Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) по теме
Документ содержит пояснительную записку, списк литературы и календарно-тематическое планирование элективного курса по русскму языку в 8 классе "Пишем успешно изложение и сочинение" для подготовки к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема | Вид деятельности | Кол-во часов |
1 | Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с КИМами. Критерии оценивания изложения и сочинения. | Лекция Практикум | 1 |
2 | Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. | Практикум | 1 |
3-4 | Составление плана текста. Выделение микротем. Абзацное членение текста. Анализ текстов и планов. | Практикум | 2 |
5-6 | Понятие сжатого изложения. Приёмы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную. | Лекция практикум | 2 |
7-8 | Приёмы свёртывания исходной информации путём обобщения, замены, исключения. | Лекция практикум | 2 |
9 | Сокращение исходного текста с помощью приёмов компрессии. | Практикум | 1 |
10 | Анализ текстов готовых изложений, редактирование текстов. | Практикум | 1 |
11-12 | Написание сжатого изложения. | Самостоятельная работа | 2 |
13 | Классификация речевых ошибок. | Лекция практикум | 1 |
14 | Классификация грамматических ошибок. | Лекция практикум | 1 |
15 | Анализ текста. Редактирование текста. | Практикум | 1 |
16-17 | Написание сжатого изложения. Работа над ошибками. | Практикум | 2 |
18 | Понятие о сочинении-рассуждении. Сочинение на морально-этическую тему. Сочинение на лингвистическую тему. | Лекция | 1 |
19 | Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции. | Лекция практикум | 1 |
20-21 | Понятие о проблеме текста. Способы выявления проблемы. | Практика | 2 |
22 | Способы выражения проблемы и авторской позиции в публицистическом тексте. | Практика | 1 |
23 | Способы выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. | Практика | 1 |
24 | Понятие о комментарии. | Практика | 1 |
25-26 | Понятие об аргументе. Подбор аргументов. | Практика | 2 |
27-28 | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. | Самостоятельная работа | 2 |
29 | Анализ текста. Редактирование текста. | Практика | 1 |
30-31 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | Самостоятельная работа | 2 |
32 | Анализ текста. Редактирование текста. | Практика | 1 |
33-34 | Выполнение заданий части С. | Самостоятельная работа | 2 |
35 | Анализ выполненных работ. Коррекция . | Практика | 1 |
Пояснительная записка
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 8 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позволил увидеть уровень готовности учащихся к выполнению части С, обозначить проблемные точки, над которыми нам предстоит специальная работа в ближайшем будущем.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Таким образом, новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием нехудожественного текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).
Цель элективного курса: подготовить учащихся к успешному выполнению части С новой формы: сформировать способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста, научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.
В задачи данного курса входит обучение:
- способам понимания текста;
- способам выражения понимания чужого;
- способам выражения собственной позиции;
- созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
- способам компрессии текста;
- созданию сжатого изложения.
А также развитие рефлексивных способностей на основе способов различения авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Элективный курс «Успешно пишем сочинение и изложение» (подготовка к выполнению части С экзамена по русскому языку в новой форме) рассчитан на 35 часов и предназначен для восьмиклассников.
Литература для учителя и учащихся
1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.
2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004
4. Долинина Т.А. «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык 9 класс: Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010
5.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.
6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
7.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».-М. : «Просвещение», -1984)
8.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008
9.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.
10.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, -2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/27/picture-81159.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-382828-1391531095.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-375365-1389235100.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".
Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-65123-1504545489.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538845-1416939683.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-65123-1504545489.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...