Подготовка к ЕГЭ. Подробный план ЕГЭ сочинения.
материал по русскому языку (11 класс) по теме

Абакаева Лайсан Камиловна

план к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_k_ege.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Группы слов по употреблению и происхождению

Слова, известные не всем говорящим на русском языке, называют необщеупотребительными. К ним относится диалектная и жаргонная лексика, а также лексика профессиональная и терминологическая.
Необщеупотребительные слова, используемые в определенной местности, называются диалектными, например: курень — дом.
Необщеупотребительные слова, используемые отдельными группами людей для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия, называются жаргонизмами, например: лимите — телевизор.
Профессиональная и терминологическая лексика — это лексика, употребляемая в определенной сфере деятельности людей. Она позволяет легко отличить медицинского работника от шахтера, сталевара от охотника и т.д.
Среди профессиональных слов выделяются термины, обозначающие научные понятия и узкоспециальные слова, например: скальпель, бронхоскопия, часть речи, фонема, грамматическая основа.
В зависимости от происхождения все слова русского языка можно разделить на два больших разряда: исконная лексика и лексика, заимствованная из других языков.
Исконно русские слова — это основные слова, вошедшие в первоначальный словарный состав русского языка или образовавшиеся впоследствии из лексического материала языка. Слова из самого древнего пласта слов, например: мать, брат, сестра, вода и др., имеются в других индоевропейских языках (только звучат несколько по-иному).
Среди заимствованной лексики выделяется многочисленная группа старославянских слов: врата, доблесть, злато, слов, заимствованных из других славянских языков: борщ, брынза (укр.), скарб, шнур (польск.) и т. д., а также заимствования из неславянских языков: вата, шкаф (нем.), вокзал, футбол (англ.), багаж, шеф (франц.) и т. д.
Заимствованные слова, включаясь в словарный состав русского языка, обычно теряют специфические фонетические и морфологические черты исходного языка и приобретают свойственные русскому языку звуковые и грамматические признаки.

Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однородных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными: "зима, 'зимовка, "зимовать, 'зимний.
Суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слов: фонарщик, стилист. В слове может быть не один, а несколько суффиксов: читатель, расчетливость.
Приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: бежать — обежать — прибежать — "забежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: небезынтересный. В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать.
Среди приставок есть синонимичные (сверхмодный, наилучший) и антонимичные (прилететь—улететь).
Итак, словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный.
Приставочным способом образуются имена существительные (удача — "неудача), имена прилагательные (важный — преважный), местоимения (что — кое-что), глаголы (готовить — приготовить), наречия (где — "нигде). Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным он является для имен существительных, прилагательных и наречий (белизна, туманный, белеть черно). Суффикс прибавляется не к целому слову, а к его производящей основе (исходной части). Например, к основе слова (покупа) присоединяется суффикс -тель (со значением «лицо, род деятельности, профессия»), и образуется новое слово — покупатель.
Приставочно-суффиксальным способом образуются, например, имена существительные с суффиксом -ник (со значением «лицо, предмет, профессия»). Например, слово подснежник обозначает «то, что растет под снегом». К основе (снег) одновременно прибавляются приставка под1- и суффикс -ник-. Таким способом образуются и другие части речи, например: приземлить, "настольный, приморский, "набело.
Бессуффиксальный способ образования слов заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый] — зелень) или одновременно отбрасываются окончание и суффикс (отлете\тъ\ — отлёт). Таким образом, основная функция приставки и суффикса — словообразование. Кроме окончания, к словоизменительным служебным морфемам относят также, формообразовательные суффиксы. Например, суффиксы причастий (гово- рящий, читающий, сделанный, молотый, упавший), суффиксы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, наречий, а также формообразовательные постфиксы (высочайший, более, нездоровится).

