Рабочие программы по родному русскому языку
рабочая программа
Рабочая программа по родному русскому языку в 7 классе - 35 ч., в 9 классе - 70 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yaz._russkiy_7_kl._35_ch.docx | 48.59 КБ |
rodnoy_yaz._russkiy_9_kl._70_ch.docx | 55.06 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) ДЛЯ 7 КЛАССА (35 часов)
Пояснительная записка
Настоящая примерная рабочая программа по учебному предмету
«Родной язык (русский)» для 7-го класса разработана на основе
Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-
ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку
для основной школы, составленной на основе федерального
государственного образовательного стандарта;
Примерной программы по учебному предмету «Русский язык (родной)» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, одобренной решением федерального научно-методического
объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018
года);
авторской программы (автор программы Л.О. Савчук под ред.
Е.Я. Шмелёвой), соответствующей федеральному государственному
образовательному стандарту.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения русского родного языка, определяется место учебного
предмета «Родной язык» в учебном плане, даётся общая характеристика
курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому
родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное содержание учебного предмета «Русский язык (родной)».
Предлагается возможный вариант календарно-тематического планирования
уроков родного языка (русского) для 7-го класса.
Цели изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по
русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в
рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером
курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе родного языка (русского)
актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного
языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации
родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)»
Программа составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа
формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им - могучее
средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к
культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий
уровень владения родным языком определяет способность аналитически
мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно
понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из
различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной
жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но
и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей
профессией.
Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому
учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
«Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи,
внешней стороне существования языка: к многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые
обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и
других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о
русской языковой картине мира, о национальном языке как базе
общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и
культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке
как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма
обучающихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление
межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не
только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе
изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного
(русского) языка опирается на содержание основного курса, представленного
в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы
(блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в образовательной организации, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание,
изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной и духовной культуры русского народа, национально-
культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и
специфического в языках и культурах русского и других народов России и
мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у
учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию
русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры
подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи:
навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования
речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований
уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст»
представлено содержание, направленное на совершенствование видов
речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной
речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно
важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные
намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-
смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
(РУССКОМУ)
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература»
должно обеспечивать:
• воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на
родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое
поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение культуры народа;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
• получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
7 класс
Личностные:
• воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на
родном языке как хранителю культуры, включение в культурно - языковое
поле своего народа;
• приобщение к литературному наследию своего народа;
• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
• осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа.
Метапредметные:
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
• получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на
нём:
• осознание роли русского родного языка в жизни общества и
государства, в современном мире;
• осознание роли русского родного языка в жизни человека;
• осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи
исторического развития языка с историей общества;
• осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка;
• понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи;
• понимание особенностей употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой;
• осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов,
обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание,
характеристика.
• понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом; комментирование истории
происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их
в современных ситуациях речевого общения;
• понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений;
правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений
в современных ситуациях речевого общения;
• характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика
исконно русская и заимствованная;
• понимание процессов заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур;
• характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из
славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние);
• распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского
языка в развитии русского литературного языка; стилистическая
характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие);
• понимание роли заимствованной лексики в современном русском
языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков
народов России и мира; общее представление об особенностях освоения
иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований
последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка;
• перераспределения пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-
культурным компонентом;
• определение значения современных неологизмов, характеристика
неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
• определение различий между литературным языком и диалектами;
осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-
культурного своеобразия диалектизмов;
• осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание
внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление
об активных процессах в современном русском языке;
• соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной
специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом
других народов;
• использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его
словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей
иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических
фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов
и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов,
антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых
норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний:
• стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
• осознание важности соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
• анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с
учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
• соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка и правил речевого этикета;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объёма используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
и стилю общения;
