Исследовательская работа: "Диктант народный"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Исследовательская работа по русскому языку.
Цель проекта: протестировать взрослое население в возрасте
от 18 до 25 лет, выявить навыки практической грамотности,
проанализировать ошибки, выработать рекомендации
Задачи проекта: опрос различных категорий населения,
создание базы данных, обработка базы данных и
составление сравнительных диаграмм,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Proekt_diktant_narodnyy.doc | 707 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Исследовательская работа:
«Диктант народный»
Участники проекта:
Ученица 10 класса Егорова Оксана ,
ученица 10 класса Чекмарёва Ольга.
Руководитель проекта:
Учитель русского языка и литературы
Е. И. Шалманова
2009
Наименование учреждения:
МОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Почтовый адрес: 431200 Республика Мордовия, Теньгушевский район,
с. Барашево, ул. Московская д.2
Электронный адрес: kosheleva88@yandex.ru
Руководитель учреждения:
Кошелева Татьяна Владимировна
Контактный телефон: 88344627369
Участник: Чекмарёва Ольга, ученица 10 класса
Адрес: 431200 Республика Мордовия, Теньгушевский район,
с. Барашево, ул. Сенная д.3, кв.2
Телефон: (8-834-46) 27574
Участник: Егорова Оксана, ученица 10 класса
Адрес: 431200 Республика Мордовия, Теньгушевский район,
с. Барашево, ул. Ново – Школьная д.3, кв.1
Телефон: (8-834-46) 27440
Цель проекта: протестировать взрослое население в возрасте
от 18 до 25 лет, выявить навыки практической грамотности,
проанализировать ошибки, выработать рекомендации
Задачи проекта: опрос различных категорий населения,
создание базы данных, обработка базы данных и
составление сравнительных диаграмм,
Актуальность работы и её практическая значимость:
Вопросы грамотности и культуры речи всегда оставались актуальными. Учась в 10 классе, мы готовимся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Эта работа требует от нас глубокого и точного знания множества норм и правил. Но пригодятся ли они в жизни? От чего зависит практическая грамотность? Правда ли, что грамотно писать можно просто интуитивно, не обращаясь ни к каким орфограммам или словарям?
Ответить на этот вопрос мы решили при помощи взрослых.
Кроме уровня практической грамотности наших односельчан мы наблюдали их заинтересованность, желание или нежелание участвовать в работе и узнать конечный результат.
Методами исследования были: проверка работ, классификация ошибок, построение сравнительных диаграмм.
Структура работы соответствует содержанию решаемых исследовательских задач и строится в виде логической последовательности. Работа состоит из введения, аналитической части, заключения.
Оглавление.
- Введение в тему исследовательской работы
2. Аналитическая часть
3. Заключение.
1. Введение.
За чистоту языка!
В течение одного месяца мы внимательно слушали речь окружающих нас людей. Результаты наших наблюдений оказались неутешительными. Люди грубо нарушают языковые нормы и даже не замечают этого, а иногда упражняются в мнимом словотворчестве. Еще опаснее проникновение в речь жаргонизмов и различного сленга.
Русский язык в опасности! Самое духовное из наследий наших предков, то, которое всякий из нас носит в себе и с собой, в опасности! Давно уже неряшливость, небрежность, всевозможные ошибочные и даже нецензурные обороты стали проникать в нашу речь. Такого голоса, который бы осуждал, клеймил и выправлял, у нас не было. Вероятно, мы его и не дождемся, а потому попробуем сами если не «очистить», то несколько улучшить нашу речь.
Рассмотрим неточности речи в порядке их вредоносности.
- Прежде всего неправильности ударения. Часто говорят:
Договор вместо договор
Ходатайство вместо ходатайство
Торты вместо торты
Банты вместо банты
Позвонит вместо позвонит
Возбудить вместо возбудить
Переведен вместо переведён
Переведёны вместо переведены
Приговор вместо приговор
- Перейдем к искажениям. У нас на каждом шагу можно слышать: «Я одел пальто». Можно ли сказать «одевать» в этом случае? Одевать можно только кого-нибудь, но пальто одевать никак нельзя, его можно только надевать.
