Конспект урока на тему "Сложное предложение" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_slozhnoe_predlozhenie_2.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Конспект урока
русского языка в 5 классе
на тему:
«Сложное предложение».
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Савченко Ирина Александровна
2018 год
Предмет: | Русский язык |
Место урока в системе уроков | 26-й урок в разделе «Синтаксис и пунктуация» |
Тема урока: | Сложное предложение |
Цель урока: | познакомиться с особенностями строения простых и сложных предложений, а также пунктуацией в них. |
Дидактическая задача урока: | познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные» предложения; научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное; обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы; учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия) |
Тип урока: | Урок усвоения новых знаний |
Технологии: | Проблемно-диалогическая технология |
Формы и методы работы: | фронтальная, индивидуальная; групповая практические (словарная работа,), творческая работа (домашнее задание) |
Приемы: | Проблемная ситуация, «Верные и неверные утверждения», «Одень матрешку», софизм, самостоятельная формулировка заданий, схематический диктант |
Оборудование: |
|
ХОД УРОКА:
Этапы урока/время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) | - Здравствуйте, дети. Как настроение? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. - А теперь обернитесь, давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли, чтобы кое-чему у вас поучиться. Присаживайтесь, откройте тетради и запишите число, классная работа. - Вспомните, какой основной принцип нашей работы на уроке русского языка? - Почему? У каждого на парте «Рабочий лист урока», где вы будете выполнять некоторые задания и вносить результаты своей работы. В конце урока каждый получит оценку. | Дети приветствуют друг друга и гостей на уроке Делают записи в тетради. - не бойся ошибиться - Не ошибается тот, кто ничего не делает |
Разминка (развитие креативности речи) (3 мин.) | - Начнем с речевой разминки. (Техника «Небылицы»). Каждому из учащихся, сидящих по парам, предлагается за 1 минуту назвать как можно больше троек слов на следующие темы: 1) сказочный герой 2) дикое животное 3) цвет | Дети работают в парах, считая «тройки слов», затем делятся результатами |
Актуализация полученных знаний (8 мин.) | - Мы с вами продолжаем изучать предложение. Для того чтобы освежить в памяти наши знания, я предлагаю вам такое задание – «Верные и неверные утверждения». Я зачитываю утверждение. Если вы с ним согласны, то пишете «да» рядом с цифрой, если не согласны – «нет» ( в «Рабочем листе»). 1. Предложение – это основная синтаксическая единица, в которой обязательно есть грамматическая основа и которая характеризуется интонационной завершенностью. 2. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные. 3. Подлежащее и дополнение образуют грамматическую основу предложения. 4. К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение и обстоятельство. 5. Сказуемое может выражаться только глаголом. 6. Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если оба главных члена выражены именами сущ. в И.п. 7. Однородные члены предложения отвечают на одни и те же вопросы и являются одним членом предложения. 8. Распространенным называется предложение, в котором есть 3 и более второстепенных члена. 9. Обращение является в предложении подлежащим, т.к. стоит в И.п. 10. Обращения и вводные слова не являются членами предложения и всегда выделяются запятыми на письме. - А теперь проверьте себя с помощью ключа. Объясните, что неверно в некоторых утверждениях. - Оцените себя. Поставьте оценку в «Рабочий лист урока» - Запишите в тетради предложение ЗАКРУЖИЛИСЬ СНЕЖИНКИ. Что вы можете сказать об этом предложении? - Какое задание я задумала? - Давайте «оденем» наше предложение второстепенными членами. Добавьте вводное слово, запишите предложение (окончательный вариант записать) и выполните его полный синтаксический разбор. Кто желает у доски разобрать? В морозном воздухе, кажется, за кружились легкие снежинки. (повеств., невоскл., распр., простое, осложнено вводным словом) | Дети выполняют работы в тетрадях самостоятельно, затем проверяют себя. КЛЮЧ: 1. + 2. - 3. - 4. + 5. - 6. + 7. + 8. - 9. - 10. + - ответы учащихся - простое, нераспр. - «Одень матрешку» Все дети работают в тетради самостоятельно, 1 ученик вызывается к доске. |
Создание проблемной ситуации. Введение в тему урока. Целеполагание. (3 мин) | - А теперь посмотрите в свой рабочий лист и прочитайте записанные предложения. Пришла долгожданная зима. Еще унылые по-осеннему улицы покрыл белый снег, и солнце переливается в нем слепящим блеском. - Посовещайтесь в паре и подумайте: что объединяет эти предложения и чем они отличаются. Секунд 10-20 на обдумывание. - Верно. Подчеркнем грамматические основы ( 1 – Пришла зима. 2 – Покрыл снег, и солнце переливается) Начертим схемы данных предложений. 1) [ = -]. 2) [ = -], и [- =]. - Как называются такие предложения? Какая же тема сегодняшнего урока? Запишите тему в тетрадь. - На какие вопросы мы с вами должны ответить в ходе урока? | Дети работают в паре и выдвигают свои версии. Общее: предложения связаны по смыслу и грамматически. Различия: в 1-м предложении 1 грам.основа, во 2-м - две. - Простые и сложные предложения - Что такое сложное предложение? Как оно строится? Какие знаки препинания в нем ставятся и где? |
