КТП 10-11 класс
рабочая программа (10 класс)

Исхакова Рима Мөхәррәм кызы

 Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 10- 11 классов по ФОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_rodnaya_literatura.docx98.34 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета …  муниципального района РТ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор

______________

______________.

______________

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №

от "31" 08.2023 г.

от "31" 08  2023 г.

от "" 08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родная (татарская) литература»

для 10-11 классов основного общего образования

для образовательных организаций с обучением на родном (татарском) языке

на 2023-2024  учебный год

Составитель:

учитель татарского языка и литературы

Наб.Челны, 2023г

Пояснительная записка.

 Программа по родной (татарской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Являясь носителем литературного языка, родная литература не только приобщает обучающихся к литературному наследию своего народа, но и способствует обогащению активного и потенциального словарного запаса, развитию у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи.

В основу курса «Родная литература (татарская)» в 10-11 классах положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысление обучающимися историко- литературных сведений, нравственно-этических представлений, освоение основных теоретико-литературных понятий, истории татарской литературы, формирование умений и навыков анализировать, оценивать и интерпретировать литературные произведения, овладение выразительными средствами родного (татарского) языка.

В содержании программы по родной (татарской) литературе выделяются следующие содержательные линии: литература татарского народа, проблемно-тематические блоки, теория литературы, которые ориентируются на достижение метапредметных и предметных результатов и охватывают формирование различных компетенций.

В основе содержания и структуры программы преподавания татарской литературы в 10-11 классах лежит концепция модульного преподавания, где выделяются такие проблемно-тематические блоки как «Личность и общество», «Личность и история», «Личность и семейные ценности», «Личность и природа» и другие, что даёт возможность для формирования восприятия литературы как самостоятельно развивающейся эстетической системы, основаннойна раскрытии взаимосвязей литературных произведений, в контексте их восприятия, общественной и культурно- исторической значимости.

Изучение родной (татарской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование культуры читательского восприятия;

достижение читательской самостоятельности обучающихся, приобретённых на уроках при обучении литературе навыков анализа и интерпретации литературных текстов.

Достижение поставленных целей реализации программы по родной (татарской) литературе предусматривает решение следующих задач:

формирование ценностного отношения к родной (татарской) литературе, осознание её роли как духовной и национальной культурной ценности;

овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые  и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и другие);

овладение умением определять стратегию своего чтения, осуществление читательского выбора;

формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсы библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусствеи другие);

использование изученных произведений литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (татарской) литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Содержание обучения в 10 классе

1. Человек как высшая ценность. Человек, нравственное начало в человеке, проблема духовного потенциала личности и его реализация, своё «Я» в человеке, индивидуальное в человеке, человек перед судом своей совести, выражение отношения к другим людям, становление личности, личность и мир, судьба человека.

1.1. Стихотворения Г. Тукая «Шагыйрь» («Поэт»), «Кыйтга» («Көчләремне мин...») («Отрывок» («Силы я свои…»). Проблема жизни и смерти, смысла жизни, миссии поэта. Философские размышления, наполненные тоской, печалью. Неповторимость и ценность каждой личности, отражение его нравственных позиций.

1.2. Повесть Г. Рахима «Идел» («Идель»). Поиски героем смысла жизни. Мотив одиночества. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Роль перцептивного хронотопа в понимании психологического состояния лирического героя. Нерасторжимость судьбы человека с судьбой нации.

1.3. Стихотворение Р. Файзуллина «Җаныңның ваклыгын...» («Мелочность души твоей...»). Проблема свободы личности и свободы мнений. Чувство собственного достоинства лирического героя.

1.4. Стихотворение Р. Хариса «Алтын төрән» («Золотой лемех»). Страницы истории. Символическое звучание образа Времени. Человек во Времени. Способность Человека овладеть пространством Времени.

1.5. Поэма И. Юзеева «Өчәү чыктык ерак юлга» («Мы втроём отправились в путь»). Проблема поиска человеком смысла жизни. Определение жизненных целей. Миссия человека на этой земле. Символические образы в поэме. Категории добра, красоты.

1.6. Стихотворения Зульфата «Кем әле син?» («А кто ты?»), «Дүрт җыр» («Четыре песни»). Смысл жизни, быстротечность жизни человека. Важность совершения добрых дел.

1.7. Стихотворение Р. Аймата «Җәйнең соңгы җыры» («Последняя песня лета»). Философские взгляды лирического героя. Образы уходящего лета и наступающей осени.