Не говорить Говорить
Одеваю пальто - надеваю пальто
Раздеваю пальто - снимаю пальто
Обуваю сапоги - надеваю сапоги
Разуваю сапоги - снимаю сапоги
- Кому не известна формула вежливости – «извиняюсь»? Сколько прекрасных русских слов есть для того же самого: «виноват», «простите», «извините». Но разве можно признать себя виноватым? «Простите»? Да наплевать мне, прощаете вы меня или нет. А я сам извиняюсь, и будет с вас. Ужасное слово рождает ужасное поведение.
- Особо распространена среди детей и взрослых ошибочная форма употребления предлогов.
Не говорить Говорить
Со школы из школы
5.Всегда покупайте пару носков, но пару чулок; килограмм помидоров, апельсинов, мандаринов.
Это устная предыстория вопроса, далее мы переходим к письменной.
2. Аналитическая часть.
Объектом нашего исследования стало взрослое население нашего села. Выбор опрашиваемых был случайным.
В проекте участвовало 50 человек в возрасте от 18 до 66 лет. Из них оказалось 36 женщин и 14 мужчин. Перед началом диктанта респонденты указывали такие данные:
Возраст_______, образование______, пол______
Фамилия и инициалы указывались по желанию. Таким образом, большинство работ оказалось анонимным.
Для проведения анализа всех участников разделили на 4 возрастные группы:
18 - 25 лет, 26 – 35 лет, 36 – 45 лет, 46 и старше.
Внутри каждой группы отслеживались результаты по группам в зависимости от образования.
Первая возрастная группа (18-25 лет)состоит из 9 участников.
Из них женщин – 8, мужчин – 1.
В подгруппах участников
с высшим образованием со средним специальным со средним
4 3 2 (из них 1муж.)
Количество ошибок, допущенных респондентами с высшим и незаконченным высшим образованием в возрасте от 18 до 25 лет
Таким образом, судя по диаграмме, у этой категории участников наблюдается от 2-х до 5-ти орфографических ошибок и от 2-х до 8-ми пунктуационных ошибок.
Количество ошибок, допущенных респондентами со средним специальным образованием в возрасте от 18 до 25 лет возрастает от 4 до 10, а пунктуационных – от 4 до 10.
Количество ошибок, допущенных респондентами со средним образованием в возрасте от 18 до 25 лет: орфографические – 6, 9; пунктуационные – 11 - 12.
*Респондент №1 - единственный в этой подгруппе участник мужского пола.
Вторая возрастная группа ( 26 - 35) лет насчитывает 13 участников.
Из них всего женщин – 8, мужчин – 5.
В подгруппах участников:
с высшим образованием со средним специальным
6 7
Женщины мужчины Женщины мужчины
4 2 4 3
Количество ошибок, допущенных респондентами с высшим образованием в возрасте от 26 до 35 лет
* Респонденты № 5,6 - участники мужского пола.
Количество орфографических ошибок распределяется достаточно равномерно: из 6 участников 4 допустили по3 ошибки, 1 участник – 1 ошибку, 1 участник – 2 ошибки.
В отношении пунктуационных ошибок можно сказать следующее: некоторые участники (2 человека) не допустили ни одной ошибки, тогда как четверо других участников допустили от 5 до 11 ошибок. Такой результат свидетельствует не столько о недостаточном знании правил пунктуации, сколько о невнимательном отношении к знакам препинания, а в отдельных случаях даже их игнорировании.
Количество ошибок, допущенных респондентами со средним специальным образованием в возрасте от 26 до 35 лет
* Респонденты № 5, 6, 7 - участники мужского пола, они имеют наименьшее количество ошибок
Результаты в данной подгруппе таковы: 2 участника имеют по 2 орфографические ошибки, 2 участника – по 4, 2 участника – по 6 ошибок и один - 11. Наименьшее количество пунктуационных ошибок – 4, наибольшее – 12.
