Аналитическое задание ВСОШ по литературе (на примере анализа поэтического и двух прозаических текстов)
методическая разработка
Ежегодно мои ученики становятся призёрами и победителями муниципального и регионального этапа ВСОШ по литературе. Секрет успеха прост: мы регулярно анализируем произведения, "прорешивая" варианты прошлых лет московского и других регионов. Делаем это сначала вместе в классе, потом ребята приносят то, что получилось написать дома, разбираем ошибки и редактируем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_rasskaza_vanka_teplyashin.docx | 13.71 КБ |
olimpiada_kogda_zaasfaltirovali_nebo.docx | 14.77 КБ |
lingvisticheskiy_analiz_teksta.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ рассказа В.Шукшина «Ванька Тепляшин»
(Начинаю анализ с сюжета)
В основу этого коротенького рассказа положен эпизод из жизни деревенского парня – Ваньки, который попал больницу с язвой. К Ваньке приезжает мать, но вахтёр не пускает её к сыну, потому что день неприёмный. Из-за этого между вахтёром и Ваней возникает конфликт и даже небольшая драка. В результате Ваня, не долечившись, уезжает домой. Врач уговаривает его остаться, но Ваня не соглашается.
(Характеризую героя и попутно анализирую важные эпизоды)
Знакомясь с Ваней, мы понимаем, что это человек простой, душевный, открытый: «…посмотришь на Ваньку – и понятно станет, что он, пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже – уметь надо». В городе Ваня тоскует по дому, по деревне. Он часами смотрит и в окно и никак не может понять эту жизнь: все шумят, но никто друг друга не слышит, все бегут и спешат, но это «какой-то загадочный бег на месте». В этом эпизоде раскрывается близкая Шукшину тема противопоставления города и деревни.
Когда к Ване приезжает мать, он чувствует огромную радость: «Ах, родная ты, родная!» - думает он. Но вахтёр не пускает к нему мать. Для вахтёра важно только одно – исполнение инструкции. Он выполняет свою служебную функцию и словно перестаёт быть человеком. Вахтёр повторяет заученные слова: «С среду, субботу, воскресенье!» Ваню это сначала просто удивляет: «Ты что?! - спрашивает он. - Это моя мать!» Ваня не может поверить, что вахтёр не понимает его чувств. Он не может слушать, как унижается перед вахтёром мать, и идёт на открытый конфликт
Потом и врач, и соседи по палате, и даже санитар, который участвовал в усмирении Вани, пытаются его научить быть гибче и хитрее: кто-то советует сунуть копейку, кто-то прибегнуть к помощи того, кто главнее (врача). Но Ваня не умеет хитрить, как не умеет врать. Требование к людям у него очень простое: «Надо быть человеком, ясно?» Быть человеком, проявлять понимание друг к другу, не терять своё человеческое лицо, не хитрить, защищать правду – вот принципы Вани. Мы понимаем, что жить Ване с этими принципами непросто. «Нигде ты, сынок, как-то не можешь закрепиться, — сказала мать свою горькую думу. — Из ФЗУ тада тоже…» Очевидно, Ваня уже не первый раз бунтует. И, наверное, не последний.
(Подвожу итог, выхожу на идею рассказа)
Этот коротенький рассказ выводит перед читателем яркий народный характер. Ваня - человек, не способный приспособится к лжи, бесчеловечности, к житейской «мудрости», которая учит где-то смолчать, где-то «сунуть в карман», где-то унизиться. Такие, как Ванька, всегда будут восприниматься большинством, как «чудики», но именно на таких людях и держится истинная, глубинная Правда жизни.
Предварительный просмотр:
Автор: Воронцова К.Р.
Преподаватель: Чех М.И.
