Нетрадиционныеформы уроков
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Этот урок был проведён в рамках городской конференции для учителей русского языка и литературы , методистов  и заместителей директоров. Урок  проводился 2 часа, использовались словари, справочники по предмету. Здесь представлены различные виды заданий для учеников 6 класса .  Урок подготовлен в рамках развития информационной культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchayushchaya_igra_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧАЮЩАЯ   ИГРА   ПО  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ     В  6  КЛАССЕ.

Твик ( твоя информационная культура). Обсудим словари или « Вселенная в алфавитном порядке».

МЫ  ЗАПОМИНАЕМ:

10% того, что читаем,

20% того, что слышим,

30% того, что видим,

50% того, что слышим и видим,

70% того, что говорим,

90% того, что говорим и ДЕЛАЕМ.

                  Г. Драйден, Д. Вос « Революция в обучении».

ПАМЯТКА  ДЛЯ  ЖЮРИ.

При оценке ответов учитываются:

  1. Правильность ответов.
  2. Оперативность.
  3. Умение правильно, чётко и кратко выражать свои мысли.
  4. Владение специальными терминами.
  5. Логика изложения ответа.
  6. Эмоциональность, заинтересованность.

Факторы, снижающие оценку:

1.Нарушение дисциплины.

Подсказки, неумение  уважать  точку зрения соперника.

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ

КОНКУРСЫ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ(название ,эмблема, девиз, приветствие жюри)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Научное представление словаря.
  2. Творческое выступление словарей.

ЗАДАНИЯ №1 (по словарю синонимов)

ЗАДАНИЯ № 2 (по словарю антонимов)

ЗАДАНИЯ № 3 (по фразеологическому словарю)

ЗАДАНИЯ № 4 (по словарю иностранных слов)

КОНКУРС  КАПИТАНОВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ

ИТОГИ ИГРЫ

ЛУЧШИЕ ИГРОКИ КОМАНД

МАРШРУТНЫЙ   ЛИСТ     КОМАНД.

ЗАДАНИЯ    ДЛЯ  КОМАНД.

ЗАДАНИЕ  №1.

К иностранным  пословицам подберите из другого конверта синонимичную русскую пословицу.

1. АФРИКАНСКАЯ ПОСЛОВИЦА.

Сын леопарда тоже леопард.

2.АНГЛИЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА.

Если леди сойдёт с экипажа, он поедет быстрее.

       3.ГРЕЧЕСКАЯ ПОСЛОВИЦА.

      Бойся тихой реки, а не шумной.

   

      4.НЕМЕЦКАЯ ПОСЛОВИЦА.

      Молчаливый рот – золотой рот.

 

5. ВЬЕТНАМСКАЯ ПОСЛОВИЦА.

 Прежде чем сказать, поверни язык 7 раз.

ЗАДАНИЕ  №1.РУССКИЕ  ПОСЛОВИЦЫ.

Яблоко   от яблони недалеко падает.

Баба с возу – кобыле легче.

           В тихом  омуте черти водятся.

        Слово – серебро, молчание – золото.

       Семь раз отмерь – один отрежь.

ОТВЕТЫ  ДЛЯ ЖЮРИ..

  1. Сын леопарда тоже леопард.  – Яблоко от яблони недалеко падает.
  2. Если леди сойдёт с экипажа, он поедет быстрее.  – Баба с возу – кобыле легче.
  3. Бойся тихой реки, а не шумной. – В тихом омуте черти водятся.
  4. Молчаливый рот – золотой рот.  – Слово – серебро, а молчание – золото.
  5. Прежде чем сказать, поверни язык 7 раз. – Семь раз отмерь – один отрежь.

ЗАДАНИЕ №1 (2 часть)

ДАНА ШКАЛА СТИЛЕЙ РЕЧИ , разделённая на три регистра:

ВЫСОКИЙ , НЕЙТРАЛЬНЫЙ , НИЗКИЙ.

РАСПРЕДЕЛИТЕ ДАННЫЕ СЛОВА ПО ЭТИМ РЕГИСТРАМ.

Почивать , спать, дрыхнуть.

Есть , вкушать , жрать.

Лицо, лик, морда.

Конь, скакун, кляча.

Воин, боец, вояка.

Одежда, одёжка, одеяние.

Скорбеть, тужить, горевать.

