«Нравственные идеалы. Героические традиции русичей от Игоревой песни до наших дней...»
методическая разработка (5 класс)

Солохина Гелена Геннадьевна

 

УРОК ПО ОДНКНР:

«Нравственные идеалы. Героические традиции русичей от Игоревой песни до наших дней...»

 

                                    (методическая разработка урока)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа  1279 »Эврика» Москва

УРОК ПО ОДНКНР:

«Нравственные идеалы. Героические традиции русичей от Игоревой песни до наших дней...»

                                    (методическая разработка урока)

                                                                             

                                                                      Подготовил : Солохина Г.Г.

       

                                                        Москва

                                                      2022-2023

Тема урока:

 Нравственные идеалы. Героические традиии русичей от Игоревой песни до наших дней...

Тип урока

Комбинированный

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию знаний обучающихся о  нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народа России,

 создать условия для формирования УУД.

Задачи урока:

1)     знакомство обучающихся с нормами светской этики;

2)     -развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3)     -развитие способностей младших школьников к общению в социальной среде;

4)     -формирование умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать детей самостоятельному добыванию знаний.

5)    - совершенствование  культуры речи, способствование  обогащению словарного запаса.

-способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

6)     - развивать умение давать  характеристику герою

7) -  воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения, формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей.

Формы, методы обучения

Виды деятельности: беседа, работа с текстом, работа в группах, с иллюстративным материалом,  комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Методы:

Наглядный - для восприятия нового материала;

Самостоятельная работа - для развития самостоятельности;

Частично-поисковый (самостоятельный отбор информации);

Индуктивный (развитие умений общаться, отвечать на поставленные вопросы, с высказыванием своей точки зрения);

Рефлексивный - для установления обратной связи.

Оборудование

Репродукции картин В.М. Васнецова «Три богатыря», В.М. Васнецова «Баян», В.М.Васнеова «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Формирование УУД:

1)    личностных: мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории,  литературы  и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;

2)    познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;

3)     коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

4)     регулятивные: целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам;

5)    метапредметные: формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

6)    предметные: обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа

Межпредметные связи

Литература, история

Ресурсы

Учебник 4 класса

Основные понятия

Богатырь, традиции, понятие «русичи», понятие «слово» в древнерусской литературе, идеал, былина,героическое.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя и содержание урока

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент.

Поприветствовали друг друга.

Проверка домашнего задания. Что мы понимаем под словом «Родина», «герой», « традиции»? Как вы понимаете пословицы и поговорки: «Бой не опасен, если ты мужеством красен» , «Мужество смелых познается на поле боя», «Для настоящего мужа и черепаха — оружие».(ответы учащихся)

Какие пословицы и поговорки  о совести вы подготовили, объясните их смысл.

Отвечают на вопросы.участвуют в обсуждении.

Зачитывают пословицы, приготовленные дома

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

 понимать цель выполняемых действий;

Актуализация знаний

-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Олги Рассветовой

- О чем это произведение?

Кто не знает трёх богатырей?
Муромца, Алёшу и Добрыню!
Почитая более царей,
Наш народ их помнит и доныне.

И за то, что Русь уберегли,
И за то, что ворогам не дали
Поглумиться святостью земли –
Им за то медалей не сковали.

Но в былинах, сказках помянуть,
Рассказать о подвигах детишкам –
Им судьба послала славный путь –
Жить да поживать в хороших книжках.

Стать примером ярким для детей,
Кем сейчас хотелось бы гордиться,
Чтоб, читая, юный грамотей,
Примерял их меч к своей деснице.

- О чём это стихотворение? (о любви к своей стране, готовности встать на её защиту)

- Что такое Русь? (старинное название нашей страны)

- Как сейчас называется наша страна? (Россия)

- Чем Россия для нас является? (это наша Родина)

- Что означает фраза «героические традиции русичей от Игоревой пести до наих дней?»