Аналализ лирического произведения в рамках подготовки к региональному этапу ВСОШ по литературе
когда заасфальтировали небо
и были сразу решены проблемы
дождей и засух сельского хозяйства
и перенаселения земли
когда заасфальтировали небо
с учётом опыта классической работы
по преобразованию европы
в прямоугольный треугольник АВС
помимо резких выступлений прессы
в защиту исторических названий
больших дискуссий по проблеме солнца
и воссозданью ускоренья g
нельзя не вспомнить об одном курьёзе
из тех что набираются петитом
рекордной многодневной голодовке
семьи производителя зонтов
Стихотворение Евгения Бунимовича, современного поэта, начинается фантастической фразой «когда заасфальтировали небо». С одной стороны, в этом читается насмешка над желанием человека всё в мире перестроить по-своему, подчинить себе природу. Люди изменяют русла рек, осушают болота, вырубают леса… Автор же доводит до абсурдности это стремление человека вмешиваться в естественную жизнь природы. Иронично звучат и последующие строчки, в которых говорится о том, какие проблемы решались людьми (различными учёными, политиками): наряду с проблемой засухи и перенаселения земли стоит абсурдный по своей сути вопрос о «преобразовании европы в прямоугольный треугольник АВС». Это вскрывает отношение автора к тем, кто посвящает свою жизнь служению глобальной идее, при этом не замечая рядом с собой живых людей с их проблемами несчастьями. Пока решались проблемы солнца и ускорения g, никто не заметил, что голодает семья производителя зонтов. Действительно, какие могут быть зонты, если небо заасфальтировали. О производителе зонтов говорится в самом конце стихотворения, причем его многодневная голодовка названа курьёзом. То есть это что-то неважное, даже забавное на фоне таких «важных» вопросов, как «защита исторических названий». Таким образом автор поднимает проблему маленького человека, о котором не должны забывать, решая глобальные вопросы человечества. Более того, часто именно желание решить эти глобальные вопросы приводит к роковым последствиям и оборачивается не во благо человечества, а во вред.
Стихотворение можно отнести к модрнистскому. В нем не только нет рифмы, автор отказывается от традиционной пунктуации. Здесь нет ни одного знака препинания. В то же время автор использует любимый Пушкиным пятистопный ямб. Язык его лёгок и игрив. Это достигается за счет пропуска сильной доли. Например, в строчке «из тЕх что нА-би-рА-ют-сЯ пе-тИ-том» пропущены 2 сильные доли (подчёркнуто). Это создаёт ощущение непринуждённости или даже шуточности стихотворения. Вместе с тем проблема, поднятая автором, чрезвычайно важна и актуальна. Эта проблема поднята, например, в таких произведениях, как «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Прощание с Матёрой» В.Астафьева. У Пушкина «маленький» житель Петербурга становится жертвой планов уже умершего императора, который построил город вопреки всем законам природы. А героиня Астафьева должна расстаться со своим домом, с могилами предков, со всем своим прошлым, потому что Матёра, родное село, будет затоплена из-за строительства ГЭС.
Так, мы видим, что Бунимович в своём стихотворении продолжает разговор о тех проблемах, которые можно назвать вечными и, пожалуй, неразрешимыми.
Предварительный просмотр:
Автор: Чех М.И.
Лингвистический анализ рассказа Б.Зайцева «Мгла» (в рамках подготовки к ВСОШ по литературе)
Анализ художественного текста невозможен без анализа тех лексико-семантических средств, которые использует в нем автор. Именно слово в его прямом и переносном значении является главным инструментом писателя. Мы попытаемся проанализировать несколько лексико-семантических групп слов, которые наиболее тесно связаны с идеей изучаемого нами рассказа Б.Зайцева «Мгла».
Анализируя смысловые группы слов, мы будем использовать слово «концепт» (концепт «мгла», концепт «холод» и т.д.). Под концептом мы понимаем не столько единицу языка, сколько единицу культуры и сознания. Так, например, пояснение такой единица единицы языка, как «яблоко», мы можем найти в толковом словаре, справочнике. Чтобы дать определение концепту «яблоко», мы должны будем обратиться не только к значению, но и к ассоциативным связям, которые возникают со словом «яблоко», и к фразеологии, и к образам поэтическим (яблоко в сказе А.С.Пушкина «Мёртвая царевна»), мифологическим (яблоко раздора, яблоки Гесперид), религиозным (яблочный спас, соблазнение Адама яблоком) и т.д. То есть концепт гораздо сложнее, чем единица языка. (Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru/linguistics/text/2094246)
Итак, обратимся к концепту, который вынесен в название рассказа – «Мгла». Слово мгла и родственные ему по смыслу (темный, мрачный, свинцовый и т.п.) составляют наиболее значимую семантическую группу и повторяются более 24 раз. Приведём некоторые примеры: «собаки, кажущиеся темным пятном; в полутьме ясно представляю себе переднего», «в свинцовых потемках о чем-то размышляющего по-своему, по-собачьи -- смутно, затемненно», «зимние полупотемки», «Что-то темное, мрачно-сладострастное подкатывает к сердцу», «Что-то ночное, жуткое, похожее на те таинственные утренние полупотемки, в которых мы ехали сюда, наполняет мою душу и толкает вперед по белому полю за ненужным волком», «не было бы странно и то, если бы в этой безлюдной тьме я увидел неподвижное лицо Вечной Ночи». На данных примерах мы можем пронаблюдать за тем, как трансформируется слово «мгла» в контексте произведения, как это слово «обрастает» все более и более сложными смыслами. Попробуем разобраться в них.
