Пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах".
учебно-методическое пособие по литературе (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_poeticheskogo_teksta.rar | 80.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №1 имен Героя Советского Союза Н.П.Воробьёва городского округа
город Волгореченск Костромской области"
Пособие
"Обучение анализу поэтического текста
на уроках литературы 5-11 классах".
г. Волгореченск
2013 год.
Составитель: Могунова Елена Владимировна- учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области".
Пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах". : конспекты уроков, практические задания. 2013 год.- 32 с.
Аннотация
Данное пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах" посвящено методике обучения анализу поэтического текста учащихся 5 - 11 классов.
Пособие предназначено для учителей литературы. В основу пособия положены лекции Храмцовой Р.А."Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах". Москва. Педагогический университет "Первое сентября". 2006 год, для учителей, проходящих дистанционные курсы повышения квалификации. Электронный адрес: edu.1september.ru
Содержание
1. | Введение. Подходы к школьному анализу поэтического текста | 5 | |
2. | Основная часть | ||
а) | Урок литературы в 6 классе по теме: «Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения А.Фета «Опять». | 8 | |
б) | Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». | 11 | |
в) | Конспект урока внеклассного чтения по творчеству Заболоцкого. Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н.А.Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева (11 класс). | 15 | |
г) | План анализа стихотворения. | 21 | |
д) | Подсказка - клише. | 22 | |
3. | Заключение | 23 | |
4. | Список использованных источников | 23 |
Подходы к школьному анализу поэтического текста.
Изучение лирики — проблема не только методическая, но и психологическая: роль учителя, ведущего маленького читателя к пониманию стихотворения, выдвигается на первый план. Главным на уроке становится совместный поиск двух читателей — ученика и учителя, постановка задач, решение которых неизвестно порой им обоим.
Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, "овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы".
Ни для кого не секрет, что именно анализ текста вызывает у школьников, а подчас и учителей наибольшие трудности
В целом этот подход можно представить в виде алгоритма:
- верхний уровень (идейно-образный): идеи и эмоции, образы
и мотивы;
- средний уровень (композиция и стиль): поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство;
- нижний уровень (фоника): метрика, ритмика, рифма, строфика, звукопись (аллитерации, ассонансы).
Следует также отметить, что представление о поэтическом мире художника нельзя сформировать в отрыве от биографического контекста, от художественного метода и направления, от духовного состояния общества в целом.
В 5-м классе мы начинаем разговор о специфике лирики как литературного рода. Все определения, которые мы можем найти в справочной литературе, могут отпугнуть наших учеников своей излишней научностью. Поэтому можно предложить им несколько поэтических текстов, в которых они могли бы услышать голос лирического героя, говорящего о своих чувствах и переживаниях. Ещё лучше, если это будут стихи, в которых заметно изменение настроения и состояния лирического героя. В этом случае одновременно с определением понятия лирики можно говорить о сюжете лирического стихотворения и о понятии "лирический герой", «поэтический мир».
Знакомясь с опытом работы учителей-словесников, я обнаружила очень интересную форму работы на уроке при начальном изучении лирики и с тех пор её использую.
Каждый урок по теме «Лирика» начинаю с упражнений, развивающих творческое воображение ребят. Например, с такого: закрыть глаза и представить себе, какого цвета... смех. Ребята называют самые различные цвета: красный, оранжевый, серебряный. А как смеётся человек, если его смех чёрный или коричневый? И что за человек так смеётся? А какого цвета вопросительный знак? Какие вопросы вы бы закончили синим, красным, зелёным, чёрными знаками? Хотел бы ты, чтобы тебе задавали такие вопросы?
Не менее интересные упражнения на начальном этапе изучения метафоры. Ученикам предлагается найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия (жизнь, судьба, семья, любовь, счастье и т.д.) и названиями конкретных предметов (лампочка, туфли, компьютер, муравейник, дерево и т.д). Чем меньше связаны между собой значения слов, тем интереснее.
