Теория и тест для начала подготовки к ЕГЭ
консультация по истории (10 класс) на тему
Дорогие ученики! Внимательно прочитайте теорию и выполните тест. Желаю успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
теория | 36.59 КБ |
testy_po_istorii_drevney_rusi_fipi.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Древнерусское государство (IX - первая половина XII в.)
Исторические события, относящиеся к IX в., уже имеют конкретные даты, хотя стоит отметить, что они «расставлялись» в летописном тексте, создававшемся двести с лишним лет спустя — в начале XII в.
Первая из них — 838/839 г., когда в столице империи франков при дворе сына Карла Великого Людовика, появились послы от правителя («кагана») народа «рос», перед этим побывавшие в Константинополе. Можно предполагать, что этот «каган» — не известный нам по имени правитель одного из первых славянских предгосударственных образований на берегах Днепра. С этими сведениями из западноевропейской хроники можно сопоставить и византийские известия о появлении в 860 г. войска «росов» под стенами Константинополя.
Вторая дата — известный по «Повести временных лет» 862 год, под которым помещен рассказ о «призвании варягов»: славяне и их соседи «изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и вста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: "Поищем собе князя, иже бы вол о дел нами и судил по праву". И идоша за море к варягом, к руси... Реша русь, чюдь, словени и кривичи и вси: "Земля наша велика и обил на, а наряда в ней нет. Да пойдете княжити и володети нами". И избраша 3 братья с роды своими, пояша по себе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Белеозере, а третий Изборсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля».
В Западной Европе морские походы викингов (воинов, ушедших в морской поход за добычей) приводили в IX-X вв. к заселению или захвату обширных земель в Восточной Англии и Франции. На Руси скандинавские воины-купцы появились уже в середине VIII в., о чем свидетельствуют археологические раскопки в Старой Ладоге. Она была основана славянами в 753 г. и стала древнейшим городом Восточной Европы — центром международной торговли. Сюда, в Ладогу, и прибыл из-за моря Рюрик, а князь-воин Олег построил здесь первую на Руси каменную крепость.
Раздоры между словенами, кривичами и чудью привели к призванию князя со стороны (возможно, им был известный по западным хроникам Рерик Ютландский — князь-воин из датского королевского рода) по «ряду» — договору. Роль варягов в нашей истории фактом «призвания» не исчерпывается. Скандинавские воины-купцы появились на севере Руси в середине VIII в., о чем свидетельствуют археологические раскопки в Старой Ладоге, под Ярославлем. Во второй половине IX в. варяжские воины жили на Рюриковом городище под Новгородом. Однако это не привело ни к скандинавской колонизации этих земель, ни — тем более — к завоеванию новых.
Отличные мореходы и торговцы, прошедшие на своих кораблях (драккарах) северное побережье Европы, Средиземноморье и даже добравшиеся до далекой Америки, скандинавы и на востоке Европы освоили в IX-X вв. великие водные пути — Днепр и Волгу. Тем самым была создана единая система коммуникаций, связавшая молодые «варварские» государства Северной и Восточной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока.
Третья дата — 882 год, под которым летописный рассказ сообщает, как преемник Рюрика князь Олег объединил под своей властью Северную и Южную Русь с Киевом и стал контролировать путь «из варяг в греки». Олег первым из русских князей начал «ставить города» — опорные пункты на подвластной территории и «уставлять дани» славянским племенным княжествам: словенам, кривичам, древлянам, северянам, радимичам. В итоге образовался военно-политический союз; его объединенное войско совершило успешный поход на Византию в 907 г., результатом которого стало дипломатическое «признание» и появление первого международного документа Руси — договора с греками. В этом же документе упоминаются и нормы русского обычного права — «закона русского», вошедшие позднее в «Русскую Правду».
