Значение творчества Г.Р. Державина по русской литературе
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
«Значение творчества Г.Д. Державина в русской литературе»
Цели.
Учебные:
- Обобщение материала по теме «Творчество Г.Д. Державина»
- Обучение поиску, отбору и представлению информации.
Развивающие:
1.Развитие творческих и мыслительных способностей учащихся.
2. Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.
Воспитательные:
1.Воспитание патриотизма, гордости за русскую литературу.
2. Воспитание информационной культуры.
3. Формирование умения работать в группе.
Задачи:
- Учить сопоставлять факты, выделять главное из источников информации.
- Развивать творческие способности учащихся через создание электронных проектов.
- Учить ориентироваться в информационных ресурсах Интернет.
- Ознакомить с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
- Учить работать в группе, оценивать себя и товарищей.
Ход урока.
I. Вступление учителя. Задание на определение цели урока.
II. Тестирование на компьютере учащихся.
III. Сообщение учащейся презентацией по теме «Особенности поэзии Г.Р.Державина».
IV. Защита внеклассного проекта: «Обложка к сборнику стихов Г.Р.Державина».
V. Работа в парах. Выполнение практической работы по теме: «Поиск в Интернет о Державине».
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
На экране - портрет Державина и слова:
Г.Д. Державин (1743 - 1816)
Поэзия Державина была первым шагом к переходу русской поэзии от риторики к жизни.
В.Г.Белинский.
I.
Учитель: Начнем урок. Сегодня мы продолжаем изучать эпоху классицизма в России и поведем речь еще об одном поэте - Гаврииле Романовиче Державине. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку и постарайтесь определить цель нашего урока. Это и будет темой урока.
Высказывания уч-ся.
. Тема урока: «Значение творчества Г.Д. Державина в русской литературе»
Запишите тему и эпиграф в тетрадь.
II.
Для того чтобы яснее определить место творчества Державина в литературном процессе, вам предлагается отправиться в виртуальноепутешествие по всем эпохам, начиная с античности - выполнить на компьютере тест. Задание 1 - вы прочитаете отрывок из произведения, вам нужно определить время создания. Задание 2 - вы увидите архитектурное сооружение, определите, в какую эпоху оно было построено.
Уч-ся выполняют тест, результаты оставляют на экране.
III.
. Посмотрите презентацию на тему "Особенности поэзии Державина", подготовленную Щ евелевой Яной. Ключевые моменты конспектируйте.
Демонстрация презентации, во время которой уч-ся (5 человек) читают стихи Державина.
IV.
Готовясь к этому уроку, ребята осуществляли проект - делали обложку к сборнику стихов Г.Р.Державина по группам. Каждая группа оценила вклад каждого учащегося своей группы в проект, а сейчас будет оценивать работу других групп. Итак, защита проектов.
Защита проектов - взаимооценивание, результаты на листочках - учителю.
Сегодня на уроке, выполняя тест, мы вспоминали этапы развития литературы - от античности до эпохи классицизма. Из презентации узнали о жизни и творчестве поэта Державина, послушали его стихи, попытались выразить свое отношение к поэту, определить его роль в развитии русской литературы, защищая обложку к сборнику его стихов. А каково мнение о поэте его современников, известных литературоведов?
Вновь садитесь за компьютер, теперь парами. Задача - найти среди многих одно высказывание о Державине, о его роли в литературном процессе по предложенным адресам сайтов. Документ сохраняете в текстовом редакторе и размещаете его на рабочем столе в файле "Державин".
Уч-ся работают на компьютере.
Звучит музыка .
Затем лаборант показывает по очереди высказывания на проекторе, уч-ся читают.
Державин нарушает каноны классицизма, связывает поэзию с жизнью, вносит в стихи личность автора со всеми его чувствами и пристрастиями. Действительно, жизнь и творчество Державина можно назвать классическими, в прямом смысле этого слова - "образцовыми". Державин и для современников, и для нас, далеких потомков, являет собой пример служения Отчизне. Кем бы он ни был: простым солдатом, губернатором, секретарем, министром юстиции, он, несмотря протесты со сторон власть держащих, страстно хлопочет о благополучии народа, о справедливости законов, по которым живет народ..
Домашнее задание: доработать конспект по теме урока, выучить его и приготовить чтение наизусть стихотворения Державина "Властителям и судьям".
Итоги.
Оценки: за тест, за защиту проекта, за презентацию, за чтение стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по творчеству Г.Р. Державина
Анализ стихотворений "Властителям и судиям", "Памятник"....
Тема урока «Кругом родные все места»… (по творчеству М.Ю.Лермонтова) (раздел Русская литература п.п.ХIХ века)
Занимательная форма урока, самостоятельная подготовка учебного материала учащимися позволяют провести занятие интересно....
Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »
Из русской литературы XVII векаГ.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »Смирнова М.С.Учитель русского языкаи литературы ГБОУ Лицей № 554...
Духовность русской классической литературы(на примере творчества Г.Р.Державина)
Цель: 1) углубление понятия «духовность» в русской литературе;2) углубление знаний о классицизме как о художественном методе; 3)проникновение в авторский замысел;4) углубление понятий о преемственност...
"Языком сердца" - жизнь и творчество Г.Р. Державина". 9 класс
"Языком сердца" - жизнь и творчество Г.Р. Державина" - интерактивная презентация по литературе 9 класса, включающая в себя фотодокументы, иллюстрации, таблицы, видео...
Урок-исследование "Жизнь и творчество Г.Р.Державина"
Урок включает интерсную проверку домашнего задания и самостоятельную исследовательскую работу по новой теме....
Презентация "Творчество Ломоносова и Державина" (7 кл)
Презентация к уроку литературы...