Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа (русский язык, 10 класс) по теме

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 5-е издание, исправленное – М., 2009.). Распределение количества часов по темам планируется учителем с опорой на методические рекомендации. Рабочая программа из 105 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_10_l.docx60.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 20»


140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3     

тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: sosh_20@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО      

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

Протокол №__от«___»______20__г.

«____» ____________20____г.

«____» ____________20____г.

Руководитель МО

Зам.директора по УВР

Директор МОУ «СОШ №20»

_____/С.В.Денисова/

___________/Н.А.Гурова/

___________/М.А.Сайгушев/

Рабочая учебная программа

курса «Литература»

для 10А класса

Составитель:

С.В.Денисова., учитель русского языка

 и литературы

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

Пояснительная записка.

   Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной  литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умения и аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью ученика;

- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах – и авторов: возможность выбора при этом не может быть беспочвенной декларацией.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и помогает осознанию ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

Первый этап – начальные классы. В начальной школе уроки, связанные с литературным образованием, обычно называют уроками чтения. Юные читатели накапливают сведения о художественных произведениях и их авторах, приобретают элементарные читательские умения, которые формируются как при подготовленном выразительном чтении, так и при овладении свободным чтением с листа. При этом активно используется способность ученика дать оценку художественному произведению, выбрать по своему вкусу книгу для чтения.

Второй этап – средние (5-8) классы. Ученики обращаются к новому предмету, который называется Литература. Литературное произведение в программе этих классов предстает и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура каждого  из средних классов воспроизводит литературный процесс  в его последовательности от древности до наших дней.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике. Именно по этой причине литература XX века занимает в программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективнее использовать силу ее воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

В старших (9 – 11) классах осуществляется третий этап литературного образования. Ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Предложенная для предшествующих классов модель изучения литературных произведений – надежная пропедевтика этого курса.

Структура курса в старших классах дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В 10 классе представлена литература XІX века. Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом лирики и прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, драматических произведений А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других произведений русских классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы делает представление об историко-литературном процессе  более объемным и содержательным.

Монографическое изучение творчества великих классиков XІX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем, проблем и др.

  Особое внимание уделяется проблемам теории литературы (особенностям  рода и жанра, их многообразию и развитию).

В программу включен перечень необходимых видов работ по совершенствованию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Уроки внеклассного чтения имеют целью расширение круга чтения учеников и формирование читательской самостоятельности.

Особую роль в процессе обучения учащихся играют межпредметные связи, обращение к другим видам искусства и ИКТ.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа третьего этапа рассчитана на 3 часа в неделю (105 часов).

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией  Т.Ф. Курдюмовой, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 5-е издание, исправленное – М., 2009.).  Распределение количества часов по темам планируется учителем с опорой на методические рекомендации. Рабочая программа из 105 часов. 14 отводит на уроки по развитию речи и 15 на уроки внеклассного чтения.   Учебник: Ю.В. Лебедев. Русская литература XX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2001 г.

Распределение количества часов по темам планируется учителем с опорой на методические рекомендации. Рабочая программа из 102 часов 14 отводит на уроки по развитию речи и 15 на уроки внеклассного чтения.  

Изменения связаны с тем, что в ходе осуществления линейной программы в 9-м классе изучение литературы первой половины 19 века было закончено. В начале года планируется повторение основных тем (3 часа – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). Список зарубежной литературы ограничен до трех авторов (В. Гюго. «Собор парижской Богоматери»; Г. де Мопассан. «Ожерелье»; Г. Ибсен. «Кукольный дом»), так как  произведения не включены в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, их изучение имеет ознакомительно-развивающий характер. Изучаемые в 10 классе художественные произведения русской литературы второй половины XІX века имеет большой объем, сложную проблематику. Программа предназначена для работы  в классе универсального профиля.

Предусмотрено проведение тестовых контрольных и проверочных работ в связи с введением ЕГЭ по литературе.