• стремление к речевому самосовершенствованию;
• формирование ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность;
• осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры
использования русского языка, способности оценивать свои языковые
умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
• соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
• различение произносительных различий в русском языке,
обусловленных темпом речи и стилями речи;
• различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы;
употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической
нормы;
• употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы;
• понимание активных процессов в области произношения и ударения;
• соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка:
• нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
• употребление слова в соответствии с его лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости;
• употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике,
художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных
примеров тавтологии и плеоназма;
• различение стилистических вариантов лексической нормы;
• употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с
учётом стилистических вариантов лексической нормы;
• употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом
стилистических вариантов лексической нормы;
• различение типичных речевых ошибок;
• редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
• соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
• различение вариантов грамматической нормы:
• соблюдение основных норм русского речевого этикета;
• ситуациях делового общения;
• понимание активных процессов в русском речевом этикете;
• соблюдение основных орфографических норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
• соблюдение основных пунктуационных норм современного русского
литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
• использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для
определения лексического значения слова, особенностей употребления;
• использование орфоэпических, в том числе мультимедийных,
орфографических словарей для определения нормативного произношения
слова; вариантов произношения;
• использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов
для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;
• использование грамматических словарей и справочников для
уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессе редактирования текста;
• использование орфографических словарей и справочников по
пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки
знаков препинания в письменной речи.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи
современных средств устной и письменной коммуникации):
• владение различными видами слушания (детальным, выборочным,
ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи,
• учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
• владение различными видами чтения учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-
смысловых типов речи;
• умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного
и прослушанного текста;
• умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между
абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять
начало и конец темы; выявлять логический план текста;
• проведение анализа прослушанного или прочитанного текста;
• владение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; владение правилами информационной безопасности
при общении в социальных сетях;
• уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного
общения;
• участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого
поведения в споре;
• умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов,
рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в
учебно-научной дискуссии;
• владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника;
побуждения собеседника к действию; информирования об объекте;
объяснения сущности объекта; оценки;
• создание устных и письменных текстов описательного типа
• создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка
причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
• создание текста как результата проектной (исследовательской)
деятельности;
• чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических
жанров;
• чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и
художественных текстов или их фрагментов;
20
• редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
7 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического
развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и
техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели
истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном
русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени
устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой
контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик,
колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление
иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (10 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких
формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚
наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия,
характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-
стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи.
Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том
числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени
глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы
глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов
типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные
падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и
разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь;
обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚
средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная
интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный)
этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов.
Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и
тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные),
стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их
типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в
споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные
приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного
объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная
информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в
художественных текстах. Притча.
Резерв учебного времени – 5ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
В 7 КЛАССЕ (35 часов)
№ п/п | Разделы темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 1 |
|
|
2 | Факторы, влияющие на развитие языка | 1 | 2 |
|
|
3 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 | 3 |
|
|
4 | Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох | 1 | 4 |
|
|
5 | Историзмы как слова, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни | 1 | 5 |
|
|
6 | Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы | 1 | 6 |
|
|
7 | Творческая работа | 1 | 7 |
|
|
8 | Резервный урок | 1 | 8 |
|
|
9 | Группы лексических единиц по степени устарелости | 1 | 9 |
|
|
10 | Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте | 1 | 10 |
|
|
11 | Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | 1 | 11 |
| |
12 | Основные орфоэпические нормы | 1 | 12 |
|
|
13 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 1 | 13 |
|
|
14 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 1 | 14 |
|
|
15 | Литературный и разговорный варианты грамматической норм | 1 | 15 |
|
|
16 | Тест | 1 | 16 |
|
|
17 | Резервный урок | 1 | 17 |
|
|
18 | Речевой этикет | 1 | 18 |
|
|
19 | Русская этикетная речевая манера общения | 1 | 19 |
|
|
20 | Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре | 1 | 20 |
|
|
21 | Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов | 1 | 21 |
|
|
22 | Замещающие и сопровождающие жесты. | 1 | 22 |
|
|
23 | Виды речевой деятельности. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения | 1 | 23 |
|
|
24 | Текст как единица языка и речи. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы | 1 | 24 |
|
|
25 | Основные типы текстовых структур. Информативная функция заголовков | 1 | 25 |
|
|
26 | Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение | 1 | 26 |
|
|
27 | Творческая работа | 1 | 27 |
| |
28 | Резервный урок | 1 | 28 |
|
|
29 | Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Беседа | 1 | 29 |
|
|
30 | Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником | 1 | 30 |
|
|
31 | Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления | 1 | 31 |
|
|
32 | Язык художественной литературы | 1 | 32 |
|
|
33 | Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Притча | 1 | 33 |
|
|
34 | Итоговое занятие | 1 | 34 |
|
|
35 | Резервный урок | 1 | 35 |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебная литература
1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2013.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
3. Русский родной язык: 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций; под ред Л.А. Вербицкой. – М.: Просвещение, 2019.