1.8. Стихотворения Л. Гибадуллиной «Ә очасы килә...» («А хочется летать...»), «...Җирдән - күккә, күктән җиргә кадәр...» («От земли - до неба,  от неба до земли»). Желания лирического героя и реальность. Мотив неосуществимой мечты. Два образа окна: окно человеческой души и окно
во Вселенную.

2. Человек и семья. Человек и семейные отношения. Место человека в семье. Любовь в жизни человека. Доверие, уважение, верность - главные семейные ценности. Роль родителей в семье. Проблема полноценности семьи.

2.1. Повесть Г. Исхаки «Остазбикә» («Наставница»). Проблемы вечности общечеловеческих ценностей. Человек, смысл жизни и семейное счастье. Сила любви и преданности. Духовное самосознание героини. Жертвенность во имя любви. Психологизм повести: внутренний конфликт Сагиды.

2.2. Рассказ А. Еники «Ана һәм кыз» («Мать и дочь»). Психологизм и лиризм в изображении образов в произведении на военную тематику. Отображение драматических и трагических моментов военной действительности в характере и духовной стойкости человека. Теплота взаимоотношений матери и дочери.

2.3. Поэма И. Юзеева «Гашыйклар тавы» («Гора влюблённых»). Оригинальность сюжета, романтический пафос, раскрытие характеров в их духовном противостоянии. Любовь как высшая ценность. Связь жизненной философии с идеализацией любви. Проблемы верности, чести, уважения
к чувствам близких людей.

2.4. Драма Ш. Хусаинова «Әни килде» («Мама приехала»). Сущность семейных отношений. Сложность во взаимоотношениях детей и родителей. Внимание к общечеловеческим ценностям: сострадание, ответственность за жизнь близкого человека, милосердие, любовь и уважение. Социально-этическая проблема в драме. Формирование «критического направления» в драматургии. Особенности жанра драмы.

2.5. Стихотворение Х. Туфана «Әйткән идең» («О сказанном тобой»). Выражение в стихотворениях сокровенных чувств и переживаний лирического героя. Размышления поэта о дружбе, любви, преданности и верности. Тонкий лиризм стихотворений.

2.6. Стихотворение М. Джалиля «Ышанма» («Не верь»). Образ автора, изображение его духовной силы. Долг лирического героя перед родиной, близкими людьми. Изображение патриотических чувств лирического героя. Отождествление чувств верности и преданности перед своим народом и любимой женщиной.

2.7. Рассказ Р. Мухаметшина «Тырыйк» («Прыгун»). Осознание общечеловеческих ценностей. Образ семьи в детском восприятии.

2.8. Дидактические наставления Р. Фахретдинова «Гаилә» («Семья»). Функция каждого члена семьи, красота семейных взаимоотношений на примере татарской семьи. Значение семьи в жизни человека и общества.

3. Человек и национальный характер. Человек и нация, судьба народа, родной язык как духовная опора человека, тема бессмертия народа, нации, национальные черты характера, своеобразие национального эстетического идеала, человек как хранитель традиций своего народа.

3.1. Стихотворение М. Гафури «Үзем һәм халкым» («Я и мой народ»). Обеспокоенность поэта за судьбу своей нации. Идея служения народу. Миссия поэта в воплощении идеи его дальнейшего развития.

3.2. Стихотворение Р. Миннуллина «Туган телемә» («Родной язык»). Образ родного языка, восхищение его красотой и выразительностью. Обращение автора к нему. Долг поэта перед родным языком.

3.3. Стихотворение Р. Зайдуллы «Карап торам Казаныма» («Любуюсь Казанью»). Образ Казани сквозь призму времени: прошлое, настоящее и будущее татарского народа.

3.4. Стихотворение Р. Ахметзянова «И туган тел» («Мой родной язык»), «Бергәләп җырлыйк» («Споём вместе»). Ценность и значимость родного языка, его роли в жизни человека. Язык как символ единства нации.

3.5. Комедия Г. Исхаки «Җан Баевич». Потеря себя, своей национальной сущности. Осмеяние низменных качеств человека. Утрата душевной связи человека со своими корнями. Неразрывное единство действия и сатиры. Мастерство автора в создании индивидуальных характеров.

4. Теория литературы.

Пафос, сентиментальный пафос, драматический пафос, романтический пафос, сатирический пафос, фарс, контраст, риторический вопрос, национальный характер.

Содержание обучения в 11 классе.