На протяжении всего повествования «мгла» не утрачивает своего прямого значения: МГЛА, мглы, ж. Непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек). Поля покрылись мглой. Ночная м. окутала город.
(Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю https://gufo.me/dict/ozhegov/мгла). Мгла — Помутнение воздуха, вызванное наличием взвешенных в нём твёрдых частиц (дыма, гари, пыли). М. снижает видимость иногда до 1 км, а при большой интенсивности М. — даже до сотен и десятков м. (Большая советская энциклопедия
https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BC%D0%B3%D0%BB%D0%B0) Действие рассказа начинается рано утром, когда еще темно, и заканчивается поздней ночью. При этом важно обратить внимание на то, что световой день словно сжимается в рассказе, укладывается в одно событие – стремительное преследование и убийство волка. Темное утро и ночь будто смыкаются, не оставляя места свету.
Итак, появляясь в тексте в своём прямом значении, «мгла», «тьма» начинает трансформироваться. Лирический герой (позволим себе так называть рассказчика, ведь прозу Б.Зайцева многие литературоведы относят к «лирической прозе») пытается проникнуть в мысли своего любимого пса: «Сзади розвальней, на смычках, рысцой бегут собаки, кажущиеся темным пятном; в полутьме ясно представляю себе переднего –старого Добыча, мудрого, многоопытного, всегда думающего и теперь, наверное, – в свинцовых потемках о чем-то размышляющего по-своему, по-собачьи – смутно, затемненно». В этом предложении автор использует сразу 4 слова с одинаковым корнем: «тёмным», «полутьме», «потёмках», «затемнённо» - и входящее в близкую смысловую связь с ними слово «смутно» (вспомним определение «Мгла – помутнение воздуха…»). Так, в этом предложении «тьма» не просто сгущается, но и приобретает новый метафорический смысл. Пёс размышляет «смутно, затемнённо». Мгла, мрак становятся характристиками внутреннего состояния, психики. Мыслить затемнённо, смутно, то есть мыслить неясно, думать о чем-то, но не понимать.
Уже в следующем абзаце читаем: «Что-то темное, мрачно-сладострастное подкатывает к сердцу». «Мрак» не случайно слит в авторском слове с прилагательным «сладострастный». Это слово, усиленное соседним однородным определением-прилагательным «тёмное», отражает идейное содержание всего произведения. Обратимся к толковому словарю: Сладострастие, я, ж.р – повышенное стремление к удовлетворению полового чувства, чувственным наслаждениям. (Малый академический словарь https://gufo.me/search?term=сладостие). Автор намеренно
сближает слова мрачный и сладострастный. Это помогает ему объяснить внутреннее состояние лирического героя и намекнуть на причину мрака, охватившего его душу. Мрак в душе неразрывен со стремлением героя испытывать чувственное наслаждение. Он хочет убить волка именно для наслаждения, для того, чтобы испытать сильное удовольствие. Это стремление удовлетворить страсть затмевает рассудок рассказчика. Он видит всё «смутно, как во сне». В следующем предложении сумерки утра и сумерки души сталкиваются, отождествляются: «Что-то ночное, жуткое, похожее на те таинственные утренние полупотемки, в которых мы ехали сюда, наполняет мою душу и толкает вперед по белому полю за ненужным волком». Обращает на себя внимание определение «ненужный». Не нужен волк, нужно насладиться игрой, убийством, удовлетворить сладострастие.
Мрак утра и ночи, мрак души, охваченной сладострастием сливаются и разрастаются в образ всеохватывающего метафизического мрака, охватившего весь мир, мрака, враждебного человеку. «Глухая страшная ночь чернела вокруг нас и над нами, и было все равно, смотреть ли вверх, вниз или еще куда. Все вокруг было одинаково непонятно и враждебно нам». Что понимает автор под этим враждебным мраком. Конечно, рассказ Б.Зайцева допускает различные интерпретации. Однако мы, изучив биографию писателя и зная о его неизменном тяготении к религиозно-философскому пониманию мира и человека, рискнём предположить, что «мрак» в этом произведении – это некий символ зла, противостоящего Богу. Мрак, враждебный человеку – это дьявол, который «уловляет» души людей.