Содержание тем учебного курса

Русская литература XІX века в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы XІX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращенные к народу в поисках нравственного идеала)

Введение (2 ч). Русская литература и русская история XІX века. Основные темы и проблемы русской литературы XІX века (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой  литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XІX века, их развитие и взаимодействие.

Русская литература первой половины  XІX века.

Россия в первой половине  XІX века. Классицизм, сентиментализм и романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины  XІX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Теория. Реализм и его становление.

Развитие реализма в творчестве А.С. Пушкина. «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти». Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы.  Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

 «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

Теория. Народность литературы.

Романтизм и реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Мой демон».  Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в  творчестве Лермонтова.

Теория.  Романтическое  и реалистическое начало в лирике Лермонтова.

Литература середины XІX века как «эпоха Гоголя». Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

Критика. В.В. Набоков. «Гоголь» (фрагменты).

Теория. Образ автора в произведении.

Русская литература второй половины  XІX века.

А.Н. Островский. (5 ч + 1)  Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Свои люди – сочтемся». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Луч света  в темном царстве»; Ап. Григорьев. «После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу».

Методика. Использование материалов по истории постановок пьес на сцене, художественным фильмам.

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей.  Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова  в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Что такое «обломовщина»; Д.И. Писарев. «Обломов», роман Гончарова.

Теория. Нарицательные образы – герои художественных произведений.

 Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»:  художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Критика. М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени»; Д.И. Писарев. «Базаров»; Н.Н. Страхов. «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность  в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

Теория. Теория «чистого искусства».

Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов  в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Народность творчества.

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер  в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Теория. Сказ в творчестве Лескова.

 Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыковаа-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыковаа-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях  Салтыкова-Щедрина (гроетск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Теория. Понятие об условности в искусстве.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XX в.

Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов   в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.  Война 1812 года – Отечественная война.  Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.  Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи  в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад».  Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля  Чехова.

Зарубежная литература

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XІX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей эпохи.

Э.Т.А. Гофман. «Серапионовы братья». Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемирие» в отражении действительности.

Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста.

О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Главные герои романа: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе.

Э.А. По. «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика и поведения героев.

Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

А. Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм, Символические образы в стихотворении.

Теория. Социально-психологическая  драма.

Произведения для заучивания наизусть

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…». «Я пришел к тебе с приветом…». «Какая ночь!,,». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Конец аллеи…» (на выбор).

Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И.С. Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).

Л.Н. Толстой (отрывки по выбору учащихся).

Список литературы для самостоятельного чтения.

Н.А. Некрасов.  «Безвестен я…». «Внимая ужасам войны…». «Замолкни, Муза мести и печали…». «В столицах шум, гремят витии…».

Ф.М. Достоевский. Бедные люди.

А.А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не люблю…».

А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь могуч, непостижим…». «Жизнь пронеслась без явного следа…». Сентябрьская роза. «Опять осенний блеск денницы…». Цветы. Певице. Бал. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» Вечер. «На стоге сена ночью южной…». Венера Милосская. Деревня. «Какая ночь, как воздух чист…».

И.А. Гончаров. Обыкновенная история.

А.И. Герцен. Былое и думы.

А.К. Толстой. «Средь шумного бала…». «Ты не спрашивай, не распытывай…».

И.С. Тургенев. Новь. Накануне (на выбор).

Ф.И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Душа хотела б быть звездой…».»О, как убийственно мы любим…». «Эти бедные селенья…»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Господа Головлевы.

Л.Н. Толстой. Анна Каренина.

А.П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Макбет.

И.-В. Гете. Страдания юного Вертера.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса.

  1. В результате изучения литературы ученик должен знать:
  2. логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XІІ -XІXвв.;
  3. основные литературные направления русской литературы XVІІІ – XІX вв.;
  4. краткие биографические сведения об изученных писателях;
  5. содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного  произведения в литературном процессе;
  6. уметь:
  7. определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
  8. использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;
  9. давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
  10. свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;
  11. ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устного ответа

Отметка «5»

ответ полный и правильный на основании изученных материалов;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»

ответ полный и правильный на основании изученных материалов;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ  неполный, несвязный.

