Обобщение собственного инновационного опыта
статья по русскому языку по теме
Главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.
«Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее».
Льюис Кэрролл
«Алиса в стране чудес»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mustaeva_n.a..doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного
инновационного педагогического опыта
За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня литература и русский язык для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть на проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в приставки и суффиксы. Русский язык должен помочь ребятам в реальной жизни.
Жить — вот ремесло, которому я хочу учить
его (воспитанника)…и, как бы судьба не перемещала
его с места на место он всегда будет на своём месте.
Ж. Руссо
Я Мустаева Наталья Александровна. Вот уже 15 лет я работаю учителем русского языка и литературы в Муниципальном Бюджетном Образовательном Учреждении «Сосновская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района. В 2006 году прошла аттестацию на вторую квалификационную категорию. Преподаю русский язык и литературу в своем классе, где я являюсь классным руководителем.
Моя позиция
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем -филологом: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить правила, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно писать.
1.Условия обеспечения качества образования
Качество образовательных программ
Наиболее перспективной в реализации школьного образования я считаю является программа и учебно-методический комплект автора А.И. Власенкова и Т.А. Ладыженской. Указанная программа отвечает обязательному минимуму содержания основного и среднего образования и построена по концентрическому принципу, который находит отражение не только по ступеням обучения, но и по изложению содержания в каждом классе. Достоинством этого учебно-методического комплекта являются пособия.
Пособие для учителя содержит систему заданий, развивающих приемы умственной деятельности учащихся в процессе обучения предмету, что важно в рамках подготовки выпускников к ЕГЭ. Пособие для учащихся содержит контрольные и проверочные работы, используемые для самопроверки и проверки со стороны учителя или родителя.
Мультимедийные пособия: «Рефераты и сочинения», «Самоучитель «Фраза», «Уроки Кирилла и Мефодия», «А.С. Пушкин: в зеркале двух столетий», неотъемлемая часть проведения уроков русского языка и литературы на современном уровне.
Итак, важным условием обновления содержания школьного образования в области русского языка и литературы, становления старшеклассника как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность учителя:
- его умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы;
- умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося.
Качество ресурсного обеспечения
Важное значение в обучении имеет кабинет русского языка и литературы – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Учебное оборудование представлено наглядными пособиями: 1.Стенды 2.Портреты; 3. Печатные пособия; 4. Мультимедийный проектор, компьютер(всегда доступен в использовании учителю -филологу в кабинете информатики).
2.Качество проектирования и реализации процесса обучения
Актуальность. Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
МБОУ « Сосновская СОШ» – школа, в которой осуществляется построение целостной системы творческого образования. Основной идеей программы развития школы является создание образовательного учреждения, которое реализует гуманистические ценности, ориентированного на подготовку образованных и творческих людей, обладающих высокими моральными принципами и способных к решению сложнейших экономических и социальных проблем. Требования к образовательным результатам Школы, определяют и требования к учителю, который должен быть не просто специалистом в преподавании учебного предмета, а педагогом-профессионалом, способным проектировать ситуации развития для учащихся и созданию условий для творческого развития личности ученика.
Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко) стало основой становления моего педагогического опыта «Использование ИКТ-технологий на уроке русского языка».
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.
Практическая необходимость и значимость педагогического опыта, на мой взгляд, заключается в ответах на следующие вопросы
- Почему у детей пропадает интерес к учебе?
- Какой заказ должна выполнять современная школа с учетом требований информационного общества?
- Как меняется в настоящее время парадигма образования?
- Как организовать деятельность учеников по использованию в учебном процессе информационных технологий?
- Может ли образование быть индивидуализированным, функциональным и эффективным?
- Как учесть в обучении послешкольные жизненные планы учащихся?
- Как разработать дидактическую систему урока индивидуализированного обучения?
Объект исследования: самостоятельная учебная деятельность с использованием ИКТ.
Предмет исследования: персонификация образования и связана с ней реализация идеи свободы и духовного развития человека, приобретения им опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальной ценности и ценности других мировоззренческих систем.
