Элективные курсы
элективный курс по русскому языку по теме
Представлены программы элективных курсов по русскому языку для 9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Utverzhdeno.docx | 29.01 КБ |
Elektiv.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Прощание с Русской Азбукой»
Праздник проводился в марте 2009 года в параллели 1-х классов.
Цели:
Образовательные:
-Обобщение знаний о буквах русского алфавита, о буквах гласных и согласных звуков
Воспитательные:
-Формировать умение работать в коллективе (разновозрастные группы)
Развивающие:
-Развивать коммуникативные способности первоклассников.
Сценарий праздника подготовили учителя начальных классов: Адяева Г. Т., Старова М. Н. Самбурская Л. А.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни прочитанной самостоятельно книгой – «Русской Азбукой».
Звучит музыка, девочки исполняют на сцене танец менуэт.
Слайд С.Я Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование отрывка из сказки-пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева. Перед ней седобородый Профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.
Королева:
-Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!
Профессор: Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строчки.
Королева. Ладно уж, диктуйте.
Профессор
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Королева. Я напишу только "Травка зеленеет". (Пишет.) Травка зе-не...
МУЗЫКА
Входит Канцлер.
Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один три указа.
Королева. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать "зенелеет". Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)
Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...
Королева. Опять начертать!
Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом приказе.
Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?
Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо "казнить", либо "помиловать".
Королева (про себя). По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу "казнить" - это короче.
Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит. МУЗЫКА
Профессор (тяжело вздыхая). Нечего сказать, короче!
Королева. О чем это вы?
Профессор. Ах, ваше величество, чтó вы написали!
Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать "кознить", что ли?
Профессор. Нет, вы правильно написали это слово - и все-таки сделали очень грубую ошибку.
Королева. Какую же?
Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!
Королева. Еще чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.
Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!
Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь... Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!
Профессор: Ну, тогда нам следует начать с самого начала, с азбуки.
Протягивает девочке книгу. Принцесса листает ее.
Принцесса: Ой, а кто это такие?
На экране появляется слайд: Кирилл и Мефодий.
Профессор: Тогда внимательно слушайте, принцесса.
Звучит МУЗЫКА, на сцене появляются Кирилл и Мефодий. (родители учеников)
Мефодий: Я, Мефодий, и брат мой Кирилл, родились во граде Солуни. Отец наш был муж богатый и доброго рода, по имени Лев. И имел он сан военачальника. Был же благоверен и праведен, храня все заповеди Божии. И было нас семеро детей. Я – старший, а самый младший – Кирилл.
Кирилл: По просьбе греческого царя отправились мы к братьям славянам рассказать о святых христианских книгах.
Мефодий: Умели славяне пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
Кирилл: А вот грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать.
Мефодий: Разве не для всех светит солнце?
Кирилл: Разве не для всех идет дождь?
Мефодий: Разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья.
Кирилл: Все равны перед Господом, и всем нужна грамота.
Мефодий: Азбука даст нам в руки нить наших мыслей.
Кирилл: И ключ к тайнам природы.
Кирилл садиться за стол и начинает писать, а Мефодий в это время читает стихотворение:
Мефодий:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Кирилл встает, подходит к сцене, показывает книгу.
На проекторе слайд разворота книги.
Кирилл: Буквы должны быть красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Названия букв будут напоминать людям о словах, которые забывать нельзя.
МУЗЫКА
По-очереди на сцену выходят дети с табличками букв.
Ученик (буква «добро»): Я - буква «добро».
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Ученик (буква «люди»): Я – буква «люди».
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце
Не делим на части,
И вечную землю
Нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах
Друзьям подарить.
Ученик (буква «рцы»): Я – буква «рцы».
Недаром я собой горжусь,
Ведь я начало слова «Русь».
Кирилл и Мефодий берут учеников за руки и начинают уходить. На экране изображение Кирилла и Мефодия.
МУЗЫКА
Профессор:
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянами,
Славят подвиг первоучителей
Христианских своих просветителей.