Основные способы образования слов в русском языке

В русском языке новые слова могут образовываться путем прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным. Например, прибавляя (присоединяя) приставку за1- (со значением «начало действия») к производящей основе (готовить) образуем слово изготовить; наречие "поменьше образовано также с помощью приставки Но1-, присоединенной к основе (меньше).
Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом. Например, прилагательное аленький образовано путем прибавления к основе (ал)(ый) суффикса -еньк- с уменьшительно-ласкательным значением. Существительное переплетчик образовано с помощью суффикса -чик- (со значением «профессия»), присоединенного к основе (переплет} (переплетчик — тот, кто умеет переплетать); слово выключатель образовано с помощью суффикса -тель-(со значением «предмет»), соединенного с основой (выключав (выключатель — предмет, с помощью которого можно выключать); глагол столярничать (т. е. выступать в роли столяра) образован с помощью суффикса -нича-, соединенного с основой (столяр); прилагательное болотистый («похожий на болото») образовано с помощью суффикса -ист-, соединенного с основой (болот}; существительное работник образовано с помощью суффикса -ник- и основы (работ)(а).
Новые слова могут образовываться путем прибавления приставки и суффикса одновременно. Такой способ образования называется приставочно-суффиксальным. Например, прилагательное заграничный («находящийся за границей») образовано с помощью приставки за1- (со значением «за пределами чего-то») и суффикса -н- (значение признака); наречие засветло (в светлую пору) образовано с помощью приставки за1- (со значением «начало») и типичного суффикса наречия -о.
Бессуффиксальный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелен\ый] —» зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (повтори|ть| -» повтор). Способ сложения заключается в том, что новые слова образуются путем соединения слов (диван-кровать), сложением основ слов без соединительных гласных (спортплощадка, физкультура, пол-Европы) или с помощью соединительных гласных (снегопад, землепашец, пятидневка, тепловоз, языковед), с помощью соединительных гласных (интерфиксов) one, соединяющих часть слова с целым словом (новостройка, морозоустойчивый, декоративно-прикладной), сложением основ с присоединением суффикса (головокружительный, пятилетка), сокращенной основы и слова (Сбербанк).
Имена существительные в русском языке имеют и только им присущие способы образования, с помощью которых создаются сложносокращенные слова: сложение слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), профком (профсоюзный комитет); сложение названий начальных букв словосочетания: АТС — произносится [атээс] (автоматическая телефонная станция), РФ — [эрэф] (Российская Федерация); сложение начальных звуков словосочетания: ООН — [оон] (Организация Объединенных Наций), НИИ — [н'ии] (научно-исследовательский институт); смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком): главк (главный комитет).
Грамматический род сложносокращенных слов определяется по главному слову словосочетания: МГУ (Московский государственный университет) начал прием студентов. Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз (высшее учебное заведение) — вузовец (учащийся вуза), колхоз (коллективное хозяйство) — колхозник (человек, работающий в коллективном хозяйстве).
Перечисленные способы образования слов называют морфологическими. Кроме них, есть лексико-семантический способ — образование омонимов (ячмень — зерновая культура, ячмень — воспаление глазного века); морфолого-синтаксический способ — переход из одной части речи в другую мороженое (отглагольное прилагательное) молоко — вкусное мороженое (имя существительное); лексико-синтаксический способ — образование слова из словосочетания (вечно + зеленый = вечнозеленый, тот + час = тотчас).

Части речи в русском языке, критерии их выделения

В современном русском языке выделяют самостоятельные и служебные части речи, междометия и звукоподражательные слова. Самостоятельные (знаменательные) части речи называют предметы, их качества, свойства или действия либо указывают на них. Они имеют свои грамматические значения, несут на себе словесное ударение и выполняют роль главных или второстепенных членов предложения. К самостоятельным частям речи относят имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия. Некоторые ученые — авторы учебников (В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова) самостоятельными частями речи считают причастие и деепричастие. Но чаще причастие и деепричастие ученые относят к особым формам глагола (Н. М. Шанский, М. М. Разумовская). Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) не называют явлений действительности, а указывают на различные отношения между словами (предлоги), словами и предложениями (союзы) или придают смысловые и эмоциональные оттенки словам и предложениям (частицы). Они не имеют форм словоизменения, не имеют словесного ударения, не являются членами предложения. Междометия в русском языке выражают, но не называют чувства говорящего: Ох! Угу! Увы! и т. д. Звукоподражательные слова воспроизводят звуки, крики: ку-ка-ре-ку, му-у-у и т. д. Ни междометия, ни звукоподражательные слова членами предложения не являются.

Именные части речи, их общие и отличительные признаки

Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Особенности этих частей речи изучает морфология.
Именные части речи — это самостоятельные (имеющие значение), изменяемые (склоняемые) части речи, являются членами предложения.

Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом — именем существительным. Имена существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? (юноша, кошка, вьюга,решение, Москва, синева, волнение). Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить кто это? что это?, например: кто это? — человек; что это? — учебник. Имена существительные делятся на группы в зависимости от лексического значения:
1) конкретные — называют предметы окружающего мира (живой или неживой природы): дом, картина, телевизор; мальчик, собака, снегирь, дуб;
2) вещественные — называют вещества: золото, нефть, газ, соль, полиэтилен;
3) отвлеченные — называют явления, воспринимаемые мысленно: свойства, качества: белизна, доброта, глупость; действия: бег, изменение, толкотня; состояния: радость, сон, лень; явления природы: вьюга, радуга; общественные явления: парад, реформа;
4) собирательные — называют множество одинаковых предметов как одно целое: листва, детвора.
Имена существительные, обозначающие обобщенные названия однородных предметов (явлений), называются нарицательными, например: река, гора, город, доброта, восстание, синица. Имена существительные, обозначающие названия единичных (отдельных) предметов, называются собственными, например: Михаил Васильевич Ломоносов, Юрий Долгорукий, кот Маркиз, Европа, Арбат. Имена существительные делятся на одушевленные (волжанин, плотник, медвежонок) и неодушевленные (дом, газета, Мещёра).
Деление на одушевленные и неодушевленные имена существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое, например, названия растений, слова народ, детвора, стая, молодежь относятся к неодушевленным, а слова кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь (карточные термины) — к одушевленным.
Имена существительные относятся к мужскому (мужчина, дом, тигр), женскому (сестра, изба, тигрица), среднему (поколение, впечатление, отчество) роду. Обычно определить род имен существительных нетрудно, но есть группа слов, у которых правильно определить род можно, только обратившись к словарю: лебедь — мужской род; шампунь — мужской род; шасси — средний род; мозоль — женский род.
Некоторые существительные мужского рода, обозначающие профессию, род занятий, могут употребляться для обозначения лиц как мужского, так и женского пола (адвокат, геолог, продавец).
Иноязычные существительные чаще относятся к среднему роду (кафе, меню, ателье); к мужскому роду относятся существительные, называющие лиц мужского пола или животных (маэстро, кенгуру); к женскому — существительные, называющие лиц женского пола (мисс, мадам, фрау, леди).
Род географических названий определяется родом соотносимых нарицательных существительных (Тбилиси — город — мужской род).
В зависимости от принадлежности к роду имена существительные относятся к 1-му склонению (мужской, женский род с окончаниями -а,-я, слова общего рода); ко 2-му склонению (мужской род с нулевым окончанием, средний род с окончаниями -о, -е); к 3-му склонению (женский род с нулевым окончанием), например: гостиница, баня — 1-е склонение, дело, гвоздь — 2-е склонение, молодежь}, чуткость] — 3-е склонение.
Итак, имена существительные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (предмет), делятся на группы в зависимости от значения, имеют постоянные морфологические признаки (собственное — нарицательное; одушевленное — неодушевленное; род, склонение).

Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? С помощью имен прилагательных предмет можно охарактеризовать с различных точек зрения. Если имена прилагательные указывают на качество предмета, которое может проявляться в большей или меньшей степени (умный — умнее (сравнительная степень) — самый умный (превосходная степень), их называют качественными. Качественные прилагательные дают характеристику предмета: румяный, добрый, большой, теплый.
Имена прилагательные, указывающие, что определяемый ими предмет имеет отношение к другому предмету, называют относительными: серебряный — имеет отношение к серебру, из серебра; московский — имеет отношение к Москве. Принадлежность предмета к какому-либо лицу или животному определяют притяжательные имена прилагательные: мамино (платье), лисьи (следы), Петина (книга).
Итак, имена прилагательные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (признак предмета) и постоянный признак — разряд по значению (качественные, относительные, притяжательные). В русском языке есть немало слов, имеющих значение числа, счета, например: два, двойка, удвоить, удвоенный, удвоив. Но только слово два является именем числительным.

Имя числительное — именная часть речи, которая обозначает число, количество предметов (два дня), их порядок при счете (второй ученик) и отвечает на вопросы сколько? какой? который? (по счету).
Имена числительные по значению делятся на количественные (отвечают на вопрос сколько? — пять, пятнадцать, двадцать пять, сто двадцать пять) и порядковые (отвечают на вопрос какой? или который? — пятый, пятнадцатый, двадцать пятый).
Количественные числительные могут обозначать целые числа (пять), дробные (одна пятая) или имеют собирательное значение (пятеро).
Имена числительные бывают простыми (состоят из одного слова), сложными и составными (из двух и более слов): одиннадцать, пятьсот, тысяча двести тридцать один.
Итак, имена числительные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (числа) и постоянные морфологические признаки: бывают порядковыми и количественными, простыми, сложными и составными, целыми, дробными и собирательными (только количественные).

Местоимения — это слова, которые используются вместо имени, обозначают лица (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно (тот, этот, всякий, столько). От всех других именных частей речи местоимения отличаются тем, что они сами по себе не имеют самостоятельного значения, но в речи, в тексте это значение становится конкретным, потому что соотносится с конкретным лицом, предметом, признаком, количеством: На столе стояла ваза. Она [ваза] была необыкновенной формы. Это случилось в городе, который [город] известен всем. По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: 1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они); 2) возвратное (себя); 3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); 4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько); 5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной); 6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей); 7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?); 8) отрицательные (никто, ничто, ничей); 9) неопределенные (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто). Местоимения имеют морфологические признаки той части речи, с которой соотносятся.