После этого, ребята, читая стихотворения, понимают чувства и настроения лирического героя, записывают и запоминают самые интересные находки.
Для примера возьмём стихотворение М.Лермонтова «Утёс», с которым дети знакомятся чуть ли не в начальной школе, а затем — на разных уровнях восприятия и интерпретации — к нему возвращаются.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
(1841)
Попробуйте спросить учащихся 5-6-го класса, о чём эти стихи. Большинство попытается пересказать "сюжет", некоторые скажут: о природе. И лишь немногие ответят: "об одиночестве".
Прежде всего, предложим детям назвать два главных "действующих лица" стихотворения. Задание лёгкое: конечно же, это "тучка" и "утёс". Дети, несомненно, поймут (и в этом им помогут многочисленные олицетворения), что речь здесь идёт не о природных явлениях, а - как всегда в поэзии - о душах и судьбах человеческих.
Спросим у ребят: Какие ассоциации вызывают у них образы Тучки и Утёса?
Для письменного анализа текста предлагаю ученикам примерные вопросы, которые, конечно же, используются не обязательно по прядку, а являются лишь помощниками при письменном анализе.
- О чём говорится в стихотворении?
- Какое в нём настроение?
- Каким представляется лирический герой?
- Как звучит стихотворение (ритм, звукопись, длина строк, количество строк в строфе, наличие рифмы).
- Какие приёмы использует автор в своём стихотворении?
- Какие мысли и чувства хочет передать автор читателю?
7. Как построены в стихотворении предложения?
8. Ваши личные впечатления.
Литература.
- М.Л.Гаспаров « Анализ поэтического текста Ю.М.Лотмана: 1960-1990-е годы». Доклад на заседании памяти Ю.М.Лотмана (Лотмановских чтениях) в РГГУ в декабре 1993 г.
- М.Л.Гаспаров «Снова тучи надо мною…» Методика анализа. (Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., 1997. - С. 9-20
- С. Каганович Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. Русская словесность. 2003. № 1.
- Р.А. Храмцова «Анализ поэтического текста в 5-11 классах».
Урок литературы в 6 классе по теме: «Обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения А.Фета «Опять».
(Учитель Могунова Е.В.)
( для этого урока я беру сдвоенные часы).
Цели: - знакомство со стихами А.Фета
- формирование навыков анализа лирического
произведения;
- развитие устной и письменной речь учащихся;
- воспитание любви к природе родного края.
Знания на уроке: роль художественных изобразительных средств; умение определять размер стиха.
Оборудование: доска, учебники, текст стихотворения, тетради, иллюстративный материал (мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия).
Ход урока.
1.Организационный момент
-Сообщение учащимся темы и целей урока.
2.Подготовка к восприятию нового материала.
презентация к уроку.
3.Основная часть урока (работа над текстом).
тренажёр для работы.
Самостоятельная работа в парах: определить размер стиха.
Работа в парах заканчивается. Ученики делают сообщение о результатах работы.
4.Подведение итогов.
Итак, сегодня мы с вами научились определять размер стиха, познакомились с новыми литературными терминами: стопа,. Повторили художественные выразительные средствами и их роль в поэтическом тексте. Сделали попытку произвести полный анализ лирического произведения, окончательным результатом которого станет ваша домашняя работа.
Кому сегодня за работу вы поставите оценку (учащиеся обсуждают и оценивают работу каждого из группы). Все оценки (4-5) обязательно ставлю в журнал плюс оценка учителя. Таким образом, ученик может получить до двух отметок за работу на уроке по данной теме.
5.Задание на дом: творческая работа «Анализ стихотворения».
Литература.
- Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я.Коровина. Москва «Просвещение» 1997.
- Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова Литература в 6 классе «Урок за уроком». Москва «Русское слово» 2003.
- Р.А.Храмцова «Анализ поэтического текста в 5-11 классах». Лекции для дистанционных курсов повышения квалификации.