В 944 г. уже все войско князя Игоря в новом походе на Византию именовалось «русью», и договор с греками заключили послы «от всех людий Руския земля». Отсутствие границ, путей сообщения и органов управления делало затруднительным контроль над далекими от Киева землями. Выходом стало «полюдье» — объезд князем и дружиной подвластной территории с глубокой осени до ранней весны. Полюдье — это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь вершил суд, улаживал пограничные споры. Однако в 945 г. произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством князя Игоря. Из летописного рассказа следует, что у древлян была своя столица Искоростень и князь Мал со своими «мужами». Таким образом, под властью киевского князя оставались местные племенные союзы, с которыми он должен был считаться: договоры с греками X в. заключались Олегом и Игорем от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому княгиня Ольга, победив древлян, провела первую в нашей истории налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву — «уставы и уроки» — и создала систему административных центров — «погостов», где останавливались князья и их «мужи» для суда и сбора дани.Весной князь с собранной данью возвращался в Киев. Летом предназначенную на продажу часть дани вместе с другими товарами грузили на суда и отправляли вниз по Днепру — «пути из варяг в греки» — в столицу Византийской империи Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией 907-911 и 944 гг. большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли русских купцов в империи.
Новый этап развития древнерусской государственности пришелся на время правления Владимира Святославича (980-1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) — эпоху, когда держава Рюриковичей переживала наивысший подъем. При Владимире впервые начинается чеканка собственной монеты — «златников» и «сребреников». На рубеже X-XI вв. Владимир ликвидировал племенные княжения. Вместо них стали появляться новые княжеские «грады» (Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород, Рязань), куда князь в качестве наместников стал сажать по «волостям» своих детей; так, Ярослав, позднее получивший прозвище Мудрый, отправился сначала в Ростов и основал там, на северо-восточной окраине Руси, город Ярославль, а затем по велению отца был перемещен в Новгород.
Князь Владимир приступил к созданию общегосударственной системы обороны пограничных со степью областей. Русь X — начала XII в. была близка по типу развития к другим молодым государствам Восточной и Северной Европы — Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От стран Западной Европы она отличалась прежде всего отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации крестьян-общинников дружинной знатью во главе с князем.
Дружина была главным органом власти, с ней князья отправлялись в «полюдье». Княжеские «бояре» и «отроки» исполняли судебные и административные функции и получали за это часть дани, пошлин и военной добычи; население должно было кормить их во время исполнения ими служебных обязанностей в качестве судей и приставов. В Х-ХИ вв. боярином мог стать и умелый воин, и «попов внук», и даже выходец «из племени смердья».
В новых городах и замках князь оставлял свои гарнизоны с наместниками — «посадниками»; туда стекались дани, треть которых шла в пользу наместника и его воинов; здесь вершился суд. Окрестное население было обязано не только платить дань, но и выполнять «службы» — повинности: строить крепости, поставлять продовольствие, пасти княжеские табуны, ловить рыбу на княжеский обиход и т.д. В литературе можно встретить характеристику такого типа государства как «дружинного», а отношения власти и подданных — как «служебную организацию общества».
При этом власть еще не окончательно «оторвалась» от народа. Одним из обычаев, освященных столетиями, были воспетые в преданиях пиры князя Владимира.В эпоху становления государственности на таких застольях проводились совещания князя со своей дружиной и «множеством народа»: обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани с подвластных земель, принимались послы; былинные богатыри на пиру вызывались «на службу дальнюю». В торжественной обстановке князь вершил суд, награждал отличившихся, наделял обездоленных, т.е. непосредственно общался с подданными и должным образом реагировал на общественные настроения.
Загадочным институтом древнерусской государственности остается вече. Можно предположить, что это явление за несколько столетий пережило трансформацию: из архаического высшего органа племенного народного самоуправления оно превратилось в XII—XIII вв. в городской представительный орган. Вече играло (особенно во время острых социально-политических конфликтов) важную роль: проводило денежные сборы, решало вопросы .обороны, приглашало князей, однако его социальный состав не поддается точному определению. При этом вече проявляло себя преимущественно в критических ситуациях;
оно могло судить и карать княжеских слуг, но не подменяло собой княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянный и систематически организованный правительственный институт.
Сама же Русь рассматривалась как коллективная собственность княжеского рода, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что киевские князья Святослав Игоревич (945-972 гг.), Владимир и Ярослав Мудрый обязательно выделяли «города» своим детям, т.е. делили территорию Руси на «сферы влияния» на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них остальные перемещались, занимая все более престижные княжения.