Итак, все именные части речи самостоятельны, имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение и постоянные морфологические признаки (грамматические значения).
Начальная форма для именных частей речи — именительный падеж, единственное число, мужской род (кроме имени существительного). Непостоянные признаки также общие. Именные части речи изменяются по падежам, числам, родам (кроме имени существительного). Докажем это, изменив последовательно всё слова в словосочетании, состоящем из именных частей речи.
Для качественных имен прилагательных непостоянным признаком является изменение формы слова (полная или краткая), степени сравнения (сравнительная и превосходная).
Именные части речи в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов.

Глагол как часть речи и его неспрягаемые (особые) формы, их объединяющий признак

Начальная форма глагола называется инфинитивом (неопределенной формой). Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, например: видеть, везти, рассмотреть.
В современном русском языке различают два вида глаголов: совершенный и несовершенный.
Глаголы несовершенного вида отвечают на [допрос что делать? и указывают на незавершен-рность действия, например: решать, читать.
Глаголы совершенного вида указывают на Завершенность действия, на его конец или результат и отвечают на вопрос что сделать?, например: решить, прочитать.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол (другого вида с одним и тем же лексическим значением.
Такие глаголы образуют видовую пару: зацвести (в мае) — зацветать (вовремя); спасти (друга) — спасать (друга).
Есть глаголы, которые не образуют форм другого вида, например, глаголы сожалеть, подпевать и др. не образуют парных форм совершенного вида, а глаголы зашагать, ринуться и др. — парных форм несовершенного вида. Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются в значении и совершенного, и несовершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми, например: жениться, казнить, использовать.
Глаголы делятся на
переходные и непереходные.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными: Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном, березу, елку и сосну в лесу задумчивом и темном. (М. Исаковский.) Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (ч т о?) — сторону, березу, елку, сосну, значит, глагол люблю — переходный.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).
Глаголы изменяются по наклонениям, т. е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, повелительного и условного наклонения.
Изъявительное наклонение глагола обозначает реальное действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем, например: читаю, читал, буду читать.
Повелительное наклонение глагола выражает волю говорящего — просьбу, приказание, например: читай, говори, зажгите.
Условное наклонение глагола обозначает действия желаемые или возможные, выполнение которых зависит от каких-то условий, например: читал бы, говорил бы, зажег бы. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Категория времени отражает отношение действия к моменту речи. Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи о нем, например: светит, прибывает. Прошедшее время обозначает действие, которое происходило или произошло до начала речи о нем, например: светил, прибывал. Будущее время обозначает действие, которое будет происходить после окончания речи о нем, например:

Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин.) От глаголов совершенного вида образуется будущее простое время: прочитаю; от глаголов несовершенного вида — будущее составное i время: буду читать.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

 По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.
Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить и стелить), семь глаголов на -еть (вертеть, обидеть, видеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать).

Эти глаголы имеют личные окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению (включая брить, стелить), имеют личные окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Если у глагола безударное личное окончание, то нужно: 1) поставить глагол в неопределенную форму: работаете — работать, делают — делать; 2) определить, какая буква стоит перед -ть (на что оканчивается глагол).
Если личное окончание глагола находится под ударением, то спряжение определяется по форме 3-го лица множественного числа (-ут (-ют) — I спр.; -am (-ят) — II спр.) и по гласным в окончании (е — I спр.; и — II спр.). Категория лица .указывает на говорящего (слушаю — 1-е лицо), собеседника говорящего (любишь — 2-е лицо), лицо, не участвующее в речи (улетают — 3-е лицо).
Все глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, вечереет и др. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека: Вот уже светает. Но мне не спится.
Как правило, в предложении глаголы выступают в роли сказуемого. У глагола есть две неспрягаемые (особые) формы, это причастие и деепричастие. Общим признаком для причастия и деепричастия является то, что они несут в себе некоторые грамматические признаки глагола.
Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, например: города (к а к о г о?) удивляющего.
Как форма глагола причастие имеет грамматические значения глагола: переходность или непереходность: клеящий -— умывающийся, совершенный или несовершенный вид: прочитана — слышимый, время (настоящее, прошедшее): бросающий — бросивший.

Причастие совмещает в себе, кроме признаков глагола, признаки прилагательного: изменяется по родам, числам и падежам, имеет полную и краткую форму. В предложении чаще бывает определением или частью составного именного сказуемого.
Причастия могут быть действительными (подпрыгнувший мяч) и страдательными (выученный урок).