Урок литературы в 7 классе по теме: «Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
( для этого урока я беру сдвоенные часы).
Цели: - знакомство со стихотворением Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»;
- продолжить формирование навыков анализа лирического произведения;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитание любви к истории отечества, родного края.
Знания на уроке: понятие об антитезе и её художественной роли в изображении, сатира, обобщающий образ, колоритный образ.
Оборудование: доска, учебники, текст стихотворения, тетради, иллюстративный материал.
Эпиграф к уроку: «Я лиру посвятил народу своему» (Н.А.Некрасов)
Ход урока.
1.Организационный момент
-Сообщение учащимся темы и целей урока.
2.Подготовка к восприятию нового материала.
- История создания стихотворения. Чтение отрывка из воспоминаний А.Я.Панаевой, приведённого в учебнике «Литература» 7 класс (Автор-составитель В.Я.Коровина. Москва «Просвещение» 1997 г. с. 132);
- Выразительное чтение стихотворения (индивидуальное задание для ученика);
- Словарная работа: (сопровождается иллюстрацией приложение № 4)
Швейцар – сторож около входных дверей
Армячишко – крестьянская верхняя одежда из грубого сукна.
Чернь – так господствующие классы пренебрежительно называли простой народ.
Пилигримы – странники, путники.
Харчевня – дешёвая закусочная.
Лепта – здесь: мелкие деньги.
Щелкопёр – бумагомаратель.
3.Основная часть урока (работа над текстом).
3.1. Каким образом в первой строфе раскрывается мнимая торжественность парадного подъезда особняка знатного вельможи?
(Для работы над этим вопросом учащиеся класса делятся на три творческие группы и работают над заданиями).
Задание 1. Проследите по тексту развитие темы «парадного подъезда» в торжественные дни.
Задание 2. Соответствует ли определение «…парадный подъезд» содержанию первых строк стихотворения?
Задание 3. Проследить по тексту развитие темы «парадного подъезда в обычные дни.
-на обсуждение в группах отводится 3 минуты;
-выступление представителя группы 1 минута;
-делаются общие выводы, которые записываются в рабочую тетрадь;
Наблюдение над текстом позволяет убедиться, что пышный подъезд» оказывается в следующем лексическом ряду: «убогие лица», «старик», «вдовица», «просители плачут», «осаждают подъезд».
Убеждаемся, что содержание и второй части строфы контрастирует с темой торжественности и парадности. Антитеза снижает образ: торжественность подъезда – мнимая.
Таким образом, обычай, по которому в праздничные дни в домах крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся к хозяину лично, превращался в парад холопства, холуйства. Возникает образ холопствующего города.
3.2. Стихи Н.А.Некрасова имеют особенность – они сюжетны.
Какие события запечатлены во второй строфе стихотворения?
Задание. Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков.
Учащиеся делают вывод:
-Мужики не перестают быть реальными мужиками, в то же время – это обобщённый образ.
-Возникает образ России, трагический, молчаливый и цельный.
- Как в стихотворении возникает образ вельможи?
Каким авторским отношением проникнуто изображение образа жизни и образа мыслей вельможи? Отметить элементы сатиры в изображении барина.
- Какова основная тема концовки?
Работа в группах заканчивается. Ученики ещё раз уточняют ответы на вопросы, делают необходимые записи в тетрадях.
Все вопросы и задания написаны на доске и распечатаны для каждого ученика (приложение № 1).
Второй час.
Подготовка к творческой работе «Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Учащиеся вместе с учителем работают над планом анализа стихотворения (приложение № 2). Так как класс имеет средние способности, то в помощь им даётся клише (приложение № 3).
4.Подведение итогов.
Итак, сегодня мы с вами проанализировали очень сложное стихотворение Н.А.Некрасова «Размышление у парадного подъезда». Познакомились с такими выразительными средствами, как антитеза, обобщающий образ.
Сделали попытку произвести полный анализ лирического произведения, результатом которого станет ваша домашняя работа.