Ушли Кирилл, Мефодий и ученики.
Профессор: Шло время, поколения сменяли друг друга, менялся и мир. Но первой книгой, которую брал в руки человек, оставалась Азбука. Так было, так есть и так будет…
Принцесса: Как будет?
Профессор: Смотри дальше…
Презентация 1 Сентября,
Танцевальный номер
МУЗЫКА
На сцену выходит нарядный первоклассник с букетом.
Первоклассник:
Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел –
Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет –
Подарю учительнице в школе.
На сцену выходит Азбука.
Азбука:
Ждет с волнением
И девчонок, и мальчишек
Книга скромная – Русская Азбука.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.
Первоклассник:
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В интернет письмо писать.
Азбука:
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в интернет.
Грамотой не овладеешь –
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник:
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
На сцене появляется ученик – буква Р. Азбука (показывает на букву):
Эту тоже?
Первоклассник:
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Ученик – буква Р:
Я – не «рэ», не «рэ, не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдешь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Мое имя – буква «эр»!
Первоклассник (смущенно):
Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
Буква «эр» уходит.
Азбука:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавиц,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!
Ё, И, Ъ, Ь, Ы.
Пять сестренок опоздали –
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Азбука:
Познакомьтесь с ними дети, -
Вот они стоят рядком.
Первоклассник:
Очень трудно жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Азбука: Ну- ка, буквы, выходите!
Два шага вперед делают дети – буквы: А, Я, О, В, С, Н, К
А остальные уходят.
Азбука: (указывает на принцессу и первоклассника): А вы, попробуйте, сложите.
МУЗЫКА
Принцесса: У меня получилось слово «овсянка».
Первоклассник: Подумаешь, у меня тоже получилось слово «овсянка».
Принцесса: Люблю я овсянку.
Первоклассник: И я люблю.
Принцесса: Она, желтая, красивая такая.
Первоклассник: И вкусная, особенно с молоком.
Принцесса: Как это, вкусная? Как это с молоком?
Первоклассник: Да так, а еще хороша с маслом и сахаром.
Принцесса: Да ты про что говоришь?
Первоклассник: Как про что? Про овсянку! А ты про что?
Принцесса: И я про овсянку.
Первоклассник: Ты про какую овсянку?
Принцесса: Про обыкновенную. Про ту, что у нас в саду жила и песни пела.
Первоклассник: Каша песни пела?!
Принцесса (сердито): Какая каша? Не каша, а птица. Птица – ов-сян-ка. Не слыхал про такую что ли? Ай да ко мне мою овсянку слушать.
Первоклассник: Ай да. А потом ко мне мою овсянку кушать.
Азбука: Я думаю, все поняли секрет этого диалога.
Принцесса с первоклассником уходят, а за ними буквы.
Профессор:
А вот что, ребята, порою бывает,
С теми, кто грамоты вовсе не знает.
Надо читать научиться скорей,
А то так впросак попадешь, как Андрей.
Хлеба купить попросили Андрея
Вот и пошел он читать не умея.
Вывесок много,
Выходят параллельно дети с вывесками: «Хлеб», «Молоко», «Овощи», «Обувь», «Одежда».
А мальчик один.
Мальчик заглядывает на вывески.
Входит несмело Андрей в магазин.
Кто-то в халате молвит Андрею:
Парикмахер (выходит, вынося стул): Сядьте, я бороду вашу побрею.
Андрей садится на стул, а парикмахер с расческой и ножницами в руках пытается его подстричь.
Профессор: Только тогда, покраснев от стыда, он закричал:
Мальчик: Я попал не туда. (Убегает)
МУЗЫКА
Профессор:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись без Азбуки, друзья.
Ближе к сцене выходят дети и читают стихи:
МУЗЫКА
Ученик 1:
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбука (для всех подарок)
На столах своих нашли.
Ученик 2:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.
Ученик 3:
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Ученик 4:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Ученик 5:
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс,
И дорогому букварю я говорю:
«Благодарю! Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть».
Все участники выходят на сцену, в это время уже играет мелодия песни.