Деепричастие — это особая форма глагола, которая совмещает в себе грамматические свойства глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав?, например: обожествляя природу, промчавшись мимо. Деепричастие обозначает добавочное действие, основное же действие выражается глаголом-сказуемым.
Как и наречие, деепричастие не изменяется.
Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими значениями: бывает совершенного и несовершенного вида: заливая — залив, переходным и непереходным: опустив (ч т о?) глаза — переходное, стараясь — непереходное.
В предложении деепричастие бывает обстоятельством

Место причастия и деепричастия в системе частей речи

Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, например: города (к а к о г о?) засыпающего. Как форма глагола причастие имеет грамматические значения глагола: переходность или непереходность: строящий — увлекшийся, совершенный или несовершенный вид: оклеена — гонимые, время (настоящее, прошедшее): засыпающий — заснувший.
Причастие совмещает в себе, кроме признаков глагола, признаки прилагательного: изменяется по родам, числам и падежам, имеет полную и краткую форму. В предложении причастие чаще бывает определением или частью составного именного сказуемого.
Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак, который создается действием самого предмета: любящая мать. Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета: решенная школьником задача.
Деепричастие — это особая форма глагола, которая совмещает в себе грамматические свойства глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав?, например: любя природу, сверкнув кинжалом. Деепричастие обозначает добавочное действие, основное же действие выражается глаголом-сказуемым. Как и наречие, деепричастие не изменяется.
Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими значениями: бывает совершенного и несовершенного вида: залив — заливая, переходным и непереходным: опустив (ч т о?) глаза — переходное, стараясь — непереходное. В предложении деепричастие бывает обстоятельством.
Причастия и деепричастия чаще употребляются в письменной речи, чем в устной. Место причастий и деепричастий в современном русском языке до конца не определено. Так, некоторые ученые — авторы учебников (В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова) считают причастие и деепричастие самостоятельными частями речи.

Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.

Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая) или признак другого признака (крайне холодный, весело смеющийся, очень ярко).
В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? Чаще всего наречие относится к глаголу (грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию (по-зимнему холодный день, недолго цветущий кустарник, идти радостно подпрыгивая, объяснять удивительно просто).
По значению наречия делятся на группы:
1) наречия образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?): дружно, тихо, втроем;
2) наречия меры и степени (отвечают на вопросы в какой степени? насколько? в какой мер е?): очень, чересчур, втрое, совсем;
3) наречия места (отвечают на вопросы где? куд а? о т к у д а?): близко, слева, вверху, вперед, издали,  невдалеке;
4) наречия времени (отвечают на вопросы когда? как долг о?): поздно, вчера, осенью, издавна, допоздна;
5) наречия причины (отвечают на вопросы почему? отчего?): потому, сгоряча, сослепу, поневоле, случайно;
6) наречия цели (отвечают на вопросы зачем?  для чего?): нарочно, назло, умышленно, затем, зачем, напоказ.
Наречие — неизменяемая часть речи, она не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами.  У наречия нет и не может быть окончания. В предложении наречие является обстоятельством: Осень. Над головой исподволь начинает желтеть, I краснеть, буреть лист на деревьях. (По В. Бианки.) Ученые отмечают, что наречий образа действия, меры и степени примерно б тысяч, число их активно пополняется. Крайне мало наречий причины и цели. Некоторые ученые относят к неизменяемым самостоятельным частям речи также деепричастия и слова категории состояния.В учебнике «Русский язык. Теория. 5—9 классы» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой деепричастие характеризуется как самостоятельная часть речи на основе обозначения деепричастием добавочного действия, признака действия, подобно наречию, специфических вопросов что сделав? что делая?, морфологических признаков, объединяющих признаки глагола и наречия, типичных морфемных показателей (суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши), синтаксической функции обстоятельства: глядя, крича, сделав, улыбнувшись, присевши. Деепричастие образуется от глагола, связано с ним грамматическим значением вида, обладая еще и признаками наречия. Вследствие этого многие ученые все же считают деепричастие особой формой глагола, а не самостоятельной неизменяемой частью речи.
Слова категории состояния ученые характеризуют по-разному, относя их и к особой части речи, и к предикативным наречиям (наречиям в роли сказуемого

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению

Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении.
Предлоги служат для выражения отношения имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи. Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Так, в предложении  Приеду Москвы пять вечера опоздания поезда нет предлогов. Хотя в целом фраза понятна, все же предлоги из (выражает пространственные отношения — из Москвы), в (выражает временные отношения — в пять вечера), вследствие, из-за (выражают обстоятельственные, причинные отношения — вследствие опоздания) помогли бы быстрее и точнее осмыслить сказанное.
Употребление предлога с учетом грамматических норм — обязательное условие хорошей и правильной речи. Так, предлог в соотносится только с предлогом из, а предлог с — с предлогом на. Можно сказать (пришел) в школу — из школы (но не «со школы»), (приехал) с Кавказа — на Кавказ (но не «из Кавказа»); нельзя сказать «благодаря опозданию» — только из-за опоздания. Надо помнить, что предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, вопреки критике, благодаря другу. Предлоги обычно находятся перед| словом, с которым употребляются. Союзы — служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
Сочинительные союзы (и, ни—ни, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, то—то) соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения: Легкий ветерок то просыпался, то утихал. (И. Тургенев.) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:
1) соединительные («и это и то»): да (= и), и—и, ни—ни, тоже, также, не только—но и, как—так и;
2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако;

