9. Элективные курсы
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ELEKTIVNYE_KURSY.rar | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 393840 р.п. Сосновка,ул. Котовского 12 ИНН 6818006363 ОГРН 1026800856884 №____________от____________ На №_________ от___________ | Утверждена на педагогическом совете «____» ____________200__г. Директор _____________Е.А.Пономарёва |
Элективный курс
по русскому языку в 9 классе
«ИСТОРИЯ ЯЗЫКА»
Составитель Коростелёва Тамара Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Сосновская сош № 2
2008-2009 учебный год
Пояснительная записка
Мало видеть слово.
Надо точно знать,
Какая у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
Как его звучало зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться.
Ю. Тувим
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.
Элективный курс «История языка» призван:
· воплотить процесс углубленного изучения русского языка;
· расширить границы теоретических сведений и уровень творческого применения материала основной программы;
· познать теорию предмета;
· развить чувство языка;
· заинтересовать учащихся его тайнами и законами;
· вызвать интерес к гуманитарным наукам;
· способствовать выбору будущей профессии;
· воспитать любовь к русскому языку;
· расширить кругозор учащихся.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
- формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
- формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;
- развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
- закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
· исследовательский, поисковый;
· метод развивающего обучения.
Занятия проходят в форме:
· семинаров по заданным темам;
· организуются дискуссии;
· предлагаются темы для написания рефератов;
· выявляются проблемы исследования;
· обсуждаются основные этапы, характерные для научного исследования;
· проводится сбор данным (нахождение фактов, наблюдений);
· осуществляется подготовка и написание сообщений;
· обсуждаются результаты;
· делаются выводы, заключения;
· организуется самостоятельная исследовательская работа.
Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
Курс рассчитан на 17 часов.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Язык - хранитель культуры | 1 |
2. | Происхождение языков | 1 |
3. | Эволюция представлений о языке | 1 |
4. | История славянской письменности | 1 |
5. | Кирилл и Мефодий - создатели славянского алфавита | 1 |
6. | Древнейшие славянские азбуки «глаголица» и «кириллица» | 1 |
7. | Практикум по работе с кириллицей. | 1 |
8. | Изменение буквенного состава русского алфавита | 1 |
9 | Славянские языки и признаки их родства. | 1 |
10 | Признаки старославянизмов в художественной литературе | 1 |
11. | Рукописные книги как памятники культуры и объект изучения истории языка | 1 |
12. | Лингвистическое конструирование | 1 |
13. | Тамбовские учёные-лингвисты | 1 |
14. | Топонимика говоров Сосновского района | 2 |
15. | «Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале XXI века. | 2 |
Содержание программы
№ | Тема | Содержание | Метод, форма |
1. | Язык - хранитель культуры | Определение языка как отражение национального самосознания, степени культурного развития сознания | Выступления с подготовленными сообщениями |
2. | Происхождение языков | История развития языков. «Дерево Августа Шлейхера». Общность и различие языков. «Живые» и «мертвые» языки | Подготовка сообщений, сбор данных, обсуждение, выводы, заключение |
3. | Эволюция представлений о языке | Отражение в языке различных представлений, мировоззрений и настроений как отдельных индивидов, так и целых групп | Подготовка к семинару, переосмысление результатов в ходе обсуждения проблемы |
4. | История славянской письменности | От граффити, берестяных грамот к созданию первых письменных памятников | Выступление с подготовленными сообщениями |
5. | Кирилл и Мефодий - создатели славянского алфавита | Жизнь, деятельность создателей славянской азбуки. Значение труда Кирилла и Мефодия, начало создания славянской литературы | Сбор данных для написания реферата |
6. | Древнейшие славянские азбуки «глаголица» и «кириллица». Практикум по работе с кириллицей | Характеристика азбук, состав, особенности написания. Распространение в славянском мире. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ё в классической кириллице. Введение буквы ё Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить покоем” и т.д. | Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике. Сопоставление данных, подготовка к написанию реферата |
7. | Изменение буквенного состава русского алфавита | Недостатки «кириллицы», отказ от греческих букв, ненужных для передачи славянской речи, создание новых букв в XVIII, XIX веках | Планирование и разработка исследовательских действий, обобщение фактов. |
8. | Славянские языки и признаки их родства | Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка | Сбор данных, анализ, вывод, подготовка к написанию сообщения |
9. | Признаки старославянизмов в художественной литературе. | Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро, -душе-, зло-. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему. | Обсуждение собранных данных, работа с текстами литературных произведений, подготовка и осмысление выступлений |
10. | Рукописные книги как памятники культуры и объект изучения истории языка | Библиотека Ярослава, древнерусские летописи оставили значительный след в развитии письменности, литературе и культуре | Выступление с подготовленными сообщениями |
11. | Лингвистическое конструирование | Перевод русских выражений на экзотический язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык Гакусэй-га ему- студент читает. Сэнсэй-га о-каки-ни нару- учитель пишет. Мусуко-га каку- мальчик пишет. Буте-га о-ханаси-ни нару- начальник говорит. Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает? Анализ примеров начать с классической латыни, затем брать примеры из других языков. | Урок-размышление |
12. | Тамбовские учёные-лингвисты | Жизненный и творческий путь. Лингвистические взгляды, определение сущности языка, предмет, задачи и метод лингвистики, проблемы языкового развития; ученики, наследие | Сбор данных, анализ, вывод, подготовка к написанию сообщения |
13. | Топонимика говоров Сосновского района | Происхождение названий населенных пунктов. | Разработка этапов исследования лексики словаря, выявление проблемы. Сбор данных, наблюдение, подготовка к написанию сообщения. |
14. | «Живой как жизнь» | Изменения в русском языке в начале XXI века, вызванные общественными процессами. | Диспут “Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?”. Выступления и сообщения учащихся. |
Литература
1. Костомаров В.Г. «Жизнь языка от вятичей до москвичей»
2. Драчук В.С. «Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена»
3. Нараславов С.Х. «Кирилл и Мефодий»
4. Историческая грамматика русского языка В.М. Марков
5. Формирование норм русского литературного языка XVIIIв.
6. «Языковая семантика и образ мира» изд. КГУ
7. Старославянский язык, КГУ, 1989г.
8. «Структура слова и орфография русского языка» Коносова Н.А., Г.А. Николаев, КГУ, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...