1. Человек и общество. Личность в социуме, влияние социальной среды
на личность человека, взаимоотношения человека и общества, человек
и государственная система, гражданственность и патриотизм, интересы личности, интересы общества, интересы государства, жизнь и идеология.

1.1. Стихотворение Г. Тукая «Өзелгән өмид» («Разбитая надежда»). Выражение утраченных надежд и веры в светлое будущее татарского народа. Подавленное состояние героя. Глубокий психологизм, трагические переживания, мотивы ненависти к жестокой действительности.

1.2. Стихотворение С. Рамиева «Сүзем һәм үзем» («Я и моё слово»). Поиск жизненного идеала. Духовный мир лирического героя. Определение новых путей творческой деятельности поэта. Противопоставление его надежд и реальной действительности.

1.3. Стихотворение Дардменда «Куанды ил, канат какты мәләкләр...» («Когда страна возликовала...»). Смысл, вложенный поэтом в понятие мотива Отчизны, родной земли. Чувство тоски, переходящее в глубокий драматизм переживаний лирического героя. Боль поэта за судьбу народа. Переживания по поводу потери связи с народом. Чувство отчуждения и связанные с ним экзистенциальные страдания поэта.

1.4. К. Тинчурин. «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»). Изображение Первой мировой войны как причины всех бед, несчастной судьбы народа. Метафоричность названия. Символические образы в произведении.

1.5. Драма Х. Такташа «Югалган матурлык» («Утраченная красота»). Социально-нравственная проблематика произведения. Обращение к проблемам любви и создания семьи. Роль женщины в семье и обществе. Противостояние господствующей в стране идеологии и реальной действительности.

1.6. Стихотворение Х. Аюпова «Әманәт» («Завещание»). Образ песни, как завещание одного поколения другому. Восхваление нравственных качеств человека: честь, достоинство, человеколюбие, патриотизм, солидарность.

1.7. Стихотворение Р. Валиева «Ватаным» («Отчизна моя»). Патриотический настрой стихотворения. Образ народа-победителя. Чувство гордости за свою родину, за свой народ.

2. Человек и история. Роль личности в истории, вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре, свобода человека в условиях абсолютной несвободы, человек в прошлом, настоящем и в будущем.

2.1. Стихотворение Дардменда «Без» («Мы»). Жизнь лирического героя, размышления о ходе истории и судьбы человека. Вопросы жизни и смерти, судьбы, бренности жизни. Экзистенциальный мотив.

2.2. Стихотворение Х. Туфана «Хәят» («Жизнь»). Возрождение веры
в победу добра, справедливости, в возможность счастья. Осознание лирическим героем его необходимости обществу, государству.

2.3. Рассказ Р. Галиуллина «Боссоойко» («Боссоойко»). Образ Гиззатуллы Рахматуллина. Смелость, мужество, глубокая вера в идею свободы. Отображение в произведении связей якутского и татарского народов.

2.4. Повесть М. Магдеева «Кеше китә - җыры кала» («Человек уходит - песня остаётся»). Своеобразие лирического повествования. Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Поиск духовных основ бытия. Эстетические и нравственные проблемы, поднятые в повести. Мотив прошлого - мотив ухода людей, традиций, обычаев.

2.5. Драма Т. Миннуллина «Шәҗәрә» («Родословная»). Философское осмысление прошлого и настоящего народа. Своеобразие композиционной формы.

2.6. Театральный роман З. Хакима «Гасыр моңы» («Грусть века»). Стремление осознать основ человечности, способных поддержать человека в периоды исторических испытаний.

3. Человек и природа. Взаимосвязь человека и природы, участие природы в судьбе человека, проблемы освоения и покорения природы, ответственность человека перед природой, любовь человека к природе, её понимание, сохранение.

3.1. Стихотворение К. Булатовой «Шушы яктан, шушы туфрактан без» («Отсюда родом»). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве. Выражение переживаний и мироощущения лирического героя.

3.2. Стихотворение Г. Зайнашевой «Таулар моңы» («Мелодия гор»). Прошлое и настоящее. Невозвратное течение человеческой жизни. Образ родника. Мотивы единства красоты человека, красоты природы, красоты жизни.

3.3. Повесть Ф. Байрамовой «Болын» («Луг»). Красота природы, страх о ее потере. Раскрытие потребительского отношения людей к природе. Предательство природы человеком. Превосходство внутреннего мира личности над общественно-исторической действительностью. Психологический реализм.

