Урок-лекция в 7 классе по теме «Значение млекопитающих в природе, жизни человека, их охрана»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок формирования новых знаний проводится в форме урока – лекции. Материал объемный, в учебнике для 7 класса авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина расположен в разных параграфах, чтобы его объединить в единое целое, я использовала именно эту форму урока: урок-лекцию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Значение млекопитающих в природе, жизни человека, их охрана.
Цели урока:
Образовательные – обобщить знания учащихся о значении млекопитающих в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности, показать необходимость охраны.
Воспитательные – прививать ответственное и бережное отношение к животным, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Развивающие – расширять кругозор учащихся; продолжать формировать способность к наблюдению, сравнению различных групп животных
Оборудование: Таблицы «Насекомоядные», «Парнокопытные», Красная книга, стенд «Красная книга предостерегает», презентация «Класс Млекопитающие», проектор, компьютер.
Тип урока: Урок - лекция
Методы и приёмы.
Работа с книгой (самостоятельная работа), групповая работа, использование элементов проблемного обучения, работа с ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Определение темы и цели урока.
Учитель обращает внимание учащихся на высказывания известных людей об охране животного мира. Слайд 1
«Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, а по тому, как ведем себя с животными». Чак Паланик
«Человек хуже животного, когда он становится животным». Рабиндранат Тагор
«Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными». Артур Шопенгауэр
Учитель. Как вы считаете по этим высказываниям можно определить тему и цель нашего урока? — Ответы учащихся.
Учитель Верно. Но еще мы выясним значение млекопитающих в природе и жизни человека. Запись темы в тетрадь. Слайд 2.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Значение млекопитающих для человеческого общества весьма разнообразно. Это определяется, с одной стороны, обилием и разнообразием видов зверей, с другой — разнообразием хозяйственной деятельности человека. В целом класс млекопитающих представляет огромное природное богатство, заслуживающее бережного отношения. В настоящее время это весьма актуально, так как за предшествующие столетия уже полностью истреблено более 100 видов. Среди истребленных животных такие уникальные, как морская корова, бык тур, дикая лошадь тарпан и другие . Слайд 3.
Сейчас во многих странах ученые заняты важной проблемой — сохранением и увеличением численности редких животных, из млекопитающих — в первую очередь некоторых видов китов и тюленей, белого медведя, азиатского льва, азиатского носорога, лошади Пржевальского, кулана, дикого пятнистого оленя и других. Слайд 4.
Опыт показывает, что при надлежащей постановке дела восстановление численности видов вполне реально. Достаточно вспомнить замечательные результаты, которых удалось добиться при восстановлении численности поголовья сайгака, лося, соболя.
Особенное значение охрана полезных видов зверей приобрела после принятия Закона об охране природы. Закон об охране природы предусматривает необходимость охраны и регулирования использования полезных диких животных как ресурсов охотничьего хозяйства, как объектов возможного одомашнивания. Закон предусматривает охрану редких и исчезающих видов животных как ценных памятников природы.
Сохранить полезных диких животных как ресурсов охотничьего хозяйства, как объектов возможного одомашнивания... А как же все остальные? Когда родилось деление всех поголовно живых существ на полезных и вредных? Для кого полезных? Ну, конечно же, для людей, поскольку они извлекают для себя из существования животных ту или иную пользу. А с чьей точки зрения вредных? Опять-таки с человеческой: поскольку и в той степени, поскольку и в какой дикие животные способны, не угождая нам, служить досадной помехой, дерзостно делить с нами естественные ресурсы.
Но нам-то известно, что у природы нет и быть не может детей плохих или хороших, родных или пасынков, все в ней тесно переплетено и неразрывно взаимосвязано.
Попробуем оценить значение млекопитающих в природе.
Работа в группах. Организуется работа в группах малого состава. Каждой группе дается задание подчеркнуть значение млекопитающих разных отрядов в природе. Оценить «полезность» и «вредность» их по отношению к человеку.