ВЫСОКИЙ                    НЕЙТРАЛЬНЫЙ                            НИЗКИЙ

  СТИЛЬ                              СТИЛЬ                                             СТИЛЬ

ОТВЕТЫ  ДЛЯ  ЖЮРИ .ЗАДАНИЕ №! ( 2 часть)

ВЫСОКИЙ СТИЛЬ                  НЕЙТРАЛЬНЫЙ  СТИЛЬ              НИЗКИЙ  СТИЛЬ

ПОЧИВАТЬ                                 СПАТЬ                                              ДРЫХНУТЬ

ВКУШАТЬ                                  ЕСТЬ                                                  ЖРАТЬ

ЛИК                                              ЛИЦО                                                МОРДА

СКАКУН                                      КОНЬ                                                КЛЯЧА

ВОИН                                           БОЕЦ                                                 ВОЯКА

ОДЕЯНИЕ                                   ОДЕЖДА                                           ОДЁЖКА

СКОРБЕТЬ                                 ГОРЕВАТЬ                                         ТУЖИТЬ

ЗАДАНИЕ № 2. (1 часть)

ОТГАДАЙТЕ СЛОВО ПО ЕГО АНТОНИМАМ:

  1. ПАССИВНЫЙ, ИНЕРТНЫЙ, БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ  -  ?
  2. НЕРЯШЛИВЫЙ , НЕЧИСТОПЛОТНЫЙ  
  3. ПРОВОДЫ, РАССТАВАНИЕ   - ?
  4. ЯСНО, ПОНЯТНО , НЕТРУДНО  - ?          

ОТВЕТЫ  ДЛЯ  ЖЮРИ .ЗАДАНИЕ №2 ( 1 часть).

  1. Пассивный, инертный, бездеятельный -  АКТИВНЫЙ.
  2. Неряшливый, нечистоплотный – АККУРАТНЫЙ.
  3. Проводы, расставания – ВСТРЕЧА.
  4. Ясно, понятно, нетрудно  - СЛОЖНО.

ЗАДАНИЕ № 2 (2 часть).

ПОДБЕРИТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ  АНТОНИМЫ:

  1. МЯГКИЙ ГОЛОС –
  2. МЯГКОЕ НАКАЗАНИЕ  -
  3. МЯГКИЙ КАРАНДАШ –
  4. МЯГКИЕ ВОЛОСЫ –
  5. МЯГКАЯ БУЛКА _

  1. СВЕЖИЙ ХЛЕБ –
  2. СВЕЖАЯ РУБАШКА –
  3. СВЕЖАЯ ГАЗЕТА –
  4. СВЕЖЕЕ УТРО –
  5. СВЕЖЕЕ МОЛОКО –
  6. СВЕЖАЯ НОВОСТЬ –

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ № 2 (2часть).

  1. Мягкий голос – резкий
  2. Мягкое наказание – суровое
  3. Мягкий карандаш – твёрдый
  4. Мягкие волосы – жёсткие
  5. Мягкая булка – чёрствая.

  1. Свежий хлеб – чёрствый
  2. Свежая рубашка – грязная
  3. Свежая газета – вчерашняя
  4. Свежее утро – тёплое
  5. Свежее молоко – прокисшее
  6. Свежая новость – старая.

ЗАДАНИЕ №3 (1 часть).

ДАНЫ  АНГЛИЙСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ ДОСЛОВНЫЙ ПЕРЕВОД.

НЕОБХОДИМО ДАТЬ ЭТИМ ВЫРАЖЕНИЯМ  ЭКВИВАЛЕНТЫ  ИЗ РУССКОГО ЯЗЫКА.

1.TO BE UNDER SOMEONE’S THUMB (БЫТЬ У КОГО-ЛИБО ПОД БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ) _?

2 .TO BE BUSY AS A BEE (БЫТЬ ЗАНЯТЫМ КАК ПЧЕЛА) - ?

3. TO KNOCK  SOMEONE  INTO COCKED  HAT  ( ЗАГНАТЬ КОГО – ЛИБО  В ТРЕУГОЛЬНУЮ ШЛЯПУ ) - ?

4. TO  STROKE  SOMEONE  THE WRONG WAY (ГЛАДИТЬ КОГО-ЛИБО  В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ) - ?.

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ №3 (1 часть).

! Быть у кого- либо под большим пальцем – прижать к ногтю, быть у кого- либо под каблуком.

2.Быть занятым как пчела – Вертеться как белка в колесе.

3. Загнать кого- либо в треугольную шляпу – Загнать в тупик , загнать в угол.

4. Гладить кого- либо в обратном направлении- Гладить против шерсти.

ЗАДАНИЕ № 3 (2 часть).

ЗАМЕНИТЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ ОДНИМ СЛОВОМ , ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО:

  1. РУКА ОБ РУКУ - ?
  2. РУКОЙ ПОДАТЬ -?
  3. НА РУКАХ НОСИТЬ -?
  4. БЫТЬ ПОД РУКОЙ -?
  5. ЗОЛОТЫЕ РУКИ -?
  6. ДЕРЖАТЬ В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ - ?

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ № 3 ( 2часть).

  1. Рука об руку- ДРУЖНО.
  2. Рукой подать – РЯДОМ.
  3. На руках носить – БАЛОВАТЬ.
  4. Быть под рукой – БЛИЗКО.
  5. Золотые руки – ГОВОРИТСЯ ОБ ОЧЕНЬ ИСКУСНОМ, УМЕЛОМ , СПОСОБНОМ В СВОЁМ ДЕЛЕ ЧЕЛОВЕКЕ.
  6. Держать в ежовых рукавицах – НЕ ДАВАТЬ ВОЛИ, БЫТЬ СТРОГИМ.

ЗАДАНИЕ № 4 (1 часть).