Кому сегодня за работу в группах вы поставите оценку (учащиеся обсуждают и оценивают работу каждого из группы). Все оценки (4-5) обязательно ставлю в журнал плюс оценка учителя. Таким образом, ученик может получить до двух отметок за работу на уроке по данной теме.
5.Задание на дом: - выучить наизусть отрывок из стихотворения;
- творческая работа «Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Литература.
- Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я.Коровина. Москва «Просвещение» 1997.
- Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова Литература в 7 классе «Урок за уроком». Москва «Русское слово» 2003.
Р.А.Храмцова «Анализ поэтического текста в 5-11 классах». Лекции для дистанционных курсов повышения квалификации
Вопросы и задания для работы в группах
Вопрос: Каким образом в первой строфе раскрывается мнимая торжественность парадного подъезда особняка вельможи?
Задания | Наблюдения | Выводы |
1. Проследите по тексту развитие темы «парадного подъезда» в торжественные дни. | ||
2. Соответствует ли определение «… парадный подъезд» содержанию первых строк стихотворения? | ||
3. Проследите по тексту развитие темы «парадного подъезда» в обычные дни. |
Вопрос: Какие события запечатлены во второй строфе?
1. Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков. | ||
2.Какие художественные выразительные средства используются? |
Вопрос: Как в стихотворении возникает образ вельможи? Каким авторским отношением проникнуто изображение образа жизни и образа мыслей вельможи? Отметить элементы сатиры в изображении барина.
Вопрос: Какова основная тема концовки?
Урок внеклассного чтения по творчеству Заболоцкого.
Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н.А.Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева (11 класс).
Цель: выявить динамику развития литературы, взгляды художника слова на различные явления окружающего мира, вскрыть скрытый символический подтекст.
Оборудование: - тексты стихов «Гроза» Н.А.Заболоцкий и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчев;
- иллюстративный материал (готовят учащиеся)
Ход урока:
- Слово учителя: сообщение темы и цели урока.
Прежде чем мы приступим к анализу лирического текста, давайте вспомним, что стихотворение – это «сложно построенный смысл» и все его формальные элементы по сути есть элементы смысловые и они несут определённый смысл. Разные читатели не могут однозначно толковать один и тот же текст, что в свою очередь ведёт к появлению многочисленных интерпретаций. Сегодняшний анализ смыслов различных частей стихотворений и их сопоставление, анализ особенностей формы, должен помочь развить ваше читательское восприятие лирики.
Наша задача на уроке – попробовать заметить различные смыслы стихотворения, выявить и интерпретировать особенности художественной формы.
Нет универсального «ключа» к любому стихотворению. Сегодня каждый должен попытаться найти свой «ключ». Не бойтесь экспериментировать!
За работу, друзья мои!
- Подготовка к восприятию стихотворений.
Выразительное чтение наизусть специально подготовленных учащихся.
При подготовке этого задания ученик должен был подготовить иллюстративный материал (картины художников, собственные рисунки, слайды, музыку…)
- Сравнение стихотворения Н.А.Заболоцкого «Гроза» со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».
1 этап. Вопросы учащимся (записаны на доске).
- Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
- Как вы понимаете символический образ «светлоокой девы»?
В чём смысл обращения к мифологическим образам в стихотворении Тютчева и Заболоцкого?
- Какими художественно-изобразительными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?
- В чём, на ваш взгляд, Заболоцкий согласен с Тютчевым, а в чём полемизирует с ним?
- Как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление – грозу, в чём сходство и различие изображённых картин?
2 этап. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».
По мнению И.О.Шайтанова, Ф.И.Тютчев «мог откликнуться на любое событие природы и запечатлеть его».
Учащиеся проводят наблюдения по вопросам и заполняют таблицу (должны отметить наблюдения и продолжить выводы или сделать свои). Данный вид деятельности предполагает работу в парах. Таблицы подготовлены для каждого ученика класса.