Все поют песню на мотив «Голубой вагон»
Праздник наш сегодня завершается,
С букварем простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки, мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.
Предварительный просмотр:
Утверждено
на педагогическом совете
МОУ СОШ № 38
Протокол № от
Директор МОУ СОШ № 38
/Т.А.Журба/
Согласовано
на научно-методическом совете
МОУ СОШ № 38
Протокол № от
Зам. директора по НМР
/В.М.Жевак/
Рассмотрено
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Протокол № от
Руководитель МО
/И.Б.Чевтаева/
Программа элективного курса по литературе
Юный исследователь экранного искусства
Автор-составитель: Иващенко Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 38,
первая квалификационная категория
Волгоград
2011
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Юный исследователь экранного искусства» предназначена для обучающихся 9 класса общеобразовательных школ, интересующихся исследовательской деятельностью в области литературы, а также проявляющих интерес к изучению искусства кино и отечественной культуры.
Рассчитана на 17 часов.
Данная программа элективного курса позволит обеспечить приобщение обучающихся к началам аудиовизуальной культуры и вооружить будущих интеллектуалов основами кинематографических знаний. Также я ввожу темы по учебно-исследовательской работе. Это вызвано тем, что исследовательская деятельность является одним из приоритетных направлений Российского образования. Современная школа в настоящее время призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретении ими компетентного опыта в сфере учения, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
Исходя из этого, цель данной программы заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Кино, видео, телевидение занимают сегодня ведущее место в досуге детей. Отсюда настоятельная необходимость руководства процессом их видео- и телепотребления.
Курс позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи данного курса:
1. Приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности, о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.
2. Освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной.
3. Совершенствование практических навыков и умений для решения стандартных и нестандартных задач, рефлексирующего мышления (предме том рефлексии могут стать ценностные ориентации создателей экранных произведений и самих ребят, а также их умение анали зировать экранные произведения);
4.Развитие умения ориентироваться в потоке современной видео- и телеинформации, анализировать ее с учетом специфики аудиовизуального языка;
5. Формирование мировоззрения детей и, в частности, такие компоненты его структуры, как нравственные и эстетические взгляды.
Занятия проводятся в контексте нравственного саморазвития личности, основывающегося на высоких идеалах отече ственной культуры, издревле связанной с христианской, право славной духовностью. Это идеалы жертвенной любви к Отечеству, к ближнему, к спутнику жизни, идеалы целомудрия, святости се мейного очага, счастье жить ради другого.
Выполнить эти задачи возможно в том случае, если педагог воспитает у ребят способность воспринимать экранные произведения адекватно за мыслу их авторов. Под этим понимается умение выявлять в структуре произведения авторскую позицию, оценивая не только события и характеры героев, но и внутреннюю связь эпизодов, их монтажную организацию, композицию кадра, звуковой ряд, графическое, колористическое, драматургическое решения и т.д., то есть нужно уметь прочитывать емкую информацию мировоз зренческого характера, содержащуюся в опосредованной, образно-художественной форме в экранных произведениях.
Адекватное восприятие подразумевает включение в сотворчество, проникновение в замысел творца, повторение как бы зано во пройденного им пути. Не исключается даже более глубокое, по сравнению с авторским замыслом, истолкование.
Я предполагаю, что занятия по экранной культуре подтолкнут детей как к эстетическому, так и к нравственному самовоспи танию.
Ожидаемые результаты
В результате работы по данной программе обучающиеся должны знать:
-структуру учебно-исследовательской деятельности;
-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
-основные информационные источники поиска необходимой информации;
-правила оформления итогов работы, создания презентации;
-об экранных искусствах, о зако номерностях их функционирования в обществе;
-особенности языка кино, отличие языка кино от языка других видов искусства;
- типы культур, соотношение по нятий «культура» и «цивилизация», национальные особенности развития культуры, отличие русской культуры от культур других народов.
