Урок - путешествие в страну Крылатых выражений
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок "Путешествие в страну Крылатых выражений" является заключительным в изучении раздела русского языка "Фразеология", 6 класс. нетрадиционная форма проведения урока позволяет открыть учащимся новое, обобщить и закрепить полученные знания по теме "Фразеология. Источники фразеологизмов". Предложенные виды работы помогают учителю приобщить учащихся к серьёзной мыслительной деятельности, воспитать внимательных и вдумчивых ценителей слова. Разработка урока содержит вопросы и задания, которые могут быть использованы во внеклассной работе по предмету русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Стишилина Татьяна Дмитриевна, г.Балаково, МОУ «СОШ №4»
Урок – путешествие по русскому языку, 6 класс.
Тема: «Путешествие в страну Крылатых выражений»
Цель: Обобщить знания по теме «Фразеологизмы»
Оборудование: Музыкальное оформление, рисунки, презентация, костюмы героев путешествия.
Ход занятия.
Звучит музыка
Ведущий:
- Добрый день, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну «Крылатых выражений». Это будет трудное путешествие, с различными преградами. Но чтобы нам справиться с трудностями, вы должны ответить на вопросы. И после этого мы отправимся в путешествие.
Скажите, что это за крылатые слова? Назовите фразеологические обороты. (Дело в шляпе, бить баклуши, заткнуть за пояс и т.д.)
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень умные и грамотные.
Ну, что же, друзья, в путь. Приятных вам приключений. Командир, заводи звездолёт. (Звучит космическая музыка)
Ой, смотрите, да мы уже приближаемся к городу. А какая здесь интересная архитектура. Посмотрите, что это там на башнях? А, да это же флюгеры. Они так заманчиво хлопают своими сказочными крыльями, будто бы приглашают нас в гости.
Командир:
- Внимание! Внимание! Говорит командир команды. Всем хлопнуть в ладоши. Мы приземляемся перед воротами одного из удивительных городов страны Русского языка, города «Крылатых выражений».
Ведущий:
Взгляните, а нас уже встречают. Кажется, это стража. Ребята, я чувствую что-то недоброе. Стража не хочет пускать нас в город.
Ведущий и командир:
- В чём дело?
1 стражник:
- Дело? Дело в шляпе! (Отвечает важным голосом.)
2 стражник (поясняет):
- Вы сможете пройти в наш город в том случае, если ответите на наш вопрос. Мы просим вас рассказать, откуда произошло выражение «дело в шляпе»?
( Ученик рассказывает о происхождении выражения «Дело в шляпе», задание даётся заранее.
Дело в шляпе
Очень давно, когда почти и железных дорог не было, все важные документы из одного города в другой перевозили специальные люди – гонцы. Помните, в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина:
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят,
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Иногда гонцы хранили эти письма в сумке, но их, как вы убедились, легко было найти и подложить другие. Гонцы старались спрятать документы так, чтобы они не потерялись, чтобы их нельзя было найти сразу, и в пути их часто хранили в шляпах. Вот отсюда и пошло выражение дело в шляпе.)
Стража:
- Молодцы, ребята! Теперь ворота нашего города открыты для вас.
- Ах… Да не уж-то это король идёт приветствовать вас?
Король:
- Как я рад! Как я рад, что мне выпала честь принимать в своём городе столь замечательных гостей. Вы уже , наверное, догадались, что я король. Меня зовут Водить за нос, а это моя свита: Лопнуть от зависти и Дело в шляпе.
(Король приветствует ребят, кланяясь.)
- Ой, прошу прощения, что я вам здесь зубы заговариваю и не приглашаю в свой замок.
Ведущий:
- Ребята, представьте, что вы находитесь в замке старины. Это красивое здание, с массивными колоннами белого цвета. Вот открывается дверь, и вы попадаете в залу, наполненную солнечным светом. А кто это в углу сидит?
Король:
- А это наш знаменитый Козёл отпущения.
Ученик-зритель:
- А что он умеет делать?
король:
- О, он у нас очень умный. Он учит наши крылатые выражения "бить баклуши, ходить гоголем и заговаривать зубы".
Козёл отпущения:
- Кого я вижу! Это никак олухи царя небесного решили посетить наше царство.
Ученик-зритель:
- Извините, но мы не олухи царя небесного.
Козёл отпущения:
- Ой, ой! Прям уж и пошутить нельзя. А вот мы сейчас и проверим: олухи вы или нет. Я вам прочитаю вопросы, а затем - рассказ. И посмотрю, какой ответ вы дадите.
Вопросы к рассказу (записать на доске)
1. Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку)
2. Что означает это выражение?
3. Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? Почему?(рисунок к рассказу сделан учениками заранее)
Рассказ.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами ,говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. потом он мне покоя не давал: "пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. пять километров одним духом отмахали. А нашего "приятеля" дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье:
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому - нибудь голову морочит.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, -успокоил нас дед, -со мной пойдёте.
И пошли, и рыбу ловили, и костёр развели. А уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
(Учащиеся отвечают на вопросы)
Козёл отпущения:
- Я вижу, что вы умные ребята. Беру свои слова обратно. А в награду, я познакомлю вас с улицами своего города. Эй, Олух царя небесного, пойди сюда и поприветствуй гостей. (выходит Олух) Познакомьтесь. Это наш экскурсовод. Он познакомит вас с улицами города. (На доске - карта с улицами города)
Экскурсовод:
- Вы ещё не устали? Тогда в путь.
1.Вот улица Ремесленников. Здесь проживают выражения: бить баклуши, тянуть канитель, попасть впросак, блоху подковать. А кто из вас знает, что означает выражение "бить баклуши"? (ученик рассказывает о выражении "бить баклуши")
Бить баклуши
Когда кто-то бездельничает, ему нередко говорят: "Перестань бить баклуши!" Что за странное обвинение? Что такое "баклуши" и кто и когда их "бьёт"?
С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Что бы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.
2. Следующая улица Музыкантов. Населена она фразеологизмами «тянуть канитель, играть первую скрипку, плясать под чужую дудку»
Задание: С помощью мимики и жестов изобразить фразеологизм : хлопать глазами, вскружить голову, скалить зубы, найти общий язык, прибрать к рукам, прожужжать все уши, зубы заговаривать.
3. А это улица Занимательная. Здесь живут такие слова, которые любят поиграть. Сейчас с вами Белая ворона поиграет в игру «Восстанови фразеологизм»
Белая ворона:
- Сегодня я выполняю очень важную миссию, мне необходимо провести игру «Восстанови фразеологизм».
Условия игры. В игре принимают участие три команды по четыре человека в каждой команде. По очереди каждый член команды заканчивает фразеологический оборот. Побеждает команда, которая раньше всех справится с заданием.
Задания для команд:
1 команда.
Делить шкуру неубитого ___________(медведя)
Сесть на любимого ________________(коня)
Купить ________ в мешке (кота)
Пустить __________в огород (козла)
2 команда.
Набито как в бочке _____________(селёдки)
Дуется как ____________на крупу (мышь)
Считать __________(ворон)
Дразнить ___________(слона)
3 команда.
Брать _________за рога (быка)
Смотреть как ____на новые ворота (баран)
Писать как _________лапой (курица)
Прокатить на __________(черепахе)
Игра со зрителями. Соревнование «Кто больше?»
За пять минут каждый из играющих должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, зуб, язык, рука, нога (на выбор)
4. Следующая улица Юмора. Здесь мы сможем узнать, кого можно за пояс заткнуть, почему иногда водят за нос, а иногда остаются с носом. Почему иногда водят за нос? Не знаете?! Тогда смотрите.
Сценка «Водить за нос»
Рассказчик: «поезжайте в Среднюю Азию. Там на дорогах вы увидите странную картину. Идёт крошечный мальчуган и ведёт за собой огромного верблюда. Животное идёт послушно, потому что ребёнок тянет его за верёвку, привязанную к кольцу, продетому в ноздри. Попробуй не подчинись! И не хочешь, а пойдёшь следом, если тебя ведут за нос.
Экскурсовод:
- Но вот и закончились наши улицы. До свидания, ребята! До скорых встреч!
Командир:
- Да, жаль расставаться с весёлыми, остроумными жителями города Крылатых выражений. Но мы ещё встретимся с нашими друзьями. А сейчас в путь. Звездолёт ждёт нас. (звучит музыка)
Ведущий:
- Вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, что вам оно понравилось, вы узнали много нового и интересного. Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие в страну "Чередующие гласные"
Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас....
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....
Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"
Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...
Урок по истории в 5 классе на тему:Урок – путешествие в страну египтян.
Тема: Урок – путешествие в страну египтян.Тип урока: урок обобщенияЦель урока: повторить и обобщить полученные знания по теме“Древний Египет”.Задачи:Образовательная– проверить ...
Тема урока: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СИНТАКСИС». Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.
Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе....
Урок-знакомство в 4 классе. (Знакомство будущего учителя в 5 классе) Урок-путешествие в страну русского языка.
Урок-знакомство в 4 классе. Для учителя важна преемственность, такой урок в 4 классе дает возможность будущему учителю русского языка и литературы познакомиться с детьми заранее, посмотреть , как они ...