Регулятивные УУД:

Организация рабочего места

Коммуникативное УУД: 

-умение вступать в диалог(отвечать на вопросы)

Познавательные:

Умение осознано строить речевое высказывание в

устной форме

Формулирование темы урока, постановка цели Проблема урока

Родина моя-Россия! Одно только слово «Россия» звучит гордо. Когда говоришь о России,сразу представляешь огромные просторы, необъятные поля, равнины,горы,реки. И, конечно же, вспоминаешь историю наше страны.Всегда Россия выступала за мир,за дружбу нородов,за любовь,она всегда помогала,кто бы не обратился за помощю, никогда не оставляла никого без внимания. Но и себя в обиду не давала.

А.Невский говорил: «Кто с мечом к нам придет-  от меча и погибнет!»

Дети,как вы понимаете эту фразу Александра Невского?

 Героические традиции русичей прослеживаются на всем историческом пути нашей многонационалной Родины.

Наша страна защитила мир от монголо-татрского нашествия,спасла от войск Наполеона, одержала победу над фашиской Германией,а сейчас наши воины  выполняют поставленные перед ними военные задачи по защите наших территорий и населения.

Богата история нашей страны героическими традициями.

На защите нашего государства стояли всегда  лушие воины.И имя им было ? (правильно-Богатыри.)

  • Кто же такие богатыри?
  • В какие времена они жили?
  • А есть ли они сейчас?
  • Богатырь - герой русских былин, защитник земли русской,  отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.
  • Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.)
  • Каких русских богатырей вы знаете?
  • Чем они занимались?
  • Что вы знаете о них еще? Обратите внимание на картину В.Васнецова. На этой картине Васнецов изобразил трех богатырей (Алешу Поповича,Добрыню Никитича и Илью Муромца)
  • А знаете ли, что в жизни эти герои никогда не встречались и жили в разные эпохи?
  • Это народ объедилил этих героев и верил в то,что они были дружны и помогали друг другу охранять рубежи  Матушки-Руси.

Наш народ удивильно умеет сплотиться в периоды испытаний и опасности,в тяжелые времена для нашей Родины от мала до велика -все встают на защиту,совершается много подвигов, люди не думают о себе, а стараются оказать посильную помощь.Это уже стало героической традицией –народное единение.Поэтому.когда мы едины- мы непобедимы.

- Какова тема нашего  урока?

Какую цель поставим себе на уроке?

Слушают, отвечают на вопросы.

Формулируют тему,  цели, задачи урока. Постановка проблемы.

Нравственные идеалы на примере русских богатырей.

Сформировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Изучение нового материала

1) Стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим - осеннее тревожное небо.

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи, песни, былины. Богатырь – герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством и умом. БЫЛИНА (из словаря Ожегова)-

Русская народная эпическая песня - сказание о богатырях.

-Былины, воспевая богатырей, звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа, воспитывали любовь к родной земле.

Чтение былины о богатырях.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они пути, защищали от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша, и Дунай Иванович — все в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

В черных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям — защитникам Родины!

Высока ли, высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Чтение  пословиц о Родине.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Своя земля и в горсти мила.

- На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины - соловей без песни.

Все эти качества присуще русским богатырям, представителям русского народа. Мужчины,  с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ, в минуту опасности приходил на помощь своему народу, спасал от порабощения и унижения – это и есть богатыри.

Думаю, что рисунок богатыря вам поможет отгадать загадки.

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

3. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

4. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

5. Оружие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава)

6. Это колющее оружие на длинном древке. (Копьё)

7. Этот боевой предмет можно самостоятельно приготовить, используя кривой сук и шнурок. (Лук)

своей Родины.

2) Работа над репродукцией картины

- Извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике воплотил в своей картине Виктор Михайлович Васнецов в образе трех богатырей.

Картина так и называется «Богатыри»

- Над этой картиной художник работал около 25 лет.

- Рассмотрите картину.

- Кого изобразил художник? (ответы )

Художник изобразил на картине трех былинных богатырей — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов-кочевников.

