Урок развития речи в 5 кл.
план-конспект урока русского языка (5 класс) на тему

Емельянова Ирина Олеговна

Урок развития речи в 5 кл. по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_5_klasse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 5 классе.

( Подготовлен учителем русского языка и литературы МАО ДСОШ №7 с УИОП Емельяновой И.О.)

Тема: Составление рассказа на основе описания картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!».

Цели.  Самоопределение учениками: что будет на уроке? зачем мне это надо? что ожидаю от урока? и т. п.

Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на                 основе ролевой игры по картине;

активизировать в речи детей слова колорит, композиция.

Развивающая: развить навык составления диалога;

развить речь словами, связанными с темой картины и художественными средствами  выражения( эпитетами, метафорами, олицетворениями, сравнениями).

Воспитательная: воспитывать культуру речи;

положительное отношение к учебе.

Оборудование: репродукция картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

                                                   Ход урока. 

Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

 

      Ребята, у всех вас в школе есть любимые и нелюбимые предметы. У каждого он свой. А вот в отношении оценок все однозначно любят пятерки, а двойки получать не хотят. Особенно тяжело тому, у кого двойки посыпались одна за другой. Сегодня мы как раз поговорим о мальчике, который «опять» получил двойку. Такого мальчика изобразил на своей картине художник Ф.П.Решетников.

     Индивидуальное сообщение о художнике.(дом. задание). Будьте готовы к беседе по прослушанным сообщениям. Известный художник Ф.П.Решетников (род. в 1906 году) с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин » и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись на Большую землю, написал несколько картин, посвященных Арктике. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей любимой профессии. Любимыми героями его полотен стали дети.

( Обобщение услышанного. Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше? Какие понятия, термины вы услышали впервые?. «Герои-челюскинцы», «дрейфующая льдина», «Большая земля» и др.)

       Мысль написать картину, с которой мы сегодня познакомимся, родилась у Ф.П.Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома, и решил написать об этом картину. Многое вложил живописец в эту маленькую будничную сцену. Двойка не случайность, она результат расхлябанности, неорганизованности. Прокатился на коньках, забыл выучить уроки – вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упреки. Особенно стыдно перед матерью, которой не раз давал обещание хорошо учиться. Да, невесело приходить домой с двойкой!

    Художник долго не мог найти натуру для главного героя. «И вот однажды, когда он шел по двору, вдруг услыхал веселые крики: ребята с увлечением играли в футбол. Он подошел поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах, растопырив руки и ноги, прыгал бойкий мальчишка. Светлая голова с хохолком на макушке, живые глаза, пухлые губы – самый подходящий типаж для героя! После школы он еще не успел забежать домой и явился с туго набитым портфелем в руках; порыжелый, весь в трещинах, побывавший в боях – такой портфель был тоже отличной находкой для картины» (О.Туберовская).

     Беседа по картине

     -Узнали героя? Действительно,  художник изобразил его таким же, как и описывал?

     -С помощью каких средств художник показал, что ученик – главный герой картины? (Школьник изображен на переднем плане картины. Он хорошо виден на фоне голубовато - белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка – смотрят на него и невольно обращают наше внимание на героя.)

  - Как вы думаете, сколько лет мальчику? ( 9 -10 лет)

  - Да, скорее всего мальчик этого возраста. Посмотрите внимательно на его сестру. Она в красном галстуке. Что это означает? ( Девочка пионерка)

( Дети могут пояснить: что значит быть пионером? Кого и как принимали в пионеры? Могут рассказать об этом пионеры в классе).

     Для описания картины организовывается работа в группах. Каждая группа, используя приготовленные карточки, готовит свое описание определенного фрагмента картины.( 10 минут работы в группе)

- 1 – я группа: Опишите мальчика с портфелем и с собакой.

-На каком плане картины изображен мальчик? Почему?

-Какими словами можно описать внешний облик мальчика?( голова, лицо, пальто, что видно под пальто и т.п.).

-О чем говорит его поза?

-О чем говорит его «бывалый» портфель?

-Опишите собаку.

- 2 -я группа: Опишите старшую сестру.

- На каком плане картины изображена сестра? Хорошо ли ее видно?

- Опишите внешний облик ее: лицо, волосы, во что одета?

- Обратите внимание на ее портфель и школьные принадлежности и опишите их.

- Опишите позу девочки. О чем она говорит?

3 – я группа: Опишите маму и младшего брата.

- Опишите, где находится мать.  В какой она позе? Что это означает?

- Опишите, во что она одета. Почему художник изобразил ее в ярких цветах?

- Опишите младшего братишку. О чем говорит его взгляд?

- 4- я группа: Описание обстановки квартиры.

- Что из предметов в квартире привлекает большее внимание? Опишите эти предметы ( стол, ковер на полу, стены и предметы на них).

-  Опишите, что видно в дальней комнате.

- Что можно сказать, глядя на квартиру, о тех, кто в ней живет?

Законы работы в группе.

1.Прочитал задание для всех, обсуди: одинаково ли вы его поняли?

2.Ты в группе не один: работают все. Умей слушать соседа, дополнять, помогать. Будь готов к ответу.

3.Работая коллективно в своей группе, не мешаем другим.

4.Перед ответом еще раз все проверь.

5. Оценка ставится всей группе, поэтому помогают, поддерживают при ответе все.

  Заслушивание и обсуждение ответов от группы. Важно, чтобы описание было полным и легко «вливалось» в общее представление картины.

  Оценка  групповой работы (проводят сами учащиеся).

  - Подумайте, какова основная мысль картины.

  - Какими художественными средствами автор выразил основную мысль? (Такими, как расположение фигур на полотне, определенная поза, выражение лиц героев, сочетание различных цветов, освещение.)

Расположение фигур на полотне имеет огромное значение и называется «композиция» (запись слова на доске). Составить словосочетание с этим словом:

Строгая, четкая композиция; удачная композиция; композиция картины; различные формы композиции; особенности композиции. Композиция картины «Опять двойка!» хорошо продумана Ф. П. Решетниковым.  Раскрытию замысла художника помогают и краски. «Колорит» картины – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. ( запись слова на доске). Здесь на картине он не яркий, а скромный. Говорит о будничном дне в одной семье. Неяркий колорит картины «Опять двойка!» соответствует будничному событию. Колорит в картине имеет большое значение для раскрытия замысла художника.

«Не яркие, серые» как иначе  можно назвать эти цвета? «Приглушенные» (запись слова на доске).

    Назовите на картине предметы в приглушенных тонах: голубовато-серы стены комнаты, светло-коричневый пол, зеленоватого цвета пальто ученика и т. п.

    Представьте эту картину без красок. Что получилось?

    Подберите синоним к слову «огорчить» - опечалить, расстроить.

    Расскажите о своем отношении к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...