"Сломанная подкова"
рабочая программа (5 класс)

В статье исследуется проза известного  кабардинскогописателя А. П Кешоковав контекте адыгского исторического  романа 1960-1980-х гг.  Адыгские литературы, входящие  в состав  литератур  народов Северног Кавказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл use.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке».

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке») (далее соответственно - программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке, литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке.

2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.

4. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования,
а также предметные результаты за каждый год обучения.

5. Пояснительная записка.

Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение
на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.

Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, кабардино-черкесская литература устанавливает
тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение»
в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»
(66 часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период обучения грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте заканчивается к концу 1 класса и раздельного обучения учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» нет. Раздельное изучение учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» начинается со 2 класса.

В содержание программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся, круг детского чтения.

Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора

и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;

формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа,
а также к жизни и культуре народов России;

ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов, формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.

Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).

7. Содержание обучения в 3 классе.

Псалъапэ (Введение).

Х. Шоров, стихотворение «Тхылъым и лъэIу» («Просьба учебника»). А. Шомахов, стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»). Б. Кагермазов, стихотворение «Сабий уэрэд» («Песенка для детей»). Л. Канаметова, рассказ «Ди щIыналъэр» («Наш край»).

Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).

Псалъэжьхэр (Пословицы). Къуажэхьхэр (Загадки). ПсынщIэрыпсалъэхэр (Скороговорки). Предание «Насып» («Счастье»). Сказка «ШыкъумцIий» («Шикумций»).

Литературнэ псысэхэр (Литературные сказки).

А. Кешоков «Бажэ пшынэ» («Лисья гармонь»). З. Жириков «Дыгъужь кIэн» («Волчья кость»).

«Бжьыхьэ» («Осень»).

А. Шогенцуков, рассказ «Бжьыхьэ» («Осень»). С. Жилетежев, стихотворение «Бжьыхьэ хадэ» («Осенний сад»). С. Хахов, рассказ «Щыхьым
и жыг» («Дерево Шихым»). Л. Афаунов, стихотворение «ХъумпIэцIэдж» («Муравей»). Б. Тхамоков, рассказ «ТIрашэрэ мыIэрысеймрэ» («Траша
и яблоня»).

«Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир вокруг нас»).

М. Шебзухов,рассказ «Мэзым» («В лесу»). А. Куантов, рассказ «ТхьэкIумэкIыхь шырымрэ блэмрэ» («Зайчонок и змея»). Б. Кагермазов, стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»). Б. Журтов, рассказ «Джэджьей щ1ыху ц1ык1у» («Синий цыпленок»). А. Щогенцуков, стихотворение «КIущэ нагъуэ» («Сероглазый Куша»).

Сабийхэм я хьэл-щэныр (Поведение и характер детей).

Л. Афаунов, стихотворение «Абу цIыкIу» («Маленький Абу»). З. Налоев, стихотворение «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым» («Соврав однажды, теряешь доверие»). Х. Хавпачев, рассказ «Умышынэ, дадэ»
(«Не бойся, дедушка). Л. Шогенов, стихотворение «Дадэ и нэгъуджэ» («Дедушкины очки»). Х. Кауфов, рассказ «ЦIыхугъэм и къалэныр» («Значение человечности»).

«Щ1ымахуэ» («Зима»).

Л. Афаунов, стихотворение «Япэ уэс» («Первый снег»). Б. Тхамоков, рассказ «Бзу» («Птица»). А. Ханфенов, стихотворение «ГуфIэгуэш». («Раздающий радость»). С. Жилетежев, рассказ «ЩIымахуэ пщэдджыжь». («Зимнее утро»). В. Бианки, рассказ «БажапцIэ». («Чернобурая лиса») (Перевод Х. Кармокова)) Ф. Малаева, рассказ «Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр». («Цветы для Снежной Королевы»).

«Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ» («Труд возвышает человека»).

Предание «Iуэху цIыкIу щыIэкъым…» («Маленьких дел не бывает…»). Сказка «Дыщэ сом» («Золотая монета»). Б. Мазихов, рассказ «Уэт лIы!» («Вот мужчина!»). М. Дабагов, стихотворение «ПхъащIэ цIыкIу» («Маленький плотник»). А. Гергов, стихотворение «ПIытIэ щхьэхынэ» («Ленивый Пита»). А. Шомахов, стихотворение «ЩIалэфI» («Хороший парень»). С. Хахов, рассказ «Iущ цIыкIу» («Смышленный»). Р. Хагундоков, стихотворение «Космонавт цIыкIу» («Маленький космонавт»).

«Гъатхэ» («Весна»).