Обучающиеся должны уметь:
-определять характеристику объекта изучения, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
-самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения и средств и др.);
-выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
-планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
-пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными и специальными энциклопедиями, возможностями сети Интернет, другими электронными источниками для реализации проекта;
-сопоставлять литературные произведения с кино- и телеэкранизациями, театральными постановками с учетом особенностей каждого вида искусств;
— анализировать результаты восприятия и давать эстетическую оценку произведениям экранных искусств.
Формы и приемы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Основные виды занятий: лекция, семинар, практическое занятие, конференция, презентация проекта, творческие задания.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение обучающимися своего исследования, написание научно-исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление на занятиях.
Содержание программы
Раздел 1. Основы учебно-исследовательской деятельности (5 часов).
Тема 1. Структура учебно-исследовательской деятельности. (1 час). Содержание учебно-исследовательской деятельности. Актуальность. Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Планирование работы над проектом. Алгоритм выполнения действий.
Тема 2. Жанры исследовательской работы. (1 час). Система жанров научных трудов: монография, статья, заметки, наблюдения, эссе, комментарии, рецензия.
Тема 3. Виды тем и принципы работы над ними. (1 час) Литературоведческие, культурологические, сопоставительные, обзорные.
Тема 4. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности. (1 час). Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари специальные справочники. Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Поиск информации в сети Интернет. Поиск адреса необходимого сайта.
Тема 5. Организация и проведение исследовательской работы. ( 1 час). Формы организации учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа информации по выбранной проблеме; социологические методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, математико-статистические.
Раздел 2. Отечественная культура и основы кино (12 часов).
Тема 6. Культура и человек. (1 час). Возникновение культуры. Многообразие определений культу ры. Типы культур — материальная и духовная. Соотношение по нятий «культура» и «цивилизация». Диалог культур. Молодежная субкультура. Массовая и элитарная культура. Культура как «ак тивная память человечества» (Д. Лихачев). Моральный климат па мяти (семейной, народной, культурной). Бесконечность проявле ний культуры: культура человечества, культура разных эпох, народов, культура личности. Национальные особенности развития культуры.
Тема 7. Отечественная культура. (1 час). Отличие русской культуры от культурдругих народов. «Русская идея есть идея сердца». «Каждое дерево растет из своего семени» (В. Розанов).
Тема 8. Экранная культура. (1 час). Кино как наиболее массовое искусство, по самой своей природе адресованное миллионам зрителей. Значение знаний киноязыка для современного человека, формирование высокой аудиовизуальной (экранной) культуры процессе духовно-нравственного развития личности. Основные элементы экранного языка: план, ракурс, кадр, монтаж как принцип кинематографического мышления. Кинематографический план. Изобразительная и выразительная специфика общего, среднего и крупного планов. Деталь. Ракурс как средство операторского искусства. Съемка с движения и ее преимуществаКинокадр как первоэлемент кинематографического изобра зил. Композиция кадра — взаиморазмещение и взаимосвязь частей изображения. Монтаж как принцип кинематографического мышления.
Тема 9. Сценарий - литературное произ ведение, предназначенное для неоднократного воплощения на экране.(1 час). Структура сценария. Его композиция. Замысел, тема, идея. Фабула сценария — состав событий, событийный ряд. Остродраматическая и ослабленная фабула в кинематографе. Сюжет — осмысленная фабула, живое, образное воплощение изображаемого действия в целостной полноте. Композиция как процесс перехода фабулы в сюжет. Элемен ты композиции: экспозиция, завязка, драматический узел, куль минация, развязка, пролог и эпилог. Понятие драматического конфликта. Конфликт — отражение . сценарии реальных жизненных противоречий. Конфликт внут ренний и внешний. Перипетии — поворот в действии.
Тема 10. Работа с фильмом-экранизацией. (2 часа). Знакомство с литературным источником, просмотр и обсуж дение фильма. Особенности литературного текста и экранного произведе ния, их сходство и различие. Авторская позиция.