    Каждого из персонажей картины Васнецов наделил характером, каждому придал индивидуальные черты. А какие? Об этом расскажут ребята.

Богатыри — это народные супергерои прошлых столетий. Васнецов вырос на легендах о великих подвигах богатырей, стававших на защиту простого русского народа. Интересно, что за каждым персонажем на полотне стоит реальный человек. В качестве натурщиков художник выбрал настоящих «богатырей из народа»: могучего кузнеца и крестьянина. Натурщиком для третьего персонажа, по мнению некоторых исследователей, выступил сам автор. В.М.Васнецова очень интересовали сюжеты,связанные с народными героями «Витязь на распутье»,«После побоища Игоря Святославича с половцами».

Сейчас мы рассмотрим эти картины.

Опишите свои впечатления от просмотра картин на картоках.

-Таким образом, Васнецов своими картинами нам пытается сказать что богатыри земли Русской всегда готовы встать на защиту

3)Попробуйте сформулировать нравственный образ богатыря- защитника земли нашей.

Заполни карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

4) А есть ли в наше время люди с такими человеческими качествами?

- Какой профессии они могут быть?

- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?

- Что для этого надо?

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.)

Ребята, не только художники посвящали свои картины народным героям.Компоитор А.П. Бородин написал симфонию . которая так и называется «Богатырская» Что по словам Стасова Бородин хотел изобразить в Богатырской симфонии?

Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.

Как называл богатырскую симфонию Мусоргский?

Впервые услышав произведение, Модест Мусоргский был приятно удивлен. Он предложил назвать сочинение «Славянская героическая», но название не прижилось. Работа над симфонией продолжалась на протяжении целых семи лет.

Сечай мы послушам отрывок и этого произведения.

А теперь вернемся к героическим  традициям и людям, благодяря которым эти традиции родились и чтимы потомками.

- Давайте вспомним фразу...от Игоревой песни до наших дней...Кто такой был Игорь? Какой подвиг совершил князь Игорь?

-Он подавил восстание древлян, покорил племена между Днестром и Дунаем, совершил поход по побережью Каспийского моря и захватил богатую добычу. Во время этих походов в пределы Руси вторглись печенеги. С ними Игорю удалось заключить перемирие. 

Знамениты слова Игоря:: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; а сядем, братья, на своих борзых коней да поглядим на синий Дон». Князю Игорю посвящено «Слово о полку Игореве», которое является жемчужиной древнерусской литературы.Что совершил князь Игорь в «Слово о полку Игореве?»

Первый самостоятельный поход Игорь совершил в двадцать лет – половцы, на время притихшие, вновь активизировались и стали грабить города Поросья. В июле 1171 года Игорь с северскими полками одержал победу у Переяславля над половецкими ханами Кобяком и Кончаком, освободил пленных и отнял добычу.

Александр Невский.

-Вот послушайте небольшой рассказ об Александре Невском.

Родился Александр 30 мая 1220 года в городе Переяславле Когда маленькому Александру, исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Его опоясали мечом и посадили на боевого коня. В руки дали лук со стрелами, что указывало на обязанность защищать родную землю. Александра стали обучать боевому искусству,учили письменности и арифметике, объясняли Библию и читали древнерусские летописи.

В 15 лет Александр принял участие в успешном походе отца против немецких рыцарей-крестоносцев. В 16 лет Александр  стал князем города Новгорода.

Новгородцы во главе с князем Александром разбили шведов в битве на Неве , а князь с того времени получил почетное прозвание — Невский.

Угрожали Руси и немецкие рыцари-крестоносцы.  Александр Невский снова встал во главе войска и немецкие рыцари были разбиты на льду Чудского озера.

            Умного и храброго князя очень почитали  в народе.

- Послушай те рассказ обАлександре Суворове, великом полководце и герое.

