Исследовательская работа ученика "Предлог"
творческая работа учащегося по русскому языку (7 класс) по теме
Цель исследования:
Изучение морфологии русского языка
Область исследования:
Служебные части речи
Задачи исследования:
1. Выяснить популярность употребления предлогов
2. Попытаться создать оригинальную исследовательскую работу.
3. Подготовить компьютерную презентацию
Методы исследования:
- Поиск информации в энциклопедической и справочной литературе
- Поиск информации в Интернете
- Анализ текста
- Мониторинг
Выдвижение гипотезы.
�ру��;��@Ov�_x� с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Nezametnyy.doc | 51.5 КБ |
predlog.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы работы
- «Незаметный, но необходимый» - так называется наш проект.
- Цель проекта – изучение служебной части речи – предлога
- При создании своей работы мы поставили перед собой такие задачи:
- Выяснить популярность употребления предлогов
- Мониторинг
- Поиск информации в Интернете
- Работа с научной литературой
- Анализ текста
- Предлог как название части речи встречается уже в словаре И.И.Срезневского. По происхождению это калька с греческого языка(prothesis), буквальный перевод которой значит(перед словом).
- Кто же такой Срезневский, спросите вы. Измаил Иванович Срезневский . Русский славист, филолог и этнограф, академик Петербургской АН. Изучал современную народную речь, поэзию и быт славянских народов. В своих работах уделял внимание и служебным частям речи.
- А по меткому определению видного лингвиста В.А. Богородицкого, предлоги - это «словечки отношений». Такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами.
- Имя Василия Алексеевича Богородицкого известно каждому филологу не только в России, но и за рубежом. Выдающийся русский языковед и педагог, он стал создателем первой в мире лаборатории экспериментальной фонетики. Его жизненный и творческий путь тесно связан с городом Казанью. Вел активную исследовательскую и педагогическую работу.
- А в нашем учебнике русского языка дано такое определение. Предлог – служебная часть речи, выражающая зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но они выражают различные отношения:
- пространственные: (в, из, к по, из-за, по-над, перед, возле и др.). дорога в космос, работает на заводе
- временные: (до, в через, по) с утра до вечера, через час
- причинные: (от, ради, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине). пропустил из-за болезни
- целевые: (в, по, на, к, для, за), за пропуском/ В этом случае предлоги за и по синонимичны, их различают стилистически: за – характерен для литературной речи, по - для разговорной.
- объектные: о, про, относительно; предлог по в этой функции встречается только в определенных сочетаниях: скучать по сыну.
- Все предлоги делятся на производные и непроизводные.
- Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи.
- Разряд непроизводных предлогов немногочислен: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
- Сложные непроизводные предлоги: из-за, из-под, по-над, по-за, с-под
- Производные предлоги – это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. Производные предлоги по происхождению делятся на
- наречные (близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, позади, против, сзади, сверху, сквозь, среди, прежде)
- отыменные (вследствие, вроде, путём, ввиду, в продолжение, в течение, в сопровождении, в области, в меру, в смысле, за счёт, насчёт, наподобие, по мере, по части, по причине, по поводу, со стороны)
- отглагольные (благодаря, исключая, несмотря на, невзирая на включая, выключая, не считая, спустя, начиная)
- Правописание предлогов может вызвать затруднения. Непроизводные предлоги с другими словами пишутся
- отдельно
на_реке (предлог + существительное)
на_мне (предлог + местоимение)
к_пяти (предлог + числительное
- через дефис пишутся сложные парные предлоги.
из-за
из-под
по-над
по-за
с-под
Производные предлоги могут писаться слитно
- вдоль, вместо, внутрь, вокруг, вслед, впереди, напротив, поверх, позади, сзади, сверху
- вследствие, вроде, ввиду, насчёт, наподобие
- несмотря на, невзирая на
Производные предлоги могут писаться раздельно
- в продолжение, в течение, в сопровождении, в области, в меру, в смысле, за счёт, по мере, по части, по причине, по поводу, со стороны)
- несмотря на, невзирая на, не считая
- Предлоги, как известно, употребляются с различными падежами, кроме именительного.