Третья возрастная группа ( 36 - 45) лет насчитывает 18 участников.
Из них всего женщин – 11, мужчин – 7.
В подгруппах участников:
с высшим образованием со средним специальным со средним
7 10
Женщины мужчины Женщины мужчины мужчины
5 2 6 4 1
Количество ошибок, допущенных респондентами с высшим образованием в возрасте от 36 до 45 лет.
Результат в этой группе опрашиваемых оказался достаточно высоким: один участник допустил всего одну ошибку, два – по две, два – по три, два - по 4.
Количество пунктуационных ошибок возрастает от 2 до 14.
Количество ошибок, допущенных респондентами со средним специальным образованием в возрасте от 36 до 45 лет.
Как видим по диаграмме, количество ошибок возрастает в данной группе. Наименьшее количество орфографических ошибок – 3 и далее 4,5,7,9 среди женщин; среди мужчин (№ 7,8,9,10) наблюдается примерно такой же результат: двое сделали по 4 ошибки, двое – по 7.
Пунктуационные ошибки начинают отсчет от 4 у мужчин, от 7 у женщин, наибольшее количество – 12.
Количество ошибок, допущенных респондентом со средним образованием
в возрасте от 36 до 45 лет.
Единственный участник в данной категории – мужчина со средним образованием - показал результат 7 орфографических, 9 пунктуационных ошибок.
Четвертая возрастная группа ( 46 и старше) лет насчитывает 10 участников.
Из них всего женщин – 9, мужчин – 1.
В подгруппах участников:
с высшим образованием со средним специальным со средним
6 3 1
Женщины мужчины женщины женщины
5 1 3 1
Количество ошибок, допущенных респондентами с высшим образованием в возрасте от 46 и старше
В этой подгруппе результат получился неоднородным. В некоторых работах видим наименьшее число ошибок: 0-1, в трех работах одинаковое количество – 2 ошибки, а в одной – 6. количество пунктуационных ошибок от 2 до 6.
Количество ошибок, допущенных респондентами со средним специальным образованием в возрасте от 46 и старше
В этой группе оказалось три участника. Результат также представляется интересным из-за своей противоречивости. Один участник не допустил ни одной орфографической ошибки, другой допустил две, а третий – семь. В области пунктуации - от 2 до 11 ошибок.
Количество ошибок, допущенных респондентом со средним образованием в возрасте от 46 - ти лет
Единственная в этой группе участница со средним образованием показала довольно низкий результат: 22 орфографические ошибки, но, учитывая её возраст (66 лет), мы благодарны ей за участие в нашем проекте.
Сравнительный анализ ошибок по уровню образования
Эта диаграмма представляется нам наиболее наглядной, так как она отражает фактор образования как наиболее важный при определении уровня грамотности.
Сравнительный анализ количества ошибок по возрастам
В данном случае картина не дает точного представления о влиянии возрастного фактора. Попробуем применить коэффициент:
Категория | Число участников | Количество ошибок | Сравнительный коэффициент |
От 18 до 25 | 9 | 46 | 5,1 |
От 26 до 35 | 13 | 50 | 3,8 |
От 36 до 45 | 18 | 79 | 4,4 |
От 46 … | 10 | 43 | 4,3 |
Правило | Всего случаев | Неправильное написание | % ошибок к общему числу случаев написания |
1. приставки пре- и при- | 100 | 16 | 16 % |
2. частицы (приставки) не и ни | 450 | 63 | 14 % |
3. приставки с конечным з (с) | 150 | 10 | 6 % |
4. приставки раз- и роз- | 100 | 18 | 18 % |
5. правописание ы и и после приставок | 50 | 1 | 2 % |
6. правописание окончаний | 450 | 4 | 1 % |
7. правописание суффиксов | 450 | 23 | 5 % |
8. правописание корней | 500 | 16 | 3 % |
9. правописание словарных слов | 400 | 23 | 6 % |
10. н и нн в разных частях речи | 250 | 6 | 3 % |
11.слитное, дефисное и раздельное написание | 300 | 32 | 10 % |
12. непроизносимые согласные в корне | 100 | 6 | 6 % |
итого | 3300 | 218 | 6 % |
Подсчет количества ошибок.