Вопросы | Наблюдения | Выводы |
Вспомните в чём особенности поэзии природы Тютчева? | Она отражает многообразную жизнь природы, она…. | |
Какова роль и место стихов о весне в творчестве поэта? Вспомните и назовите какие-нибудь из них. | Поэт любил жизнь, ощущал её «переизбыток», разливающийся в природе с наступлением весны... | Это самые радостные, самые жизнеутверждающие произведения Тютчева… |
В чём символический смысл весны у Тютчева? Как он проявляется в стихотворении? Примеры звукописи. Цветопись. | Движение- Краски- Звуки- | Весна – символ обновления жизни и души человеческой… |
С чего начинается стихотворение? | ||
Каково соотношение окружающего мира и грозы? Какими словами обозначается художественное пространство? | Возникает параллель: Идея единства: | |
Какова форма построения стихотворения? | Разговор с невидимым собеседником. | |
Каково значение мифологических образов в стихотворении? | Они не только завершают сюжет о ливне, грозе, но и придают ему эпический размах. | |
Какова структура предложений? | ||
Какова роль человека в стихии и природе, если судить по этому стихотворению? | Человек не наблюдатель, а участник процесса. Он переживает, соучаствует в жизни природы. |
Выполнив работу по заполнению таблицы, идёт работа по уточнению отдельных моментов.
Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «Гроза».
Продолжение работы по таблице.
Интерес к природе, как мы знаем из предыдущих уроков, формировался у Заболоцкого под влиянием идей К.Э.Циолковского. Заболоцким была высказана мысль о творческом, личностном преображении мироздания через слово, искусство.
Вопросы | Наблюдения | Выводы |
Вспомните в чём основные задачи поэтического направления, которому принадлежал Заболоцкий? | «Природа полна загадок и человек может их разгадать», - писал Заболоцкий… | |
Какова концепция природы? | Природный мир часто ассоциируется с мифологическими образами, которые то начинают, то завершают стихотворение. | |
Сколько строк? Есть ли деление на строфы? Размер? | ||
Рифма? | ||
Примеры звукописи? | ||
Использование цветописи? | ||
Каково место лирического героя Заболоцкого? | Не сторонний наблюдатель, а (кто?) | |
Какова структура предложений? | ||
Какие традиции русской поэзии развивает стихотворение «Гроза». | Тесно связывает природу и человека. |
Выступление учащихся. Наблюдения, выводы, уточнения.
3 этап. Проведём сравнение. В этом помогут записи по работе с таблицами. Учащиеся проводят наблюдения и делают выводы. Заполняется сводная сравнительная таблица:
Вопросы и задания. | У Ф.И.Тютчева | У Н.А.Заболоцкого | Выводы |
Как показана природа в стихотворениях? В чём их близость? | Движение- ? | Движение- ? | Сходство: ? |
Оцените тему творчества | У Тютчева появляется только в последней строфе. У Заболоцкого заявлена уже во второй. | ||
Мифологическая тема стихотворений. | Геба и «светлоокая дева» - это образы… и символ… | ||
В чём различие соотношения человека и природы в стихотворениях? | «Человеческий шорох травы», молния мысли… | ||
Поэтический язык авторов. | Зрительные и слуховые образы: | Роль метафор: | О родстве языка свидетельствует лишь слово «сумрак». |
Выступление учащихся. Формулировка выводов. Запись в тетради необходимой информации.
- Подведение итогов урока. Учитель подводит итог работы, из всего сказанного учащимися делается обобщение (оценки за урок).
Заболоцкий гораздо шире, чем Тютчев, вводит проблему творчества в искусство, ищет красоту в жизни и природе. По мысли поэта, искусство должно видеть красоту не в чём-то исключительном, а в самой обыкновенной жизни, где рядом с добром уживается зло, где люди терпят горе и радость, переживают любовь и смерть.