Тема 11. Художественные фильмы.( 2 часа). Художественный вымысел и правда жизни. Фантазия худож ника и отражение подлинных фактов. Роль автора и его позиции в создании художественного и документального произведения эк рана. Художественный кинематограф: обращение к миру чувств и поступков человека. Просмотр и обсуждение художественного
фильма.
Тема 12. Знакомство с жанрами художественного кинематографа. (2 часа). Фильм-сказка, приключенческий фильм, фантастический фильм,фильм-детектив и др.Просмотр фрагментов фильмов разных жанров, отличительные черты жанров. Обобщение художественного опыта детей, его систематизация.Актер в игровом кино. Основные кинопрофессии.
Тема 13. В контексте жизни (документальное кино).(1 час). Документалистика как вид образной публицистики. Различие функций хроники и документального кино. Историческая цен ность кинодокумента. Образное осмысление факта в докумен тальном кино. Жанры документального кинофильма: очерк-портрет, собы тийный, обзорный, проблемный. Способы создания документального фильма: на основе со бытийной съемки, иконографической съемки, перемонтажа ста рой кинохроники. Возможности, преимущества и недостатки каждого из способов. Их органическая взаимосвязь и взаимо влияние. Событийная съемка: репортаж, кинонаблюдение, интервью (монолог героя и диалог с ним), возможности использования скрытой и открытой (в том числе «привычной») камеры. Принципы создания иконографического фильма: использо вание архивных документов, литературных источников, мемуа ров в сочетании с закадровым текстом.
Тема 14. Экранизация литературных произведений.(1 час). Характеристика литературного образа. Характеристика экранизирован ного образа. Что такое кинообраз? Авторское видение образа, режиссер ское видение кинообраза. Сравнительная характеристика. Развертывание кинообраза в пространстве его пластических форм. Характер и образ на экране. Основная и дополнительная идея. Роль музыки, романса и звуко вых характеристик героев в экранизации. По рассказу Н.В. Гоголя " Вий" - реж. К. Ершов, По А.П. Чехову «Ионыч», "Дама с собачкой " - реж. И. Хейфиц, По У. Шекспиру мультфильм " Сон в летнюю ночь" - реж. И. Трнка, "Король Лир"- реж. Г. Козинцев и др.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Вид занятия | Количество часов |
Раздел 1. Основы учебно-исследовательской деятельности (5 часов). | ||||
1. | Структура учебно-исследовательской деятельности. | Мини-лекция и практическая работа: работа в микрогруппах, выполнение действий по заданному алгоритму. | 1 | |
2. | Жанры исследовательской работы | Мини-лекция и практическая работа: работа в микрогруппах, выполнение действий по заданному алгоритму. | 1 | |
3. | Виды тем и принципы работы над ними | Мини-лекция и практическая работа | 1 | |
4. |
| Этапы организации учебно-исследовательской деятельности. | Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы, сайтов сети Интернет. | 1 |
5. | Организация и проведение исследовательской работы. | Практическая работа: разработка алгоритма действий. | 1 | |
Раздел 2. Отечественная культура и основы кино (12 часов). | ||||
6. | Культура и человек | Лекция учителя, исследовательские работы обучающихся | 1 | |
7. | Отечественная культура | Практическая работа: изучить родословную своей семьи, знать, откуда родом ваши бабушки и дедушки, прабабушки и дедушки, чем занимаются или занимались. Рассказать о них в жанре интервью, очерка или фотофильма. Составить свое генеалогическое древо. Презентация проекта | 1 | |
8. | Экранная культура | Практическая работа: взгляд через камеру, через рамку на ре бят, на весь класс. Обратить внимание на то, как реальность трансформируется уже фактом отбора. Создать свои первые са мостоятельные видеозарисовки «Портрет друга (подруги)», «На строение» и др. | 1 | |
9. | Сценарий - литературное произ ведение, предназначенное для неоднократного воплощения на экране. | Конкурс -аукцион творческих идей «Мой будущий сценарий». Игра-викторина: «Что за фильм»? (по карточкам) | 1 | |
