Обучение написанию словарной статьи. Развитие речи 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи в 5 классе. Обучение написанию словарной статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_napisaniyu_slovarnoy_stati..doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение написанию словарной статьи.
Урок развития речи в 5 классе.
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией обучающихся.
Не секрет, что сочинение на лингвистическую тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9, представляет для детей определённые трудности. Начинать работу с данным видом сочинений необходимо как можно раньше.
В данной статье речь пойдёт о таких творческих работах, тематика , жанр которых подсказаны необходимостью начала подготовки к ГИА И ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.
Сочинения на лингвистическую тему могут быть разными по стилю и жанрам, они уместны в любом классе, при изучении любого раздела. Но мне хотелось бы говорить пока только о том, как строится работа по обучению написания сочинения на лингвистическую тему в 5-6 классах.
Учитывая особенности пятиклассников, творческие задания лучше подавать в игровой , занимательной форме.
Предлагаю урок развития речи, на котором дети учились писать сочинение на лингвистическую тему: написание словарной статьи.
1. Начинаем с постановки задачи:
_ Представьте себе, что нам поручено интересное и ответственное дело - составить для толкового словаря статью о слове « берёза.»
- С чего начнём ?
- Выясняем значение слова « толковый» словарь .( Слайд №1)
- Кого из создателей толковых словарей вы знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем « Толковый словарь живого великорусского языка». Учащиеся 9 класса в своё время готовили проект « Собирал человек слова», часть презентации проекта показываю детям.
-Для чего нужна словарная статья?
- Посмотрим, как построена статья о слове «осень» в таком словаре.
- Зачитываем значение слова « осень» по словарю. ( Слайд №3 на экране)
2. Анализ строения статьи.
- Делаем вывод: словарная статья состоит не менее чем из четырёх частей: ( Слайд №4-5 )
1. Заголовочное слово
2.Грамматические пометы ( т.е. такие признаки слова, которые изучаются в особом разделе науки о языке, для существительных это- окончание формы родительного падежа и род)
3.Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.
3. Актуализация знаний.
Устно проговариваем содержание будущей записи, затем
пишем письмо по памяти.
Осень –и, ж. Время года между летом и зимой. Уж небо осень дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная тень с печальным шумом обнажалась.( А. С. Пушкин).
- Как вы понимаете слово « сень»?
- Подчеркнуть известные орфограммы. Составить схему предложения, подчеркнуть грамматическую основу. ( урок проводится после изучения темы « Синтаксис и пунктуация», поэтому составить схему предложения у детей не вызывает трудностей )
- Контроль выполнения.( По слайду №3)
4 Коллективная работа.
Составление словарной статьи о слове « весна». Пример употребления этого слова в речи - первая строфа стихотворения А. Плещеева «Ласточка», которое все знают наизусть. Можно предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы появляется запись: ( Слайд №6 )
Весна, -ы,ж. Время года между зимой и летом. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.( А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.
- Прослушивание работ детей, которые использовали другие примеры.
Главная часть в словарной статье - толкование лексического значения слова. Существует несколько способов толкования значения слова. Остановимся на одном из них - основном: родовые и видовые признаки предмета.(Слайд№7) Делаем вывод о том, что важно при толковании лексического значения слова.( Слайд№8)
Слайд с изображением деревьев: берёза, клён, лиственница, сосна и таблицы ( Слайд № 9,10)
Находим родовые и видовые признаки, выясняем отличие. ( Слайд №11)
Предметы | Берёза | Клён | Лиственница | Сосна |
I ( класс предмета) | деревья | |||
II ( род предмета) | лиственные | хвойные | ||
III( видовые признаки) | белый ствол | широкие резные листья | хвоя мягкая , опадает на землю | вечнозелёное, плоды- небольшие шишки |
- Составляем пошаговое толкование лексического значения слова « берёза.» ( Слайд №!2)
- Записываем три первых предложения, отражающих последовательность мыслительных операций:
1. Берёза - дерево.
2. Берёза - лиственное дерево.
3. Берёза - лиственное дерево с белым стволом.
- Подбираем пример употребления слова « берёза» в речи. Вспоминаем ( или заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Есенина « Берёза» ).
- В тетради записываем:
Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом ,точно серебром. ( С. Есенин). ( Проверка- слайд №13)
5. Самостоятельная работа.
Составить словарную статью ( по выбору) о словах клён, лиственница, сосна.
Проверка выполнения. Заслушивание ответов, исправление ошибок.
6. Следующий этап урока – рефлексия.
_Скажите, вам понравилось писать словарные статьи?
Дети с удовольствием выполняют такие виды работы..
- Ответьте на вопрос « Для чего нужна словарная статья?».
Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики говорят о важности словарей, о том, как важно правильно писать словарные статьи.
7. Домашнее задание будет дублировать ответ на вопрос « Для чего нужна словарная статья?», только его нужно записать несколькими предложениями.
Использованная литература:
1. Межпредметные связи в преподавании русского языка. Сост. Н,Н. Ушаков. М : Просвещение.
2.Собственная разработка урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку " Обучение написанию словарной статьи"
Презентация - сопровождение к уроку развития речи " Обучение написанию словарной статьи" 5 класс...
Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей
Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....
Статья "Развитие речи школьников на уроках русского языка"
Главной задачей в развитии речи школьников является формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей. Это возмо...
Статья Развитие речи на уроках алгебры и математического анализа.
В школе существенное значение имеет речевая активность детей. Некоторые школьники стесняются говорить, не участвуют в беседах, не отвечают на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают...
Уровень обученности по чтению и развитию речи (2 класс)
Уровень обученности по чтению и развитию речи (2 класс) для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...
Уровень обученности по письму и развитию речи (2 класс)
Уровень обученности по письму и развитию речи (2 класс) для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...
Адаптированная рабочая программа (интегрированное обучение) по письму и развитию речи. 6 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. ...