Литературовед А.Павловский писал: «Заболоцкий соприкоснулся с Тютчевым лишь в том, что и он признал глубинные и не во всём ещё познанные связи между Человеком и Вселенной… Соприкосновение с Тютчевым в том, что тоже любил, боготворил и воспевал природу…»
5. Домашнее задание: творческая работа «Сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» и Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах».
Таким образом, данный урок явился подготовительным этапом для домашнего задания и подготовкой к выпускному экзамену.
Литература:
- Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русской литературе 20 век» 11 класс. ВАКО Москва 2004.
- Р.А.Хромцова. «Анализ поэтического текста в 5-11-м классах». Лекции для дистанционных курсов повышения квалификации.
- Н.В.Исаченкова «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы». Методическое пособие. Санкт-Петербург «Паритет» 2003.
- «Русская литература 20 века 11 класс часть 2» под редакцией В.П.Журавлева. Москва «Просвещение» 2002.
- «Преподавание литературы в 11 классе» под редакцией Г.А.Обернихиной. Москва. АРКТИ, 2003.
План анализа стихотворения.
- Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
- Настроение стихотворения.
- Как выражается настроение в стихотворении?
- как оно построено?
- как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
- какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов определённой части речи; использование предложений определённой конструкции).
наблюдения | Выводы | |
Лексика | ||
Морфология | ||
Синтаксис |
- Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?
- Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
- Личное впечатление от стихотворения.
Наблюдения и выводы
Вопросы | Наблюдения | Выводы |
Есть ли деление на строфы? | ||
Размер? | ||
Рифма? | ||
Рифмующиеся слова? | ||
Что является предметом изображения? | ||
Какова композиция стихотворения? | ||
Сюжет стихотворения? | ||
Какова структура предложений? | ||
Какова основная тема концовки? |
Подсказка – клише.
В стихотворении … (автор, название) говорится о …
В стихотворении …(название) …(фамилия поэта) описывает … (что?)
В стихотворении царит … настроение.
Стихотворение пронизано … настроением.
Настроение этого стихотворения…
Настроение меняется на протяжении стихотворения.
Стихотворение композиционно разделено на …части.
Для создания настроения поэт использует…
С помощью…поэт даёт возможность увидеть (услышать) …
В своём стихотворении поэт рассказывает о судьбах
Заключение.
Умение анализировать поэтический текст основано на ряде последовательных действий, которые должен осуществить ученик в процессе ассоциативного анализа стихотворения. Учитывая логику ассоциативного анализа и последовательность действий, совершаемых учеником, мы определили те показатели, которые в совокупности будут свидетельствовать об освоенности школьником технологии анализа и интерпретации поэтического текста. Они следующие:
- Умение словесно выражать свое восприятие содержания текста на уровне первого впечатления.
- Умение определять ключевые образы стихотворения.
- Умение создавать лексические цепочки вокруг каждого из образов.
- Умение выстраивать ассоциативные ряды.
- Умение давать общую интерпретацию произведения согласно авторскому замыслу
Список использованных источников
- Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русской литературе 20 век» 11 класс. ВАКО Москва 2004.
- Р.А.Хромцова. «Анализ поэтического текста в 5-11-м классах». Лекции для дистанционных курсов повышения квалификации.
- Н.В.Исаченкова «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы». Методическое пособие. Санкт-Петербург «Паритет» 2003.
- «Русская литература 20 века 11 класс часть 2» под редакцией В.П.Журавлева. Москва «Просвещение» 2002.
- «Преподавание литературы в 11 классе» под редакцией Г.А.Обернихиной. Москва. АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения
Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...
Анализ художественного текста на уроке литературы
Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Анализ художественного текста на уроках литературы
Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...
Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы /лирика Ф.Тютчева/.
Опыт работы с 5-го по 8-й класс по учебнику литературы под редакцией члена Академии наук профессора В.Г.Маранцмана позволил выявить интерес обучающихся к изучению лирики Ф.Тютчева. Основыв...
Анализ лирического текста на уроках литературы в старших классах
Алгоритм и этапы анализа лирического произведения....
"Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании".
quot;Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании"....