Б.Зайцев с его религиозным сознанием, как нам кажется, вкладывал в слово «мрак» («тьма», «мгла» и т.д.) значение, близкое библейскому. В «Словаре библейских образов» Райкен Л.,Уилхойт Д. и Лонгман детально рассматривают образ мрака, подкрепляя свои выводы примерами из Библии. Авторы словаря отмечают, что мрак в священном писании символизирует состояние человеческого ума, не просвещённого Божьим откровением, ложь, отторжение от истины («потому что тьма ослепила глаза»). Мрак – символ человека, который оставил «стези прямые, чтобы ходить путями тьмы». Человек, отринувший закон Бога, попадает в тьму, становится подобен безумцу. Сравните: «Я сжимал все мускулы в себе, корчился от желания схватить его, в слепой ярости бросался вниз за ним в овраг, что-то кричал. В горле хрипело, пальцы хрустят, рот дергается, что-то безумное владеет мной». Мы рискнём предположить, что именно этот сложный смысл вкладывает в свой образ автор изучаемого нами текста. Последние слова рассказа в какой-то мере подтверждают наше предположение: «Мне не было жаль ни себя, ни волка, ни старую кухарку Аграфену, но не было бы странно и то, если бы в этой безлюдной тьме я увидел неподвижное лицо Вечной Ночи с грубо вырубленными, сделанными как из камня огромными глазами, в которых я прочел бы спокойное, величавое и равнодушное отчаяние».
Итак, подводя итог, можно сказать, что концепт «тьма» («мгла», «мрак») в тексте изучаемого рассказа включает в себя несколько кругов понятий: реальная, физическая тьма, тьма как символ замутнённого страстью сознания человека, тьма как символ вселенского зла, Вечной Ночи).
Кроме образа лексико-семантической группы слов, связанных с «мглой», обращает на себя внимание и другая группа, которая объединяется концептом «холод» и тесно связанные с ним «пустота», «безлюдье». Уже в первых строчках читаем: «стоит стакан стынущего чая». И в этом же предложении: «все опять начинает стынуть и холодеть без человека». Лирический герой ощущает внутренний холод и пустоту. И это ощущение автор мастерски передал с помощью разбросанных по тексту штрихов: «Пустынно и дико кругом», «Дома, в огромных нежилых комнатах, стояли те же холодные потемки…». Огромное пространство дома превращается здесь в «нежилую», холодную тьму. Или ещё: «… я отправился через целую вереницу пустых, гулких комнат в залу…» Здесь пустота дома подчёркнута звуковой ассоциацией: в пустых комнатах гулко раздаются шаги. И уже в следующем предложении образ пустоты расширяется до бездны и сливается с образом темноты. «Снег слабо белел на нём [на балконе], а дальше чернела, как непереходимая бездна, бесконечная бушующая мгла, то свивавшаяся вихрями, то удушающе налетавшая спереди, с воем охватывая всего, с головы до пят». Пустота дома, пустота снежного поля постепенно превращаются в пустоту души. «Мрачно-сладострастное» желание удовлетворено, и в душе снова равнодушие и пустота. «Вспоминая нашу пустынную борьбу, там, в безлюдном поле, я не испытывал ни радости, ни жалости, ни страсти».
Конечно, рассказ Б.Зайцева вовсе не рассчитан на то, что читатель сможет понять его, детально разбирая слова на лексико-семантические группы. Читатель воспринимает текст сразу и целиком, как единое и неделимое целое. Однако мы попытались показать, из каких «материалов» состоит данный текст, каким образом у читателя складывается его понимание или, наоборот, что может стать преградой к пониманию данного текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"
Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...
презентация по литературе "Анализ поэтического текста"
презентация может быть использована на уроках литературы в 9-10 классах...
Презентация урока литературы "Анализ поэтического текста. Б. Ахмадулина "По улице моей который год..."
Электронный образовательный ресурс в формате MPP для проведения урока литературы в 9-11 классах....
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....
Пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах".
Данное пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах" посвящено методике обучения анализу поэтического текста учащихся 5 - 11 классов. Пособие предназначено дл...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...
Подготовка к анализу прозаического текста на олимпиаде по литературе
В статье говорится о поэтапной подготовке к анализу прозаического текста, благодаря которой ученики смогут уверенно выполнить аналитическое задание на олимпиаде по литературе....