Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Тема: "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе". Класс 6. Тип урока: повторительно-обобщающий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Цель урока:
- Обучающая: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, учить анализировать текст.
- Развивающая: Создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
- Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Толковый словарь С.И.Ожегова, презентация, листы с рабочими материалами для учащихся.
На доске: эпиграф урока.
Знания должны увеличиваться с добротой
Фазиль Искандер
ХОД УРОКА
- Организационный момент. (слайд № 1)
- Объявление темы урока, определение его целей. (слайд № 2)
- О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?
( Совместное определение целей)
- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой» ( Фазиль Искандер).
- Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
- Проверка домашнего задания. (слайд № 3)
- А что такое доброта? Чтение 2-3 мини-сочинений.
- Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. (слайд № 4)
- Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре. (Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
- Работа по теме урока.
- Скажите, ребята, а какой частью речи является слово доброта?
- Что же мы знаем об имени существительном?
- Составление кластера (слайд № 5)
- Используя кластер, составьте связный рассказ об имени существительном.
- Повторение морфологического разбора имени существительного.
- Морфологический разбор слова «с добротой», разбор его по составу.
Знания должны увеличиваться с добротой3. (Ф.Искандер.)
- Подберите однокоренные слова с корнем добр- (устно).
- Физминутка. (слайд № 6)
- Работа с текстом. (Слайд № 7)
А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.
Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. (По Н. Минху.)
- Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
- Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном). (Слайд № 8)
- Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей). (Слайд № 9)
- Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка). (Слайд № 10-11)
- Проведём мини-исследование: подсчитаем, сколько существительных употребил автор в 1 абзаце текста. (Слайд № 12-13)
- Самостоятельная работа.
- Найдите в тексте сложные слова и выпишите их.
_______________________________________________________________
- Выпишите из текста собственные имена существительные.
_______________________________________________________________
- Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение.
Одушевлённые___________________________________________________
Неодушевлённые_________________________________________________
- Итог урока. Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным? (Слайд № 14)
А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошим стихотворением:
Читает подготовленный ученик. (Слайд № 15)
***
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Марк Лисянский
- Задание на дом: 1 группа - упр. 187 (письменно), с.71.
2 группа – тест (Слайд № 16)
Рефлексия. Ребята, на столе перед вами лежат смайлики, выберите себе тот, который соответствует вашему настроению. (Слайд № 17)
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное . Повторение изученного в 5 классе. Знания должны увеличиваться с добротой . Фазиль Искандер
Проверка домашнего задания: Что такое доброта? Доброта – это…
Толковый словарь С.И.Ожегова Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Предмет (кто? что?) Синтаксическая роль (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение) Склонение (1,2,3 ) Род (ж., м., ср.) Падеж (И., Р., Д., В.,Т., П.) Одушевлённое, неодушевлённое Собственное, нарицательное Число (ед., мн.) Кластер Имя существительное
Физминутка
Работа с текстом Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия и сочувствовали ему. (Н. Минх ).
Основная мысль текста Чуткое отношение к животному, любовь и забота о нём.
Отношение автора к животному Автор сочувствует собаке, сопереживает ей.
Работа с текстом Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия и сочувствовали ему. (Н. Минх ).
Работа с текстом Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку , в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия и сочувствовали ему. (Н. Минх ).
Работа с текстом Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия и сочувствовали ему. (Н. Минх ).
Мини - исследование Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Трогательно было глядеть на Афанасия , когда кто-то перебил его собачке ногу . Кость срослась, но осталась хромота . Что было делать дальше? Завести другую собаку ? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость . Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке . Бросить охоту он тоже не мог.
Знания должны увеличиваться с добротой. Фазиль Искандер
*** Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами. А может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас На дне души, до времени хранимы. Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы . Марк Лисянский
Домашнее задание : выполнить тест.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе
Презентация к уроку "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе". Класс: 6....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного"
Мероприятие для недели руского языка...
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний имён существительных, синтаксическую роль в предложении; уметь распознавать существительные на основе общего значения, мор...
Урок по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах" в 5 классе
Урок по ФГОС в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах"...
Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Имя существительное"...
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...