Принятие христианства.
О точной дате и обстоятельствах принятия Русью христианства ученые спорят до сих пор, что обусловлено трудностью анализа разноязычных источников с различной системой летоисчисления. Но когда бы ни произошло крещение Владимира (в промежутке между 988 и 990 гг.), этот шаг означал прежде всего проведение крупной государственной реформы: на Руси появился новый общественный институт — церковь.
С тех времен и до наших дней православная церковь сохранила единую систему управления. Возглавлял ее митрополит, с 1589 г. — патриарх. Назначение митрополита в Киев проходило в Константинополе: во главе русской церкви становились митрополиты-греки, отстаивавшие прежде всего интересы патриархии. Уже в XI-XII вв. князья пытались нарушить эту традицию. Так, в 1051 г. Ярослав Мудрый устроил поставление собором епископов в митрополиты русского священника Илариона, а в 1147 г. князь Изяслав Мстиславич выдвинул в митрополиты «книжника и философа» Климента Смолятича, но в обоих случаях после смерти князей-покровителей старый порядок поставления митрополитов был восстановлен.
Территория страны делилась на епархии во главе с архиереями (архиепископами и епископами), на территории епархии находились приходы (приходские храмы со штатом священнослужителей) и монастыри — общины отрекшихся от мира иноков-монахов, которые приняли обеты нестяжания, безбрачия и послушания. Православное духовенство разделялось на черное (монашество) и белое (священники и церковнослужители) и имело три степени иерархии — диаконов, священников и епископов. По современным оценкам, в XIII в. на Руси было 16 епархий, соответствовавших крупным русским княжествам; существовало также около 60 монастырей и несколько тысяч приходов, из которых более тысячи находилось в городах. Церковь помогала становлению государственности в патриархальном обществе. В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам, и наряду с «Русской Правдой» действовал кодекс церковного права — Номоканон, или Кормчая книга. Вплоть до 1917 г. церковь осуществляла в России функции нынешних органов ЗАГСа. В ведении церкви находились лекари, клирошане, паломники. В эпоху средневековья в церквах оглашались царские указы и манифесты, хранились документы, эталоны мер и весов. Духовенство как самое грамотное (до XVIII в.) сословие выступало в качестве школьных учителей. В свою очередь, княжеская власть обеспечивала церковь материально: в X-XI вв. — за счет десятины (отчислений от княжеских доходов — штрафов, пошлин и т.д.), а позднее стала передавать епископам и монастырям целые села с крестьянами.
Не менее важной функцией церкви являлась защита наиболее обездоленных слоев общества. В этой сфере церковные власти поощряли милостыню, устраивали богадельни; в «церковном доме» могла найти убежище незамужняя женщина с ребенком; под покровительством церкви находились паломники, «хромцы и слепцы».
Постепенно на Руси утверждались нормы христианского общежития с непременными обрядами крещения и церковного брака. Мужчина обладал в браке преимуществом: побои жены и детей не считались преступлением; измена супруги влекла за собой развод и почти всегда ее уход в монастырь, тогда как муж в подобном случае отделывался штрафом и после развода мог завести новую семью.
Церковь участвовала в процессе распространения христианства: с расширением границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах основывались епископские кафедры. Князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням — например, мощам первых русских святых князей Бориса и Глеба. Принятие христианства в качестве государственной религии не означало быстрого и повсеместного его утверждения в обществе; это был длительный, сложный процесс. Наиболее заметно он проявлялся в городах, где население было меньше связано патриархальными традициями и где шло храмовое строительство. Однако погребения по языческому обряду начали исчезать только в XIII в., а на севере этот обряд сохранялся вплость до XVI в.
Принятие христианства в качестве государственной религии не означало быстрого и повсеместного его утверждения в обществе; это был длительный, сложный процесс. Наиболее заметно он проявлялся в городах, где население было меньше связано патриархальными традициями и где шло храмовое строительство. Однако погребения по языческому обряду начали исчезать только в XIII в., а на севере этот обряд сохранялся вплость до XVI в.