(1 группа — Насекомоядные; 2 — Мышевидные грызуны; З — Хищные; 4 — Копытные; 5 — Рукокрылые; 6 — Ластоногие и Китообразные). Слайд 3.
В ходе беседы на доске строится схема «Значение млекопитающих в природе». Слайд 4.
Раньше волк считался вредным хищником, наносящим ущерб животноводству и охотничьему хозяйству, его повсеместно и круглогодично истребляли. В последние годы в связи с работами экологов, отношение к волку стало меняться, высказывалось мнение, что волк — необходимое звено в природном сообществе. Такая политика привела к тому, что волков оставили без надзора. Во многих местах Центра и Севера России они размножились настолько, что стали нападать на одиноких путников.
— Так как же надо относиться к волку: истреблять или оставлять?
Многообразие видов млекопитающих, их широкое географическое распространение, обитание в самых различных условиях, высокая численность, биологическая активность и т.д. подтверждают потенциальную значимость животных в жизни природы и хозяйственной деятельности человека. Говоря о значении животных, можно привести множество фактов им данных, подтверждающих это.
В наши дни животный мир, в частности дикие животные, необходим и для развития науки, и в хозяйственной практике человека. Дикие животные доставляют ценную пушнину. Пух, жир, многие ценные лекарства (медвежья желчь, фармацевтические препараты), не говоря уж о высокопитательном мясе. Таким образом, они служат одной из жизненных основ развития экономики и хозяйства, внося немалый вклад в решение проблемы питания. Это промысловые животные.
Дикие и домашние животные активно служат целям развития науки, техники и культуры. Вспомним, что первой из «жителей Земли» в космос была отправлена собака. Она дала людям богатейшую информацию о возможности существования живых организмов во внеземном пространстве. А позже, вместе с отважными космонавтами, отправляли белых мышей и крыс. На них выяснялся биологический ритм жизни в невесомости, влияние космоса на наследственность и многие другие важнейшие вопросы.
Даже в век авто- и авиатранспорта мы не отказываемся от лошадей, оленей, верблюдов, ослов, мулов как от транспортных средств. Во многих областях и странах они в этом отношении просто незаменимы.
Изучение животного мира послужило основой развития новейшей отрасли науки и техники — бионики, делающей блестящие технические открытия и изобретения, значение которых трудно переоценить.
Известно, что многие технические новинки и машины были успешно созданы благодаря тому, что конструкторская и научная мысль ученых и инженеров была обращена к животному миру. Суда с формой корпуса кита... Самозатачивающиеся резцы и стамески «взяты» от резцов грызунов... Лопата — улучшенная ладонь... Кожа китообразных, обладающая антивибрационной упругостью — модель для особых пенисторезиноообразных покрытий подводной части кораблей, что позволяет развивать более высокую скорость... Дикие животные служат не только живой моделью для создания и усовершенствования инженерно-технических устройств и машин. В последнее время их научились использовать в совершенно неожиданной области — в охране природы, в борьбе с загрязнениями окружающей среды. Многие ученые усиленно начали «применять» четвероногих (косуль, оленей, кабанов и т. д.) в выявлении изменений среды, в качестве индикаторов ее загрязнения различными промышленными отходами. Здесь пригодилась способность животных исключительно точно и безошибочно улавливать присутствие в природе «инородных» газов и примесей, реагировать на малейшие изменения окружающей среды.
А роль животных в формировании словарного запаса многих богатейших и великих языков мира, такого, например, как русский язык?! — Медвежья сила, львиная храбрость, лисья изворотливость, львиная доля. Даже растениям люди дали названия животных. Назовите их. Дельфиниум, верблюжья колючка, «олений мох», львиный зев, медвежий лук, заячья капуста и т.д.
