Обучение написанию словарной статьи. Развитие речи 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

глухова татьяна ивановна

Урок развития речи в 5 классе. Обучение написанию словарной статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_napisaniyu_slovarnoy_stati..doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Обучение написанию словарной статьи.

                            Урок развития речи в 5 классе.

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией обучающихся.

Не секрет, что сочинение на лингвистическую тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9, представляет для детей определённые трудности. Начинать работу с данным видом  сочинений необходимо  как можно раньше.

  В данной статье речь пойдёт о таких творческих работах, тематика , жанр которых подсказаны  необходимостью  начала подготовки  к ГИА И ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.

Сочинения на лингвистическую тему  могут быть разными по стилю и жанрам, они уместны в любом классе, при изучении любого раздела. Но мне хотелось бы говорить пока только о том, как  строится работа по обучению написания сочинения на лингвистическую тему в 5-6 классах.

  Учитывая особенности  пятиклассников,  творческие  задания лучше подавать в  игровой , занимательной форме.

 Предлагаю   урок развития речи, на котором дети учились писать  сочинение на лингвистическую тему: написание словарной статьи.

1. Начинаем с постановки задачи:

_ Представьте себе, что нам поручено  интересное и ответственное дело - составить для толкового словаря  статью о слове « берёза.»

- С чего начнём ?

- Выясняем значение слова « толковый» словарь  .( Слайд №1)

- Кого из создателей толковых словарей вы знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем « Толковый словарь живого великорусского языка».  Учащиеся 9 класса в своё время готовили проект « Собирал человек слова», часть презентации проекта показываю детям.

 -Для чего нужна словарная статья?

- Посмотрим, как построена  статья о слове «осень» в  таком словаре.

- Зачитываем  значение слова  « осень»  по словарю. ( Слайд  №3 на экране)

2.  Анализ строения статьи.

- Делаем вывод: словарная статья состоит не менее чем из четырёх частей: ( Слайд №4-5 )

1. Заголовочное слово

2.Грамматические пометы ( т.е. такие признаки слова, которые изучаются в особом разделе науки о языке, для существительных это- окончание формы родительного падежа и род)

3.Толкование лексического значения слова

4. Пример употребления этого слова в речи.

3.   Актуализация знаний. 

Устно проговариваем содержание будущей записи, затем

  пишем  письмо по памяти.

 Осень –и, ж. Время года между летом и зимой. Уж небо осень дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная тень с печальным шумом обнажалась.( А. С. Пушкин).

- Как вы понимаете слово « сень»?

 - Подчеркнуть известные  орфограммы. Составить схему предложения, подчеркнуть грамматическую основу. ( урок проводится после изучения темы « Синтаксис и пунктуация», поэтому составить схему предложения у детей не вызывает трудностей )

 - Контроль выполнения.( По слайду №3)

 

4 Коллективная работа.

Составление словарной статьи  о слове « весна». Пример употребления этого слова в речи - первая строфа стихотворения А. Плещеева «Ласточка», которое все знают наизусть. Можно предложить детям использовать свой пример.

 В результате коллективной работы  появляется запись: (  Слайд №6 )

Весна, -ы,ж. Время года между зимой и летом. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.( А.Плещеев).

Записываем в тетрадь.

 - Прослушивание работ детей, которые использовали  другие примеры.

  Главная часть в словарной статье - толкование лексического значения слова. Существует несколько способов толкования значения слова. Остановимся на одном из них  - основном: родовые и видовые признаки предмета.(Слайд№7) Делаем вывод о том, что важно при толковании лексического значения слова.( Слайд№8)

 Слайд с изображением   деревьев: берёза, клён, лиственница, сосна и таблицы ( Слайд № 9,10)

Находим   родовые и видовые признаки, выясняем отличие. ( Слайд №11)

 Предметы

Берёза

Клён

Лиственница

Сосна

I ( класс предмета)

                                         деревья

II ( род предмета)

лиственные

хвойные

III( видовые признаки)

белый ствол

 широкие резные листья

хвоя мягкая , опадает на землю

вечнозелёное, плоды- небольшие шишки

- Составляем  пошаговое толкование   лексического значения слова « берёза.» ( Слайд №!2)

- Записываем три первых предложения, отражающих последовательность мыслительных операций:

1. Берёза - дерево.

2. Берёза - лиственное дерево.

3. Берёза - лиственное дерево с  белым стволом.

- Подбираем пример употребления слова « берёза» в речи. Вспоминаем ( или заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Есенина « Берёза» ).

-   В тетради записываем:

 Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом.  Белая  берёза под моим окном принакрылась снегом ,точно серебром. ( С. Есенин). ( Проверка- слайд №13)

5. Самостоятельная работа.

Составить словарную статью ( по выбору)  о словах клён, лиственница, сосна.

 Проверка выполнения. Заслушивание ответов, исправление ошибок.

6.  Следующий этап урока – рефлексия.

 _Скажите, вам понравилось писать словарные статьи?

Дети с удовольствием выполняют такие виды работы..

 - Ответьте  на вопрос « Для чего   нужна  словарная статья?».

 Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики говорят о важности словарей,  о том, как важно правильно писать  словарные статьи.

7. Домашнее задание будет дублировать ответ на вопрос   « Для чего   нужна  словарная статья?», только его нужно записать несколькими предложениями.

 

 Использованная литература:

1. Межпредметные связи в преподавании русского языка. Сост. Н,Н. Ушаков. М : Просвещение.

 2.Собственная разработка урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку " Обучение написанию словарной статьи"

Презентация - сопровождение к уроку  развития речи " Обучение написанию словарной статьи" 5 класс...

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....

Статья "Развитие речи школьников на уроках русского языка"

Главной  задачей в развитии речи школьников является  формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей.  Это возмо...

Статья Развитие речи на уроках алгебры и математического анализа.

В школе существенное значение имеет речевая активность детей. Некоторые школьники стесняются говорить, не участвуют в беседах, не отвечают на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают...

Уровень обученности по чтению и развитию речи (2 класс)

Уровень обученности по чтению и развитию речи (2 класс) для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...

Уровень обученности по письму и развитию речи (2 класс)

Уровень обученности по письму и развитию речи (2 класс) для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...

Адаптированная рабочая программа (интегрированное обучение) по письму и развитию речи. 6 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. ...