Гипотеза: Внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности даст нам ученика способного мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, имеющего хорошо развитые аналитико-синтетические способности, т.е. обратимый мыслительный процесс, обладающего гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющего умственную самостоятельность.
Цель: Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Задачи:
- Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;
- Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
- Формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся,
- Формировать навыки работы в команде по разработке минипроектов,
- Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ,
- Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.
Теоретическая база опыта
В построении схемы работы я опиралась на понятие субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным, принципы демократизации, дифференциации, гуманизма. Мною также использованы материалы следующих литературных источников:
Технология опыта
Для решения поставленных задач использую ИКТ, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной школьникам.
Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения моего предмета – это овладение учащимися компьютером в качестве средства познания языковых явлений, используемых в практической деятельности.
Использование ИКТ позволяет визуализировать эти явления; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.
На уроках по литературе и при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:
- создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу литературы 8 – 11 классов:
созданы презентации по темам - «А.С. Пушкин и любовь», «Романтизм», «А.А.Ахматова», «Акмеизм», «Литература и повседневная жизнь человека», - использование готовых мультимедийных пособий на уроках.
- использование Интернет-ресурсов;
- использование виртуальных экскурсий;
- осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.
Урок-презентация:
Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах. Ряд презентаций, созданных мною были размешены на сайте.
Урок-исследование:
Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.
Электронная лабораторная работа:
Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.
Тематический проект:
Коллективная работа учащихся по созданию сайта, посвященного отдельной теме или объекту. Например, сайт по итогам проекта «Любовь в жизни А.С. Пушкина».
Электронная викторина.
Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий.
Электронное тестирование:
Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов».
Организация индивидуального обучения:
Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе, которыми можно воспользоваться в медиатеке школы. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:
- сделать урок более интересным, наглядным;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
- работать в интерактивном режиме;
- визуализировать учебную информацию;
- визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
- осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;
- проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.
3. Качественный уровень результативности реализации профессионального опыта
Позитивная динамика/стабильный уровень обученности
Учебный год | % качества |
2008-2009 | 41 |
2009-2010 | 39 |
2010-2011 | 42 |
Наблюдается стабильное качество обученности по моему предмету.
3.1 Достижения учащихся
1.Проект «Добровольцы Мордовии -старшему поколению», 2 благодарственные грамоты Хремкиной Екатерины и Коняевой Анны Дмитриевны и много других.
Доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях растет.
Доля участия в олимпиадах среди старшеклассников
2008-2009 уч.год - 5 участников (12%)
2009-2010 уч.год - 6 участников (15%)
3.2 Достижения аттестуемого
Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.
Размещаю свой опыт работы на страницах мини сайта и на странице портала НС ПОРТАЛ:
http://nsportal.ru/mustaeva-natalia-aleksandrovna - адрес моего мини-сайта
Интерес к предмету , напрямую зависит от организации внеклассной работы.
Одним из самых трудных и всегда востребованных аспектов деятельности педагога не только филолога является планирование своей работы. Для педагога очень важна технология проектирования педагогической деятельности. Учесть надо многое. В тематическом планировании обязательно прослеживается деятельность учителя и ученика, учтены дополнительные средства, повышающие мотивацию обучения. Дидактические задания к уроку должны быть разноуровневыми, контрольные работы многовариативными.
Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. Учебно-методический комплект включает в себя традиционный учебник, электронный учебник, методическое пособие, дидактические материалы. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы. Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.
И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.
«Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее».
Льюис Кэрролл
«Алиса в стране чудес»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта
В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...
Презентация. Этимологический анализ. Приложение к статье "Защита собственного инновационного опыта"
В презентации представлен этимологический анализ группы исконно русских и иноязычных слов. Работа создана как иллюстративный материал к разделам "Лексика" и "Орфография"....
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Из материалов к аттестации -2013...
Представление собственного инновационного опыта
В данном материале представлен опыт работы учителя мордовского языка, ее актуальность, перспективность, концептуальность, наличие теоретической базы. Ведущей педагогической идеей является "Идея педаго...
Публичное представление собственного инновационного опыта
Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
обобщение собственного педагогического опыта 4.6.Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников» Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться л
обобщение собственного педагогического опыта Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников»...