А. Ханфенов, рассказ «КъэхутакІуэ цІыкІу» («Маленький изобретатель»). Дж. Хаупа, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Х. Кунижева, рассказ «Март мазэ» («Месяц Март»). Х. Шогенов, стихотворение «Гъатхэ нэщэнэ» («Примета весны»). А. Мезов, стихотворение «Мыщэ жейнэд» («Медведь соня»). М. Кештов, рассказ «Бжэндэхъу анэ» («Случай у гнезда»). И. Хакунов, стихотворение «Гъатхэ махуэ» («Весенний день»). Р. Ацканов, стихотворение «Пшэхэр» («Тучи»).

«Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ» («Защита Родины - святая обязанность»).

А. Кешоков, стихотворение «Зеич лантIэ» («Гибкая кизиловая веточка»). Л. Канаметова, рассказ «Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и махуэшхуэщ» («9 мая - День Победы»). Б. Карданов, рассказ «Лалинэ» («Лалина»). Б. Кагермазов, стихотворение «Сэ зауэлIым сеупщIат» («Я спрашивал у солдата»). К. Эльгаров, стихотворение «ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ» («Великий День Победы»).

«Гъэмахуэ» («Лето»).

Х. Кармоков, рассказ «Лъэпщокъуэ и бжьэхэр» («Пчелы Тлепшоко»). Б. Журтов, рассказ «Гуэлым» («На озере»). Б. Тхамоков, рассказ «Хьэрун дадэрэ ТIалэ цIыкIурэ» («Дед Харун и маленький Таля»). М. Куготов, стихотворение «СурэтыщI» («Художник»). С. Хахов, рассказ «Къалэм къикIа щIалэ цIыкIу» («Мальчик, приехавший из города»). Къуажэхьым и сыхьэт (Отгадываем загадки). По сказке А. Кешокова, пьеса «Бажэ пшынэ («Лисья гармонь»). У. Ногмов, стихотворение «Iэгъуапэ нэщI» («Пустой рукав»). Б. Балкизов, стихотворение «Дыгъэ» («Солнце»).

10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования.

В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории
и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных
по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих ей вред;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и смыслового чтения;

строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый ответ на вопрос учителя);

слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять прозвучавшие ответы новым содержанием;

работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного произведения;

составлять модели речи типов описание, рассказ;

пополнять активный словарный запас;

оценивать и характеризовать героев произведения;

выделять части текста по предложенному плану;

моделировать свою речь по типу сказки;

наблюдать за развитием сюжета в произведении;

выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;

составлять план прозаического произведения;

называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской литературы;

знать названия изученных произведений, кратко пересказывать их содержание;

читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;

составлять самостоятельно вопросы по содержанию прослушанного
или прочитанного текста;

использовать выразительные средства языка в собственном монологическом высказывании;

выявлять особенности кабардинского речевого этикета и понимать
их, использовать средства речевого этикета в общении;

называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений, перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;

составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его связность и логичность;

слушать высказывания собеседника, отвечать на его вопросы
и аргументировать свою точку зрения;

находить в прочитанном тексте нужную информацию;

читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).

№№

Темы

Кол-во часов

Электронные ресурсы

  1. Ведущий образовательный портал учителей // URL: (дата обращения ).
  2. Государственная национальная библиотека КБР: // URL: http://xn-- (дата обращения ).
  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. // URL: 4. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https:// (дата обращения ).
  4. Нур (Свет): ежемес. лит.-худож. журн. для детей Учредители: Детский фонд, Союз писателей КБР. Изд. с 1982 г. – 2020 Нальчик. // URL: / (дата обращения ).
  5. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для Android) // URL: (дата обращения ).
  6. Портал «Российское образование» // URL: (дата обращения ).
  7. Самый большой онлайн словарь «Glosbe» // URL: #1082;абардино-черкесский (дата обращения: ).
  8. Словарь «Лъэпкъым и гъуазэ» // URL: https:// (дата обращения ).
  9. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: (дата обращения ).
  10. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: ).
  11. Электронная библиотека КБГУ // URL: (дата обращения ).

Библиотека ЦНППМ КБР – ЦНППМ КБР ()


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Сломанные судьбы...Прерванные жизни..."

Презентация к классному часу "Сломанные судьбы...Прерванные жизни..."...

Мастер -класс по тестопластике для педагогов "Подкова на счастье"

Мастер -класс по тестопластике  для педагогов "Подкова на счастье"...

Сломанный стул (Женева)

Презентация о необычных памятниках мира....

Задания для уроков "Сломанный телефон"

Задание для 9 класса (образец) По этому принципу можно сделать задания для любого курса географии....

ПРАКТИКУМ «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН» ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и разв...

ПРАКТИКУМ «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН» ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и разв...