста (полторы чашки (и.п.), полутора чашек (р.п.), полтораста центнеров (и.п.), полутораста центнерами (т.п.)).
- Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: им.п. и вин.п. — сорок, девяносто, сто, остальные падежи — сорока, девяноста, ста.
- собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!
- Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям).
Глагол
- формы повелительного наклонения глаголов:
ехать - поезжай (-те); лечь — ляг (-те);
- глагол класть употребляется только без приставки;
- глаголы с корнем -лож- — только с приставкой (положить, выложить и т.п.).
Местоимения
Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются. Нельзя говорить: еёный, ихний!
Существительные
1)Существительные мужского рода второго склонения с основой на твёрдый согласный в Родительном падеже мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают:
- парные предметы: варежки — варежек (но: носки — носков);
- национальность (если основа оканчивается на н или р):
армяне-армян, болгары — болгар (но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);
- воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минёров, сапёров);
- некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов);
- а также существительные ж.р. на -ня и на
-це: башня — башен, басня- — басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев)
2) Окончание -ы ( -и) употребляется:
- а) у заимствованных существительных на -ер (-ёр): шофёры;
- б) у заимствованных неодушевленных и одушевленных сущ. на -тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора);
3) Окончание –у ( -ю) употребляется:
- а) у вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахарА);
- б) у отвлеченных и собирательных сущ. в сочетании со словами много, мало: много шумУ, мало народУ
4)Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ов : лимонов, баклажанов (но: яблок)
5)Существительные среднего рода . на -ье в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ий: снадобье - снадобий, захолустье — захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Россия с древнейших времен до начала ХХI века. Подготовка к ЕГЭ»
Пояснительная записка Элективный курс «Россия с древнейших времен до начала ХХI века. Подготовка к ЕГЭ» предназначен...
Возрастные нормы для начала занятий спортом и этапов спортивной подготовки
Из приведенной таблицы не следует, что ребёнку нельзя заниматься спортом в более позднем возрасте....
С чего же начать подготовку к итоговой аттестации.
В статье рассказывается о психологических рекомендаций и планировании своего рабочего места для учащихся сдающих ГИА и ЕГЭ....
Теория и тест для начала подготовки к ЕГЭ
Дорогие ученики! Внимательно прочитайте теорию и выполните тест. Желаю успеха!...
Разработка проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в отечественном философском и психолого – педагогическом наследии конца ХIХ начала ХХ века
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11349198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 349px; height: 480px; float: left;","width":"349"}}]]Введение.«...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕУДу.04 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ Базовая подготовка среднего профессионального образования
Программа создана для применения в образовапельном процессе студентов 1,2 курсов колледжей....
Математический тренажер Подготовка к ЕГЭ (профильный уровень) Модуль «Начала математического анализа» Задание 9.
Подготовка к ЕГЭ (профильный уровень)Модуль «Начала математического анализа»Задание 9....