Урок по теме:"Прилагательные, соотносительные с причастиями".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кузьмина-Ерофеева Вероника Вольдемаровна

Урок-сценарий с использованием задачной формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzmina_scenariy.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина-Ерофеева Вероника Вольдемаровна.

ГОУ СОШ№1252 с углублённым изучением испанского языка имени Сервантеса, Москва

Сценарий учебного занятия

"Прилагательные, соотносительные с причастиями"

  1. Форма организации образовательного процесса, в рамках которого строится ситуация:

учебный предмет: русский язык

  1. В каком классе организуется ситуация: 6 класс.
  2. Единица содержания: различение прилагательного, причастия и существительного по общим грамматическим значениям, морфологическим признакам и синтаксическим  особенностям. Тип содержания образования: мыследеятельностный, так как наряду с системой знаний, соответствующих программе по русскому языку,  на уроке ведется работа со способами мышления и деятельности, а также предусмотрен этап рефлексии.  
  3. Схема единицы содержания в соответствии с названным типом содержания:

  1. Технология, обеспечивающая освоение единицы содержания: Задачная форма организации учебного процесса. Используя данную технологию, педагог формирует у детей способ контроля. Попадая в ситуацию затруднения, когда невозможно получить результат сразу, имея уже определенные накопленные знания, учащиеся самостоятельно восстанавливают норму, в результате рефлексии приходят к выводу  необходимости пошагово контролировать свои действия для  решения поставленной задачи. В результате приходят к выводу о необходимости контроля для достижения результата.

  1. Схема выбранной технологии:

  1. Место осваиваемой единицы содержания в системе других единиц типа содержания: раздел науки о языке «Морфология». Части речи известны: существительное, прилагательное, причастие по дополнительному учебнику М. М. Разумовской (6 класс) будет изучено к моменту проведения занятия.  Прилагательные, которые можно соотнести с причастием (отглагольные прилагательные) изучены будут на уроке новым  способом контроля своих действий.

  1. Схема системы единиц с указанием в ней места осваиваемой единицы:

  1. Учебный материал:        

 Задание: Найдите отглагольные прилагательные.

Текст одинаковый в каждой группе.

1.        Её душа открыта жадно лишь медной музыке стиха.

2.        Вот самое подходящее место для купания.

3.        Я смотрел на кляксу потерянными глазами.

4.        Он очень знающ.

5.        Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке.

6.        С послушными людьми легче живётся.

7.        Но бывает такой момент, когда до зарезу нужны непослушные.

8.        А  внизу желтела полоска пляжа с маленькими фигурками загорающих и разноцветными кружками зонтов.

Ответы (2, 3,4,6)

У учащихся при выполнении этого задания получается разный результат.  Восстанавливают норму и вновь выполняют задание.  Результаты совпадают, если контролировали свои действия или не совпадают.  Во время рефлексии выясняется, что проверяли действия не по всем признакам нормы, а останавливались только на одном.

Подведение итогов занятия:

Во время рефлексии учащиеся приходят к выводу о необходимости контроля (пошагового соотнесения своих действий с нормой) не только учебной ситуации, но и жизненной

Изложение сценария занятия в произвольной форме:

Цель: формирование способа контроля.

0 этап. Актуализация знаний.

Цель: ситуация успеха.

Педагог: Вспомните. Что такое существительное, прилагательное и причастие?

Учащиеся дают определения этих частей речи.

1 этап. Деятельность в группах.

Задание: Найдите отглагольные прилагательные.

Текст одинаковый в каждой группе.

1.        Её душа открыта жадно лишь медной музыке стиха.

2.        Вот самое подходящее место для купания.

3.        Я смотрел на кляксу потерянными глазами.

4.        Он очень знающ.

5.        Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке.

6.        С послушными людьми легче живётся.

7.        Но бывает такой момент, когда до зарезу нужны непослушные.

8.        А  внизу желтела полоска пляжа с маленькими фигурками загорающих и разноцветными кружками зонтов.