10. | Работа с фильмом-экранизацией | Чтение произведения и просмотр кинофильма . Герои книги и герои фильма — чем они отличаются (П. Треверс. Мэри Поппинс и художественный фильм «Мэри Поппинс, до свидания!», реж. Л. Квинихидзе) | 2 | |
11. | Художественные фильмы | Просмотр и обсуждение художественного | 2 | |
12. | Знакомство с жанрами художественного кинематографа. | ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Дискуссии на темы: «Телесериал - это клево!», «Мультфильмы не нужны взрослым?», «Что лучше: кино или клипы?» Диагностика восприятия и начитанности по прочитанным и про смотренным произведениям. Беседы: «Что дают зрителю телепрограммы: «Дом-2», «Как стать миллионером?», «Жди меня!». Доклад «Жанры и виды литературы и кино» Исследовательские работы: « Особенности киносказки», «Роль анимационного фильма в экологии культуры». Рефераты о творчестве писателей, режиссеров, актеров. (презентации) | 2 | |
13. | В контексте жизни (документальное кино) | Лекция «Документалистика как вид образной публицистики». Просмотр и обсуждение документального фильма | 1 | |
14. | Экранизация литературных произведений | Практическое занятие. Устное рисование героев просмотренного фильма. Выражение своих представлений о нем в стихах, в прозе, рисунках. Киновикторина по фильмам. Конкурс рекламных роликов. Проект-презентация «Герой в книге и кино». | 1 Итого 17 часов |
Список произведений и фильмография:
1. Бр. Гримм «Карлик нос» и современная экранизация.
2. С. А. Аксаков «Аленький цветочек» и современная экранизация
3. Анимационные фильмы: по Н. А. Носову "Незнайка на Луне".
4. Н.В. Гоголь «Вий», «Ночь перед Рождеством»
5. «Барышня-крестьянка», "Станционный смотритель" - реж. С. Соловьев,
6. "Борис Годунов" - реж. С. Бондар чук.
7.М. Шолохов "Они сражались за Родину" (реж. С. Бондарчук)
8.Б. Железников " Чучело" (реж. Р. Быков),
9."Белый клык", 1946, реж. А. Згуриди по Дж. Лондону
10. "Робинзон Крузо", 1947, реж. А Андриевский по Д. Дефо
11. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» и современная экранизация
12. "Собачье сердце", 1968, реж. В. Бортко по повести А. Булгакова.
13."Человек-амфибия", 1961 (по А. Беляеву)
14."Белый Бим Черное Ухо" (по Г. Троепольскому), реж. С.Ростоцкий
15.В. Распутин «Прощание с Матерой» - реж. Э. Климов.
16.А.П. Чехов «Рассказы», «Анна на шее»", Чайка" - реж. Ю.Карасик.
17. А.С.Грибоедов «Герой нашего времени» и современная экранизация.
Список использованной литературы
1.Азарова Л.Н. Основные подходы к пониманию сущности понятий "Проектная деятельность", "Метод учебных проектов", "Учебный проект".- http:// – http://www.circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/AzarovaOleneva.
2.Баженова Л.М. Наш друг экран.- М., 1995.-80с.
3.Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана.- М., 1994.-96с.
4.Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы» - http:// – http://www.circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova
5.Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001.- С. 48-64.
6.Панютина Н.И., Рагинская В.Н. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми.- Волгоград: изд-во «Учитель»,2008.- 204с.
7.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
8.Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся / / Дополнительное образование. 2001. № 7-8.- С. 3-14.
9.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007.-80с.
10.Ситникова Н.А. Метод проектов на уроках словесности и во внеклассной работе с учащимися как технология реализации идей личностно-ориентированного обучения и воспитания языковой личности. – http://www. festival.1september.ru
11.Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: Новая школа, 1993. - 90 с.
12.Усов Ю.Н. Экранные искусства - новый вид мышления// Искусство и образование. - 2000. - № 3. - С. 48-69.
13.Франко Г.Ю. Основы духовно-нравственной культуры для старшеклассников // Медиаобразование / под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1996.
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...