Люди всегда относились к животным с уважением, видя в них своих кормильцев, а иногда и спасителей. Благодарное человечество увековечило образ животных в архитектуре, на монетах, медалях, в памятниках. Поставлены памятники собаке (в Колтушах, в Берлине, в Париже, в Австралии, Африке, Японии и на Аляске), корове (в Дании), мулу (в Швейцарии), ослу (в Риме), мамонту (в селе Кулешовка на Украине). В Колтушах, вблизи Санкт-Петербурга, в парке института физиологии имени И.П. Павлова Академии наук поставлен памятник собаке еще при жизни великого основателя этого института. Поставлен этот монумент в знак благодарности четвероногим друзьям за верную службу науке, так как на собаке прослежены различные рефлексы, открыты основные принципы работы коры головного мозга и пищеварения и при помощи собаки великий физиолог сделал почти все свои основные открытия.
Что такое промысел? Каких промысловых животных вы знаете? С какой целью их промышляют?
Примерно из 350 видов, свойственных нашей фауне, около 250 потенциально могут быть объектами охоты. Такие виды есть во всех отрядах, кроме рукокрылых и Непарнокопытных. Больше всего их среди хищников (около 40 видов) и грызунов (около 30 видов). Менее всего их среди насекомоядных (5 видов). Для получения пушнины и мехового сырья добывают более 50 видов, но основную массу промысла составляет всего около 20 видов. Наибольшее значение имеют белка, соболь и ондатра. На втором месте стоят лисица, песец и суслики (все их виды). Далее идут крот (все виды), водяная полевка, куница.
Реальное практическое значение имеет также промысел копытных при добыче которых используются мясо и кожа, а у некоторых и другие продукты. Практически повсеместно в лесной полосе добывают лося. Существует регулярный промысел сайгака. Местами добывают северного оленя, марала, косулю, кабаргу, кабана. Добывание ценных пушных (например, соболя) и копытных зверей (например, лося, сайгака), тщательно регулируется и осуществляется только после выдачи специальных разрешений. Промысел массовых видов, особенно вредных в том или ином отношении (например, сусликов), поощряется.
В нашей стране охотничий промысел проводится на научной основе и предусматривает не только добывание зверей, но и их охрану и разведение. Уже проведена значительная работа по обогащению фауны восстановлением отечественных и акклиматизацией новых видов.
Организуется работа с текстом учебника (§ 32-35), о значении диких млекопитающих в хозяйстве человека» по группам.
Познакомьтесь с текстом учебника §60 и ответьте на вопрос: Какие охранные меры применяют в нашей стране для сохранения и приумножения промысловых видов млекопитающих?
Вопросы для обсуждения.
1.В старину этого зверя называли «порешня», видимо, за то, что он встречался около рек. Более позднее его название произошло от глагола «выдирать» (поскольку при выделке шкуры этого зверя остевые волосы выдергиваются и используется только густая и очень мягкая подпушь). Несмотря на то, что зверь этот распространен на территории нашей страны довольно широко, в последние десятилетия численность его в большинстве областей сокращается, а в некоторых районах он вообще исчез. Итак, вопрос: что это за зверь, и каковы причины снижения его численности?
2.Это промысловое животное на Дальнем Востоке называют мангутом, в Смоленской области — барсуковой собакой. В нашей стране зверя расселяли начиная с 1929 г., и в настоящее время территория его обитания огромна. И все же экологи считают, что расселение этого животного — весьма неудачный пример акклиматизации, проведенной без должного обоснования. Вопрос: о каком животном идет речь, и почему экологи остались недовольны результатами его акклиматизации в нашей стране?
Пушные звери в дикой природе могут чувствовать себя в относительной безопасности от покушений человеческой алчности, так как 93% всей заготавливаемой в стране пушнины дают зверофермы. Слайд 5.