Отметка «2»

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»

отсутствие ответа.

Перечень рекомендуемой литературы.

УМК

Лебедев Ю.В.. Русская литература XІX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. М. Просвещение 2003.

Иван Александрович Гончаров

Критика

Журавлев В.П.. Русская литература XІX века. Вторая половина 10 класс: хрестоматия художественных произведений: в двух частях. М. Просвещение. 2001

Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф.Книги отражений. – М., 1979. – (Серия «Литературные памятники»).

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. – М.; Л.1962/ - Т./ 4.  

Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова. – М., 1998.

Мережковский Д.С.Гончаров. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991.

Литературоведение

Краснощекова Е.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов».

Лощиц Ю.М. Гончаров. – М., 1977. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Александр Николаевич Островский

Критика

Григорьев А.А. После «Грозы» Островского. – М., 1986.

Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. – М.; Л., 1962, 1963. – Т. 5,6.

Писарев Д.И. Мотивы русской драмы // Писарев Д.И. Соч. в 4 т. – М., 1955. – Т. 2.

Литературоведение

Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. – М., 1986.

Лакшин В.Я. Островский. – М., 1986.

Лобанов М.П. Островский. – М., 1982 - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Иван Сергеевич Тургенев Критика

Критика

Антонович М.А. Асмодей нашего времени. – М. 1961.

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? – М. 1963.

Писарев Д.И. Базаров. – М. 1955.

Страхов Н.Н. И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Литературная критика. – М. 1984.

Литературоведение

Батюто А.И. Тургенев-романист. – Л., 1972.

Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог. - Л., 1987.

Лебедев. Ю.В. Тургенев. – М. 1990. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Пустовойт.П.Г. роман  И.С. Тургенева «Отцы и дети»: комментарий. – М. 1991.

Николай Семенович Лесков

Литературоведение

Лесков А. Жизнь Николая Лескова. – М. 1984.

Николай Алексеевич Некрасов

Критика

Григорьев А.А.Стихотворения Н. Некрасова. Литературная критика. – М., 1967.

Дружинин А.В. Стихотворения Н. Некрасова. Литературная критика. – М., 1983.

Литературоведение

Груздев А.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М.; Л., 1966.

Розанова Л.А. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: комментарий. – Л., 1970.

Федор Иванович Тютчев

Критика

Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты. Избранные статьи. – М., 1982.

Литературоведение

Кожинов В.В. Тютчев. – М. 1988. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Афанасий Афанасьевич Фет

Критика

Дружинин А.В. Стихотворения А.А. Фета. – М. 1988.

Литературоведение

Скатов. Н.Н. Некрасов и Фет. – Л., 1973.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Критика

М.Е. Щедрин в русской критике. – М. 1959.

Литературоведение

Бушмин А.С. Художественный мир Салтыков-Щедрина. – Л., 1987.

Федор Михайлович Достоевский

Критика

Белинский В.Г. Петербургский сборник, изданный Некрасовым. Собр. соч.: В 9 т. – М. 1982. – Т.8.

Писарев Д.И. Борьба за жизнь. Соч.: В 4 т. – М. 1956. – Т. 4.

Литературоведение

Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: комментарий. – М., 1985.

Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. – М. 1976.

Лев Николаевич Толстой

Критика

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. – Л. 1989.

Литературоведение

Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – М. 1978.

Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире» – Л. 1977.

Антон Павлович Чехов

Литературоведение

Бердников. Чехов. – М. 1978. – (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. – Л., 1981.

Паперный З.С. Вопреки всем правилам…: Пьесы и водевили А.П. Чехова. – М. 1982.

Дополнительная литература для учителя:

История всемирной литературы (в 9 томах). – М.: Наука, 1991.

Комина Р.В. Над страницами русской классики: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Учебное пособие. – М.: Высшая школа,1989

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.