Дидактические материалы
1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.
2. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СанктПетербург: Литера, 2009 г.
3. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе. Карточки-задания. – М.: Владос,2000.
4. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. – М.: Просвещение, 1996.
Методические материалы
Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Электронные носители, сайты в Интернете
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f- 443c-860d7732ffefb663.
Новый стандарт общего образования. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru.
Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ а: http://www. gramota. ru.
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)
ДЛЯ 9 КЛАССА (70 часов)
Нормативную правовую основу для разработки настоящей примерной
программы по учебному предмету «Родной язык (русский)»
составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-
ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
№1897) в действующей редакции;
Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, одобренной решением федерального научно-методического
объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018
года).
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса,
определяется место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном
плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса,
характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому
родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное содержание учебного предмета «Родной язык (русский)».
Программа определяет содержание учебного предмета.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана
для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚
изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание
программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому
языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в
рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют
10
свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером
курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются
следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование
представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного
языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса
и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности
к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких
явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об
основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике
русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления,
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык
(русский)»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа
формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения,
обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной
культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной
канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому
опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить,
успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности,
умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других
людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире
духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но
средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных
предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык (русский)» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное
время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
«Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней
стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка,
в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и
других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о
русской языковой картине мира, о национальном языке как базе
общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и
культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке
как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма
учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление
межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не
только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе
изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях
общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и
неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с
точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения
коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности
использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого
общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично
представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать
собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять
их.
Речевая деятельность
Выпускник научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной
коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную
задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного,
публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов,
распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать и комментировать речь в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
- передавать схематически представленную информацию в виде связного
текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и
другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему,
анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую
(подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая
противоположные точки зрения на её решение) из различных источников
(учебно-научных текстов, текстов СМИ,
в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать
собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в
том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные,
нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе
лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых
учебных предметов) разной коммуникативной направленности в
соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад
в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой
учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных
источников, систематизировать и анализировать материал на определённую
тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Письмо
Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной
коммуникативной направленности;
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста
(подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также
тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
- писать рефераты;
- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.
Текст
Выпускник научится:
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи,
стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со
спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного
характера,
научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной
литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические
особенности на уровне употребления лексических средств, типичных
синтаксических конструкций);
- речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на
учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной
литературы с точки зрения специфики использования в них лексических,
морфологических, синтаксических средств;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-
этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в
России.
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами,
просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие
русистики.
Язык и культура
Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом
значения в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе и исторических текстах;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского
родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
- Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на
отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа —
носителя русского родного языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные
пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в
практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки и
словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную
связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования
в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных,
словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том
числе мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания
и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления
неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым
словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и
др.) и использовать полученную информацию в различных видах
деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава
русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений
слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного
типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или
иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с
нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике
правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для
решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии; различать
грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических
трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию
в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения структурной и смысловой организации, функциональной
предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические
конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания,
в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного
и официально-делового стилей речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических
конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств,
требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе
письма (в объёме содержания курса).
Выпускник получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче
смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать
эту информацию в процессе письма.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 9 класс
Раздел 1. Язык и культура (6 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
(обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах
в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в
языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (20 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Активные процессы в области произношения и
ударения. Отражение произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование.
Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по
с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным
значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу,
обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов
о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка
рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚
повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение
в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (36 ч)
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп),
способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки
информации.
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и
тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные
формы описания, повествования, рассуждения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная
функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение,
доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.
Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации
в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.
Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента:
критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы
и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени – 4 ч.
Примерные темы проектных и исследовательских работ
1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине
мира.