В нашей стране клеточное звероводство начало развиваться с 1924 года, а уже в 1970 году страна вышла на первое место в мире по производству «клеточной» пушнины — и это несмотря на огромные природные запасы этого вида сырья. Основу клеточного звероводства в стране составляют пять видов пушных зверей: норка, серебристо-черная лисица, песец, нутрия и соболь. Успехи пушного звероводства — сравнительно молодой животноводческой отрасли, впечатляют. Звероводам удалось вывести новые породы. Так, в природе нигде не встречаются серебристо-черные лисицы с особенно красивым мехом, а также цветные норки — черные, сапфировые, голубые, белые: их прародительница дикая норка имеет заурядную темно-бурую окраску. В небольших бассейнах содержат полуводных зверьков — нутрий. Они бывают золотистыми, перламутровыми, снежно-белыми, серебристыми. Цветные норки и нутрии — дно из наиболее ярких свидетельств того, чего можно добиться, используя направленный подбор и отбор животных.
Важно отметить, что соболей разводят в неволе только в нашей стране. Кроме пяти названных видов в относительно небольшом количестве на некоторых наших фермах содержатся знаменитые шиншиллы, а также енотовидные собаки, куницы, бобры, хори. В самое последнее время все большее признание у звероводов завоевывает новый вид клеточного пушного зверя — фуро. Считают, что фуро — это одомашненный альбинос обычного черного хорька.
Объектами разведения в нашей стране стали и пятнистые олени, маралы и лось. Главной продукцией являются панты, молодые рога — сырье для изготовления ценнейших медицинских препаратов: пантокрина и пантогематогена. Их успешно применяют для лечения многих болезней.
Вывод. Редкие виды млекопитающие нашей страны и виды, находящиеся под угрозой исчезновения, занесены в Красную книгу (например, белый медведь, амурский тигр, туркестанская рысь, северный синий кит, гепард, зубр, красный волк).
Лекционный материал урока оформляется в тетради в виде тезисов и схемы.
IY.Закрепление знаний по таблице. Слайд 6.
Роль в природе | Роль в жизни человека |
1. Участвует в распространении семян, в естественном возобновлении растительности. | 1. Имеют промысловое значение. В пушном промысле первостепенное значение имеют белка, лисица, соболь, ондатра. |
2. Служат кормом для многих животных. | 2. Являются поставщиками продуктов питания, сырья для легкой и фармацевтической промышленности (лоси, сайгаки, кабаны). |
3. Хищные звери регулируют численность других животных; поедая трупы, выполняют санитарную роль. | 3. Грызуны наносят вред растениям и уничтожают продовольственные запасы. |
4. Участвуют в рыхлении почвы, в обогащении ее кислородом, органическими и минеральными веществами. | 4. Бывают бациллоносителями и распространителями ряда опасных заболеваний человека. |
5. Растительноядные звери влияют на рост и развитие растений. | 5. Хищные млекопитающие (волки) нападают на домашний скот. |
6. Важное звено в цепях питания. | 6. Дают меха, кожи, мясо, а от морских зверей получают еще и жир. |
YДомашнее задание: §34-35 вопросы после параграфа, по группам выполнить задание-- собрать материал о покровах тела животных.
YI. Подведение итога урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для учащихся 9 класса «Роль и значение иностранного языка в жизни человека и общества»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 им.И.И.Тарасенкост. Выселки Выселковского района Краснодарского края...
“Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”
Разработка урока бисероплетения по теме “Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека"
Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека", УМК В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа Английский язык...
Видеоурок литературы в 5 классе по теме "В.П. Астафьев.Природа и человек (По рассказу "Белогрудка)"
Видеоурок русской литературы в 5 классе...
Презентация к уроку зоологии 7 класс «Роль млекопитающих в природе, жизни человека,их охрана»
Цели урока: Обобщить знания учащихся о значении млкопитающих в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; показать необходимость охраны; познакомить с профессиями людей, которые у...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Значение растворов в природе и быту"
На первом этапе данного урока группы отчитываются в выполнении межпредметного проекта. Наиболее важным является отчет группы «ученых» о полученных измерениях и составленных на их основе гр...