Подсчет количества ошибок, допущенных респондентами с высшим образованием
Правило | Всего случаев | От 8 до 25 лет | От 26 до 35 лет | От 36 до 45 лет | От 46 - | Частотность |
1. приставки пре- и при- | 46 | 1 | 1 | 1 | 3 | |
2. частицы (приставки) не и ни | 207 | 4 | 7 | 9 | 5 | 25 |
3. приставки с конечным з (с) | 69 | - | - | - | 2 | 2 |
4. приставки раз- и роз- | 46 | 2 | 4 | 1 | - | 7 |
5. правописание ы и и после приставок | 23 | - | - | - | - | - |
6. правописание окончаний | 207 | - | - | - | - | - |
7. правописание суффиксов | 207 | 3 | 1 | 2 | 2 | 8 |
8. правописание корней | 230 | - | - | - | 1 | 1 |
9. правописание словарных слов | 184 | 1 | - | 1 | 1 | 3 |
10. н и нн в разных частях речи | 115 | - | - | 1 | - | 1 |
11.слитное, дефисное и раздельное написание | 138 | 1 | 1 | 5 | - | 7 |
12. непроизносимые согласные в корне | 46 | - | 1 | - | - | 1 |
итого | 1518 | 12 | 15 | 19 | 12 | 58 |
Подсчет количества ошибок, допущенных респондентами со средним специальным образованием
Правило | Всего случаев | От 8 до 25 лет | От 26 до 35 лет | От 36 до 45 лет | От 46 - | Частотность |
1. приставки пре- и при- | 46 | 1 | 2 | 5 | 1 | 9 |
2. частицы (приставки) не и ни | 207 | 3 | 11 | 16 | 3 | 33 |
3. приставки с конечным з (с) | 69 | 1 | 2 | 3 | 1 | 7 |
4. приставки раз- и роз- | 46 | 2 | 3 | 5 | 10 | |
5. правописание ы и и после приставок | 23 | - | 1 | - | - | 1 |
6. правописание окончаний | 207 | - | 1 | 2 | - | 3 |
7. правописание суффиксов | 207 | 3 | 3 | 4 | - | 10 |
8. правописание корней | 230 | - | 2 | 4 | 1 | 7 |
9. правописание словарных слов | 184 | 3 | 3 | 4 | 2 | 12 |
10. н и нн в разных частях речи | 115 | - | 1 | 2 | - | 3 |
11.слитное, дефисное и раздельное написание | 138 | 3 | 5 | 6 | 1 | 15 |
12. непроизносимые согласные в корне | 46 | 2 | 1 | 2 | - | 5 |
итого | 1518 | 18 | 35 | 53 | 9 | 115 |
Подсчет количества ошибок, допущенных респондентами со средним образованием
Правило | Всего случаев | От 18 до 25 лет | От 36 до 45 лет | От 46 - | Частотность |
1. приставки пре- и при- | 8 | 2 | 1 | 1 | 4 |
2. частицы (приставки) не и ни | 36 | 2 | 1 | 2 | 5 |
3. приставки с конечным з (с) | 12 | - | 1 | - | 1 |
4. приставки раз- и роз- | 8 | - | - | 1 | 1 |
5. правописание ы и и после приставок | 4 | - | - | - | - |
6. правописание окончаний | 36 | - | - | 1 | 1 |
7. правописание суффиксов | 36 | 2 | - | 3 | 5 |
8. правописание корней | 40 | 3 | 1 | 4 | 8 |
9. правописание словарных слов | 32 | 2 | 1 | 5 | 8 |
10. н и нн в разных частях речи | 20 | 2 | - | - | 2 |
11.слитное, дефисное и раздельное написание | 24 | 3 | 2 | 5 | 10 |
12. непроизносимые согласные в корне | 8 | - | - | - | - |
итого | 264 | 16 | 7 | 22 | 45 |
3. Заключение.
