Обращение и знаки препинания при нем
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка в 8 классе "Обращение и знаки препинания при нем." Урок составлен в соотвествии с требованиями программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского .Повторение материала построено по типу ГИА.При объяснении новой темы использован частично-поисковый метод ,потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся составляли кластер, рассуждали, решали возникающие познавательные задачи.На уроке обращались к истории языка, а также говорили об отсутствии стандартов вежливого обращения в современном языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrashchenie_i_znaki_prepinaniya_pri_nem.zip | 543.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ «Московский кадетский корпус « Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник цикла «Русский язык и литература»
Черепанова М.Ю.____________
« » 20 г.
Урок русского языка в 8 «Г» классе «Обращение и знаки препинания при нем»
преподавателя русского языка и литературы Костиной Н.В.
План – конспект
урока русского языка «Обращение и знаки препинания при нем»
Класс: 8 «Г».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Материальное обеспечение:
презентация; раздаточный материал.
Время проведения урока: 40 минут.
Место проведения: кабинет литературы № 220.
Цели урока:
познавательные: а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём; б) провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; в) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры; г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями; д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.
воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.
Ход урока:
№ | Этапы | Время | Работа воспитанниц |
1. 2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
II. II. Новая тема. А)Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:
1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.2) Родина многих величайших художников : Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет. - Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи? (Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившиеся им в работе) - Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли? - Почему? (Они выступают в роли обстоятельства, сказуемого , подлежащего дополнения и обращения.) - Прочитайте предложение с обращением. - Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются обстоятельством , сказуемым , подлежащим, дополнением ) Б)Постановка дидактической цели - Задача нашего урока –а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём б) провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; в) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры; г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями; д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение. В) Составление кластера (опорного конспекта) - Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем). - Работа над теоретическим материалом . &32,стр180-181. - Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить? - Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте! - Дайте полный устный ответ по кластеру.? - Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями Г)Задание исследовательского характера Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере: Приплыла к нему рыбка, спросила: Что за форма старче?в обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…Сравните е более древний текст : Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет») Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка , который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском. Г) Стадия осмысления -Не правда ли, девочки, эта тема нам знакома? Она не только знакома, а еще и привычна: мы ведь встречаемся с этим явлением ежедневно. III. Выполнение практических заданий.
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! Составьте схемы предложений. 1.Я вернусь к тебе, Россия. 4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая. 10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье! Схемы: [ …, О]. [О, … ]. [ …, О]. [ …, О, … ]. Проверка выполнения задания. -В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку? - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение? -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату? Дальнейшая работа по заполнению кластера (опорного конспекта). 1.Разорванное обращение. «Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ») 2.Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например: - Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский); – Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов). Этикетные обращения.
Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость. Сравните: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.); Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин) — Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко) - Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор - Мамаша , гляди, пакет унесут. Русские стандарты вежливого обрашения(Выступление Куден Дарьи) Приложение№1 Жизнь обращений сегодня. Проблемная ситуация . Как бы обратились друг к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу к Пансиону? Отсутствие стандартов вежливого обращения-это недостаток нашего языка или его достоинство? IV. Подведение итогов урока. V. Рефлексия.
VI. Дом. задание. Домашнее задание: 1-вариант из 1,2 действия4, 2-вариант из 3,4 действия; 2.выписать из рассказа М. Зощенко «История болезни» предложения 5 предложений с обращениями; 3.Построить схемы употребления обращений Преподаватель русского языка и литературы Костина Н.В. | 5 мин 4мин
1 мин 3мин
3мин 2 5мин
| Работа со слайдами. Расставляют у доски и буквы недостающие знаки препинания; Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют задачи урока Составляют кластер Отвечают на поставленные вопросы. Работа со слайдом, работа с кластером Слушают выступление Богдановой А.. Отвечают на вопрос. Слушают преподавателя Выписывают предложения. Расставляют знаки препинания и пропущенные буквы. Комментируют выбор записанных предложений. Составляют схемы. |
Приложение№1
(1) И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2) В нём вся она – наша Россия. (3) В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.
(4) Всё доступно нашему языку. (5) Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.
(6) В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7) В нём ласковые шорохи и хрусты. (8) В нём клёкот , и грай, и свист, и щебет птичий.
(9)Бесспорно, это язык зрелого самобытного национального характера. (10) И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно высоты, на которую зовёт его язык…
(И.А. Ильин)
В каком предложении содержится тема текста?
1) 1
2) 2
3) 9
4) 5
2. Определите стиль и тип речи.
1) ) публицистический стиль, описание
2) публицистический стиль, рассуждение
3) художественный стиль, повествование
4) художественный стиль, описание
3.Укажите номер предложения с вводной конструкцией.
4. Замените словосочетание птичий щебет (предложение 8), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5.Среди предложений 5 – 9 укажите номера с неоднородными определениями.
Приложение№2
Русские стандарты вежливого обращения сегодня.
Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана… В центре общественных дискуссий оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане).
Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.
Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем:в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине:доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам:женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?
Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...
Тест «Обращение и знаки препинания при нём» для 8 класса
Тематический тест на тему "Обращение и знаки препинания при нем" 8 класс...
Тема: Обращение и знаки препинания при нем.
Урок по русскому языку по теме "Обращение и знаки препинания при нем" для 8-х классов....
Презентация к уроку 8 класс "Обращение и знаки препинания при них"
Презентация, в которой подробно разобрана тема "Обращение и знаки препинания"...
Открытый урок по теме "Обращение и знаки препинания при нем".
Открытый урок русского языка в 8 классе....