Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" - 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной русский язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
На изучение родного русского языка в 10 классе в учебном плане ГБОУ ЛНР «Беловодская средняя школа № 1» отводится 35 часов в год из расчета 1 час в неделю (на 35 учебных недель).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_russkiy_yazyk.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по родному языку (русскому)
10 класс
Гриненко Инна Викторовна
учитель русского языка и литературы высшей категории
2023-2024 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной русский язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
На изучение родного русского языка в 10 классе в учебном плане ГБОУ ЛНР «Беловодская средняя школа № 1» отводится 35 часов в год из расчета 1 час в неделю (на 35 учебных недель).
Количество к/р, сочинений согласно учебным полугодиям:
Форма контроля | 1 полугодие | 2 полугодие |
Контрольная работа | 2 | 1 |
Тестирование | 4 | 4 |
Сочинение | - | 3 |
В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2023 – 2024 учебный год.
Планируемые результаты освоения предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет перечень предметных результатов изучения родного (русского) языка.
1. Совершенствование различных видов речевой деятельности.
2.Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования.
3.Расширение и систематизация научных знаний о родном языке.
4.Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, а также комплексного анализа текста.
5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
6.Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка.
Личностные:
-воспитание гражданина и патриота, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, овладение культурой межнационального общения;
-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-углубление и расширение знаний о нормативном использовании языка, о стилистике русского языка; о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете.
Метапредметные:
-совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-развитие проектного и исследовательского мышления.
Предметные:
1) совершенствование всех видов речевой деятельности;
2) осознание ведущей роли языка в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы;
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
- Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Раздел 1. Язык и культура (3 часа)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (14 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (18 часов)
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Календарно-тематический план
п\п. | Темы уроков. | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||
Язык и культура. (3 часа) | ||||
1. | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | |||
2. | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | |||
3. | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум». | |||
Культура речи (14 часов) | ||||
4. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | |||
5. | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | |||
6. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | |||
7. | Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | |||
8. | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | |||
9. | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | |||
10. | Контрольная работа по теме «Основные орфоэпические и лексические нормы». | |||
11-12. | Основные грамматические морфологические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | |||
13-14. | Основные грамматические синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы построения словосочетаний по типу согласования и управления. | |||
15. | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Словарные пометы. | |||
16. | Типичные ошибки в построении сложных предложений. Предложения с косвенной речью. | |||
17. | Контрольная работа по теме «Основные грамматические нормы». | |||
Речь. Речевая деятельность. Текст (18 часов) | ||||
18-19. | Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Формы речи: монолог и диалог. Подготовка к домашнему сочинению. | |||
20. | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | |||
21. | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | |||
22-23. | Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Подготовка к домашнему сочинению. | |||
24. | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | |||
25-26. | Сочинение по предложенному тексту. | |||
27. | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка, поздравление. | |||
28-29. | Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. | |||
30-31. | Язык художественной литературы. Сочинение по тексту художественной литературы. | |||
32-33. | Публицистический стиль. Проблемный очерк. Сочинение по тексту публицистического стиля. | |||
34-35. | Итоговая контрольная работа. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"
Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...