С тремя падежами употребляются предлоги с и по
С двумя – в, под, об, между, за, на
Остальные предлоги употребляются только с одним падежом.
- Употребление предлогов может вызвать затруднение. Мы с одноклассниками проинсценировали правило употребления предлогов в и на. (клип)
- Изучая предлог, мы выдвинули гипотезу: предлог является одной из часто употребляемых частей речи.
- Мы провели опрос семиклассников. Какие части речи являются наиболее употребляемыми. В диаграмме видно, что были названы имя существительное, местоимение, имя прилагательное и глагол. Но никто из ребят не назвал предлог.
- Тогда мы взяли текст упражнения 304 из учебника русского языка за 7 класс и сделали его анализ.
- Мы сосчитали все слова в тексте и обозначили их часть речи. И получили следующие результаты:
- Всего слов – 105
- Имен существительных – 22
- Предлогов – 17
- Союзов – 12
- Глаголов- 10
- Местоимений – 10
- Частиц – 8
- Наречий – 7
- Имен прилагательных - 6
- Имен числительных -6
- Причастий – 1
- Получилось, что по частоте употребления наш предлог стоит на 2 месте.
- В Интернете мы решили найти информацию о частоте употребления слов. И выяснили, что самыми употребляемыми словами являются предлоги: на (четвертое место), а самым употребляемым словом является предлог в, стоящий на первом месте.
- какие же мы сделали выводы? Все-таки, говоря о частоте употребления предлогов, мы опирались на свой опыт. Мы проанализировали только один текст. Понимая, что это не достаточно для обобщения. Поэтому решили найти в Интернете и справочной литературе информацию об употреблении предлогов.
- И выяснили следующее:
Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входит в общий частотный список, 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причем два из них возглавляют весь частотный список (в- на первом месте, на- четвертом).
- Все-таки наша гипотеза о том, что предлоги относятся к одной из часто употребляемых частей речи, подтвердилась
- И мы сделали вывод, что хотя предлог незаметен, но в речи он необходим.
- Автор работы ученица 7А класса – Кузьмина Надежда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта Изучение служебных частей речи (предлогов)
Задачи проекта Выяснить популярность употребления предлогов Мониторинг Поиск информации в Интернете Работа с научной литературой Анализ текста
Предлог как часть речи Производные и непроизводные предлоги Правописание предлогов Предлоги и падежи Употребление предлогов
Предлог как часть речи Предлог как название части речи встречается уже в словаре И.И.Срезневского. По происхождению это калька с греческого языка( prothesis ), буквальный перевод которой значит(перед словом).
Предлог как часть речи По меткому определению видного лингвиста В.А. Богородицкого , предлоги- это «словечки отношений». Такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами.
Предлог – служебная часть речи, выражающая зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но они выражают различные отношения:
Производные и непроизводные предлоги Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи Производные предлоги – это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков
Правописание предлогов Непроизводные предлоги с другими словами пишутся - отдельно - через дефис Производные предлоги могут писаться слитно Производные предлоги могут писаться раздельно
Предлоги и падежи Падежи Предлоги С одним падежом С двумя падежами С тремя падежами Родительный Без, близ, ввиду, возле, в отношении, вокруг, впереди, в продолжение, вследствие, в течение, до, для, из, из-за, кроме, около, от, подле, по мере, после, прежде, против, у между с Дательный Благодаря, вопреки, к, согласно, соответственно по Винительный Несмотря на, про, с, сквозь, через(чрез) В (во), за, на, о, об (обо), под по, с Творительный В соответствии с, над(надо), перед(пред, предо), согласно с, в связи с Между, за, под с Предложный при В, на, о, (об, обо) по
Измаил Иванович Срезневский (1812-1880) Русский славист, филолог и этнограф, академик Петербургской АН (1851). Основные труды по истории русского языка заложили основы исторического изучения русского языка, диалектологии,, а также по палеографии, археологии, библиографии, методике преподавания языка, истории древнерусской литературы. Изучал современную народную речь, поэзию и быт славянских народов. Инициатор и редактор "Известий" и "Учёных записок" Отделения русского языка и словесности АН. Основатель школы петербургских славистов; среди его учеников были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. С середине 40-х гг. работал над созданием словаря на основе памятников 11-14 вв.
Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) Это имя известно каждому филологу не только в России, но и за рубежом. Выдающийся русский языковед и педагог, он стал создателем первой в мире лаборатории экспериментальной фонетики. Его жизненный и творческий путь тесно связан с губернским городом Казанью. После окончания университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию, а в дальнейшем вел исследовательскую и педагогическую работу. В 1905 г. В.А. Богородицкий был избран пожизненным членом Парижского лингвистического общества, а в 1915 г. – членом-корреспондентом Российской Академии наук. С 1922 г. он работал профессором Восточного педагогического института в Казани. В 1940 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Отношения, выражаемые предлогами пространственные: (в, из, к по, из-за, по-над, перед, возле и др.). дорога в космос, работает на заводе временные: (до, в через, по) с утра до вечера, через час причинные : (от, ради, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине). пропустил из-за болезни целевые : (в, по, на, к, для, за), за пропуском/ В этом случае предлоги за и по синонимичны, их различают стилистически: за – характерен для литературной речи, по - для разговорной. объектные: о, про, относительно; предлог по в этой функции встречается только в определенных сочетаниях: скучать по сыну.
Непроизводные предлоги Это предлоги, которые всегда относились к этой части речи. Разряд непроизводных предлогов немногочислен: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через. Сложные непроизводные предлоги: из-за, из-под, по-над, по-за, с-под
Производные предлоги наречные (близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, позади, против, сзади, сверху, сквозь, среди, прежде) отыменные (вследствие, вроде, путём, ввиду, в продолжение, в течение, в сопровождении, в области, в меру, в смысле, за счёт, насчёт, наподобие, по мере, по части, по причине, по поводу, со стороны) отглагольные (благодаря, исключая, несмотря на, невзирая на включая, выключая, не считая, спустя, начиная)
Правописание непроизводных предлогов на _ реке (предлог + существительное) на _ мне (предлог + местоимение) к _ пяти (предлог + числительное)
Сложные (парные) предлоги из - за из - под по - над по - за с - под
Слитное написание предлогов вдоль, вместо, внутрь, вокруг, вслед, впереди, напротив, поверх, позади, сзади, сверху вследствие, вроде, ввиду, насчёт, наподобие не смотря на, не взирая на
Раздельное написание предлогов в продолжение, в течение, в сопровождении, в области, в меру, в смысле, за счёт, по мере, по части, по причине, по поводу, со стороны) несмотря на , невзирая на , не считая
Гипотеза Предлог является одной из часто употребляемых частей речи
Слова какой части речи употребляются чаще всего?
Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и в третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища. Взберешься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперед, на восток, по направлению дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, итак без конца; через сутки опять взглянешь с холма вперед – и опять та же картина. А. Чехов
Анализ текста Всего слов – 105 Имен существительных – 22 Предлогов – 17 Союзов – 12 Глаголов - 10 Местоимений – 10 Частиц – 8 Наречий – 7 Имен прилагательных - 6 Имен числительных -6 Причастий – 1
Какие слова люди употребляют чаще всего? Я На школа Ты идти Весёлый человек Три бежать сто В красивее мой Ой но и летящий холодно Ах думая
Выводы Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входит в общий частотный список, 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причем два из них возглавляют весь частотный список (в- на первом месте, на- четвертом).
незаметный, но необходимый Предлог -
Список использованной литературы В.А. Иванова,З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990. Русский язык. Справочник школьника. М., 1995 Русский язык. Учебник для 7 класса http://slovari.yandex.ru/
Автор проекта Назаров Игорь, ученик 7В класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....