3.4. Повесть Н. Гиматдиновой «Ак торна каргышы» («Заклинание белого журавля»). Мифологический сюжет. Мифологизмы как признаки магического реализма. Единство человека и природы. Понимание проблемы следования законам природы. Развитие отношений между людьми и журавлями. Воплощение природы через ирреальность.

4. Теория литературы.

Героический пафос, авторский стиль, композиция, театральный роман, экзистенциализм, психологический реализм, мифологизм, магический реализм, ретроспекция.

Планируемые результаты освоения программы по родной (татарской) литературе на уровне среднего общего образования.

1. В результате изучения родной (татарской) литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений татарской литературы, а также русской литературы;

ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в татарской литературе, а также к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде, отражённым в художественных произведениях;

идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из литературы;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России и, в том числе с опорой на литературные произведения;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства в том числе литературы;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ
по родной (татарской) литературе;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства
с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;

готовность и способность к образованию и самообразованию,
к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в татарской литературе;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в литературных произведениях;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.

2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного образования,
у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта.

3. В результате изучения родной (татарской) литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
в том числе при изучении литературных произведений;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного читательского опыта.

3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой
на художественные произведения, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

владеть разными видами деятельности по получению нового знания по родной (татарской) литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями
и методами современного литературоведения;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения
и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

3.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по родной (татарской) литературе;

создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

3.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной (татарской) литературы;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.

3.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной (татарской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений
с опорой на читательский опыт;

делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;

оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний; в том числе в вопросах татарской литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;

признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях
на литературные темы;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.

3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов
по родной (татарской) литературе;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

Предметные результаты изучения родной (татарской) литературы.
К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:

демонстрировать знание произведений родной (татарской) литературы
в рамках программы данного класса;

выявлять жанрово-родовую специфику художественного произведения;

определять тематику, проблематику, идейно-художественное содержание литературного произведения;

использовать литературоведческие термины в процессе анализа
и интерпретации произведения;

определять стили художественных произведений, выявлять принадлежность произведения к определённому литературному направлению (течению);

давать оценку интерпретации литературного произведения (в живописи, театре, музыке);

выполнять творческие, проектные работы в сфере литературы и искусства.

Предметные результаты изучения родной (татарской) литературы.

К концу обучения в 11 классе обучающийся научится:

понимать историко-культурное и нравственно-ценностное влияние произведений родной (татарской) литературы на формирование национальной культуры;

аргументировать устно и письменно своё отношение к тематике, проблематике и идейно-художественному содержанию литературного произведения;

понимать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания;

понимать и осмысленно использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

определять индивидуальный стиль автора;

предлагать собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (литературный процесс, периоды развития литературы, авторская позиция и другие);

писать сочинение по предложенной литературной тематике (с использованием одного произведения или нескольких произведений одного писателя, произведения разных писателей).

.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Контрольные работы

практические работы

Вводный урок. Беседа о периодической печати/Кереш дәрес. Вакытлы матбугат турында әңгәмә.

1

Человек как высшая ценность. ./ Кеше – иң югары кыйммәт.

1

Человек, нравственное начало в человеке, проблема духовного потенциала личности и его реализация, своё «Я» в человеке, индивидуальное в человеке, человек перед судом своей совести, выражение отношения к другим людям, становление личности, личность и мир, судьба человека/Шәхеснең дөньядагы урыны, язмышы мәсьәләсе

1

Стихотворения Г. Тукая «Поэт», «Кыйтга»,«Отрывок» («Силы я свои…»). Проблема жизни и смерти, смысла жизни, миссии поэта./ Г. Тукайның «Шагыйрь», «Кыйтга» («Көчләремне мин...» шигырьләре). Яшәү һәм үлем, тормыш мәгънәсе, шагыйрь миссиясе проблемасы

1

https://intertat.tatar/news/gabdulla-tukay-shigyrl-re?ysclid=llzevk2169927883758

Повесть Г. Рахима “Идель”. Поиски героем смысла жизни../ Г. Рәхимнең «Идел» повестенда яшәү мәгънәсе мәсьәләсе.

1

https://kpfu.ru/philology-culture/struktura-instituta/otdelenie-tatarskoj-filologii-i-mezhkulturnoj/modul-kab/portrety/gali-rahim-382872.html

Повесть Г. Рахима «Идель». Мотив одиночества../ Г. Рәхимнең «Идел» повестенда ялгызлык мотивы.