Язык – явление общественное. В нём, как в зеркале, отражается всё то, что происходит в обществе. Всё чаще стали говорить о чистоте языка и культуре речи. 2007 год был объявлен годом русского языка. Помогло ли это решить важнейшие проблемы? Наметились ли хотя бы сдвиги в этом вопросе? Возможно, о результатах говорить пока рано, зато стало ясно, что это касается всех. Равнодушных быть не может. А ведь история этого вопроса не порождение только нашего времени. Вспомним Владимира Маяковского, который высмеивал неправильное словоупотребление, стремление говорить иностранные слова, не понимая их смысла:
Своих Апогеев не отдадим,
А чужих нам не надо..
или Зощенко, которого глубоко возмущали сочетания типа «атмосфера воняет».
В наше время писателей, поэтов, ученых также волнует культура речи. Одной из красноречивейших в этом смысле можно назвать книгу М.Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва».
Но, к сожалению, по телевидению, радио, а также в интернете мы очень часто сталкиваемся с примитивной, малограмотной речью. Не может служить примером и популярная литература, где «классики жанра» (преимущественно детективно-криминального) не гнушаются ненормативной, нецензурной лексики, жаргонизмов. В таких «шедеврах» языковые средства выразительности – редкие гости, зато для избитых языковых штампов настоящее раздолье.
Разумеется, все это проникает в нашу речь и легко приживается, потому что не заставляет думать, упрощает общение, попутно лишая его красоты, выразительности, достоинства.
Проанализировав полученные результаты, мы, конечно, задумались над вопросом, как быть? Наши рекомендации касаются, прежде всего, тех, кто учится в школе и хочет стать грамотным человеком.
Работу по повышению языковой и речевой культуры следует вести в трёх направлениях:
1. Стремиться исправлять ошибки и недочеты.
2. Развивать речь и умение пользоваться языковым материалом.
3. Расширять свой лексикон, попутно расширяя кругозор и общий уровень знаний.
Наше село в языковом плане представляет особенную картину. Из-за того, что в нашей местности находятся исправительные учреждения, жаргонная лексика давно влилась в речь и укрепилась в ней надолго. Зачастую люди в потоке речи не могут выделить ненормативное слово или выражение, потому что оно кажется им достаточно точным и вполне уместным. И здесь, как в фильме «Джентльмены удачи», впору переводить с русского на русский.
Развитие речи ставит перед нами такие задачи:
- умение слушать
- умение внимательно читать (понимать написанное)
- умение говорить
- умение писать
Воспользуемся советом М. Горького: «Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».
Чтобы расширить свой лексикон, обращайтесь к словарям. Пусть это станет полезной привычкой.
А ещё мы хотим, чтобы грамотная речь стала не просто популярной, а чтобы она стала модной на все времена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект с элементами исследовательской деятельности: "Русский народный костюм: от истоков к современности"
Представлены различные творческие проекты по народному костюму...
Исследовательская работа "Чувашское народное исскуство"
Содержание. 1. Введение. 2. Особенности узоров костюмов чувашей. ...
Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием) 7.класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку (контрольный диктант с грамматическим заданием) 7 класс по программе Т. А .Ладыженской...
Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием)8 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку( диктант с грамматическим заданием) 8 класс по программе Т.А.Ладыженской...
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
Исследовательская работа "История народного образования Воронежского края. Богучарский район. Село Липчанка."
Исследовательская работа раскрывает историю народного образования Богучарского района, и конкретно рассказывает об истории развития образования в селе Липчанка....
Исследовательская работа "Русская народная песня и её развитие в репертуаре фольклорного ансамбля «Прялица» с.Ногуши"
В наши дни, когда утрачиваются многие моральные ценности и падает уровень духовности, необходимо изучение и сохранение культурного наследия, традиций и обрядов родного края....