Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
В своем докладе я показала, как на уроке русского яыка при помощи интерактивной доски мы можем экономить время на уроке, повторять больший объем учебного материала за меньшее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_doska.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2»
Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка
(использование ИКТ на уроках русского языка и литературы)
Выполнила Ефимова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы
г. Волоколамск, 2011г.
Основные тезисы доклада.
- Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи.
- Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка.
- Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.
- Технические возможности доски позволяют вернуться при необходимости к началу изложения или более сложному аспекту материала урока.
- Интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала.
- Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе.
- Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации.
- Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.
Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:
- экономить время на уроке
- увеличит глубину погружения в материал
- повышать мотивацию обучения
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.
- привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.
- учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.
Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка.
В данной статье представлены обобщенные материалы о том, как преимущества интерактивной доски позволяют сделать урок более продуктивным и запоминающимся. Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русского языка всегда будет две составляющие: использование традиций и поиски нового. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, т.к. соединяет преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски. Перед учителем русского языка и его учениками всегда стоят конкретные задачи- сформировать прочные умения применять знания на практике. Интерактивная доска обладает уникальной возможностью сочетать вывод на нее любой информации с компьютера с произвольным дополнением выведенного изображения подчеркиваниями, комментариями.
Интерактивная доска стала помощником учителю в его работе и помогает на уроке решать учебные, воспитательные, познавательные и эстетические задачи. Использование интерактивной доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.. Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка. Специальное программное обеспечение, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро подобрать и правильно расположить учебный материал, при этом преподаватель может использовать готовые, собранные в спецбиблиотеку картинки, блок схемы, фоны. На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить весь ход мысли.
Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Эта возможность позволяет не только использовать большой объем учебного материала, но и иметь про запас для сильного класса. Для такого объема учебного материала обычной доски учителю бы не хватило. Вся наглядность готовится заранее и размещается в нужном порядке. На уроке достаточно просто щелкнуть пером на определенную клавишу, чтобы открылась следующая страница. Это значительно экономит время, а учитель может держать в зрительном контроле класс. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.
Технические возможности доски позволяют вернуться при необходимости к началу изложения или более сложному аспекту материала урока. Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать и вставлять, а действия – отменять и возвращать. Такая возможность доски придает ребенку больше уверенности - он знает, что всегда может вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить. Поэтому ребенок смело может решать поставленную перед ним задачу и не бояться сделать ошибку.
Ребенок вовлечен в проверку. Он имеет возможность постепенно открывать шторки, за которыми спрятаны ответы. Это интересный процесс, ведь вначале ученик говорит правильный ответ. Он может сам передвигать с помощью пера слова, распределяя их на группы. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа), то шторкой можно закрыть часть интерактивной доски. Шторку открываем для проверки задания. Слайды с такими заданиями содержат цветные картинки. Это создает особое настроение игры и необычности. Трудные для восприятия теоретические знания в такой форме проверки обязательно запомнятся ребенку, ведь он не просто выполнял учебную задачу, а помогал «разогнать тучки» или доставал нужные окончания из корзинки. Таким образом, детям интересно на уроке, а значит, они меньше устают.
Я считаю, что интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала. Это позволяет учащимся самим искать решение возникшей перед ними проблемы. А выводы легко оформить в виде таблицы или схемы. Работа с таблицей может быть самой разнообразной: устный анализ материала, перенос таблиц в тетради с последующим заполнением граф примерами слов, словосочетаний, предложений, воссоздание по памяти недостающих частей. Также при объяснении нового материала использование цветных карандашей помогает выделить главное. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, помогает выделить важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие. При закреплении знаний и отработке умений в любой момент можно вернуться к составленной таблице или схеме.
Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе. Ее использование позволяет разнообразить изучение предмета. Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске несколько учеников, для того чтобы они показали знание теоретического материала. Благодаря интерактивной доске мы соединяем возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения. Работать на интерактивной доске можно в классах с разным уровнем компьютерной грамотности, ведь для этого учащемуся вовсе не обязательно пользоваться компьютером: ученик работает у доски, только вместо мела используется маркер.
Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации. А благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Учителю всегда хочется оставить свой урок для следующего раза, а интерактивная доска позволяет без труда это сделать. Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.
Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:
- экономить время на уроке
- увеличит глубину погружения в материал
- повышать мотивацию обучения
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.
- привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.
- учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.
Приведенные в данной статье исследования и наблюдения позволяют сделать вывод: на уроках русского языка интерактивные технологии позволяют за меньшее количество времени повторить, закрепить и обобщить больший объем информации, а следовательно, повысить качество знаний учащихся по предмету.
Список используемой литературы.
Матюха Л.В. Опыт использования информационных технологий на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 15 февраля.
2. Совершенствование содержания высшего профессионального образования в целях подготовки конкурентоспособного специалиста // Под ред. Г.К.Ахметовой. – Алматы, 2008. – 154 с.
3. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. – с. 8 – 10.
4. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.
Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....
Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)
Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...
Игра - как одно из средств мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.
Доклад на РМО учителей иностранного языка....
Игра как одно из средств мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.
Из личного опыта....
Приёмы оптимизации учебной деятельности на уроках английского языка.
Оптимизация является закономерным, логическим этапом в развитии любой науки, которой предполагает поиск целостной системы мер по созданию оптимальных условий обучения, воспитания, развития ученика и к...
Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка
Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...