Категории населения. «Русская Правда»
По подсчетам современных демографов, на территории Киевской Руси проживало от 2,5 до 4,5 млн человек. Для средневековой Руси была характерна низкая плотность населения (в 2 раза меньше, чем в Западной Европе) при огромных неосвоенных пространствах и больших расстояниях между населенными пунктами.
К концу XI в. относятся первые сведения о пожаловании князьями своим приближенным (боярам, епископам, монастырям) земельных владений — сел с крестьянами. Первым из известных нам владельцев стал в 70-е гг. XI в. Киево-Печерский монастырь. Археологические исследования уже четко выделяют в XII столетии десятки феодальных усадеб — укрепленных поселений размером 1000 м2 и более, с хоромами хозяина и ремесленными мастерскими, производившими «городскую» продукцию (например, стеклянные браслеты).
За высокими стенами таких усадеб стояли хоромы боярина, многочисленные служебные помещения, «клети» — кладовые, конюшни, принадлежавшие вотчиннику ремесленные мастерские. Обитатели усадьбы резко различались по своему социальному и имущественному положению. На первом месте стояли представители администрации вотчины: тиун, конюх, ратайный (пашенный) староста. Их жизнь была защищена штрафом намного более высоким, чем за убийство простого человека; они руководили слугами, среди которых были и ремесленники, и пленная или нанятая челядь. В княжеских селах жили лично свободные «смерды» — они исполняли воинскую повинность и входили в состав княжеского войска. Основное население боярской или монастырской вотчины составляли лично свободные крестьяне — «люди», чья зависимость выражалась в уплате ежегодного оброка. Господскую пашню обрабатывали обычно разорившиеся крестьяне или «посаженные» на землю рабы-холопы, не обладавшие никакими правами.
Неустойчивость крестьянского хозяйства (она была связана с неурожаями, эпидемиями, набегами кочевников) заставляла общинника обращаться к владельцу с просьбой о займе — «купе» или о заключении договора — «ряда» на условиях выдачи такому «рядовичу» или «закупу» семян или рабочего скота. Бегство «закупа» или совершенная им кража превращали его в раба. Таким образом, феодальная вотчина не только привязывала к себе крестьян «внеэкономическим» насилием, но и становилась своего рода гарантией стабильности общества.
Вокруг усадьбы находились пахотные земли, луга, охотничьи угодья с бобровыми ловищами. «Пространная Правда» подробно фиксирует в законодательных нормах кары за нарушение господских межей и всякое покушение на собственность вотчинника, вплоть до веревки из охотничьей ловушки; регулирует его отношения с «рядовичами» и «закупами» (которых, в частности, можно бить «про дело» и нельзя — в пьяном виде); указывает порядок осуществления «свода» — поиска беглого холопа.
Именно XII столетие стало временем интенсивного образования и роста древнерусских городов: на рубеже X-XI вв. насчитывалось всего 20-25 городских центров; в XI в. летописи упоминают 64 новых центра, а в XII в. — еще 134. Однако настоящим городом можно считать поселение, сочетавшее в себе несколько функций, т.е. являвшееся и торгово-ремесленным, и административным, и военным, и духовным центром.
В центре города находился укрепленный детинец с гарнизоном, резиденцией князя или его посадника и с городским собором. Детинец окружал торгово-ремесленный посад, делившийся на «концы» (районы) и улицы, часто по профессиональному признаку. От центра к рубленым деревянным стенам и воротам расходились основные дороги-улицы, вдоль которых в радиусе кольца укреплений и за ними рос и сам город, приобретая радиально-кольцевую планировку. Уже с X в. улицы стали мостить, и конструкция мостовых сохранялась без изменения около тысячи лет. «Средний» древнерусский город занимал от 2,5 до 40 га и насчитывал 3-5 тыс. населения; только в самых крупных центрах было 8-10 тыс. (Старая Рязань) или 20-30 тыс. жителей (Киев и Новгород). Значительная часть горожан — примерно 15 % — вела вполне крестьянский образ жизни. В пределах городской черты находились сады и огороды, а сразу за стенами — пашни и выгоны; в амбарах горожан хранились рожь, овес и пшеница.
