Нетрадиционныеформы уроков
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Этот урок был проведён в рамках городской конференции для учителей русского языка и литературы , методистов и заместителей директоров. Урок проводился 2 часа, использовались словари, справочники по предмету. Здесь представлены различные виды заданий для учеников 6 класса . Урок подготовлен в рамках развития информационной культуры учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchaya_igra_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ.
Твик ( твоя информационная культура). Обсудим словари или « Вселенная в алфавитном порядке».
МЫ ЗАПОМИНАЕМ:
10% того, что читаем,
20% того, что слышим,
30% того, что видим,
50% того, что слышим и видим,
70% того, что говорим,
90% того, что говорим и ДЕЛАЕМ.
Г. Драйден, Д. Вос « Революция в обучении».
ПАМЯТКА ДЛЯ ЖЮРИ.
При оценке ответов учитываются:
- Правильность ответов.
- Оперативность.
- Умение правильно, чётко и кратко выражать свои мысли.
- Владение специальными терминами.
- Логика изложения ответа.
- Эмоциональность, заинтересованность.
Факторы, снижающие оценку:
1.Нарушение дисциплины.
Подсказки, неумение уважать точку зрения соперника.
НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ КОНКУРСЫ | ||||
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ(название ,эмблема, девиз, приветствие жюри) | ||||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
| ||||
ЗАДАНИЯ №1 (по словарю синонимов) | ||||
ЗАДАНИЯ № 2 (по словарю антонимов) | ||||
ЗАДАНИЯ № 3 (по фразеологическому словарю) | ||||
ЗАДАНИЯ № 4 (по словарю иностранных слов) | ||||
КОНКУРС КАПИТАНОВ | ||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ | ||||
ИТОГИ ИГРЫ | ||||
ЛУЧШИЕ ИГРОКИ КОМАНД |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КОМАНД.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД.
ЗАДАНИЕ №1.
К иностранным пословицам подберите из другого конверта синонимичную русскую пословицу.
1. АФРИКАНСКАЯ ПОСЛОВИЦА.
Сын леопарда тоже леопард.
2.АНГЛИЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА.
Если леди сойдёт с экипажа, он поедет быстрее.
3.ГРЕЧЕСКАЯ ПОСЛОВИЦА.
Бойся тихой реки, а не шумной.
4.НЕМЕЦКАЯ ПОСЛОВИЦА.
Молчаливый рот – золотой рот.
5. ВЬЕТНАМСКАЯ ПОСЛОВИЦА.
Прежде чем сказать, поверни язык 7 раз.
ЗАДАНИЕ №1.РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Баба с возу – кобыле легче.
В тихом омуте черти водятся.
Слово – серебро, молчание – золото.
Семь раз отмерь – один отрежь.
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ..
- Сын леопарда тоже леопард. – Яблоко от яблони недалеко падает.
- Если леди сойдёт с экипажа, он поедет быстрее. – Баба с возу – кобыле легче.
- Бойся тихой реки, а не шумной. – В тихом омуте черти водятся.
- Молчаливый рот – золотой рот. – Слово – серебро, а молчание – золото.
- Прежде чем сказать, поверни язык 7 раз. – Семь раз отмерь – один отрежь.
ЗАДАНИЕ №1 (2 часть)
ДАНА ШКАЛА СТИЛЕЙ РЕЧИ , разделённая на три регистра:
ВЫСОКИЙ , НЕЙТРАЛЬНЫЙ , НИЗКИЙ.
РАСПРЕДЕЛИТЕ ДАННЫЕ СЛОВА ПО ЭТИМ РЕГИСТРАМ.
Почивать , спать, дрыхнуть.
Есть , вкушать , жрать.
Лицо, лик, морда.
Конь, скакун, кляча.
Воин, боец, вояка.
Одежда, одёжка, одеяние.
Скорбеть, тужить, горевать.
ВЫСОКИЙ НЕЙТРАЛЬНЫЙ НИЗКИЙ
СТИЛЬ СТИЛЬ СТИЛЬ
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ .ЗАДАНИЕ №! ( 2 часть)
ВЫСОКИЙ СТИЛЬ НЕЙТРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ НИЗКИЙ СТИЛЬ
ПОЧИВАТЬ СПАТЬ ДРЫХНУТЬ
ВКУШАТЬ ЕСТЬ ЖРАТЬ
ЛИК ЛИЦО МОРДА
СКАКУН КОНЬ КЛЯЧА
ВОИН БОЕЦ ВОЯКА
ОДЕЯНИЕ ОДЕЖДА ОДЁЖКА
СКОРБЕТЬ ГОРЕВАТЬ ТУЖИТЬ
ЗАДАНИЕ № 2. (1 часть)
ОТГАДАЙТЕ СЛОВО ПО ЕГО АНТОНИМАМ:
- ПАССИВНЫЙ, ИНЕРТНЫЙ, БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ - ?