Прокофьев Н.И. Древняя русская литература: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1980

Приходько В.А. Постижение лирики: очерки. – М.: Детская литература, 1988

Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец 1 половины 19 века. – М.: Просвещение, 1990.

Скатов Н.Н. Далекое и близкое: литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981.

Тимофеев Л.И., Тураев С.В.  Краткий словарь литературоведческих  терминов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение,1985.

Дополнительная литература для учащихся:

Зарубежные писатели. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1997.

Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.И.Тимофеева. – М.: Просвещение, 1985.

Литература. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.

Родин И.О., Пименова Т.М.. Справочник школьника. Литература. – М.: АСТ Астрель, 2005.

Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1998.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. Под ред. Новикова В.И. – М.: Педагогика, 1988.

Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Под ред. М.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.

Энциклопедия литературных героев. – М.: Авграф, 1997.

Энциклопедия  русской жизни. Роман и повесть в России второй половины 18 – начала 19 века. – М.: Книжная палата, 1988.

Художественная литература из библиотечного фонда.

Мультимедийные пособия.

Литература. Библиотека электронных наглядных пособий./

CD-ROM/ООО «Дрофа», 2004.

Приложение к рабочей программе.

Учебно-тематический план.

№ в теме

Тема урока

Дата

Примечание

Введение. (1 ч)

Сентябрь

1.

1.

Русская литература и русская история 19 века.

Романтизм и реализм

Творчество писателей 1-й половины 19 века. (3 ч)

2.

1.

Развитие реализма в творчестве А.С. Пушкина.

Народность литературы

3.

2.

Романтизм и реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова.

4.

3.

Литература середины 19 века как «эпоха Гоголя».

Русская литература второй половины 19 века.

Творчество писателей 2-й половины 19 века. 

Александр Николаевич Островский. (5 ч +1)

5.

1.

А.Н. Островский. Этапы биографии и творчества.

ИКТ

6.

2.

Анализ комедии «Свои люди – сочтемся».

7.

3.

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

Григорьев А.А. После «Грозы» Островского.

8.

4.

Город Калинов и его обитатели.

9.

5.

Образ Катерины. Ее душевная трагедия.

Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве

10.

6.

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе «Гроза».

Иван Александрович Гончаров. (6 ч + 1)

11.

1.

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.

ИКТ

12.

2.

Образ главного героя в романе «Обломов».

13.

3.

Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении.

Октябрь 1н

ИКТ Упл б/л

14.

4.

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов».

Писарев Д.И.

15.

5.

Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов».

16.

6.

Историко-философский смысл  романа «Обломов».

17.

7.

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Обломов».

Иван Сергеевич Тургенев. (10 ч + 2 ч)

18.

1.

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева.

ИКТ

19.

2.

И.С. Тургенев. Рассказы цикла «Записки охотника».

20.

3.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе.

21.

4.

Взаимоотношения Базарова с П.П. Кирсановым.

Писарев Д.И. Базаров.

22.

5.

Базаров и Одинцова.

23.

6.

«Дуэль» Евгения Базарова и Анны Одинцовой.

24.

7.

Базаров и его родители

25.

8.

Базаров – нигилист.

Ноябрь 1н

26.

9.

Причины конфликта героя с окружающими и причины его одиночества.

Антонович М.А. Асмодей нашего времени.

27.

10.

Базаров перед лицом смерти.

28.

11.

Урок развития речи. Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

к/с

29.

12.

Урок развития речи. Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Николай Алексеевич Некрасов. (6 ч + 2 ч)

30.

1.

Основные темы и идеи творчества Н.А. Некрасова.

ИКТ

31.

2.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Горькая доля народа пореформенной России.

32.

3.

Изображение жизни народа в пореформенной России

33.

4.

Многообразие народных типов в галерее героев поэмы.

34.

5.

Народ в споре о счастье.

35.

6.

Народ и Гриша Добросклонов.

36.

7.

Урок развития речи. Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

К/с

37.

8.

Урок развития речи. Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Декабрь 1н

Федор Иванович Тютчев. (4 ч)

38.