1

https://fajdali.narod.ru/rahim_gali2.htm

Стихотворение Р. Файзуллина «Мелочность души твоей...». Проблема свободы личности и свободы мнений./ Р. Фәйзуллинның «Җаныңның ваклыгын...» шигырендә шәхес иреге һәм фикер иреге мәсьәләсе

1

https://vk.com/wall253148221_233?ysclid=llzeyqy1rs331343120

Стихотворение Р. Хариса «Золотой лемех». /Р. Харисның «Алтын төрән» шигырендә кеше һәм вакыт мәсьәләсе куелышы

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2019/02/27/r-haris-shigyrlrend-tel-surtlu-charalary

Поэма И. Юзеева «Мы втроём отправились в путь». Проблема поиска человеком смысла жизни. / И. Юзеевның «Өчәү чыктык ерак юлга» әсәрендә тормыш фәлсәфәсе.

1

https://mybiblioteka.su/tom2/9-40572.html?ysclid=llzf1sxxep108118894

Стихотворения Зульфата «А кто ты?», «Четыре песни». Смысл жизни, быстротечность жизни человека. / Зөлфәтнең «Кем әле син?», «Дүрт җыр» шигырьләре. Яшәү мәгънәсе, гомернең тиз узуы.

1

https://vk.com/wall-205720615_4997?ysclid=llzf2kw875895494489

Стихотворение Р. Аймата «Последняя песня лета». Философские взгляды лирического героя./ Р. Аймәтнең «Җәйнең соңгы җыры» шигырендә лирик герой фәлсәфәсе.

1

https://vk.com/wall-82823204_324?ysclid=llzf3fct3c934144816

Стихотворения Л. Гибадуллиной «А хочется летать...», «От земли - до неба,
от неба до земли»/. Л. Гыйбадуллинаның «Ә очасы килә...» «...Җирдән – күккә, күктән җиргә кадәр...» шигырьләре.

1

https://kpfu.ru/portal/docs/F563315907/158_1_gum_3.pdf

«Кеше – даһи тереклекнең терәге ул» (сочинение язу)

1

Человек и семья. Человек и семейные отношения. Главные семейные ценности.  Проблема полноценности семьи./ Шәхес һәм гаилә кыйммәтләре. Әдәби әсәрләрдә мәхәббәт, гаилә мөнәсәбәтләре.

1

Повесть Г. Исхаки «Наставница». Проблемы вечности общечеловеческих ценностей. Человек, смысл жизни и семейное счастье.../ Г. Исхакыйның «Остазбикә» повестенда гаилә бәхете мәсьәләсе)

1

https://tt.wikipedia.org/wiki/Остазбикә_(әсәр)

Рассказ А. Еники «Мать и дочь». Теплота взаимоотношений матери
и дочери./ Ә. Еникинең «Ана һәм кыз» хикәясендә ана һәм кыз мөнәсәбәтләренең гәүдәләнеше.

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2013/05/14/enikinen-ana-hm-kyz-khikyasen-analiz

Драма Ш. Хусаинова «Мама приехала». Сущность семейных отношений /Ш. Хөсәеновның «Әни килде» драмасында гаилә мөнәсәбәтләренең асылы.

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/03/02/sh-khosenovnyn-ni-kilde-dramasyna-analiz

Драма Ш. Хусаинова «Мама приехала». Сложность во взаимоотношениях детей и родителей. Социально-этическая проблема в драме./ (Ш. Хөсәеновның «Әни килде» драмасы. Балалар һәм аналар  арасындагы катлаулы мөнәсәбәтләр. Әсәрнең проблематикасы.

1

https://multiurok.ru/files/sh-rif-khos-enovnyn-ni-kilde-dramasy-buencha-preze.html?ysclid=llzfjgsdqx425221246

Поэма И. Юзеева «Гора влюблённых». Любовь как высшая ценность / И. Юзеевның «Гашыйклар тавы» әсәрендә мәхәббәт хисенең гәүдәләнеше.

1

https://tt.tinchurinteatr.ru/repertoire/гора-влюбленных/

Поэма И. Юзеева «Гора влюблённых». Связь жизненной философии с идеализацией любви.  /И. Юзеевның «Гашыйклар тавы» әсәрендә тормыш фәлсәфәсе һәм мәхәббәт идеалы.