Родственники весьма сомневались в самой возможности для него служить, но Суворов стал военным, пройдя путь от гвардейского солдата до генералиссимуса, участвуя в Семилетней войне в 1756-1762 гг., первой и второй русско-турецких войнах, польских походах 1768-1772 и 1794 гг., войнах с Францией. Среди всех многочисленных военных гениев России Александр Васильевич Суворов занимает особое место. Этот полководец не проиграл ни одного из 60 сражений, в которых он командовал войсками, прославив силу русского оружия.

Много герое взрастила змля русская.

В годы Великой Отечественно войны 1941-1945 г., в годы восстановления после войны люди совершали подвиги не только на форонт,но и в тылу, и в мироное время.

И сегодня земля наша гордится своими героями, продолжающими героические традиции русичей, выполняя свой долг и защищая рубежи нашей Родины и наш народ, защищая право говорить на родном языке, право на память о своих предках и о своей истории,право на жизнь  в своей родной стране.

1 ученик

- Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный железной палицей, копьем и щитом. Из-под рук зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь.

2 ученик

- Справа от Ильи — любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: быть бранной потехе!

3 ученик

- Слева от Ильи самый младший из трех богатырей — Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович — на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями.

Работа в парах. Заполняют карточку.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Контроль знаний

Работа с тестом

- Положили перед собой листочек с тестом.

Задание: прочитать вопросы и выбрать правильный ответ.

Тест-контроль

Закончить урок мне хотелось бы словами из книги Натальи Кончаловской:

-Мы отчизне верно служим

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен

Дорог Родине своей!

Ничего нет лучше, краше,

Милой Родины моей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Выполняют тест самостоятельно

Итог урока

Рефлексия

-Подведем итог урока. Выскажите свое мнение, используя фразы;

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

1) Рассказать родителям,о героических традициях русичей, о картинах, с которыми вы сегодня познакомились.

2) Дома подготовьте рассказ о традициях вашей семьи.

Тест по теме :« Нравственные идеалы. Героические традиции русичей от Игоревой песни до нашх дней»

1.Кого в Древней Руси называли богатырями?

а) богатых людей

б) смелых и сильных защитников Отечества

2.В чем заслуга богатырей?

а) провозгласили правила честного поединка

б) провозгласили правила этикета

3.Как называется картина Виктора Васнецова?

а) «Три богатыря»

б) «Богатыри в дозоре»

в) «Богатыри»

4.Кто автор «Богатырской» симфонии?

а) А.Бородин

б) М.Глинка

в) М.Мусоргский

5 . В каком возрасте Александра Невского посвятили в воины?

а) 18 лет

б) 4 года

в) 16 лет

6. Собери пословицы.

а)Берегите землю родимую-                                  умей за нее постоять.

б)  Человек без родины -                                        как мать любимую.

в)  Родина-мать-                                                     что соловей без песни.

6) В каком произведении говорится о походе князя Игоря?

а)  билина о богатырях

б)  «Слове о полку Игореве»

в)  русская  народная  сказка

7.  Соедини стрелками

Латы -                  

носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.

Кольчуга -  

доспехи из металлической чешуи, которые защищают руки ноги.

Шлем –

рубашка из мелких плотно сплетенных железных колец. рубашка из мелких плотно сплетенных железных колец.

Меч -

воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа, меди, дерева. Иногда обтягивался кожей. По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.

Щит -

для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски  духовных  и  нравственных  идеалов  Андреем  Болконским  и  Пьером  Безуховым" по роману Л.Н. Толс...

Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Презентация к заседанию методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"

Презентация призвана помочь открыть заседание методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание  потребности в здоровом образе жизни"...

Героические традиции народа – наше духовное наследие

Героические традиции – это концентрация трудового, военного опыта народа. В них выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из покол...

Героическая история моей семьи наших дней

Война – как много в этом слове. Одно лишь слово несет в себе массу страха, боли, криков и плача матерей, детей, жен, потерь близких людей и тысячи славных солдат стоявших за жизнь всех поколений...

Программа по духовно-нравственному воспитанию «С времён былинных и до наших дней, мой Уралинский край, горжусь историей твоей!»

hellip;духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка    как         центра...