Эссе "Учить и учиться"
консультация

Наталия Алексеевна Дёмина

О роли преподавания родного языка в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе  «Учить и учиться»

учителя родного языка и литературы МБОУ «Шугуровская СОШ»

Дёминой Наталии Алексеевны

 Родной  язык является  величайшим  народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни  школ,  и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

К.Д.Ушинский.

К.Д.Ушинский и современность - очень важная и чрезвычайно обширная, многогранная тема. Это педагог, который определил на сто лет вперёд современные представления к обучению и развивающей педагогики в целом. Он высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека,  подчеркивал роль языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу.

 Я, Дёмина Наталия Алексеевна, учитель родного языка и литературы. Вот   уже 30 лет я знакомлю школьников с его красотой и поэтичностью эрзянского языка, традициями и обычаями нашего народа.

 Современный учитель мордовского языка и литературы идёт в ногу со временем. В своей работе я активно использую различные методы повышения мотивации учеников, реализую требования ФГОС НОО и ФГОС ООО. Активно использую на уроках обучение в сотрудничестве – это командная и групповая работа, работа в парах, интерактивные методы, позволяющие повышать мотивацию и интерес к предмету.  

Моя работа возвышает меня и наполняет мою жизнь радостью. Трудна  профессия учителя, но бесконечно интересна своей глубиной и неисчерпаемостью событий, внутренних переживаний.  К каждому ученику нужно найти подход и подготовить задание соответствующего уровня, каждого вовлечь в процесс активного получения знаний.

К.Д.Ушинский был убеждён, что обучение, должно не только вооружать детей системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания. Иными словами, согласно сегодняшней системе ФГОС, педагог должен «научить детей учиться». В период информационной и технической революции и относительно быстрого устаревания знаний, задача Ушинского является как нельзя актуальной в современной системе образования. Поэтому сегодня на уроках часто применяется «система проектов», где ребенок сам на определенную тему, должен подготовить материал, преобразуя его в презентации или другие формы представления информации.

К. Д.Ушинский советовал постоянно заботиться об обогащении мышления и словарного запаса ребенка, об уточнении и разъяснении значений новых для него слов, заботиться о том, чтобы "... дитя все более вступало в духовное обладание тени сокровищами родного слова, которые оно усвоило только подражанием, полусознательно". Эти взгляды К.Д. Ушинского сохраняют актуальность и сейчас. На уроках родного языка уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся, использую средства активизации мыслительной деятельности учащихся, применяю дидактические игры и  воспитываю  исследовательские наклонности.

Важным средством развития чувства точного и меткого словоупотребления К.Д.Ушинский считал разнообразные лексические упражнения, применение наглядных пособий. Эти положения, наполненные новым конкретным содержанием, широко используются и в моей практике.  Разработаны поурочные планы – конспекты уроков, большое количество дидактического материала, презентации к урокам, тестовые задания.  Широко использую таблицы, картины, рисунки, статьи из газет и журналов на родном языке.

Большое внимание на уроках уделяю работе с текстом. Опыт показывает: подобная работа развивает творческие способности. Пишем зарисовки, очерки, эссе. В этом помогает школьный музей и местный краеведческий материал. С помощью Сети интернет дети совершают виртуальные экскурсии, готовят доклады и рефераты.

Во внеурочное время дети с большим интересом участвуют в мероприятиях, инсценировках, пьесах мордовских писателей. Это способствует развитию устной речи, артистизма, проявлению индивидуальности каждого ребёнка. Мои ученики участвуют в региональных, муниципальных конкурсах, предметных олимпиадах и занимают призовые места.  

Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный фольклорный  материал: сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать выводы.

   Многие дети задают мне вопрос: «Для чего нужен эрзянский язык? Зачем он нам в современном обществе? Ведь большинство людей  на нём не говорят…». Я даю, на мой взгляд, простой ответ: «Эрзянский язык нужно изучать, чтобы не разрывались наши корни с родным краем, для воспитания  национального духа. Каждый родившийся на мордовской земле имеет право с гордостью называться представителем мордовского народа и, не стесняясь, говорить на родном языке и передавать любовь к нему своим детям.» На каждом уроке родного языка я стараюсь привить детям желание учить красивый и певучий эрзянский язык, рассказывая о Мордовии, её истории, культуре и традициях. Язык жив, когда на нём говорят, создают художественные произведения. Пока мы будем читать произведения таких поэтов и писателей, как А.Малькин, И.Девин, К.Абрамов,  А.Моро, Ю.Кузнецов и др.- язык будет  жить и развиваться.

Таким образом, правильное развитие и совершенствование языка учащихся, воспитание у них глубокого уважения к устному и письменному слову, высокой культуре речи имеет большое значение в настоящее время в связи с задачами подготовки всесторонне развитого молодого поколения. Углубленное изучение и творческое использование педагогического наследия К.Д. Ушинского окажет значительную помощь учителям в этом важном деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учись учиться"

В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....

Предпринимательству надо учить и учиться

Организация образовательного процесса в школе при зучении экономических дисциплин. С какими трудностями может столкнуться  ученик сегодня, а завтра предприниматель....

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...