Освоение нового материала (5 мин) | - Итак, открываем «Теорию», параграф 24. Прочитайте - А теперь задайте вопросы по содержанию параграфа своим одноклассникам, но помните: задавайте такой вопрос, на который сами знаете ответ. Примерные вопросы: 1.Что такое сложное предложение? 2.Чем союзное предложение отличается от бессоюзного? 3.Каковы основные средства связи простых предложений в сложном? 4.Как на письме выделяются простые предложения в сложном? - А теперь я предлагаю вам софизм. Вспомните, что это такое? (рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению) - Итак, найдите ошибку в моем рассуждении и докажите, что я не права. - Я считаю, что предложение ЗИМА РАССТИЛАЕТ БЕЛЫЙ КОВЕР НА ЗЕМЛЕ, И ПОРАЖАЕТ НАС БЕЗУПРЕЧНОЙ КРАСОТОЙ ЛЕДЯНЫХ УЗОРОВ сложное, потому что здесь 2 грамматические основы: ЗИМА РАССТИЛАЕТ и КОВЕР ПОРАЖАЕТ. Значит перед союзом И нужна запятая. | Дети читают про себя. Дети задают вопросы друг другу по теме урока. Дети вспоминают, что такое софизм Ответы детей (предложение простое, т.к. здесь 1 грамматическая основа: зима расстилает и поражает) |
Первичное закрепление (7 мин) | - Распределите предложения по двум группам: простые и сложные. Подчеркните грамматические основы. Выполняем в «Рабочих листах» (в паре) 1. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке. - Сначала прочитайте предложения. Скажите, можно ли их назвать текстом? Почему да? Обоснуйте свой ответ. Попробуйте придумать заголовок к нему. - Докажите, что указанные вами предложения сложные. Объясните, почему в одних случая перед союзом И стоит запятая, а в других – не стоит? Оцените свою работу. - А теперь посмотрите на 2 начатых предложения. Что их отличает? Сформулируйте задание, которое нужно выполнить.
- Запишите составленные предложения. Подчеркните грамматические основы. Начертите схемы. Например: 1. Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом. 2. Выпал снег и укрыл белым покрывалом землю. - Оцените себя. | Простые: 2, 4, 5, 6 Сложные: 1, 3, 7 - это текст, т.к. состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определенном порядке. Все предложения объединены одной темой. Заглавие – «Случай с бобрятами» - запятая перед И ставится, если он связывает простые предложения в сложном. - составить 2 предложения так, чтобы 1 было сложным, а 2-е – простым с однородными членами. |
Творческое задание на закрепление (4 мин) | - А сейчас схематический диктант. Постарайтесь определить на слух, простое это предложение или сложное. Ваша задача – начертить схему предложений. Каждое предложение я буду читать дважды. 1. В конце ноября морозы усилились. 2. Завывает ветер, в поле кружит позёмка. 3. Белоснежной периной укутаны деревья и кусты. 4. Зайдешь в лесную чащу, и охватывает тебя чувство настоящего праздника. 5. Природа погрузилась в долгий сон, притихли деревья и кусты. - Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. СХЕМЫ:
- Оцените друг друга. Оценка будет равна количеству правильных схем. | |
Итог урока. Рефлексия (3 мин) | - А теперь на «Рабочих листах» вам нужно выполнить небольшой тест, состоящий из 3-х заданий. 1. Выбрать определение сложного предложения. 1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых. 2. Сложные предложения – это предложения, в которых одна грамматическая основа. 3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых. 2. Выбрать схему сложного предложения. 1.[– =],[– =]. 2.[– =]. 3.[– =, =,]. 3. Найти сложные предложения. 1. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. 2.Идет по земле волшебница зима и несет с собой метели и морозы. 3. Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лег на крыши снег. - Давайте подытожим наш сегодняшний разговор о простых и сложных предложениях. Короткий вопрос – короткий ответ. 1. Как отличать простые предложения от сложных? 2. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного? 3. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными? 5. Когда перед союзом И ставится запятая? Когда не ставится? - Оценки за урок… | Проверьте себя. КЛЮЧ к тесту:
Ответы учащихся… |
Домашнее задание: придумать небольшой текст (10 предложений) по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы. Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное. Вот здесь пробежал… | ||
Домашнее задание: придумать небольшой текст (10 предложений) по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы. Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное. Вот здесь пробежал… | ||
Домашнее задание: придумать небольшой текст (10 предложений) по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы. Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное. Вот здесь пробежал… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...