Дома горожан часто совмещались с мастерскими — кожевенными, ювелирными, литейными, ткацкими. В крупных городах насчитывалось около сотни различных ремесленных специальностей, разделение которых шло по готовому изделию. Продукция ремесленников поступала к купцам; некоторые изделия — ювелирная «кузнь», «русские» навесные замки — даже шли на экспорт вместе с традиционными для Руси мехами и воском. С купцами и ремесленниками были связаны предоставлявшие им кредит ростовщики; восстание в Киеве в 1113 г. заставило Владимира Мономаха ограничить ставку займа 20 % годовых.
Новгород и Смоленск заключали торговые договоры с северогерманскими городами, объединенными в торгово-политический союз — Ганзу. В Новгороде имелись Немецкий и Готский дворы, а в Киеве уже в XII-XIII вв. существовал еврейский квартал и наряду с ним «латинский» монастырь, при этом сохранившиеся источники не содержат свидетельств национально-религиозной нетерпимости.
Однако на Западе XII в. стал временем рождения городов-коммун, освобождавшихся из-под власти феодалов. Уже в X-XI вв. в городах Италии, Англии и Франции появились купеческие гильдии, ремесленные цехи, корпорации юристов, ученых и даже «братства хромых и слепых» со своим судом и другими правами, закрепленными в уставах и хартиях. Центром такой «коммуны» становились ратуша и рынок; феодальный замок располагался, как правило, за пределами городских стен.
На Руси же ни один город (за исключением Новгорода) не находился вне государственно- княжеской юрисдикции и не добился самоуправления. Города создавались княжеской властью; «сердцем» русского города становился детинец (кремль) с княжеской администрацией и боярскими дворами. Рядом с княжескими владениями в городах располагались боярские дворы с массой зависимых людей. Их наличие препятствовало консолидации горожан по профессиональному признаку; поэтому на Руси так и не сложились цеховые организации, характерные для западноевропейских городов.
Можно говорить только об элементах «городского строя», которые стали проявляться с XII века. К ним можно отнести органы районного самоуправления — «концы», а позднее — более или менее автономные «слободы», которые могли объединять и людей одной профессии, и структуру городского ополчения. Начиная с XII в. стали появляться купеческие корпорации: объединение новгородских торговцев воском («Иваньское сто»). Однако даже в эпоху расцвета Руси в XII-XIII вв. университеты в наших городах не возникли; единственной организацией, обеспечивавшей развитие образования, до конца XVII в. оставалась церковь.
Уже в договорах с Византией упоминались нормы русского обычного права — «закона русского», вошедшие позднее в «Русскую Правду» — первый письменный свод законов. Ярослав Мудрый создал древнейшую часть «Русской Правды»; эти нормы устанавливали плату за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, за кражу и порчу чужого имущества. «Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого; создана около 1072 г.) включала в себя «устав о штрафах» в пользу князя за убийство свободных людей и «урок мостникам» — правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах. Дополненное и переработанное в XII в. законодательство стало называться «Пространной Правдой», оно регулировало отношения землевладельцев и крестьян в княжеском и боярском хозяйствах. С именем Владимира Мономаха связано дополнение к «Русской Правде» 1113 г. — «Устав Владимира Всеволодовича», регулировавшее взимание процентов ростовщиками.
При этом государственное право не противостояло традиции, а сосуществовало с ней, постепенно вытесняя наиболее жестокие формы самосуда. К XII в. исчезла кровная месть. Теперь преступник выплачивал «виру» (штраф) в пользу князя и деньги родным потерпевшего. С конца XI в. запрещался самосуд в отношении вора, застигнутого на месте преступления,— его полагалось связать и вести на княжеский суд. Если на территории своего «мира» общинники обнаруживали труп знакомого им человека, они должны были помочь властям найти убийцу. За укрытие «душегубца» общинники выплачивали большой штраф — «дикую виру».