1

https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-tatarskoy-literature-gashiyklar-tavi-klass-2268833.html?ysclid=llzfl31vcx652766543

Сочинение “Основа семейного счастья в любви"/Гаилә бәхетенең нигезе яратуда» (сочинение язу)

1

1

Стихотворение Х. Туфана «О сказанном тобой». Размышления поэта о дружбе, любви, преданности и верности./ Х. Туфанның «Әйткән идең» шигырендә дуслык, мәхәббәт һәм тугрылыкның чагылышы)

1

https://kitaphane.tatarstan.ru/tat/tufan/poems/tat1.htm?ysclid=llzflvhci0818494553

Стихотворение М. Джалиля «Не верь». Образ автора, изображение его духовной силы. Изображение патриотических чувств лирического героя./ М. Җәлилнең «Ышанма» шигырендә рухи ныклык, мәхәббәт һәм изге бурыч мәсьәләләре.

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2018/11/10/musa-zhlil-izhaty-buencha-dres

Рассказ Р. Мухаметшина «Прыгун». Образ семьи в детском восприятии./ Р. Мөхәммәтшинның «Тырыйк» хикәясендә гаилә образының чагылышы.

1

https://kazanutlary.ru/j-archive/journal-materials/2017-8/tyryyk-khikya?ysclid=llzforn1d4304385500

Дидактические наставления Р. Фахретдинова «Семья». Функция каждого члена семьи, красота семейных взаимоотношений на примере татарской семьи./ Р. Фәхретдиновның «Гаилә» үгет-нәсыйхәтләрендә татар гаиләсе кануннары.

1

https://infourok.ru/rizaeddin-fәhretdinneң-үget-nәsyjhәtlәren-belem-һәm-tәrbiya-birүdә-kullanu-4597111.html?ysclid=llzfpmacai203928843

Проектная работа/«Яхшылык эшлә дә суга сал» (Проект эше яклау)

1

Человек и национальный характер. Воплощение национального характера в литературных произведениях/. Кеше һәм милли холык. Әдәби әсәрләрдә милли холык гәүдәләнеше

1

Стихотворение М. Гафури «Я и мой народ». Идея служения народу. Миссия поэта в воплощении идеи его дальнейшего развития. /Ир язмышы – халык язмышы. М. Гафуриның «Үзем һәм халкым» шигыре.

1

https://alfinur.jimdofree.com/шигырь-күңелнең-хаҗы-шигырь-сәнгатьнең-таҗы/

Стихотворение Р. Ахметзянова «Мой родной язык», «Споём вместе». Язык как символ единства нации./ Р. Әхмәтҗановның «И туган тел», «Бергәләп җырлыйк» шигырьләре. Тел – милли бердәмлек символы.

1

https://vk.com/wall-56370449_5586?ysclid=llzfrm481g916243619

Стихотворение Р. Миннуллина «Родной язык». Долг поэта перед родным языком./ Р. Миңнуллинның «Туган телемә» шигыре. Туган телгә олы хөрмәт саклап.

1

https://idel-tat.ru/news/literatura-tt/tugan-telem-robert-minullin

Стихотворение Р. Зайдуллы «Любуюсь Казанью». Образ Казани сквозь призму времени: прошлое, настоящее и будущее татарского народа. / Р. Зайдулланың «Карап торам Казаныма» шигыре. Үткәннәрне белсәң, киләчәгең ачык булыр

1

https://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/tezm-s-r-echt-legen-achu-buencha-ostalyk-d-rese-1217494?ysclid=llzftoqvjz527119176

 Комедия Г. Исхаки «Җан Баевич». Отрицательные стороны национального характера в драме Г. Исхаки "Жан Баевич"/Г. Исхакыйның «Җан Баевич» драмасы милли холыкның тискәре яклары.

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2016/12/28/g-ishakyynyn-zhan-baevich-komediyase-buencha

Идейная проблематика драмы Г. Исхаки "Жан Баевич"/ Г. Исхакыйның «Җан Баевич» драмасының идея- проблематикасы.

1

1

https://for-teacher.ru/edu/klassnomu_rukovoditelyu/doc-zj9si9u.html?ysclid=llzfvirk43806556643

Повторение пройденного  материала. Подведение итогов/.Үткән материалны кабатлау. Нәтиҗәләр чыгару.