2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
3. Из этимологии фразеологизмов.
4. Из истории русских имён.
5. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
6. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
7. Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь
одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
8. Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия
городов моего края/России».
9. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в
русском языке.
10. Мы живем в мире знаков.
11. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Понимаем ли мы язык Пушкина?
12. Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
Футбольный сленг в русском языке.
13. Компьютерный сленг в русском языке.
14. Названия денежных единиц в русском языке. Интернет-сленг.
15. Этикетные формы обращения. Как быть вежливым?
16. Являются ли жесты универсальным языком человечества? Как назвать
новорождённого?
17. Межнациональные различия невербального общения.
18. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
19. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского
языков).
20. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
21. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в
современных СМИ.
22. Сетевой знак @ в разных языках.
23. Слоганы в языке современной рекламы.
24. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
25. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель –
врачеватель. Что общего и в чём различие?
26. Язык и юмор.
27. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
28. Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника
стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.
29. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть
убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной
безопасности при общении в социальных сетях» и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В 9 КЛАССЕ
(70 часов)
№ п/п | Разделы темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
1-2 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека | 2 | 1-2 |
|
|
3-4 | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость | 2 | 3-4 |
|
|
5-6 | Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов | 2 | 5-6 |
|
|
7-8
| Развитие языка как объективный процесс | 2 | 7-8
|
|
|
9-10 | Общее представление об активных процессах в современном русском языке | 2 | 9-10 |
|
|
11-12 | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» | 2 | 11-12 |
|
|
13 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Язык и культура» | 1 | 13 |
|
|
14 | Работа над ошибками | 1 | 14 |
|
|
15-16 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. | 2 | 15-16 |
|
|
17-18 | Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | 2 | 17-18 |
|
|
19-20 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 2 | 19-20 |
| |
21-22 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 2 | 21-22 |
|
|
23-24 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы | 2 | 23-24 |
|
|
26-26 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 2 | 26-26 |
|
|
27-28 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. | 2 | 27-28 |
|
|
29-30 | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | 2 | 29-30 |
|
|
31-32 | Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 2 | 31-32 |
|
|
33 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Культура речи» | 1 | 33 |
|
|
34 | Работа над ошибками | 1 | 34 |
|
|
35-36 | Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог | 2 | 35-36 |
|
|
37-38 | Эффективные приёмы чтения и слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | 2 | 37-38 |
|
|
39-40 | Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения | 2 | 39-40 |
|
|
41-42 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 2 | 41-42 |
|
|
43-44 | Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | 2 | 43-44 |
|
|
45-46 | Основные признаки текста. Виды абзацев. Заголовки текстов. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | 2 | 45-46 |
|
|
47-48 | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. | 2 | 47-48 |
|
|
49-50 | Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента | 2 | 49-50 |
| |
51-52 | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 2 | 51-52 |
|
|
53 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Текст как единица языка и речи» | 1 | 53 |
|
|
54 | Работа над ошибками | 1 | 54 |
|
|
55-56 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. | 2 | 55-56 |
|
|
57-58 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 2 | 57-58 |
|
|
59-60 | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 2 | 59-60 |
|
|
61-62 | Публицистический стиль. | 2 | 61-62 |
|
|
63-64 | Язык художественной литературы | 2 | 63-64 |
|
|
65-66 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст» или Защита проекта по предложенной теме (по выбору учителя) | 2 | 65-66 |
|
|
67-70 | Резервные уроки | 4 | 41 |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Демонстрационное оборудование:
1. Видеофильмы, соответствующие тематике.
Технические средства обучения:
1. Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления постеров и таблиц.
2. Телевизор.
Литература для учителя
1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и
школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности – М.: Дрофа,
2009.
3. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.
4. Карцевский С.И. Язык, война и революция (Из лингвистического наследия). –
М.: Языки русской культуры, 2000.
5. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. –
Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
6. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: Литера,
2005.
Литература для учащихся
1. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для
школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
2. Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-
Петербург. Литера. 2009 г.
3. Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и
схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
4. Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва.
Эксмо. 2010 г.
5. Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в
таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
6. Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы.
Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
Интернет – ресурсы
1) http://www.pycckoeslovo.ru/ - Репетитор по русскому языку
2) http://www.standart.edu,ru – Новый стандарт общего образования
3) http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
4) http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному (русскому )языку
Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...