Среди имущественных преступлений наибольшее внимание «Русская Правда» уделяла краже («татьбе») и поджогу. Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, поскольку конь был основным средством производства и боевым имуществом. При выяснении факта совершения кражи потерпевший криком созывал соседей, и они «гнали след» — по приметам устанавливали и ловили вора — «татя». Подозрение могло пасть на любую семью, и тогда ей приходилось «отводить след» — доказывать свою невиновность. Если утраченная вещь или вор не были найдены, потерпевший мог сделать «заклич» — объявление на площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь видел украденное имущество у другого человека. Если новый владелец вещи заявлял, что купил ее, то он должен был доказать добросовестность ее приобретения с привлечением двух свидетелей или «мытника» — сборщика торговых пошлин.
Суд вершился на княжеском дворе в присутствии общинников. Уже тогда в любой тяжбе принимали участие истец, ответчик, а при необходимости свидетели — «видоки» и «послухи». Когда явных улик против подозреваемого не было, истец и ответчик (или их представители) начинали судебный поединок — «поле»; победивший выигрывал дело, поскольку считалось, что Бог помогает правому. Другим видом Божьего суда были испытания участников раскаленным железом и водой: связанного человека опускали в воду; если он начинал тонуть, то считался выигравшим дело.
Высшей мерой являлся «поток и разграбление»: иногда это означало убийство осужденного и хищение его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была «вира» (штраф), назначавшаяся за убийство. Основным же наказанием за большинство преступлений являлся денежный штраф — «продажа». «Виры» и «продажи» в пользу князя сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье (так называемые «головничество» и «урок»). Взимал штрафы княжеский вирник. Он приезжал в дом осужденного со свитой и ждал уплаты виры, каждый день получая натуральное содержание. Поэтому преступнику выгоднее было как можно быстрее уплатить штраф или долг.
Предварительный просмотр:
Тесты по истории Древней Руси ФИПИ.
1. Расположите следующие имена исторических лиц в хронологическом порядке их жизни и деятельности. 1)митрополит Макарий
2) митрополит Илларион
3)патриарх Никон
4)Сергий Радонежский
2. В X в. князь Святослав Игоревич разгромил
1)Византийскую империю
2)Золотую Орду
3)Хазарский каганат
4)половцев
3. Расположите в хронологической последовательности следующие события.
А) крещение новгородцев В) крещение киевлян
Б) крещение Владимира I Г) поход Владимира I на Корсунь
4. Установите соответствие между странами — соседями Руси и религиями, которые в них господствовали в X в.
СТРАНЫ РЕЛИГИИ
- Византия 1) иудаизм
Б) Волжская Болгария
- Германия 2) ислам
3) восточное христианство
Г) Хазария
4) западное христианство
5) язычество
5. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и назовите древнерусского князя, к которому относится эта характеристика.
«Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней Истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями, был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием, равнялся суровою воинскою жизнью с Героями Песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но... образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка».
6. Установите соответствие между князьями Древней Руси и народами и государствами, которым эти князья нанесли крупные военные поражения, имевшие важные последствия для дальнейшего хода событий
КНЯЗЬЯ
- Владимир Мономах Б) Олег
- Святослав
Г) Ярослав Мудрый
НАРОДЫ ИЛИ ГОСУДАРСТВА
- Византийская империя
- варяги
- печенеги
- половцы
5)Хазарский каганат
7.Прочтите отрывок из Русской Правды и назовите, на какую общественную структуру
возлагала обязанность данная статья.
«Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а убийцу не ищут, то виру (штраф) за него в размере 80 гривен платить той.., на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина (простолюдина) платить виру (князю) в 40 гривен».
8.Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и напишите, о ком идет речь.
Он представлен в летописях «князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка, подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода. Но к этим чертам характера в предании прибавлена еще другая — корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею».
9. Установите соответствие между названием народа (племени, союза племен) и районом его проживания.
НАРОДЫ (ПЛЕМЕНА, СОЮЗЫ ПЛЕМЕН) РАЙОНЫ ПРОЖИВАНИЯ
А) варяги 1) бассейн реки Оки
Б) вятичи 2) нижняя Волга
В) поляне 3) нижнее течение реки Дунай
Г) хазары 4) Скандинавия
5) среднее течение Днепра
10. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название места, где произошло описываемое событие.