1

1

Итого

34

1

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

 Человек и общество. Стихотворение Г. Тукая «Разбитая надежда». /  / Кеше һәм җәмгыять (Г. Тукайның «Өзелгән өмид» шигыре)

1

http://магариф.рф/g-tukajjnyn-ozelgen-omid-shigyrende/

Стихотворение С. Рамиева «Я и моё слово». Поиск жизненного идеала. /С. Рәмиевнең «Сүзем һәм үзем» шигырендә тормыш идеалы

1

https://idinara.blogspot.com/p/blog-page_74.html

Стихотворение Дардменда «Когда страна возликовала...». Боль поэта за судьбу народа./. Дәрдемәнднең «Куанды ил, канат какты мәләкләр... » шигырендә халык язмышы мәсьәләсе.

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-drdemnd-iatin-yrn-929374.html?ysclid=llzg0fgpei567792396

К. Тинчурин. «Угасшие звезды». Символические образы в произведении/ К. Тинчуринның «Сүнгән йолдызлар» драмасында мәхәббәт хисенең көче. Әсәрдәге символик образлар.

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-k-tinchurin-sүngәn-joldyzlar-4965914.html?ysclid=llzfyn0oye778110996

Драма Х. Такташа «Утраченная красота». Обращение к проблемам любви и создания семьи./ Һ. Такташның «Югалган матурлык» драмасында гаилә һәм мәхәббәт мәсьәләсе.

1

https://kazanutlary.ru/j-archive/journal-materials/1956-12/yugalgan-maturlyk?ysclid=llzg1bo6ja252437483

Драма Х. Такташа «Утраченная красота». Противостояние господствующей в стране идеологии и реальной действительности./Һ. Такташның «Югалган матурлык» драмасында идеология һәм чынбарлык)

1

https://infourok.ru/proekt-programmi-luchshiy-uchebniy-material-tema-adi-taktash-iatinda-hatinkiz-maturligi-1446988.html?ysclid=llzg1xfq8s500079526

Стихотворение Х. Аюпова «Завещание». Восхваление нравственных качеств человека: честь, достоинство, человеколюбие, патриотизм, солидарность/. Х. Әюповның «Әманәт» шигыре.Әманәт – намус сынавы.

1

Стихотворение Р. Валиева «Отчизна моя». Патриотический настрой стихотворения. Образ народа-победителя. Чувство гордости за свою родину, за свой народ. / Р. Валиевның «Ватаным» шигыре. Җиңүче халык образы. Туган илебез, халкыбыз өчен горурлык хисе. 

1

https://erlar.ru/node/587?ysclid=llzg47jtsl516215014

«Гаделлек белән бу җиһан тулы нур булыр» (сочинение язу)

1

1

Человек и история. Роль личности в истории, вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре, свобода человека в условиях абсолютной несвободы, человек в прошлом, настоящем и в будущем.

1

Стихотворение Дардменда «Мы». Вопросы жизни и смерти, судьбы, бренности жизни. Экзистенциальный мотив./Дәрдемәнднең «Без» шигыре. Яшәү һәм үлем, язмыш, тормышның фанилыгы мәсьәләләре. Экзистенциаль мотив.

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-drdemnd-iatin-yrn-929374.html?ysclid=llzg50ztu6652794291

Стихотворение Х. Туфана «Жизнь». /Х. Туфанның «Хәят» шигыре.

1

https://saniyagabit.ucoz.ru/load/repressija_ellarynda_kh_tufanny_tormyshy_m_i_aty/1-1-0-10

Рассказ Р. Галиуллина «Боссоойко». Образ Гиззатуллы Рахматуллина. Смелость, мужество, глубокая вера в идею свободы./ Р. Галиуллин «Боссойко» хикәясе. Гыйззәтулла Рәхмәтуллин образы. Кыюлык, батырлык, азатлык идеясенә тирән ышаныч.

1

https://madanizhomga.ru/news/dbi-skhif/rostam-galiullin-bossooiko

Повесть М. Магдеева «Человек уходит - песня остаётся». Сельская жизнь Мотив прошлого - мотив ухода людей, традиций, обычаев./ Мәһдиев «Кеше китә – җыры кала» повестенда авыл тормышы.

1

https://multiurok.ru/files/keshe-kit-zhyry-kala.html?ysclid=llzg7grbdn339171464

Повесть М. Магдеева «Человек уходит - песня остаётся». Влияние войны на сельскую жизнь/ М. Мәһдиев «Кеше китә – җыры кала» повестенда авыл тормышына сугышның тәэсире.