 3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то—то, не то—не то. Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, как будто) соединяют части сложноподчиненного предложения: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин.)
Подчинительные союзы по значению делятся на разряды:
1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто к др.;
2) временные: когда, едва, как, как только, прежде чем и др.;
3) причинные: потому что, так как и др.;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.;
5) условные: если, раз, если бы и др.;
6) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.;
7) следственные: так что;
8) сравнительные: как, как будто, словно и др.
В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, отчего). Они называются союзными словами. В отличие от союзов союзные слова являются членами предложения:
Мы подошли к дому, в котором живет  подруга.
Частицы служат для образования форм слов и для выражения различных оттенков значения в предложении:
То же слово, да не так бы молвил. (Пословица.) — частица бы (молвил бы) образует форму условного наклонения глагола; Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин.) — частица что за выражает восторг, вносит восклицательное значение; Пусть всем будет радостно! — частица пусть образует повелительное наклонение глагола быть.
Частицы, участвующие в образовании форм глагола, называют формообразующими.
Частицы, передающие различные значения, называют модальными. Модальные частицы могут выражать

1) отрицание: не, ни;

2) усиление: даже, ведь, все-таки;

3) вопрос: разве, неужели;

 4) восклицание: ну и, что за;

5) сомнение: вряд ли, едва ли;

6) уточнение: именно, как раз;

7) выделение, ограничение: только, лишь;

8) указание: вон, вот.
Частицы не и ни часто встречаются в нашей речи. Частица не передает отрицание: не ты, не мог, не друг, но в двойном отрицании (не мог не знать) и в вопросительно-восклицательных предложениях (Кто не знает сказок Пушкина!, т. е. все знают) частица не теряет отрицательное значение.
Частица ни чаще всего имеет усилительное значение, она усиливает отрицание, когда оно выражено частицей не или словами в значении «нет, нельзя»: Ни дождь, ни снег не остановили нас, т. е. и дождь, и снег не остановили нас; На небе ни облачка, т. е. на небе нет облаков. Частица ни встречается в устойчивых выражениях (ни жив ни мертв), в придаточной части предложения типа Сколько раз я ни читал эту книгу, мне всегда интересно, т. е. хотя я читал эту книгу много раз, мне все равно интересно. Частицы не и ни пишутся отдельно от слов, к которым относятся.

Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

Словосочетанием называется соединение не менее двух знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
По морфологической принадлежности главного слова словосочетания делятся: на именные (главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением).
на глагольные (главное слово выражено личными формами глагола, а также особыми формами глагола — причастием и деепричастием).
Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).
Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке).
Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).
Таким образом, грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога; неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу, т. е. грамматическая связь определяется морфологическими особенностями тех частей речи, из которых словосочетание состоит.
Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободных легко выделить главное и зависимое слова, они имеют единое значение: тенистый сад — предмет и его признак. Несвободные словосочетания не делятся на части: детский сад — значение предмета, а не предмета и его признака. Несвободные словосочетания сходны со словом, в предложении бывают одним членом предложения.
Словосочетание служит для того, чтобы называть (более точно, чем слово) предметы, их действия и признаки. Конкретизируя значение слова, словосочетание сужает его. Например, слово дом по значению шире, чем словосочетание кирпичный дом, а словосочетание — точнее, так как оно не только называет предмет, но и указывает на его признак.
Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого.
Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у моря, возле моря.

Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения

Предложением называется слово или сочетали слов, грамматически оформленное и выражающее сообщение, вопрос или побуждение. Простое предложение — основная синтаксическая единица, имеющая одну грамматическую основу, состоящую из двух (или одного) главных членов. Содержание конкретного предложения бесконечно разнообразно.
Таким образом, предложение представляет собой отдельное высказывание, обладает смысловой и интонационной законченностью.
Интонация предложения — это его звуковая сторона. «Рисунок» интонации создается изменениями силы и высоты голоса, поэтому ее основой являются гласные звуки, а элементом — паузы. Наиболее важными вида ми интонации предложения являются повествовательная, вопросительная и побудительная. По цели высказывания предложения бывают повествовательными (содержат весть, сообщение): Пришла пора экзаменов; вопросительными (содержат вопрос): Ты устал?; побудительными (содержат побуждение, «будят»): Ребята, изучайте и любите русский язык!
По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными (если высказывание сопровождается сильным чувством) и невосклицательными. Выделять главный смысловой элемент в предложении помогает логическое ударение. С помощью логического ударения создаются содержательные варианты предложения. Предложение Хорошо в лесу ранней весной, кроме общего смысла, может передавать дополнительную информацию в зависимости от того, на какое слово падает логическое ударение: именно хорошо, а не плохо; именно в лесу, а не в другом месте; именно весной, а не в другое время года. Знаки препинания помогают на письме передать особенности строения и интонации предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие — знаки конца предложения.

Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого. Например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.)
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого.

Если в предложении есть только подлежащее, такое предложение называется назывным. Например: Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. (А. Пушкин.) Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем.

Односоставные предложения, в которых главный член предложения — сказуемое, делятся на определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные.
Определенно-личными называются предложения с глаголом-сказуемым в форме 1-го и 2-го лица. Определенно-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям, так как конкретное лицо (предмет), выполняющее действие, легко восстановить по смыслу. Например: Вот уеду и не буду знать, чем завершатся твои старания. (А. Чехов.)
В неопределенно-личных предложениях лицо, выполняющее действие, не определяется. Глагол-сказуемое выражается формами 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме единственного числа в прошедшем времени. Например: За рекой косили. Оттуда несло запахом . свежескошенной травы.
В обобщенно-личных предложениях действие, обозначаемое глаголом-сказуемым, может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц (т. е. к обобщенному лицу). Обычно глагол в таких предложениях употребляется в форме 2-го лица единственного числа. Например: Что посеешь, то и пожнешь. Обобщенное значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа. Например: После дела за советом не ходят. В форме таких предложений часто выступают пословицы.
Безличные предложения — это предложения с одним главным членом — сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Поздней осенью быстро смеркается. Сказуемое в таких предложениях выражается безличными глаголами или личными глаголами в значении безличных. Например: Ветром снесло крыши соседних домов. В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределенной форме: Строить не из чего, а также наречия на -о (-е): На улице светло и людно.

По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Простое предложение, состоящее только из грамматической основы, называется

нераспространенным, например: Настала осень. Похолодало.

Простое предложение, в состав которого кроме грамматической основы входят второстепенные члены, называется распространенным, например: Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой. (М. Лермонтов.) По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения — главный или второстепенный. Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям.
Неполные предложения часто употребляются в диалоге:
— Чувствуете вы теперь боль?
— Теперь очень небольшую. (Ф. Достоевский.) Пропуск членов предложения в речи может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире: Летом светает, рано, а зимой — поздно.

Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет и относится к сказуемому или другим членам предложения. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и выражаются косвенными падежами существительных и местоимений, например: Старик ловил (ч е м?) неводом (ч т о?) рыбу. (А. Пушкин.) Дополнения могут выражаться также словами других частей речи в значении существительного в косвенном падеже, например: Старый Тарас думал (о ч е м?) о давнем. (Н. Гоголь.) Завтра не будет похоже (на что?) на_сегодня. Девять делится (на ч т о?) на_три. В роли дополнения может выступать и неопределенная форма глагола, например: Все просили ее (о ч е м?) спеть. (М. Лермонтов.)
Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Относясь к именам существительным, определения как зависимые слова связываются с ними или по способу согласования — согласованные определения, или при помощи других способов (управления, примыкания) — несогласованные определения, например: (к а к а я?) Чердачная лестница была очень крутая (согласованное определение). — Лестница (к а к а я?) на чердак была очень крутая (несогласованное определение).

Приложение — это определение, выраженное существительным и согласованное с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М. Лермонтов.)
Обстоятельство — второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения. По своим значениям обстоятельства делятся на следующие основные группы: образа действия (как? каким образом?): Звон/со кукушка вдали куковала. (Н. Некрасов.); степени (как? в какой степей и?): Она изменилась до неузнаваемости; места (где? куда? откуда?): Кругом кричали коростели. (Ф. Тютчев.); времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?): Вчера я приехал в Пятигорск. (М. Лермонтов.); условия (при каком условии?): При_ старании вы сможете добиться больших успехов; причины (почему? о т ч е г о?): Сгоряча_ он не почувствовал боли; цели (зачем? для чего?): Алексей Мересьев был направлен в Москву на лечение. (Б. Полевой.) Обстоятельство цели может быть выражено неопределенной формой глагола, например: Я приехал (зачем?) проведать тебя.

Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения

Однородными могут быть любые члены предложения, как главные (Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце, — И. Тургенев.), так и второстепенные (Солнце — мое. Я его никому не отдам. Ни на_час, ни на_луч, ни на взгляд. — М. Цветаева.) Однородные члены предложения могут располагаться подряд или отделяться друг от друга различными членами предложения, например: Вот уж потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи. (И. Тургенев.) Поднялся ветер и закружил опавшие листья.
Однородные члены предложения могут выражаться словами одной части речи или разных частей речи, например: Месяц показался из-за горы и светит всему миру. (Н. Гоголь.) Я люблю идти в лесу тихо, с остановками, с замиранием. (М. Пришвин.)
Однородными членами предложения не являются: повторяющиеся слова, имеющие усилительное значение (далеко-далеко; бежал, бежал); фразеологизмы (и день и ночь и др.).
Средствами выражения однородности являются интонация и союзы. Однородные члены предложения, при которых нет союзов, разделяются на письме запятыми.
Произносятся однородные члены предложения с перечислительной интонацией, на каждый из них падает логическое ударение, например: Выступающий говорил четко, понятно, простым языком.
Если однородные члены соединяются сочинительными союзами, то запятая ставится в следующих случаях:
1. Перед противительными союзами а, но, дa (=но), зато, однако, например: Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки.
Перед второй частью двойного союза.
Перед повторяющимися соединительными или разделительными союзами Запятая не ставится:
1. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными или разделительными союзами;
2. При повторяющемся союзе и, если однородные члены образуют тесное смысловое единство;
3. Во фразеологических оборотах: и смех и грех, ни рыба ни мясо, ни то ни се, ни взад ни вперед.
При однородных членах могут стоять обобщающие слова, которые имеют более широкое значение и обобщенно выражают значение однородных членов, давая общее наименование тому, что перечисляется, например: В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. (И. Гончаров.)
Знаки препинания при обобщающих словах ставятся следующим образом: 1. Если однородным членам предшествует обобщающее слово, то после него ставится двоеточие;
2. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире;
3. Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире.
Если после обобщающих слов стоят пояснительные союзы а именно, то есть, как то, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие, например: Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями. (И. Тургенев.) Если после однородных членов перед обобщающим словом употребляются вводные слова одним словом, словом, то перед последними ставится тире, а после них запятая.
Однородные члены уточняют и конкретизируют обобщающее слово, которое чаще всего выражается местоимением. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и является тем же членом предложения. Однородные члены предложения употребляются в разных стилях речи для более точного описания предметов и явлений.

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращаются с речью.
Обращения в устной речи служат для привлечения внимания к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевленными, реже прилагательными или причастиями в значении таких существительных, например: Провожающие, просим вас освободить вагоны.
В письмах обращения служат для выражения того или иного отношения пишущего к адресату. Вот несколько примеров из писем А. П. Чехова: Многоуважаемый Николай Николаевич, большое спасибо Вам за поздравление и за ласковые слова; Дорогой Алексей Максимович, отвечаю сразу на два письма; Милый Миша, здравствуй; Благодарю тебя, Сашечка, за хлопоты.
В художественной речи поэтическими обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения, например: Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (И. Кольцов.)
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Обращение в предложении выделяется запятыми, например: Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. Если обращение находится в начале предложения и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы, например: Друзья! Поздравляю с праздником!
Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: На мое счастье, погода все время стояла великолепная. Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями: Пурга, безусловно, скоро кончится (вводное слово) и Пурга, я уверен, скоро кончится (вводное предложение).
Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением), а на письме — запятыми, например: По-видимому, путешествие приближалось к концу. Вы, я знаю, неприхотливы. (И. Тургенев.)
Таким образом, вводные слова и предложения позволяют выразить оттенки мысли, указать источник сообщения, передать различные чувства.
Вставные конструкции содержат добавочные сообщения, попутные замечания. На письме вставные конструкции выделяют скобками или тире, например: Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один... (А. Пушкин.) или:
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,в изголовье поставьте  ночную звезду.
(Я. Смеляков.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию подробного изложения

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к написанию подробного изложения". 5 класс по УМК В.В. Бабайцевой...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)

Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Поша...

Подготовка к написанию подробного изложения повествовательного типа по фрагменту романа А. С. Пушкина «Дубровский»

При разработке презентации был использован учебник —В. П. Полухина, В. Я. Коровина, литература, 6 класс. – 17 изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 334 с....

Подготовка к написанию подробного изложения по фрагменту рассказа В. П. Астафьева "Васюткино Озеро"

презентация для подготовки к написанию подробного изложения по фрагменту рассказа В. П. Астафьева "Васюткино Озеро"...

Подготовка к написанию подробного изложения

Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу из сборника Баркова "Голубой апрель"....

конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к написанию подробного изложения. По тексту Г.А. Скребицкого

5 классПодготовка к написанию подробного изложения.По тексту Г.А. Скребицкого...

Конспект урока русского языка в 5 классе «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»

Урок в 5 классе Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»Цели урока:1)    обучающ...