Как слово наше отзовётся...
статья по русскому языку (10 класс) по теме
Главная задача наших уроков литературы - осознать законы искусства и вступить с ними в игровые отношения, потому что искусство есть изысканная игра.
Наши уроки строятся по принципу сотрудничества и сотворчества учителя и учеников. Мы вместе вступаем в увлекательный мир познания искусства и его законов и вместе проживаем счастливые минуты творческих открытий. Мы познаем литературу, овладевая игровым, творческим отношением к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya__statya.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как слово наше отзовётся…»
Главная задача наших уроков литературы - осознать законы искусства и вступить с ними в игровые отношения, потому что искусство есть изысканная игра.
Наши уроки строятся по принципу сотрудничества и сотворчества учителя и учеников. Мы вместе вступаем в увлекательный мир познания искусства и его законов и вместе проживаем счастливые минуты творческих открытий. Мы познаем литературу, овладевая игровым, творческим отношением к жизни.
Процесс познания начинается с эмоционального впечатления и образа, возникшего на основе ассоциаций. Этот образ ученик выражает словами, красочными рисунками и жестами, если сюжет театрализован.
Для облегчения путей анализа произведения необходимо присвоение тексту метафоричности, образности. Каков цвет страсти, а каков цвет горечи, мечты, блаженства?
Ученик должен выразить свое детское «я», ибо, если нет запроса на его собственное «я», ребенок защищается и его не предъявляет. Замыкается в себе. А у детей свой культурный опыт и свой контекст ассоциаций.
Далее процесс познания идет через собирание информации и ее накопление. Но как сделать этот процесс увлекательным?
На уроках литературы сначала нужно научиться понимать текст, приобрести навык общения с культурами. «...Все, что хотел сказать писатель, заключено в тексте. Ни письма, никакие устные высказывания о себе не дадут того представления о его мире, какое даёт художественный текст. Но сколько нужно знать, чтобы прочесть его! Надо знать и письма, и высказывания, и воспоминания современников, и эпоху, и историю, и историю литературы. Сколько надо вобрать в себя, чтобы без страха подойти к малому клочку стихов или прозы!» - писал И. Золотусский. Мы стараемся максимально вбирать в себя информацию о писателе, о его времени, вступать в диалог с эпохой изучаемого текста.
У детей должно возникать личностное отношение к тексту. И в достижении этой цели нет ничего увлекательней попыток творческих интерпретаций литературных текстов, ибо искусство живет в интерпретациях, которые оно порождает: музыкальных, живописных, театральных.
На уроках литературы мы стараемся синтезировать два неречевых искусства, живопись и музыку, с искусством художественного слова. Образ вырастает из чувств и мыслей по поводу происходящего, а цвет и музыка раскрывают смысл события. Размышляя над смыслом литературного текста, мы интерпретируем его на сцене. В сцеплении жеста, слова, музыки и краски возникает образ и литературный текст начинает раскрывать тайны своих смысловых пластов. Стихии музыки, цвета и слова взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. Так на уроках литературы, через слово, цвет и музыку ребенок выражает свой образ и начинается игра.
Играть с образами можно и нужно. Это стимулирует творчество. Ребенок, играя с образами, разрабатывает воображение, присваивает себе высокий строй души.
Происходит попытка социализации в искусстве. Ученик, выражая себя, добровольно входит в культуру. И главное, развивается его речь. Красиво развивается. И только овладев красивой речью, человек сможет украсить свою жизнь.
Наш язык, «великий» и «могучий», позволяет установить максимально свободные отношения с внешним миром при всей сложности внутреннего мира личности.
Сложному человеку нужно много слов, сложные слова и сложные предложения, чтобы освоить игровое пространство нашего сложного мира. Но человеку также необходимо
образное, игровое мышление, так как и наука в нашем сложном мире пользуется услугами образного мышления.
Наша работа все время строится на раскачке: от игры (образа) к серьезной аналитике, от точного к ассоциативному, от образного к понятийному. Ребенок должен мыслить
целостно, опираясь на две половины мозга: творческую и логическую. А через некоторое время, когда мозг для этого созревает, происходит потрясающий рывок вперед, Так что, это не просто игры на свежем воздухе.
Игра с образами - это способ познания действительности. Творческий человек начинается с увлечения игрой. И наша главная задача - научить ребенка творить свой образ, творить свою жизнь, импровизировать на тему «Жизнь» и быть успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Как слово наше отзовётся»
основную ць Основная цель солвременного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном об...
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся "Как слово наше отзовётся"
Программа была разработана в 2010 году на основе программ и мини-проектов духовно-нравственного воспитания в рамках Программы развития школы. Содержит приложения, которые, возможно, будут интересны кл...
Как слово наше отзовётся (о сквернословии)
Оглавление. Оглавление.................................................................................................................................... 1Введение..................................
Родительское собрание по теме: «Как слово наше отзовётся?»
Для старших классов...
Урок доброты 5-9 классы "Как слово наше отзовётся"
Цель урока: способствовать устранению стереотипов в отношении инвалидов, сформированных СМИ. Задачи урока: - способствовать формированию адекватного представления о людях с инвалидностью; - анализи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)
Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по родному русскому языку “ К...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)
Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по родному русскому языку “ К...