«Собрались... для установления мира и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей..." И на том целовали крест».
11. Установите соответствие между правителями Древней Руси и их вкладом в становление Древнерусского государства..
ПРАВИТЕЛИ
- Олег Б) Ольга
- Рюрик
Г) Ярослав Мудрый
ВКЛАД
- начало письменного законодательства
- перемешивание племен с целью создания единого народа
- создание правящего слоя
4) установление регулярного налогообложения
5)формирование основной территории государства
12. Прочтите отрывок из статьи современного историка и напишите прозвание человека, о котором идет речь.
«В шестнадцать лет он стал князем Чернигова, одного из самых древних и сильных городов на Руси, затем сменил отца на переяславском "столе", приняв на свои плечи всю тяжесть обороны южной границы, а на склоне жизни, в шестидесятилетнем возрасте, в зените воинской славы, был позван в стольный Киев, стал великим князем. Но везде, где бы он ни княжил, он оставался воителем за землю Русскую, неутомимым ратоборцем.
Женат был на английской принцессе Гите, дочери короля Гарольда, павшего в Гастингской битве с завоевателями-норманнами. Сын их, Юрий Долгорукий, будет родоначальником династии владимиро-суздальских князей».
13.Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их княжением.
ИМЕНА
А)Святослав
Б)Владимир Мономах
В)княгиня Ольга
Г)Владимир Святославович
СОБЫТИЯ
1)разгром половцев
2)крещение Руси
3)принятие «Русской правды»
4)дунайские походы
5)установление новой формы сбора дани
14. Ниже указаны две точки зрения на характер социально-политического устройства Древней Руси X – начала XII в.
1. Древняя Русь являлась раннефеодальной монархией.
2. Древняя Русь – это дофеодальное образование; совокупность нескольких земель, каждая из них состояла из вечевых общин.
1. Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную Вами точку зрения.
15. Десятинная церковь в Киеве, Новгородская София, Золотые ворота в Киеве – это памятники зодчества времени
1)Руси Удельной
2)Киевской Руси
3)Российского единого государства
4)Российской империи
16. Восстание древлян в 945 г. было вызвано
1)межплеменной рознью древлян и вятичей
2)попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян
3)нежеланием древлян принимать христианство
4)нежеланием древлян принять участие в походах князя Святослава
17. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало
1)расширение территории Древнерусского государства
2)прекращение набегов печенегов на русские земли
3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя
4)заключение первого письменного договора с Византией
18. Как назывался сборник законов Древнерусского государства?
1)«Повесть временных лет»
2)Соборное уложение
3)Русская Правда
4)Судебник
19. В каком веке Русь приняла христианство как государственную религию?
1)VI в.
2)VII в.
3)VIII в.
4)X в.
20. Какой овощ невозможно было найти на огороде древнерусского крестьянина?
1)капусту
2)морковь
3)картофель
4)чеснок
21Напишите пропущенное словосочетание.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь………………………….. ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С чего же начать подготовку к итоговой аттестации.
В статье рассказывается о психологических рекомендаций и планировании своего рабочего места для учащихся сдающих ГИА и ЕГЭ....
Теория вероятности (примерные задания для подготовки к ОГЭ)
Теория вероятности (примерные задания для подготовки к ОГЭ)...
Тест Америка начало 19 века
Тест для 8 класса в формате ГИА по теме "Америка: начало 19 века"...
тест на начало учебного года 6 класс
программа Комаровой...
тест на начало учебного года 6 класс
программа Комаровой...
Контрольно-измерительные материалы для проведения зачёта/дифференцированного зачёта по дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура. Специальность 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения очная. Курс 1 семестр 1-курс 4 семестр 8. Год начала подготовки 2022
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения зачёта предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура специальности 31.02....
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения зачёта по дисциплине ОУД.06 Физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования Форма обучения очная Курс 1 год начала подготовки 2022
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения зачёта по дисциплине ОУД.06 Физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования форма обуч...