« ПЕРЕВЕДИТЕ» ВЫДЕЛЕННЫЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СЛОВА :

  1. ТЕРАПЕВТ прописал ПАЦИЕНТУ  ИНЪЕКЦИИ - ?
  2. ШОФЁР выявил ДЕФЕКТЫ в МОТОРЕ - ?
  3. АДВОКАТ привёл убедительные АРГУМЕНТЫ - ?
  4. СПОРТСМЕНЫ гордятся своим ГОЛКИПЕРОМ - ?

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ № 4 ( 1часть)

  1. ВРАЧ  прописал БОЛЬНОМУ УКОЛЫ.
  2. ВОДИТЕЛЬ выявил НЕИСПРАВНОСТИ в ДВИГАТЕЛЕ.
  3. ЗАЩИТНИК привёл убедительные ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
  4. ИГРОКИ гордятся своим ВРАТАРЁМ.

ЗАДАНИЕ № 4 (2 часть).

НАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ , СОДЕРЖАЩИХ ГРЕЧЕСКИЕ И ЛАТИНСКИЕ КОРНИ.

ГИДРО

ЗОО

 ТЕРМО

ХРОН

ББЛИО

ГРАФО

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К ЗАДАНИЮ №4 (2часть)

ГИДРО – гидротехника, гидроэлектростанция…

ЗОО – зоопарк, зоология, зоомагазин, зоолог…

ТЕРМО – термостат,термометр, термический, темобельё…

ХРОН – хронотоп, хронометр, хроника…

БИБЛИО – библиотека, библия, библиография..

ГРАФО – графоман, биография, орфография, графолог…

КОНКУРС ДОВЕРЧИВЫХ КАПИТАНОВ.

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ?

  1. КНИГА – ЭТО ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ?
  2. ВИРУС – ЭТО ЧИСТО МЕДИЦИНСКИЙ ТЕРМИН ?
  3. ЭНЦИКЛОПЕДИЮ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ НА  ЭКРАНЕ КОМПЬЮТЕРА ?
  4. ЕСЛИ ПРОЧИТАТЬ ВСЕ СЛОВАРИ В МИРЕ , ТО МОЖНО НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ ?
  5. ПРИ ПОДГОТОВКЕ  К ДИКТАНТУ УДОБНЕЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ? ПОЧЕМУ?
  6. ЕСЛИ НУЖНО НАЙТИ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА « АМФИТЕАТР» , ТО НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СЛОВАРЮ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ?
  7. ЧТО, КОГДА ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ СЛОВА, НЕТОЧНО ЗНАЯ ИХ ЗНАЧЕНИЕ , ТО НА ПОМОЩЬ ПРИДЁТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ?

      ПОЧЕМУ?

НЕ ЗАГЛЯДЫВАЯ В СЛОВАРИ, ПРИВЕДИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ:

СКАЗАТЬ - ?

СЛУЧИЛОСЬ - ?

ПОНРАВИТЬСЯ -?

БЕЖАТЬ  - ?

ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ :

РУКОЙ ПОДАТЬ - ?

ЗАСУЧИВ РУКАВА -?

ВО ВЕСЬ ДУХ - ?

ВСТАЛ НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ - ?

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ К КОНКУРСУ ДОВЕРЧИВЫХ КАПИТАНОВ .

  1. НЕТ
  2. НЕТ.
  3. ДА.
  4. НЕТ.
  5. ДА.
  6. ДА.
  7. НЕТ.

СКАЗАТЬ – говорить, болтать. произносить,

СЛУЧИЛОСЬ – произошло, приключилось, вышло,

ПОНРАВИТЬСЯ – приглянуться, быть симпатичным,

БЕЖАТЬ – нестись, мчаться, нестись.

РУКОЙ ПОДАТЬ – БЛИЗКО.

ЗАСУЧИВ РУКАВА – ОЧЕНЬ СТАРАТЬСЯ.

ВО ВЕСЬ ДУХ – БЫСТРО .

ВСТАЛ НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ – РАНО.

ДОРОГИЕ     КОЛЛЕГИ  !

Есть в русском языке удивительный корень – ФИЛ -, пришедший из греческого , что означает «ЛЮБЯЩИЙ, ЛЮБЛЮ». С его помощью образуется много слов:

ФИЛАНТРОПИЯ (люблю +человек) – благотворительность, помощь нуждающимся;

ФИЛАРМОНИЯ ( люблю + гармония) – концертная организация, пропагандирующая высокохудожественные музыкальные произведения;

ФИЛОСОФИЯ (люблю + мудрость) – наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого мышления, общества.

  Но  есть ещё одно, очень близкое и дорогое НАМ слово  -ФИЛОЛОГИЯ – дословно: любовь к слову.

  Хотелось бы пожелать всем учителям. Постарайтесь , воспитывая будущих математиков, физиков, юристов, рабочих, учителей, врачей, растить их настоящими филологами в самом прямом смысле этого слова, потому что весь мир начинается с любви. С любви к слову: « В начале было СЛОВО».

 

 

 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...