1

https://belem.ru/node/2552?ysclid=llzg7uszg6285184327

Повесть М. Магдеева «Человек уходит - песня остаётся». Исторический период и его владельцы./ М. Мәһдиев «Кеше китә – җыры кала» повестенда тарихи чор һәм аның хуҗалары)

1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/10/22/keshe-kit-zhyry-kala-m-mhdiev-izhaty-buencha

Драма Т. Миннуллина «Родословная» Проблемы, поднятые в драме. Философское осмысление прошлого и настоящего народа. /Т. Миңнуллинның «Шәҗәрә» драмасында күтәрелгән проблемалар. Үткәннәрдән килгән кунак

1

https://gzalilova.narod.ru/adabiyat_deftere/11-TM.html?ysclid=llzg94kcd4845686329

Судьба героев в драме Т. Миннуллина/ «Родословная» Т. Миңнуллинның «Шәҗәрә» драмасында геройлар язмышы.

1

http://www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book/2022/Закирзянов-2022.pdf

Идея драмы Т. Миннуллина «Родословная»/ Т. Миңнуллинның «Шәҗәрә» драмасының идеясе.

1

З. Хаким «Грусть века». Стремление осознать основ человечности, способных поддержать человека в периоды исторических испытаний/ З. Хәкимнең «Гасыр моңы» драмасында тарихи вакыйгаларның геройлар язмышына ясаган борылыш

1

https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-osmyslenie-temy-sudby-naroda-v-teatralnom-romane-zulfata-hakima-gasyr-mo-y-melodiya-veka?ysclid=llzgbj587d594010343

Личностный конфликт в драме З. Хакима «Грусть века»/ Хәкимнең «Гасыр моңы» драмасында шәхес каршылыгы.

1

Исторический период и судьба героев в драме З. Хакима «Грусть века» /З. Хәким «Гасыр моңы» драмасында тарихи чор һәм геройлар язмышы)

1

«Кеше китә – җыры кала» (проект эше яклау)

1

Человек и природа. Взаимосвязь человека и природы, участие природы в судьбе человека, проблемы освоения и покорения природы/

Әдәби әсәрләрдә кеше һәм табигать мөнәсәбәтләрен чагылдыру.

1

Стихотворение К. Булатовой «Отсюда родом»/ К. Булатованың «Шушы яктан, шушы туфрактан без» шигыре.

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/11/03/dbi-ukudan-tehnologik-karta

 Стихотворение Г. Зайнашевой «Мелодия гор». Прошлое и настоящее. Невозвратное течение человеческой жизни. Образ родника. Красота природы, красоты жизни/. Г. Зәйнәшева «Таулар моңы» шигыре. Кеше тормышының кире кайтарылмас агымы. Чишмә образы.Табигать матурлыгы, тормыш гүзәллеге..

1

https://erlar.ru/node/1732?ysclid=llzgedyyix146099149

Повесть Ф. Байрамовой «Луг». Красота природы, страх о ее потере/ Ф. Бәйрәмованың «Болын» повестенда Табигать матурлыгы, аны югалту куркынычы.

1

Повесть Ф. Байрамовой «Луг». Чувство любви, дающее силу жизни./Ф. Бәйрәмованың «Болын» повестенда яшәү көче биргән мәхәббәт хисе

1

Психологизм в повести Ф. Байрамовой «Луг»/. Ф. Бәйрәмованың «Болын» повестенда психологизм.

1

https://tat-tel.ucoz.ru/load/f_zija_b_jr_movany_bolyn_povesten_analiz/1-1-0-13

Повесть Н. Гиматдиновой «Заклинание белого журавля». Оценка героев повести/Н. Гыйматдинованың «Ак торна каргышы» повесте геройларына бәя.

1

https://sptatar.com/f-ziya-b-jr-mova-i-atynda-yash-f-ls-f-se/

Тема и поднятые проблемы в повести Н. Гиматдиновой «Заклинание белого журавля». /Н. Гыйматдинованың «Ак торна каргышы» повестеның темасы һәм күтәрелгән проблемалар)

1

1

https://infourok.ru/n-gyjmatdinovanyң-ak-torna-әsәrendә-әhlak-mәsәlәlәre-6408597.html?ysclid=llzghiw0s7684708239

Идея  повести Н. Гиматдиновой «Заклинание белого журавля»/  Н. Гыйматдинованың «Ак торна каргышы» повестеның идеясе

1

«Табигать яратуга мохтаҗ» (сочинение язу)

1

1

Повторение пройденного  материала. Подведение итогов/.Үткән материалны кабатлау. Нәтиҗәләр чыгару.

1

34

2

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....