Ответы (2, 3,4,6)

2 этап. Разный результат.

Цель: фиксация разных результатов.

Группы демонстрируют выполнение задания на  листах бумаги А-3. На занятии не было совпадений

3 этап. Рефлексия.

Цель: восстановление нормы.

Педагог: Как действовали в группах?

Учащиеся: Вспоминали элементы нормы.

Педагог: Что конкретно вспоминали из нормы?

Вспоминают элементы  нормы. Педагог или сами учащиеся  фиксируют на доске

Прилагательное

Причастие

Существительное

Общее грамматическое значение

признак предмета

процессуальный признак предмета

предмет

Морфологические признаки

Изменяется по родам, числам и падежам

Изменяется по родам, числам и падежам, временам (настоящее, прошедшее)

имеет залог (переходность), вид        

Изменяется по

 числам и падежам,        

род постоянный

Синтаксические особенности

Входит в ряд синонимов прилагательных

Возможны зависимые слова

Входит в ряд синонимов

существительных

.

                

Педагог: Норма восстановлена на доске. Можете проверить свою работу?

Учащиеся: Да

Педагог: Проверьте

 4 этап. Деятельность в группах. Проверка своих действий, соотнесение с нормой

Цель: способность пошагово соотносить свои действия с нормой

На занятии не все группы справились.  Некоторые допустили ошибки. Во время обсуждения выяснилось,  что учащиеся  либо не синтаксические особенности, либо не все морфологические признаки, делали вывод по одному основанию

5 этап. Рефлексия.

Цель: освоение понятия контроля.

Педагог: Почему первый раз в группах получились разные результаты, а второй раз одинаковые?  Если разные, то как надо было действовать, чтобы прийти к одному результату?

Учащиеся: Действовали по-разному. Вспомнили разные элементы нормы. Восстановили норму,  действовали одинаково.

Педагог: Что необходимо сделать, чтобы проверить себя?

Учащиеся: Вспомнить норму.

Педагог: Для чего необходима норма?

Учащиеся: Норма необходима для того, чтобы соотносить свои действия с образцом.

Педагог: В какой ситуации необходимо помнить о норме?

Учащиеся: В ситуации контроля.

Педагог: Что такое контроль?

Учащиеся: Проверка своих действий по норме.

Педагог: Как вы понимаете выражение контролировать себя?

Учащиеся: Каждый свой шаг, своё действие соотносить с нормой.

Педагог: Для чего необходим контроль?

Учащиеся: Контроль необходим для того, чтобы избежать ошибок.

Педагог: Когда необходимо контролировать свои действия?

Учащиеся: Всегда.

Педагог: Что такое контроль?

Учащиеся: Контроль - поэтапная проверка своих действий готовой нормой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект уроков по теме "Образование и правописание причастий".

Урок русского языка.Образование и правописание причастий.Цель:1. Познакомить со способами образования причастий.2. Привить навыки:- умения образовывать действительные и страдательные причастия настоящ...

Урок по теме "Действительные и страдательные причастия"

Урок содержит материал к уроку в 6 классе по изучению темы "Действительные и страдательные причастия", включает разные виду деятельности учащихся и формы аботы, помогающие легче усвоить тему урока....

конспект урока по теме : "Действительные и страдательные причастия", презентация

Первый урок по теме: " Действительные и страдательные причастия". Урок по технологии проблемного обучения,с элементами групповой формы работы....

Разработка урока по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями" Тип урока : урок открытия новых знанийКласс : 7Цели урока:Образовательные:-Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причаст...

Самоанализ урока на тему "Действительные и страдательные причастия"

Материал поможет составить   проанализировать проведённый  урок....

Конспект урока по теме "Правописание НЕ с причастиями".

Тема: Правописание НЕ с причастиями.Цель: создать условия для совершенствования умений и навыков правописания не с причастием; развивать умения учащихся видеть орфограмму в словах; формировать навыки ...