- НЕРЯШЛИВЫЙ , НЕЧИСТОПЛОТНЫЙ
- ПРОВОДЫ, РАССТАВАНИЕ - ?
- ЯСНО, ПОНЯТНО , НЕТРУДНО - ?
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ .ЗАДАНИЕ №2 ( 1 часть).
- Пассивный, инертный, бездеятельный - АКТИВНЫЙ.
- Неряшливый, нечистоплотный – АККУРАТНЫЙ.
- Проводы, расставания – ВСТРЕЧА.
- Ясно, понятно, нетрудно - СЛОЖНО.
ЗАДАНИЕ № 2 (2 часть).
ПОДБЕРИТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ АНТОНИМЫ:
- МЯГКИЙ ГОЛОС –
- МЯГКОЕ НАКАЗАНИЕ -
- МЯГКИЙ КАРАНДАШ –
- МЯГКИЕ ВОЛОСЫ –
- МЯГКАЯ БУЛКА _
- СВЕЖИЙ ХЛЕБ –
- СВЕЖАЯ РУБАШКА –
- СВЕЖАЯ ГАЗЕТА –
- СВЕЖЕЕ УТРО –
- СВЕЖЕЕ МОЛОКО –
- СВЕЖАЯ НОВОСТЬ –
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ № 2 (2часть).
- Мягкий голос – резкий
- Мягкое наказание – суровое
- Мягкий карандаш – твёрдый
- Мягкие волосы – жёсткие
- Мягкая булка – чёрствая.
- Свежий хлеб – чёрствый
- Свежая рубашка – грязная
- Свежая газета – вчерашняя
- Свежее утро – тёплое
- Свежее молоко – прокисшее
- Свежая новость – старая.
ЗАДАНИЕ №3 (1 часть).
ДАНЫ АНГЛИЙСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ ДОСЛОВНЫЙ ПЕРЕВОД.
НЕОБХОДИМО ДАТЬ ЭТИМ ВЫРАЖЕНИЯМ ЭКВИВАЛЕНТЫ ИЗ РУССКОГО ЯЗЫКА.
1.TO BE UNDER SOMEONE’S THUMB (БЫТЬ У КОГО-ЛИБО ПОД БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ) _?
2 .TO BE BUSY AS A BEE (БЫТЬ ЗАНЯТЫМ КАК ПЧЕЛА) - ?
3. TO KNOCK SOMEONE INTO COCKED HAT ( ЗАГНАТЬ КОГО – ЛИБО В ТРЕУГОЛЬНУЮ ШЛЯПУ ) - ?
4. TO STROKE SOMEONE THE WRONG WAY (ГЛАДИТЬ КОГО-ЛИБО В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ) - ?.
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ №3 (1 часть).
! Быть у кого- либо под большим пальцем – прижать к ногтю, быть у кого- либо под каблуком.
2.Быть занятым как пчела – Вертеться как белка в колесе.
3. Загнать кого- либо в треугольную шляпу – Загнать в тупик , загнать в угол.
4. Гладить кого- либо в обратном направлении- Гладить против шерсти.
ЗАДАНИЕ № 3 (2 часть).
ЗАМЕНИТЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ ОДНИМ СЛОВОМ , ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО:
- РУКА ОБ РУКУ - ?
- РУКОЙ ПОДАТЬ -?
- НА РУКАХ НОСИТЬ -?
- БЫТЬ ПОД РУКОЙ -?
- ЗОЛОТЫЕ РУКИ -?
- ДЕРЖАТЬ В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ - ?
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ № 3 ( 2часть).
- Рука об руку- ДРУЖНО.
- Рукой подать – РЯДОМ.
- На руках носить – БАЛОВАТЬ.
- Быть под рукой – БЛИЗКО.
- Золотые руки – ГОВОРИТСЯ ОБ ОЧЕНЬ ИСКУСНОМ, УМЕЛОМ , СПОСОБНОМ В СВОЁМ ДЕЛЕ ЧЕЛОВЕКЕ.
- Держать в ежовых рукавицах – НЕ ДАВАТЬ ВОЛИ, БЫТЬ СТРОГИМ.
ЗАДАНИЕ № 4 (1 часть).
« ПЕРЕВЕДИТЕ» ВЫДЕЛЕННЫЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СЛОВА :
- ТЕРАПЕВТ прописал ПАЦИЕНТУ ИНЪЕКЦИИ - ?
