Урок развития речи в 5 классе "Будем талантиливыми собеседниками"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
На примере специально подобранных текстов дети учатся говорить правильно (верно образуя формы слов, расставляя ударения), точно (без слов- "пустышек", слов-паразитов), выразительно (стараясь распространять предложения, употребляя однородные члены предложения). Для пробуждения речетворчества учащимся было рассказано о «биномах фантазии», придуманных итальянским писателем Джанни Родари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budem_talantlivym.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе по теме
«Будем талантливыми собеседниками, или как вести беседу».
Цели и задачи:
1) формировать понятие о правилах речевого этикета;
2)научить использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
Ход урока:
I.Повторение изученного ранее.
- Для чего людям дан во владение язык? Вспомните функции языка. (Язык служит для общения, для передачи информации, чувств)
- Вспомните, что такое монолог и диалог.
- Как можно назвать тех, кто участвует в диалоге? (Говорящие, собеседники)
- Какую форму речи используют при общении?
II.Введение в новую тему урока.
Прочитаем диалог двух людей в лицах.
-Давай вечерком прошвырнемся по бульвару.
-У меня много делов.
-Да брось ты их, все равно всех не переделаешь. А погод-ка сегодня клёвая! Все ходят без пальтов.
-Ничё не обещаю. Если надумаю, позвоню.
- Что вы можете сказать о людях, которые так говорят?
Итог наблюдений: речь человека – это своеобразный паспорт человека, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно, точно, выразительно вести беседу, разговор, диалог. Итак, запишем тему урока: «Будем талантливыми собеседниками, или как вести беседу».
III.Движение темы.
- Учимся говорить правильно.
А)Выпишите ошибки в речи ученика, рядом запишите верный вариант.
Случилось это на уроке географии. Новенький стоял возле стола учительницы, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…
-Где ты учился, Сережа Елкин? – спросила Елена Вадимовна.
-Теперя? В этом годе? – переспросил новичок.
-Ну, разумеется.
-Теперя в 35 школе.
(Теперя-теперь, в годе – в году)
Итог наблюдений : эти ошибки связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слова.
Б)Поняла ли мама Люсю?
Школьница Люся, окончив занятия в школе, пришла домой и села за стол решать сложный тэст по английскому языку. Через некоторое время позвонила мама и спросила дочку: «Что делаешь?» -«Вожусь с т ,эстам,» - был ответ.
Итог наблюдений: Люся неправильно произносит слово, смягчая т, как произносят т, в слове тесто. Нарушен закон орфоэпии. С этим разделом нам предстоит познакомиться в скором времени.
В)Расставьте ударения в следующих словах: ДОГОВОР, ШОФЕР, ПРЕДЛОЖИЛ, ПЕТЛЯ, МАГАЗИН, АЛФАВИТ, СТАТУЯ, ЗВОНИТ, КВАРТАЛ, БАЛОВАТЬ.
- Учимся говорить точно.
Прослушайте стихотворение Э.Машковской. Как вы его восприняли? Узнали ли вы себя? Почему?
Жил-был этот, как его,
Ну и значит, и того.
Жил, это самое,
Со своею мамою.
Был еще один чудак
Это, в общем, значит, так,
И его любимый зять.
Звали зятя так сказать.
Выпишите слова-пустышки на чистый листок бумаги, ничего не значащие, засоряющие нашу речь. А теперь скомкайте лист, выкиньте его и забудьте эти слова.
- Учимся говорить выразительно.
А)У двух мальчиков спросили, что они любят, и оба ответили по-разному.
Мишка:Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего.
Дениска: Я очень люблю лечь животом на папино колен, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе…Я люблю слушать, как жук копается в коробочке…Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно люблю петь и пою громко.
Люблю читать сказки про Кончиля. Это такая маленькая, умная, озорная лань. У нее веселые глазки, маленькие рожки, розовые отполированные копытца.
- Чей рассказ вам больше по душе? Почему?
- Запишем последние два предложения из истории Дениски, объясним постановку знаков препинания.
- Чем достигается выразительность в них?
- В чем вы видите причину бедности речи Мишки?
Б)Джанни Родари, итальянский детский писатель, чтобы разбудить фантазию, советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать соединить их, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение – бином фантазии – как называл его Джанни Родари. Подумаем, что общего между холодильником и головой?(В холодильнике и голове многое хранится. Голова гудит, и неисправный холодильник гудит. Ток бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека.)
А теперь соединим слова в одном предложении, чтобы создать образ.(Голова гудит, как холодильник. В голове мысли бегут, как ток в холодильнике. В голове, как в холодильнике, многое хранится.)
IV.Подведение итогов урока.
- Интересен был урок? Полезен?
- Какие правила общения мы должны соблюдать?
Обратимся к учебнику развития речи и познакомимся с советами, данными в нем – чтение §4, ответы на вопросы упр. 19.
V.Домашнее задание:
1)придумать биномы фантазии: окно-зеркало; топор – мысль;
2)упр.21,22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...