1.

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи. Лирика природы.

ИКТ

39.

2.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева.

40.

3.

Философская лирика Ф.И. Тютчева.

41.

4.

Итоговый урок по творчеству Тютчева.

Афанасий Афанасьевич Фет. (3 ч)

42.

1.

Этапы биографии и творчества А.А. Фета.

43.

2.

Основные мотивы творчества А.А. Фета.

44.

3.

Проверочная работа. Анализ стихотворений А.А. Фета(2 стихотворения на выбор).

ПР/р

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (6 ч)

45.

1.

«Я писатель, в этом мое призвание». Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

ИКТ

46.

2.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества.

47.

3.

Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

48.

4.

«История одного города» как сатирическое произведение.

49.

5.

Смысл финала романа «История одного города».

Январь 1н

50.

6.

Итоговый урок по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Федор Михайлович Достоевский. (17 ч + 1 ч)

51.

1.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

ИКТ

52.

2.

Творческая биография Ф.М. Достоевского.

53.

3.

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского.

54.

4.

Раскольников среди униженных и оскорбленных.

55.

5.

Социальные и философские причины бунта Раскольникова.

56.

6.

Идея Раскольникова о праве сильной личности.

57.

7.

Преступление Раскольникова.

58.

8.

Причины поражения Раскольникова.

Февраль 1н

59.

9.

Раскольников и «сильные мира сего».

60.

10.

Раскольников и его двойники.

ИКТ

61.

11.

Место Раскольникова в системе образов романа.

62.

12.

«Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать». Почему герой не выдержал испытания.

63.

13.

Раскольников и Порфирий Петрович.

64.

14.

«Правда» Сони Мармеладовой.

65.

15.

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

66.

16.

Раскольников и Соня Мармеладова.

67.

17.

Смысл финала романа.

68.

18.

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ИКТ

69.

1.

Урок  внеклассного чтения. Василий Макарович Шукшин. «Калина красная».

Вн.чт.

Николай Семенович Лесков. (3 ч)

70.

1.

Художественный мир произведений Н.С. Лескова.

Март 1н

ИКТ

71.

2.

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие повести.

72.

3.

Изображение национального русского характера в повести.

Лев Николаевич Толстой. (20 ч + 3 ч)

73.

1.

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни.

ИКТ

74.

2.

Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

75.

3.

Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.»

76.

4.

Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.

77.

5.

Именины у Ростовых.  Лысые горы.

78.

6.

Изображение войны 1805-1807г.г.

79.

7.

 Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского.

80.

8.

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

ИКТ

81.

9.

Система образов и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

82.

10.

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

Апрель 1н

83.

11.

Изображение войны в романе.

84.

12.

Война 1812 года – Отечественная война.

85.

13.

Кутузов и Наполеон в романе.

ИКТ

86.

14.

Противопоставление Кутузова и Наполеона.

87.

15.

Партизанская война. Бегство французов.

88.

16.

Последний период войны и ее воздействие на героев.

89.

17.

«Мысль народная»  в романе «Война и мир».

90.

18.

Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали.

91.

19.

Эпилог романа.

92.

20.

Образ Наташи Ростовой.

ИКТ

93.

21.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

94.

22.

Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману «Война и мир».

95.

23.

Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману «Война и мир».

96.

1.

Урок  внеклассного чтения. В. Кондратьев. «Сашка». Человек на войне.

Май 1н

Вн.чт.

Антон Павлович Чехов.(4 ч)

97.

1.

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества.

ИКТ

98.

2.

Тема гибели души в рассказе «Ионыч».

99.

3.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу.

100.

4.

Конфликт в пьесе «Вишневый сад».

Зарубежная литература XX века. (3 ч)

101.

1.

В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери».

102.

2.

Г. де Мопассан. «Ожерелье».

103.

3.

Г. Ибсен. «Кукольный дом».

Подведение итогов года. (2 ч)

104.

1.

Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся.

ИКТ

105.

2.

Итоговый урок. Список летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....