- ШОФЁР выявил ДЕФЕКТЫ в МОТОРЕ - ?
- АДВОКАТ привёл убедительные АРГУМЕНТЫ - ?
- СПОРТСМЕНЫ гордятся своим ГОЛКИПЕРОМ - ?
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ № 4 ( 1часть)
- ВРАЧ прописал БОЛЬНОМУ УКОЛЫ.
- ВОДИТЕЛЬ выявил НЕИСПРАВНОСТИ в ДВИГАТЕЛЕ.
- ЗАЩИТНИК привёл убедительные ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
- ИГРОКИ гордятся своим ВРАТАРЁМ.
ЗАДАНИЕ № 4 (2 часть).
НАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ , СОДЕРЖАЩИХ ГРЕЧЕСКИЕ И ЛАТИНСКИЕ КОРНИ.
ГИДРО
ЗОО
ТЕРМО
ХРОН
ББЛИО
ГРАФО
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ №4 (2часть)
ГИДРО – гидротехника, гидроэлектростанция…
ЗОО – зоопарк, зоология, зоомагазин, зоолог…
ТЕРМО – термостат,термометр, термический, темобельё…
ХРОН – хронотоп, хронометр, хроника…
БИБЛИО – библиотека, библия, библиография..
ГРАФО – графоман, биография, орфография, графолог…
КОНКУРС ДОВЕРЧИВЫХ КАПИТАНОВ.
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ?
- КНИГА – ЭТО ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ?
- ВИРУС – ЭТО ЧИСТО МЕДИЦИНСКИЙ ТЕРМИН ?
- ЭНЦИКЛОПЕДИЮ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ НА ЭКРАНЕ КОМПЬЮТЕРА ?
- ЕСЛИ ПРОЧИТАТЬ ВСЕ СЛОВАРИ В МИРЕ , ТО МОЖНО НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ ?
- ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ДИКТАНТУ УДОБНЕЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ? ПОЧЕМУ?
- ЕСЛИ НУЖНО НАЙТИ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА « АМФИТЕАТР» , ТО НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СЛОВАРЮ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ?
- ЧТО, КОГДА ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ СЛОВА, НЕТОЧНО ЗНАЯ ИХ ЗНАЧЕНИЕ , ТО НА ПОМОЩЬ ПРИДЁТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ?
ПОЧЕМУ?
НЕ ЗАГЛЯДЫВАЯ В СЛОВАРИ, ПРИВЕДИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ:
СКАЗАТЬ - ?
СЛУЧИЛОСЬ - ?
ПОНРАВИТЬСЯ -?
БЕЖАТЬ - ?
ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ :
РУКОЙ ПОДАТЬ - ?
ЗАСУЧИВ РУКАВА -?
ВО ВЕСЬ ДУХ - ?
ВСТАЛ НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ - ?
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К КОНКУРСУ ДОВЕРЧИВЫХ КАПИТАНОВ .
- НЕТ
- НЕТ.
- ДА.
- НЕТ.
- ДА.
- ДА.
- НЕТ.
СКАЗАТЬ – говорить, болтать. произносить,
СЛУЧИЛОСЬ – произошло, приключилось, вышло,
ПОНРАВИТЬСЯ – приглянуться, быть симпатичным,
БЕЖАТЬ – нестись, мчаться, нестись.
РУКОЙ ПОДАТЬ – БЛИЗКО.
ЗАСУЧИВ РУКАВА – ОЧЕНЬ СТАРАТЬСЯ.
ВО ВЕСЬ ДУХ – БЫСТРО .
ВСТАЛ НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ – РАНО.
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ !
Есть в русском языке удивительный корень – ФИЛ -, пришедший из греческого , что означает «ЛЮБЯЩИЙ, ЛЮБЛЮ». С его помощью образуется много слов:
ФИЛАНТРОПИЯ (люблю +человек) – благотворительность, помощь нуждающимся;
ФИЛАРМОНИЯ ( люблю + гармония) – концертная организация, пропагандирующая высокохудожественные музыкальные произведения;
ФИЛОСОФИЯ (люблю + мудрость) – наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого мышления, общества.
Но есть ещё одно, очень близкое и дорогое НАМ слово -ФИЛОЛОГИЯ – дословно: любовь к слову.
Хотелось бы пожелать всем учителям. Постарайтесь , воспитывая будущих математиков, физиков, юристов, рабочих, учителей, врачей, растить их настоящими филологами в самом прямом смысле этого слова, потому что весь мир начинается с любви. С любви к слову: « В начале было СЛОВО».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...