Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Тема: "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе". Класс 6. Тип урока: повторительно-обобщающий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Цель урока:

  1. Обучающая:  Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, учить анализировать текст.
  2. Развивающая:  Создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
  3. Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Толковый словарь С.И.Ожегова, презентация, листы с рабочими материалами для учащихся.

На доске: эпиграф  урока.

Знания должны увеличиваться с добротой

 Фазиль Искандер

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент. (слайд № 1)
  2. Объявление темы урока, определение его целей. (слайд № 2)
  1. О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?

( Совместное определение целей)

  1. Обратите внимание на эпиграф  урока. Прочитайте его: «Знания должны увеличиваться с добротой» ( Фазиль Искандер).
  2.  Как вы понимаете эти слова? (На  уроках  вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым  уроком  должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).

  1. Проверка домашнего задания. (слайд № 3)
  1. А что такое доброта?  Чтение 2-3 мини-сочинений.
  1. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. (слайд № 4)
  1. Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре. (Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
  1. Работа по теме урока.
  1. Скажите, ребята, а какой частью речи является  слово доброта?
  2. Что же мы знаем об имени существительном?
  1. Составление кластера (слайд № 5)
  1. Используя кластер, составьте связный рассказ об имени существительном.
  1. Повторение морфологического разбора имени существительного.
  2.   Морфологический разбор  слова «с добротой», разбор его по составу.

Знания должны увеличиваться с добротой3. (Ф.Искандер.)

  1. Подберите однокоренные слова с корнем  добр- (устно).
  1. Физминутка. (слайд № 6)
  2. Работа с текстом. (Слайд № 7)

А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.

Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал  за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. (По Н. Минху.)

  1. Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
  1. Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном). (Слайд № 8)
  2. Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей). (Слайд № 9)
  3. Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка). (Слайд № 10-11)
  4. Проведём мини-исследование: подсчитаем,  сколько существительных употребил автор в 1 абзаце  текста.  (Слайд № 12-13)

  1. Самостоятельная  работа.
  1. Найдите в тексте сложные слова и выпишите их.

_______________________________________________________________

  1. Выпишите из текста собственные имена существительные.

_______________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение.

Одушевлённые___________________________________________________

Неодушевлённые_________________________________________________

  1. Итог урока. Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным? (Слайд № 14)

А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошим стихотворением:

Читает  подготовленный ученик. (Слайд № 15)

                                                      ***

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                                                         Марк  Лисянский

  1. Задание на дом: 1 группа - упр. 187 (письменно), с.71.

                                 2 группа – тест             (Слайд № 16)

Рефлексия. Ребята, на столе перед вами лежат смайлики, выберите себе тот, который соответствует вашему настроению. (Слайд № 17)

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Имя существительное . Повторение изученного в 5 классе. Знания должны увеличиваться с добротой . Фазиль Искандер

Слайд 3

Проверка домашнего задания: Что такое доброта? Доброта – это…

Слайд 4

Толковый словарь С.И.Ожегова Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Слайд 5

Предмет (кто? что?) Синтаксическая роль (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение) Склонение (1,2,3 ) Род (ж., м., ср.) Падеж (И., Р., Д., В.,Т., П.) Одушевлённое, неодушевлённое Собственное, нарицательное Число (ед., мн.) Кластер Имя существительное

Слайд 6

Физминутка

Слайд 7

Работа с текстом Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия и сочувствовали ему. (Н. Минх ).

Слайд 8

Основная мысль текста Чуткое отношение к животному, любовь и забота о нём.

Слайд 9

Отношение автора к животному Автор сочувствует собаке, сопереживает ей.

Слайд 10

Работа с текстом Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия и сочувствовали ему. (Н. Минх ).

Слайд 11

Работа с текстом Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку , в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия и сочувствовали ему. (Н. Минх ).

Слайд 12

Работа с текстом Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия и сочувствовали ему. (Н. Минх ).

Слайд 13

Мини - исследование Трогательно было глядеть на Афанасия, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Трогательно было глядеть на Афанасия , когда кто-то перебил его собачке ногу . Кость срослась, но осталась хромота . Что было делать дальше? Завести другую собаку ? Брать на охоту хромоножку ? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость . Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке . Бросить охоту он тоже не мог.

Слайд 14

Знания должны увеличиваться с добротой. Фазиль Искандер

Слайд 15

*** Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами. А может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас На дне души, до времени хранимы. Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы . Марк Лисянский

Слайд 16

Домашнее задание : выполнить тест.

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе

Презентация к уроку  "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе". Класс: 6....

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний имён существительных, синтаксическую роль в предложении; уметь распознавать существительные на основе общего значения, мор...

Урок по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах" в 5 классе

Урок по ФГОС в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах"...

Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Имя существительное"...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...